Введение в крийя-йогу

ПРЕДИСЛОВИЕ ШРИ СВАМИДЖИ К КРИЙЯ-ЙОГЕ

Йога — старейшее и наиболее драгоценное наследие индийской культуры. Она повсеместно воспринимается как система философской мысли, практическая дисциплина и средство самореализации. И поэтому, йога — бесконечный источник интуитивного знания, достигающий наивысшей точки в непосредственном переживании высшего "Я" (единства) посреди кажущегося множества.

Отличительная черта йога - уход в себя подобно гусенице, которая огораживает себя коконом, чтобы позже проявиться в облике совершенной бабочки. Йога — это общепризнанные врата к трансцендентальному знанию. Она помогает интуитивно осознать, что есть некий закон природы, действующий за происходящим вокруг, который побуждает ум отстраняться и уходить внутрь себя для достижения совершенства.

В Катха-упанишаде говорится:

 

"Разумный человек, постигая Сияющего посредством адхьятма-йоги (медитации на внутреннюю сущность), уходит как от радости, так и от горя".

Шветашватара-упанишада говорит об этом же так:

 

"Риши (святые мудрецы), погружённые в дхьяна-йогу (йогу медитации), осознали Мощь Души Всевышнего, сокрытую гунами (качествами)".

Заключительная дхьяна-шлока Шримад Бхагавад-гиты так описывает Абсолют:

 

"Которого йоги зрят своими умами, погружёнными в То, через медитацию".

Каждая глава в Бхагавад-гите названа "йогой", и вся Гита обозначена как йога-шастра (свод законов жизни). Это убедительно свидетельствует о непревзойдённой позиции йоги - среди многих других путей — как непременного средства достижения самореализации.

Йоговское совершенство — это богореализация или самореализация. Это осознание того факта, что, хотя мы кажемся сотворёнными из разного "теста", все мы сделаны из одного и того же Могущественного Существа, пронизывающего всех нас. Мы должны осознать Его, ибо мы — Его проявления. "Если ты мудрый, осознай себя". Таков путь постижения Его.

В религиозных философиях Реальность упоминается как Всевышний Господь, Чит-шакти, Садашива, Парамашива и кундалини. Ради поисков Реальности не считается необходимым отказываться от очага и дома. Достижение йога состоит в раскрытии высшего "Я" внутри. Йога-крама (методология) должна соответствовать характеру, настроению и традиционному мировосприятию практикующего.

Слово "йога" происходит от слова-корня (дхату) "юдж", что означает "соединяться". Тот, кто растворил своё низшее "я" в высшем "Я", или же своё индивидуальное сознание в Универсальном Сознании, тот является Йогом. Йог — это дживанмукта (освобождённая душа), такой как Господь Даттатрея. Йог считается превосходящим аскетов, книжников и ритуалистов.

Каковы предпосылки для обращения к спасительному средству духовного действия (йоги)?

Наивысшая цель жизни — йога. Предпосылка для успеха на пути йоги — объединённое направление всех энергий по своей воле. Тысячи проверок и ограничений, самоотречение, праведное поведение, настойчивость, аскеза, выносливость и образцовый контроль органов чувств — всё это предназначено помочь ученику-искателю (садхаку) достичь йоговского состояния. Это состояние достигается постоянной практикой сосредоточения и медитации. Поэтому терпение и настойчивость применяются для достижения йоги, что приводит к полному изменению в перспективе. При длительной йоговской практике обнаруживается имманентность (неотъемлемо присущая природа) и трансцендентальность (запредельность) Шива-Шакти.

— Шри Ганапати Сатчидананда Свамиджи

Гуру олицетворяет мангалу — благость Гуру — ваша Атма-таттва — высшее "я" внутри вас Гуру — не кто иной, как сам Брахман

КРИЙЯ-ЙОГА

Как указывается в веданте (наивысшем знании), путь к достижению цели жизни — в йоге. "Афоризмы йоги" (Йога-сутры) махариши Патанджали исчерпывающе описывают это систематическим образом. Полный курс действия — от его начала как материальное действие до его конца как духовная погружённость — это крийя-йога. Техника крийя-йоги не нова. Каждый подсознательно использует её в своей повседневной деятельности.

Через практику крийя-йоги садхаки утверждались в наивысшем состоянии йоги со всеми силами и совершенством.

Исполнение предписанных в Дхарма-сутрах обязанностей вызывает необходимое совершенствование ума, стремящегося к духовному погружению. В зависимости от склада ума способности и достижения к глубокому сосредоточению достигаются в соответствующей области деятельности.

Владыка ума подобен царю. Царь может передвигаться свободно по всему своему царству, населённому обычными людьми, но обычный человек не может входить во дворец царя.

Введение в крийя-йогу

Слово "йога" образовано от санскритского слова "юдж", что означает "союз". Это соединение дживатмы (индивидуальной души) с Сатчидананда-сварупа-Параматмой (Всеобщей Душой). Йог — это тот, кто объединяет читту (индивидуальную микрокосмическую энергию) с вишва-чайтаньей (макрокосмической энергией).

"Самадхи бхаванартхах клеш тану каранартхашча" - сутра (афоризм-поучение) мудреца Патанаджали. Эта цитата подразумевает, что крийя-йога уменьшает клеши (несчастья, обусловленные двойственностями), такие как удовольствие и боль, счастье и страдание, потеря и обретение, победа и поражение, достижение и неудача и т.д. Крийя-йога также помогает достигать состояния блаженства. Это состояние легче достижимо для практикующего крийя-йогу, чем для книжника, выполняющего только карму (социальное служение), или для того, кто занят только аскезой.

Без изменения дыхания деятельность не может выполняться. Это изменение начинается в тот момент, когда мысль о деятельности появляется в уме. Во время плавания, бега, ходьбы или сна ритм дыхания и пропорции воздушного потока изменяются между мыслью, дыханием и действием. При надлежащем управлении дыханием можно управлять жизненной энергией (праной), энергией мысли (умом) и физической энергией (телом). На философском уровне крийя-йога ведёт к управлению иччха-шакти (праной, букв. "энергией воли"), джняна-шакти (мыслью, букв. "энергией постижения) и крийя-шакти (физической, букв. "энергией действия").

Составные части йоги

Крийя-йога состоит из восьми аспектов, называемых "аштанга-йога". Эти составные части поразделяются на две категории. Первая группа относится к внешним проявлениям и называется пурванга-йога ("йога начального раздела") или бахиранга-йога ("йога внешнего раздела"). Её четыре аспекта — это яма (сдержанность, или контроль над органами чувств; внешнее соблюдение заповедей), нияма (соблюдение хорошего образа жизни в личной жизни; внутренняя мотивация доброты), асана (положение тела) и пранаяма (управление дыханием). Вторая группа касается внутренних факторов и называется уттаранга-йога ("предельная йога") или антаранга-йога ("йога внутреннего раздела"). Её четыре аспекта — это пратьяхара (абстрагирование, или полное отстранение ума от внешних объектов, притягивающих внимание), дхарана (сосредоточение или фокусирование внимания), дхьяна (медитация) и самадхи (духовное погружение). Эти восемь аспектов дополняются манасика-крийей (силами мысли).

"Обращённый внутрь ум — это высшее Я; обращённый вовне, ум становится эго и этим миром. Превращённый в различную одежду хлопок называют разными названиями. Превращённое в различные украшения золото мы называем по-разному. Но все эти одежды — хлопок, и все эти украшения — золото. Единое реально, многие — всего лишь имена и формы. Истинное знание состоит в видении Единого во всём". Шри Свамиджи

АСАНЫ И МУДРЫ

АСАНЫ

Асаны — это положения тела для медитации и пранаямы. Они составляют третью ступень аштанга-йоги. Эти положения тела могут приниматься сидя, лёжа или даже стоя. Для практики крийя-йоги в основном используются позы сидя.

Асаны должны практиковаться регулярно до тех пор, пока не будут достигнуты высшие состояния йоги. Это метод обусловливания тела и ума. Необходимо выбрать такую асану (или асаны), которые позволяют сидеть в течение долгого времени. Кроме того, выберите такое удобное место, где будут минимальные прерывания и отвлечения внимания. Также крайне благотворна обеспеченность свежим воздухом. Ваша одежда должна быть свободной и удобной, и предпочтительно сделанной из натурального волокна, такого как хлопок. При выполнении всех асан ваше тело не должно вступать в прямой контакт с полом. Вам следует сидеть или лежать на мягкой шерстяной или хлопковой циновке (из любого натурального волокна). Если вы используете стул, также поместите циновку под стопы, чтобы они не дотрагивались до пола.

Асаны преобразовывают природу всего тела. У многих людей нервы притупляются и теряют чувствительность с течением времени. Благодаря практике пранаямы нервы становятся особенно чувствительными, активизированными и наполненными энергией. Эти изменения происходят главным образом через сушамна-нади - главный энергетический канал, который проходит через центр позвоночника. По этой причине во время выполнения асаны необходимо всегда держать голову, шею и спинной хребет прямо. Это будет распределять вес тела равномерно между рёбрами и тазом. Во время сидения в асане кровообращение меняется. Например, в падмасане (поза лотоса) кровообращение в ногах уменьшается, а поток крови в верхней части тела увеличивается.

Для практики крийя-йоги предписываются следующие асаны: падмасана, сиддхасана, ваджрасана, брахмендрийасана, шавасана.


Падмасана


Сиддхасана


Ваджрасана


Брахмендрийасана


Шавасана

Сукхасана ("счастливая поза")

Сукхасана — это любое удобное положение тела. Оно предназначено для тех, кто не может принимать ни одно из вышеописанных положений тела. Тело не должно вступать в прямой контакт с полом, так что держите одеяло или циновку под стопами или телом. Например, вы можете сидеть на стуле, или же на полу с вытянутыми вперёд ногами, слегка упираясь спиной в стену. Но помните: каким бы ни было положение тела, позвоночник, шея и голова должны находиться на прямой линии.






МУДРЫ

Мудры — это жесты, принимаемые руками и пальцами во время сидения в асане. Они выражают отношения между психическими, тонкими и физическими аспектами тела. Жесты рук в основном служат двум целям: они выражают идеи, или же они передают энергию. Когда мы приветствуем кого-то, обмениваемся рукопожатием или делаем намаскар (индийское приветствие со сложенными ладонями), эти жесты выражают идеи или чувства, такие как уважение, расположенность или почтение. Во многих традиционных танцах рукам и пальцам придают различные положения, чтобы передать определённые чувства. Во время выполнения пранаямы мудры используются для увеличения и перераспределения прана-шакти (жизненную энергию) по всему телу.

С помощью этих жестов тонкие вибрации возникают в телесных нади (нервах астрального тела) и кошах (тонких телах). Существует много энергетических центров и меридианов, расположенных по всему телу. Каждый меридиан имеет своё окончание-точку (сей) на кончике каждого пальца. Во время выполнения пранаямы определённые магнитные поля и энергии порождаются в различных частях тела. С помощью выполнения определённых мудр эта энергия передаётся от одной части тела (центра меридиана) к другой, и также физическая энергия преобразовывается в тонкую энергию. Это становится возможным благодаря простому соединению кончиков пальцев (точек сей).

Руки и пальцы используются для принятия мудр (жестов), и каждый палец имеет собственное значение. В данной таблице объясняются эти аспекты:

Пальцы Элементы Вайю Качества Энергетические центры / Функции в теле
Большой Огонь Прана Параматма Лёгкие
Указательный Воздух Апана Дживатма Толстая кишка
Средний Эфир Удана Саттва Сердцебиение (пульс)
Безымянный Земля Вьяна Раджас Элемент огня в тонкой кишке
Мизинец Вода Самана Тамас Функционирование сердца в целом

Для выполнения пранаямы рекомендуются следующие мудры: насикагра, джняна, чинмайя, ади, Брахма, Бхайрава и Бхайрави.


Насикагра-мудра

Эта мудра используется для попеременного дыхания через ноздри.


Джняна-мудра


Чинмайя-мудра


Ади-мудра


Брахма-мудра


Бхайрава-мудра и Бхайрави-мудра

Безмолвие Безмолвие (мауна) — это медитация. Практика безмолвия очень важна для садхака (подвижника). Безмолвие умиротворяет природу человека и помогает ему эволюционировать на духовном пути. Человеку не следует всегда говорить слишком много без необходимости. Ему следует говорить только то, что очень необходимо. Соблюдение строгого безмолвия в назначенные периоды времени — это акт тапаса (аскезы). Безмолвие не означает простое сдерживание языка. Уму также следует дать полный отдых. В результате ум наделяется большей силой и большей ясностью. Он освежается. Сила сосредоточения увеличивается. Ваша сила сосредоточения зависит от того, насколько пустой ваш ум. Безмолвие очень эффективно для опустошения ума. Все великие личности и мудрецы практиковали долгие периоды безмолвия. В Бхагавад-гите Господь Кришна говорит: "Среди тайных вещей Я — безмолвие". Поэтому давайте учиться быть безмолвными. Шри Свамиджи







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: