ПРЕДИСЛОВИЕ ШРИ СВАМИДЖИ К КРИЙЯ-ЙОГЕ
Йога — старейшее и наиболее драгоценное наследие индийской культуры. Она повсеместно воспринимается как система философской мысли, практическая дисциплина и средство самореализации. И поэтому, йога — бесконечный источник интуитивного знания, достигающий наивысшей точки в непосредственном переживании высшего "Я" (единства) посреди кажущегося множества.
Отличительная черта йога - уход в себя подобно гусенице, которая огораживает себя коконом, чтобы позже проявиться в облике совершенной бабочки. Йога — это общепризнанные врата к трансцендентальному знанию. Она помогает интуитивно осознать, что есть некий закон природы, действующий за происходящим вокруг, который побуждает ум отстраняться и уходить внутрь себя для достижения совершенства.
В Катха-упанишаде говорится:
"Разумный человек, постигая Сияющего посредством адхьятма-йоги (медитации на внутреннюю сущность), уходит как от радости, так и от горя".
Шветашватара-упанишада говорит об этом же так:
|
|
"Риши (святые мудрецы), погружённые в дхьяна-йогу (йогу медитации), осознали Мощь Души Всевышнего, сокрытую гунами (качествами)".
Заключительная дхьяна-шлока Шримад Бхагавад-гиты так описывает Абсолют:
"Которого йоги зрят своими умами, погружёнными в То, через медитацию".
Каждая глава в Бхагавад-гите названа "йогой", и вся Гита обозначена как йога-шастра (свод законов жизни). Это убедительно свидетельствует о непревзойдённой позиции йоги - среди многих других путей — как непременного средства достижения самореализации.
Йоговское совершенство — это богореализация или самореализация. Это осознание того факта, что, хотя мы кажемся сотворёнными из разного "теста", все мы сделаны из одного и того же Могущественного Существа, пронизывающего всех нас. Мы должны осознать Его, ибо мы — Его проявления. "Если ты мудрый, осознай себя". Таков путь постижения Его.
В религиозных философиях Реальность упоминается как Всевышний Господь, Чит-шакти, Садашива, Парамашива и кундалини. Ради поисков Реальности не считается необходимым отказываться от очага и дома. Достижение йога состоит в раскрытии высшего "Я" внутри. Йога-крама (методология) должна соответствовать характеру, настроению и традиционному мировосприятию практикующего.
Слово "йога" происходит от слова-корня (дхату) "юдж", что означает "соединяться". Тот, кто растворил своё низшее "я" в высшем "Я", или же своё индивидуальное сознание в Универсальном Сознании, тот является Йогом. Йог — это дживанмукта (освобождённая душа), такой как Господь Даттатрея. Йог считается превосходящим аскетов, книжников и ритуалистов.
|
|
Каковы предпосылки для обращения к спасительному средству духовного действия (йоги)?
Наивысшая цель жизни — йога. Предпосылка для успеха на пути йоги — объединённое направление всех энергий по своей воле. Тысячи проверок и ограничений, самоотречение, праведное поведение, настойчивость, аскеза, выносливость и образцовый контроль органов чувств — всё это предназначено помочь ученику-искателю (садхаку) достичь йоговского состояния. Это состояние достигается постоянной практикой сосредоточения и медитации. Поэтому терпение и настойчивость применяются для достижения йоги, что приводит к полному изменению в перспективе. При длительной йоговской практике обнаруживается имманентность (неотъемлемо присущая природа) и трансцендентальность (запредельность) Шива-Шакти.
— Шри Ганапати Сатчидананда Свамиджи
Гуру олицетворяет мангалу — благость Гуру — ваша Атма-таттва — высшее "я" внутри вас Гуру — не кто иной, как сам Брахман |
КРИЙЯ-ЙОГА
Как указывается в веданте (наивысшем знании), путь к достижению цели жизни — в йоге. "Афоризмы йоги" (Йога-сутры) махариши Патанджали исчерпывающе описывают это систематическим образом. Полный курс действия — от его начала как материальное действие до его конца как духовная погружённость — это крийя-йога. Техника крийя-йоги не нова. Каждый подсознательно использует её в своей повседневной деятельности.
Через практику крийя-йоги садхаки утверждались в наивысшем состоянии йоги со всеми силами и совершенством.
Исполнение предписанных в Дхарма-сутрах обязанностей вызывает необходимое совершенствование ума, стремящегося к духовному погружению. В зависимости от склада ума способности и достижения к глубокому сосредоточению достигаются в соответствующей области деятельности.
Владыка ума подобен царю. Царь может передвигаться свободно по всему своему царству, населённому обычными людьми, но обычный человек не может входить во дворец царя.
Введение в крийя-йогу
Слово "йога" образовано от санскритского слова "юдж", что означает "союз". Это соединение дживатмы (индивидуальной души) с Сатчидананда-сварупа-Параматмой (Всеобщей Душой). Йог — это тот, кто объединяет читту (индивидуальную микрокосмическую энергию) с вишва-чайтаньей (макрокосмической энергией).
"Самадхи бхаванартхах клеш тану каранартхашча" - сутра (афоризм-поучение) мудреца Патанаджали. Эта цитата подразумевает, что крийя-йога уменьшает клеши (несчастья, обусловленные двойственностями), такие как удовольствие и боль, счастье и страдание, потеря и обретение, победа и поражение, достижение и неудача и т.д. Крийя-йога также помогает достигать состояния блаженства. Это состояние легче достижимо для практикующего крийя-йогу, чем для книжника, выполняющего только карму (социальное служение), или для того, кто занят только аскезой.
Без изменения дыхания деятельность не может выполняться. Это изменение начинается в тот момент, когда мысль о деятельности появляется в уме. Во время плавания, бега, ходьбы или сна ритм дыхания и пропорции воздушного потока изменяются между мыслью, дыханием и действием. При надлежащем управлении дыханием можно управлять жизненной энергией (праной), энергией мысли (умом) и физической энергией (телом). На философском уровне крийя-йога ведёт к управлению иччха-шакти (праной, букв. "энергией воли"), джняна-шакти (мыслью, букв. "энергией постижения) и крийя-шакти (физической, букв. "энергией действия").
Составные части йоги
Крийя-йога состоит из восьми аспектов, называемых "аштанга-йога". Эти составные части поразделяются на две категории. Первая группа относится к внешним проявлениям и называется пурванга-йога ("йога начального раздела") или бахиранга-йога ("йога внешнего раздела"). Её четыре аспекта — это яма (сдержанность, или контроль над органами чувств; внешнее соблюдение заповедей), нияма (соблюдение хорошего образа жизни в личной жизни; внутренняя мотивация доброты), асана (положение тела) и пранаяма (управление дыханием). Вторая группа касается внутренних факторов и называется уттаранга-йога ("предельная йога") или антаранга-йога ("йога внутреннего раздела"). Её четыре аспекта — это пратьяхара (абстрагирование, или полное отстранение ума от внешних объектов, притягивающих внимание), дхарана (сосредоточение или фокусирование внимания), дхьяна (медитация) и самадхи (духовное погружение). Эти восемь аспектов дополняются манасика-крийей (силами мысли).
|
|
"Обращённый внутрь ум — это высшее Я; обращённый вовне, ум становится эго и этим миром. Превращённый в различную одежду хлопок называют разными названиями. Превращённое в различные украшения золото мы называем по-разному. Но все эти одежды — хлопок, и все эти украшения — золото. Единое реально, многие — всего лишь имена и формы. Истинное знание состоит в видении Единого во всём". Шри Свамиджи |
АСАНЫ И МУДРЫ
АСАНЫ
Асаны — это положения тела для медитации и пранаямы. Они составляют третью ступень аштанга-йоги. Эти положения тела могут приниматься сидя, лёжа или даже стоя. Для практики крийя-йоги в основном используются позы сидя.
Асаны должны практиковаться регулярно до тех пор, пока не будут достигнуты высшие состояния йоги. Это метод обусловливания тела и ума. Необходимо выбрать такую асану (или асаны), которые позволяют сидеть в течение долгого времени. Кроме того, выберите такое удобное место, где будут минимальные прерывания и отвлечения внимания. Также крайне благотворна обеспеченность свежим воздухом. Ваша одежда должна быть свободной и удобной, и предпочтительно сделанной из натурального волокна, такого как хлопок. При выполнении всех асан ваше тело не должно вступать в прямой контакт с полом. Вам следует сидеть или лежать на мягкой шерстяной или хлопковой циновке (из любого натурального волокна). Если вы используете стул, также поместите циновку под стопы, чтобы они не дотрагивались до пола.
|
|
Асаны преобразовывают природу всего тела. У многих людей нервы притупляются и теряют чувствительность с течением времени. Благодаря практике пранаямы нервы становятся особенно чувствительными, активизированными и наполненными энергией. Эти изменения происходят главным образом через сушамна-нади - главный энергетический канал, который проходит через центр позвоночника. По этой причине во время выполнения асаны необходимо всегда держать голову, шею и спинной хребет прямо. Это будет распределять вес тела равномерно между рёбрами и тазом. Во время сидения в асане кровообращение меняется. Например, в падмасане (поза лотоса) кровообращение в ногах уменьшается, а поток крови в верхней части тела увеличивается.
Для практики крийя-йоги предписываются следующие асаны: падмасана, сиддхасана, ваджрасана, брахмендрийасана, шавасана.
Падмасана
Сиддхасана
Ваджрасана
Брахмендрийасана
Шавасана
Сукхасана ("счастливая поза")
Сукхасана — это любое удобное положение тела. Оно предназначено для тех, кто не может принимать ни одно из вышеописанных положений тела. Тело не должно вступать в прямой контакт с полом, так что держите одеяло или циновку под стопами или телом. Например, вы можете сидеть на стуле, или же на полу с вытянутыми вперёд ногами, слегка упираясь спиной в стену. Но помните: каким бы ни было положение тела, позвоночник, шея и голова должны находиться на прямой линии.
МУДРЫ
Мудры — это жесты, принимаемые руками и пальцами во время сидения в асане. Они выражают отношения между психическими, тонкими и физическими аспектами тела. Жесты рук в основном служат двум целям: они выражают идеи, или же они передают энергию. Когда мы приветствуем кого-то, обмениваемся рукопожатием или делаем намаскар (индийское приветствие со сложенными ладонями), эти жесты выражают идеи или чувства, такие как уважение, расположенность или почтение. Во многих традиционных танцах рукам и пальцам придают различные положения, чтобы передать определённые чувства. Во время выполнения пранаямы мудры используются для увеличения и перераспределения прана-шакти (жизненную энергию) по всему телу.
С помощью этих жестов тонкие вибрации возникают в телесных нади (нервах астрального тела) и кошах (тонких телах). Существует много энергетических центров и меридианов, расположенных по всему телу. Каждый меридиан имеет своё окончание-точку (сей) на кончике каждого пальца. Во время выполнения пранаямы определённые магнитные поля и энергии порождаются в различных частях тела. С помощью выполнения определённых мудр эта энергия передаётся от одной части тела (центра меридиана) к другой, и также физическая энергия преобразовывается в тонкую энергию. Это становится возможным благодаря простому соединению кончиков пальцев (точек сей).
Руки и пальцы используются для принятия мудр (жестов), и каждый палец имеет собственное значение. В данной таблице объясняются эти аспекты:
Пальцы | Элементы | Вайю | Качества | Энергетические центры / Функции в теле |
Большой | Огонь | Прана | Параматма | Лёгкие |
Указательный | Воздух | Апана | Дживатма | Толстая кишка |
Средний | Эфир | Удана | Саттва | Сердцебиение (пульс) |
Безымянный | Земля | Вьяна | Раджас | Элемент огня в тонкой кишке |
Мизинец | Вода | Самана | Тамас | Функционирование сердца в целом |
Для выполнения пранаямы рекомендуются следующие мудры: насикагра, джняна, чинмайя, ади, Брахма, Бхайрава и Бхайрави.
Насикагра-мудра
Эта мудра используется для попеременного дыхания через ноздри.
Джняна-мудра
Чинмайя-мудра
Ади-мудра
Брахма-мудра
Бхайрава-мудра и Бхайрави-мудра
Безмолвие Безмолвие (мауна) — это медитация. Практика безмолвия очень важна для садхака (подвижника). Безмолвие умиротворяет природу человека и помогает ему эволюционировать на духовном пути. Человеку не следует всегда говорить слишком много без необходимости. Ему следует говорить только то, что очень необходимо. Соблюдение строгого безмолвия в назначенные периоды времени — это акт тапаса (аскезы). Безмолвие не означает простое сдерживание языка. Уму также следует дать полный отдых. В результате ум наделяется большей силой и большей ясностью. Он освежается. Сила сосредоточения увеличивается. Ваша сила сосредоточения зависит от того, насколько пустой ваш ум. Безмолвие очень эффективно для опустошения ума. Все великие личности и мудрецы практиковали долгие периоды безмолвия. В Бхагавад-гите Господь Кришна говорит: "Среди тайных вещей Я — безмолвие". Поэтому давайте учиться быть безмолвными. Шри Свамиджи |