Тест на астенизацию нервной системы

№ п/п Содержание нет 0 баллов иногда 1 балл часто 2 балла всегда 3 балла
1. 2.   3.   4. 5. 6.   7. 8. 9.   10. 11. 12.   13.   14. 15. 16. 17.   18. 19. 20 21 22. 23. 24. 25.   26. 27. 28. 29.   30. Я работаю с большим напряжением Мне трудно сосредоточиться на чем-либо Моя половая жизнь не удовлетворяет меня Ожидание нервирует меня Я испытываю мышечную слабость Мне не хочется ходить в кино или в театр Я забывчив Я чувствую себя усталым Мои глаза устают при длительном чтении Мои руки дрожат У меня плохой аппетит Мне трудно быть на вечеринке или в шумной компании Я уже не так хорошо понимаю прочитанное Мои руки и ноги холодные Меня легко задеть У меня болит голова Я просыпаюсь утром усталым и не отдохнувшим У меня бывают головокружения У меня бывают подергивания мышц У меня шумит в ушах Меня беспокоят половые вопросы Я испытываю тяжесть в голове Я испытываю общую слабость Я испытываю боли в темени Жизнь для меня связана с напряжением Моя голова как бы стянута обручем Я легко просыпаюсь от шума Меня утомляют люди Когда я волнуюсь, то покрываюсь потом Мне не дают заснуть беспокойные мысли        

Примечание: тест дан в модификации авторов.

 

Исследование ситуативных
психоэмоциональных реакций
(тест Спилбергера)

 

Тест Ч. Спилбергера позволяет оценить ситуативную или реактивную психоэмоциональную реакцию (тревожность) на события социальной значимости.

Исследование ситуативной тревожности проводится с помощью специального бланка, состоящего из 20 суждений: 10 из них характеризуют наличие эмоциональной напряженности, беспокойства, озабоченности, 10 – отсутствие тревожности.

Оценка состояния тревожности производится следующим образом: из суммы вопросов 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18 вычитается сумма вопросов 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20. К полученной разности прибавляют цифру 50.

Если итоговый показатель меньше 30 баллов – состояние тревожности  

низкое. Если показатель равен 40-45-уровень тревожности средний. Если

показатель выше 45 баллов - уровень тревожности высокий. 

 Под влиянием отрицательных эмоций, психоэмоциональных стрессов, психофизическом напряжении уровень тревожности повышается и свидетельствует об астенизации нервной системы.

Шкала самооценки ситуативной тревожности
по Спилбергеру

       Прочтите внимательно каждое из приведенных ниже предложений и обведите цифру, соответствующую вашим ощущениям в настоящее время. Не думайте долго над вопросами, правильных или неправильных ответов здесь нет.

 

    Вовсе нет Пожалуй, так Верно Совершенно верно
1. Я спокоен 1 2 3 4
2. Мне ничего не угрожает 1 2 3 4
3. Я нахожусь в напряжении 1 2 3 4
4. Я испытываю сожаление 1 2 3 4
5. Я чувствую себя свободно 1 2 3 4
6. Я расстроен 1 2 3 4
7. Меня волнуют возможные неудачи   1   2   3   4
8. Я чувствую себя отдохнувшим 1 2 3 4
9. Я встревожен 1 2 3 4
10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения   1   2   3   4
11. Я уверен в себе 1 2 3 4
12. Я нервничаю 1 2 3 4
13. Я не нахожу себе места 1 2 3 4
14. Я взвинчен 1 2 3 4
15. Я не чувствую скованности, напряженности   1   2   3   4
16. Я доволен 1 2 3 4
17. Я озабочен 1 2 3 4
18. Я слишком возбужден и мне не по себе   1   2   3   4
19. Мне радостно 1 2 3 4
20. Мне приятно 1 2 3 4  

Оценка эмоциональных состояний
(методика САН)

 

Используется для измерения эмоциональных состояний в период интенсивных физических и психических нагрузок. Разработана сотрудниками Санкт-Петербургской военно-медицинской академии. Каждая буква в названии анкеты обозначает определенное состояние человека:

С – самочувствие; вопросы анкеты 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.

А – активность; вопросы 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.

Н – настроение; вопросы анкеты 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.

Методика. Зачеркните цифры балльной оценки тестируемого состояния, которые для вас в наибольшей мере отражают соотношение между этими качествами в данный момент.

В качестве примера предлагается следующая балльная оценка состояний: 9 – очень хорошее, 8 – просто хорошее, 7 – скорее хорошее, 6, 5, 4 – среднее или неопределенное, 3 – скорее плохое, 2 – просто плохое, 1 – очень плохое. Полученную сумму баллов каждого состояния необходимо разделить на 10 (по числу вопросов каждого состояния). Принцип суммарной оценки такой же, что и в приведенном примере.

Для спортивной практики наиболее важно изучение взаимосвязи эмоциональных реакций в зависимости от эффективности тренировочной и соревновательной деятельности.

 





Анкета исследования САН

Дата ______________Время_____________(заполняется в день проверки)

Инструкция. Оцените свое состояние в день проверки, поставив на шкале знак «х» между противоположными по смыслу характеристиками от 9 до 1 балла (в том месте, которое для вас в наибольшей мере отражает соотношение между обозначенными качествами). Пользуйтесь всем диапазоном цифр (баллов), реже – крайними.

 



Тестовая карта САН-А

1. Самочувствие хорошее 2. Чувствую себя сильным 3. Пассивный 4. Малоподвижный 1. Веселый 2. Настроение хорошее 3. Работоспособный 4. Полный сил 5. Медлительный 6. Бездеятельный 7. Счастливый 8. Жизнерадостный 9. Напряженный 10. Здоровый 11. Безучастный 12. Равнодушный 13. Восторженный 14. Радостный 15. Отдохнувший 16. Свежий 17. Сонливый 18. Желание отдохнуть 19. Спокойный 20. Оптимистический 21. Выносливый 22. Бодрый 23. Соображать трудно 24. Рассеянный 25. Полный надежд 26. Довольный  С 9 8 7 6 5 4 3 2 1 С 9 8 7 6 5 4 3 2 1 А 1 2 3 4 5 6 7 8 9 А 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Н 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Н 9 8 7 6 5 4 3 2 1 С 9 8 7 6 5 4 3 2 1 С 9 8 7 6 5 4 3 2 1 А 1 2 3 4 5 6  7 8 9 А 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Н 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Н 9 8 7 6 5 4 3 2 1 С 9 8 7 6 5 4 3 2 1 С 9 8 7 6 5 4 3 2 1 А 1 2 3 4 5 6 7 8 9 А 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Н 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Н 9 8 7 6 5 4 3 2 1 С 9 8 7 6 5 4 3 2 1 С 9 8 7 6 5 4 3 2 1 А 1 2 3 4 5 6 7 8 9 А 1   2 3 4 5 6 7 8 9 Н 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Н 9 8 7 6 5 4 3 2 1 С 9 8 7 6 5 4 3 2 1 С 9 8 7 6 5 4 3 2 1 А 1 2 3 4 5 6 7 8 9 А 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Н 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Н 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Плохое Слабое Активный Подвижный Грустный Настроение плохое Разбитый Обессиленный Быстрый Деятельный Несчастный Мрачный Расслабленный Больной Увлеченный Взволнованный Унылый Печальный Усталый Изнуренный Возбужденный Соревноваться Озабоченный Пессимистический Утомленный Вялый Соображать легко Внимательный Разочарованный Недовольный

Примерная оценка состояния в баллах: 9 – очень хорошее; 8 – просто хорошее; 7 – скорее хорошее; 6-4 – среднее (удовлетворительное); 3 – скорее плохое; 2 – просто плохое; 1 – очень плохое.



Тестовая карта САН-Б

1. 2.   С   самочувствие хорошее чувствую себя сильным +3 +2 +1 +3 +2 +1   0 -1 -2 -3 0 -1 -2 -3 самочувствие плохое чувствую себя слабым
3. 4.   А   пассивный малоподвижный -3 -2 -1 -3 -2 -1     0 +1 +2 +3 0 +1 +2 +3 активный подвижный
5. 6.   Н   веселый хорошее настроение +3 +2 +1 +3 +2 +1   0 -1 -2 -3 0 -1 -2 -3 грустный плохое настроение
7. 8.   С   работоспособный полный сил +3 +2 +1 +3 +2 +1   0 -1 -2 -3 0 -1 -2 -3 разбитый обессиленный
9. 10.   А   медлительный бездеятельный -3 -2 -1 -3 -2 -1   0 +1 +2 +3 0 +1 +2 +3 быстрый деятельный
11. 12.   Н   счастливый жизнерадостный +3 +2 +1 +3 +2 +1   0 -1 -2 -3 0 -1 -2 -3 несчастный мрачный
13. 14.   С   напряженный здоровый +3 +2 +1 +3 +2 +1   0 -1 -2 -3 0 -1 -2 -3 расслабленный больной
15. 16.   А   безучастный равнодушный -3 -2 -1 -3 -2 -1   0 +1 +2 +3 0 +1 +2 +3 увлеченный взволнованный
17. 18.   Н   восторженный радостный +3 +2 +1 +3 +2 +1   0 -1 -2 -3 0 -1 -2 -3 унылый печальный
19. 20.   С   отдохнувший свежий +3 +2 +1 +3 +2 +1   0 -1 -2 -3 0 -1 -2 -3 усталый изнуренный
21. 22.   А   сонливый желание отдохнуть -3 -2 -1 -3 -2 -1   0 +1 +2 +3 0 +1 +2 +3 возбужденный желание работать  
23. 24.   Н   спокойный оптимистичный +3 +2 +1 +3 +2 +1   0 -1 -2 -3 0 -1 -2 -3 озабоченный пессимистичный
25. 26.   С   выносливый бодрый +3 +2 +1 +3 +2 +1   0 -1 -2 -3 0 -1 -2 -3 утомляемый вялый
27. 28.   А   соображать трудно рассеянный -3 -2 -1 -3 -2 -1   0 +1 +2 +3 0 +1 +2 +3 соображать легко внимательный
29. 30. Н полный надежд довольный +3 +2 +1 +3 +2 +1   0 -1 -2 -3 0 -1 -2 -3 разочарованный недовольный

 

С – самочувствие, А – активность, Н – настроение

 

Для облегчения работы с тестовой картой САН-А предложена упрощенная карта, САН-Б, где цифра 0 означает неопределенное состояние, 1 – «скорее хорошее», чем плохое или наоборот, 2 – просто «хорошее» или «плохое», 3 – «самочувствие очень хорошее» или «очень плохое» (Макарова Г.А., 2003).

При расшифровке балльной оценки состояний вопросы, соответствующие буквам С, А и Н, необходимо сложить и разделить на 10.

Балльную оценку карты САН-А можно перекодировать под карту САН-Б: «плохо»-3-2-1-0+1+2+3-«хорошо»

1 2 3 4-6 7 8 9

Исследование умственной
работоспособности с помощью
корректурной пробы

 

Проба производится с помощью таблиц Анфимова, в которых напечатаны произвольные сочетания букв без логического смысла. Обследуемый должен быстро просмотреть все строчки таблицы, вычеркивая первую букву каждой строчки. Фиксируется время, затраченное на просмотр всей таблицы и количество допущенных ошибок. Быстрота выполнения пробы позволяет судить о лабильности, то есть скорости протекания нервных процессов. Число ошибок свидетельствует об уменьшении концентрации внимания за счет ослабления латерального торможения, снижении устойчивости функционирования корковых процессов.

 При психофизическом перенапряжении быстрота выполнения пробы снижается (увеличивается время), а число ошибок возрастает.

Оценка результатов производится по времени, затраченному на просмотр всей таблицы:

- менее 3 минут – весьма отлично

- 3-4 минуты – отлично

- 4-5 минут – хорошо

- 5-6 минут – удовлетворительно

- более 6 минут – плохо

За каждую ошибку добавляется штрафное время  - 5 сек.

Примечание. Оценка пробы, модифицирована автором и адаптирована для исследования учащейся молодежи.
Стимульный материал к тексту «Корректурная проба»

А К С Н В О Г Р П О У Ш А Н М И А Л Д Ж Ц Щ Г П М Т В Р П Н Е К О Л Ы З Д Ь ВР

У К С Н В А П Е Г О У Ш А Н М И А Л Д Ж Ц Щ Г П М Е Н Г С Т И КО Л Ы З Д Р К Р

Е У Ш О А Е Г П И Т С Ь Ц Ц Д В В Ф Д А П Ь Р М Ш Е Ш П О Л Д Ж Р Ь Р А О П Г Е

Ь В П Р Й Ю Б И Т С Ь Ч Ю М Д О Г Е Н К Ш У Г Ц Л П Р М Т И В З Х Л Ж Ь Д Б Ю Ч

Ш Д М С Р Щ Ф Ц К Л А ОР Ф П Р Н К Г А Р Н М И Т Л О П Р П Ф Ы В А Р П О Л Д Д

Ж Э Й Ц У Н Г Е Ш Щ З И Ь Т Т И Д Б М И С Я Т М И Б Т Ю Ь Т О Р Л Н А Ж И Й Р А

Н С Т В Р П О Л Д Ы Ф Ж М И А Е К Т И Л Д Л Л Д Л О П Т П О П О Л Ы В Ч С У К Ц

З Л Х Ж Ю Э Ю Б М Т С И Р И Ы Б В А Л О Р Г Н В А Ч С Я М Ь И И Т Ь П О Л Д Ф Б

Ь Т Н К О У Ц Щ Ш И Б Л Р Д В Ы Р А О М Т П Ш И С Т К Л Ц У Л Р О И Т В В Д П Ь

Л Б Р Ш Т И Ь Д А А И К Г Е Н Ц Й Х Б С Ь М А Г К Щ Щ Ж В Ф Л П Е Г Е Г Л Ь Д Ш

Ш Д М С Р Щ Ф Ц К Л А ОР Ф П Р Н К Г А Р Н М И Т Л О П Р П Ф Ы В А Р П О Л Д Д

Ж Э Й Ц У Н Г Е Ш Щ З И Ь Т Т И Д Б М И С Я Т М И Б Т Ю Ь Т О Р Л Н А Ж И Й Р А

Н С Т В Р П О Л Д Ы Ф Ж М И А Е К Т И Л Д Л Л Д Л О П Т П О П О Л Ы В Ч С У К Ц

У К С Н В А П Е Г О У Ш А Н М И А Л Д Ж Ц Щ Г П М Е Н Г С Т И КО Л Ы З Д Р К Р

Е У Ш О А Е Г П И Т С Ь Ц Ц Д В В Ф Д А П Ь Р М Ш Е Ш П О Л Д Ж Р Ь Р А О П Г Е

Ь В П Р Й Ю Б И Т С Ь Ч Ю М Д О Г Е Н К Ш У Г Ц Л П Р М Т И В З Х Л Ж Ь Д Б Ю Ч

З Л Х Ж Ю Э Ю Б М Т С И Р И Ы Б В А Л О Р Г Н В А Ч С Я М Ь И И Т Ь П О Л Д Ф Б

Ь Т Н К О У Ц Щ Ш И Б Л Р Д В Ы Р А О М Т П Ш И С Т К Л Ц У Л Р О И Т В В Д П Ь

У К С Н В А П Е Г О У Ш А Н М И А Л Д Ж Ц Щ Г П М Е Н Г С Т И КО Л Ы З Д Р К Р

Е У Ш О А Е Г П И Т С Ь Ц Ц Д В В Ф Д А П Ь Р М Ш Е Ш П О Л Д Ж Р Ь Р А О П Г Е

Ь В П Р Й Ю Б И Т С Ь Ч Ю М Д О Г Е Н К Ш У Г Ц Л П Р М Т И В З Х Л Ж Ь Д Б Ю Ч

Ш Д М С Р Щ Ф Ц К Л А ОР Ф П Р Н К Г А Р Н М И Т Л О П Р П Ф Ы В А Р П О Л Д Д

Ж Э Й Ц У Н Г Е Ш Щ З И Ь Т Т И Д Б М И С Я Т М И Б Т Ю Ь Т О Р Л Н А Ж И Й Р А

Н С Т В Р П О Л Д Ы Ф Ж М И А Е К Т И Л Д Л Л Д Л О П Т П О П О Л Ы В Ч С У К Ц

З Л Х Ж Ю Э Ю Б М Т С И Р И Ы Б В А Л О Р Г Н В А Ч С Я М Ь И И Т Ь П О Л Д Ф Б

Ь Т Н К О У Ц Щ Ш И Б Л Р Д В Ы Р А О М Т П Ш И С Т К Л Ц У Л Р О И Т В В Д П Ь

Л Б Р Ш Т И Ь Д А А И К Г Е Н Ц Й Х Б С Ь М А Г К Щ Щ Ж В Ф Л П Е Г Е Г Л Ь Д Ш

Ш Д М С Р Щ Ф Ц К Л А ОР Ф П Р Н К Г А Р Н М И Т Л О П Р П Ф Ы В А Р П О Л Д Д

Ж Э Й Ц У Н Г Е Ш Щ З И Ь Т Т И Д Б М И С Я Т М И Б Т Ю Ь Т О Р Л Н А Ж И Й Р А

Н С Т В Р П О Л Д Ы Ф Ж М И А Е К Т И Л Д Л Л Д Л О П Т П О П О Л Ы В Ч С У К Ц

У К С Н В А П Е Г О У Ш А Н М И А Л Д Ж Ц Щ Г П М Е Н Г С Т И КО Л Ы З Д Р К Р

Е У Ш О А Е Г П И Т С Ь Ц Ц Д В В Ф Д А П Ь Р М Ш Е Ш П О Л Д Ж Р Ь Р А О П Г Е

Ь В П Р Й Ю Б И Т С Ь Ч Ю М Д О Г Е Н К Ш У Г Ц Л П Р М Т И В З Х Л Ж Ь Д Б Ю Ч

А К С Н В О Г Р П О У Ш А Н М И А Л Д Ж Ц Щ Г П М Т В Р П Н Е К О Л Ы З Д Ь В Р

У К С Н В А П Е Г О У Ш А Н М И А Л Д Ж Ц Щ Г П М Е Н Г С Т И КО Л Ы З Д Р К Р

Е У Ш О А Е Г П И Т С Ь Ц Ц Д В В Ф Д А П Ь Р М Ш Е Ш П О Л Д Ж Р Ь Р А О П Г Е

Ь В П Р Й Ю Б И Т С Ь Ч Ю М Д О Г Е Н К Ш У Г Ц Л П Р М Т И В З Х Л Ж Ь Д Б Ю Ч

Ш Д М С Р Щ Ф Ц К Л А ОР Ф П Р Н К Г А Р Н М И Т Л О П Р П Ф Ы В А Р П О Л Д Д

Ь В П Р Й Ю Б И Т С Ь Ч Ю М Д О Г Е Н К Ш У Г Ц Л П Р М Т И В З Х Л Ж Ь Д Б Ю Ч

З Л Х Ж Ю Э Ю Б М Т С И Р И Ы Б В А Л О Р Г Н В А Ч С Я М Ь И И Т Ь П О Л Д Ф Б

 






Исследование памяти

 

  Память является важнейшей функцией мозга, необходимой для выполнения биохимических и социальных потребностей человека. По состоянию памяти можно судить о функциональном состоянии нервной системы: хорошая память-продукт высокоорганизованного мозга. Память ухудшается при нервно-психическом перенапряжении, недосыпании, нерациональном питании, алкогольной или никотиновой интоксикации, физической и психической травмах, инфекционных заболеваниях, неврозах, при отсутствии ее тренированности. Чтобы оценить состояние вашей памяти и нервной системы в целом, необходимо провести ряд тестов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: