Познавательное развитие

 

 

 

 

Показатели развития ребенка в познавательно-исследовательской деятельности

Умеет расположить предметы

(3—5) в порядке

увеличения и

уменьшения, если отличаются по длине (ширине, высоте) на 2—3 см

Понимает и

устанавливает

простейшие

причинно-следственные связи: весной пригревает солнышко — тает снег и др.

Сравнивает два

предмета по величине способом

приложения или

наложения

Выделяет в пред-

По предложению

воспитателя рассматривает пред-

меты

Задает вопросы и

отвечает на вопросы взрослого

Итог

 

метах цвет, форму,

 

 

величину и может

 

 

группировать их

 

ФИ

по одному при­знаку

 

Начало Конец Начало Конец Начало Конец Начало Конец Начало Конец Начало Конец I II
  года года года года года года года года года года года года    
                             

                                                            Сводная таблица

 

 

 

Показатели развития детей по видам деятельности

Игровая

Коммуникативная

Элементарная трудовая

Изобрази-

Конструирование

Музыкальная

Развитие

Восприятие худо­жествен-

ной лите­ратуры

Двигательная

Познавательно-исследовательская

 

 

тельная

речи

ФИ

 

 

 

 

 

 

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

 
 
                                         

ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ

(СТАРШАЯ ГРУППА)

Возрастные особенности детей 5—6 лет

Ведущая деятельность — игровая, коллективный характер игры.

Центральная психическая функция — память.

Психические новообразования — произвольность в эмоциональной сфере; творческая активность (развитие фантазии); половая иденти­фикация, начало личного самосознания.

Общая характеристика физического развития

На шестом году жизни у ребенка отмечается активный рост всех органов и систем. Изменяется внешний вид: скелет вытягивается, ис­чезает детская пухлость. Мышцы растут неравномерно, что приводит к быстрой усталости. Повышается аппетит.

Средние антропометрические показатели: у мальчиков рост — 115,5 см, вес — 20,9 кг; у девочек рост — 114,7 см, вес — 20,2 кг. Ча­стота сердечных сокращений в спокойном состоянии — 80—110 уда­ров в минуту, во время бега — 150—200 ударов в минуту.

Нервная система становится более устойчивой. К 6 годам у детей| формируется правильная осанка.

Общая и мелкая моторика

У детей улучшается координация в пространстве, координация движения рук и ног при ходьбе, совершенствуются сложные ком­бинации движений, усиливается выносливость. Достаточно хорошо сформированы осанка и глазомер. Дети уверенно бегают на цыпочках (на носках), стоят на одной ноге до 5—10 с (на ведущей ноге могут стоять со сложенными руками на груди), могут пройти по узкой до­щечке (бордюру), умеют попрыгать на одной ноге 2—3 м. У детей улучшаются навыки владения мячом, могут ударять мяч о землю и ловить его. К 6 годам овладевают разными способами прыжков: вверх и в длину с места, в высоту и в длину с разбега. Отмечается высокий уровень двигательной активности: продолжительность — до 4 ч, плотность — до 50 движений в час. Детям нравятся движения на скорость, ловкость и точность.

Продолжает интенсивно развиваться мелкая моторика. Это по­зволяет ребенку рисовать и лепить более мелкие детали, вырезать ножницами.

Дети с удовольствием овладевают ездой на велосипеде, ходьбой на лыжах, катанием на санках.

Общая характеристика психического развития

На шестом году жизни происходит постепенный переход от им­пульсивного, ситуативного, эмоционального поведения к поведению, соответствующему норме и правилам. Устанавливая взаимоотноше­ния во время конфликтной ситуации со сверстниками, стараются урегулировать отношения с помощью правил.

Дети интересуются необычными событиями и фактами, природ­ным миром (обитатели океанов, морей, джунглей), космосом, жизнью в других странах.

Дети 5—6 лет — «маленькие философы». Они рассуждают о происхождении Земли, жизни на Луне и т.д. В своих рассуждениях опираются на знания, полученные из фильмов и телевизионных передач.

Детей привлекают поисковая деятельность, ознакомление с техни­кой, опыты и эксперименты. Уже самостоятельно могут высказывать предположения о результатах опыта, сделать простые выводы о на­блюдениях.

С большим любопытством слушают истории из жизни своих ро­дителей, бабушек и дедушек.

Старший дошкольный возраст — время высшей степени развития любознательности, воображения, способностей к рисованию, музыке, пению и танцам.

Сюжетно-ролевая игра

В игре на шестом году жизни дети отображают не только тру­довые действия взрослых, но и начинают имитировать отношения между людьми. В качестве игрового материала используют готовые предметы, игрушки и предметы-заместители. Игровые действия, в сравнении с младшим дошкольником, становятся разнообразнее. К 5 годам ребенок начинает интересоваться своей тендерной принадлежностью и на шестом году жизни в сюжетно-ролевой игре появляются тендерные роли. Сюжетно-ролевые игры дополняются продуктивными видами деятельности (рисование, лепка, аппликация и конструирование). Правила игры дети устанавливают самостоятель­но и осознают их.

Старшие дошкольники с увлечением участвуют в подвижных играх и проявляют высокую двигательную активность. Двигательную задачу им не всегда удается выполнить. Это связано пока еще с недо­статочно развитым волевым усилием.

Репертуар детских игр представлен разнообразными видами: сюжетно-ролевые, режиссерские, музыкальные, театрализованные, подвижные, строительно-конструктивные, игровое эксперименти­рование.

К 6 годам дети уже могут самостоятельно создавать игровое про­странство, строить сюжет, распределять роли, договариваться между собой. В игре формируются нормы нравственного поведения, нрав­ственные чувства. Играют дети небольшими группами: от двух до пяти человек. Состав этих групп может быть постоянным длительное время.

Общение со взрослыми

Общение ребенка со взрослыми носит внеситуативный характер, т.е. выходит за рамки конкретной ситуации и становится более отвле­ченным. Внеситуативное общение требует достаточно хорошо раз­витой речи. Дети постоянно проявляют стремление привлечь к себе внимание взрослых, вовлекают их в разговор. Дети делятся своими впечатлениями, знаниями со взрослым. Основной мотив общения ребенка со взрослым — познавательный. Познавая окружающий мир, ребенок старается понять происходящее. В этом процессе взрослый для ребенка — самый важный, авторитетный источник новой инфор­мации.

Ребенок обсуждает со взрослым поведение как свое, так и свер­стников и взрослых, пытается дать нравственную оценку поступкам (отличает хорошие и плохие поступки, имеет представление о добре и зле). К пятилетнему возрасту ощущает привязанность к родителям, их любовь, нежность и пытается сам платить тем же.

Пятилетний возраст считается критическим моментом для окончательного формирования чувств любви не только к родителям, но распространение этого чувства на других людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: