(СРЕДНЯЯ ГРУППА)
Возрастные особенности детей 4—5 лет
Ведущая деятельность — игра, индивидуальный характер игры постепенно сменяется коллективным.
Центральная психическая функция — память.
Психическое новообразование — потребность в общении со сверстниками.
Общая характеристика физического развития
Средний дошкольный возраст — период интенсивного развития и роста детского организма. Средние антропометрические показатели к 5 годам: у мальчиков рост — 109,0 см, вес — 18,6 кг; у девочек рост — 107,6 см, вес — 17,9 кг. Нормальная частота сердечных сокращений в спокойном состоянии — 80—110 ударов в минуту, во время бега и прыжков — 150—200 ударов в минуту.
Общая и мелкая моторика
На пятом году жизни активно развивается моторика. Движения детей становятся целенаправленными, преднамеренными и более скоординированными. Развит глазомер. Сложные движения вызывают интерес, детям нравятся движения на скорость, ловкость и точность. Но суставы и связки еще слабые. Мышцы растут быстро, но неравномерно, поэтому ребенок быстро устает.
Дети проявляют высокую двигательную активность в подвижных играх, но в силу слабости волевого усилия в преодолении трудностей не всегда четко выполняют двигательную задачу.
Двигательная активность, растущее воображение формируют у детей потребность в двигательных импровизациях под музыку.
Усиление произвольного внимания, совершенствование зрительного, слухового и осязательного восприятия — благоприятные условия для обучения технике основных видов движения и навыков ходьбы на лыжах, катания на санках, скольжения на ледяных дорожках, езды на велосипеде и самокате.
Интенсивно развивается мелкая моторика, поэтому дети могут рисовать более подробно и уделять больше внимания деталям.
Общая характеристика психического развития
На пятом году жизни у ребенка значительно развивается эмоциональная сфера. Появляются первые привязанности, симпатии и антипатии, первые попытки сопереживать близкому ему взрослому. Дети становятся ранимыми и эмоционально воспринимают похвалу и замечания, стараются быть «хорошими». Может возникать страх перед сказочными персонажами и воображаемыми чудовищами, боязнь темноты.
Процесс самоутверждения («Я сам знаю») часто переходит в нарциссизм, т.е. восхваление себя. Это, в свою очередь, может сопровождаться конфликтами с родителями, обзыванием, проявлением агрессивности по отношению к ним. Но, вместе с тем, именно в дошкольном возрасте формируются такие черты, как доброта, справедливость, отзывчивость, правдивость, чувство дружбы и первые признаки чувства долга.
К 5 годам детей начинает интересовать тендерная принадлежность, они активно подражают папам и мамам. Дети с удовольствие занимаются музыкой, рисованием, пением и танцами, начинают участвовать в соревнованиях, стремятся добиться успеха.
Сюжетно-ролевая игра
В игре дети отображают трудовые действия взрослых и начинают имитировать отношения между людьми. Сюжеты игры более разнообразны и развернуты, хотя используются всего 2—3 роли. Правила не осознаются. В качестве игрового материала используются готовые предметы, игрушки и предметы-заместители.
Игровые действия, в сравнении с младшим дошкольником, становятся разнообразнее. Появляются гендерные роли.
Продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация и конструирование) дополняют сюжетно-ролевые игры.
Дети начинают самостоятельно играть в сюжетно-ролевые, конструкторские и предметные игры.
Общение со взрослыми
Общение ребенка со взрослыми носит внеситуативный характер, выходит за рамки конкретной ситуации и становится более отвлеченным. Ребенок обсуждает ситуации и события, которые находятся вне поля его восприятия. Основной мотив общения со взрослыми — познавательный. Взрослый для ребенка — главный, авторитетный источник новых сведений. Пятилетний ребенок осваивает различные нормы и формы поведения взрослых.
В процессе личностного общения со взрослым ребенок уходит от позиции партнера и начинает занимать положение ученика. И с этой позиции активно обсуждает со взрослым свое поведение, поступки сверстников и взрослых с точки зрения соблюдения нравственных правил. С ребенком можно теперь не только рассуждать, но и о многом договариваться.
Общение со сверстниками
Первостепенным становится общение со сверстниками. У ребенка отмечается повышенная потребность в признании и уважении с их стороны. Он выделяет среди них наиболее приятных для общения. Появляются первые друзья. В группе детей начинает возникать конкуренция, выделяются первые лидеры, звезды и аутсайдеры. Но эти позиции неустойчивы и поддаются педагогической корректировке. Общение с ровесниками носит ситуативный характер. Склонны общаться с ровесниками своего пола.
Развитие речи
Речь детей на пятом году жизни носит внеситуативный характер. Активно растет словарный запас (около 2000 слов и более), улучшается звукопроизношение, расширяется употребление предлогов, используется форма повелительного наклонения глаголов. Ребенок может пересказать небольшой художественный текст или сказку, используя сложносочиненные предложения, составить рассказ по картинке, сформулировать вопрос и ответить на вопросы. Он способен описать свои эмоции и охарактеризовать какой-либо предмет. Развивается связная и диалоговая речь.
Развитие познавательной сферы Ощущение и восприятие
Сенсорное развитие переходит на новый уровень. Повышается острота зрения и улучшается способность различения цветов. Сенсорные эталоны (геометрические формы, размер, цвет) по-прежнему предметны, т.е. существуют для ребенка только в связи с предметом. Ближе к пяти годам он перестает путать понятия «вчера» и «завтра».
Память
Память стремительно развивается. Пятилетнему ребенку совсем не трудно выучить песенку, прочитать наизусть стихотворение. Усиливается произвольный характер памяти. Произвольное воспроизведение возникает раньше произвольного запоминания. Продуктивность запоминания и воспроизведения слов, картинок и предметов зависит от того, насколько активно действует ребенок по отношению к ним.
Наиболее благоприятным условием овладения произвольным запоминанием и воспроизведением является игра, в которой успешность исполнения роли зависит от запоминания.
Ребенок достаточно легко может запомнить несколько иностранных слов и начинает использовать их по смыслу.
Мышление
К 5 годам любознательность ребенка достигает наивысшего уровня. Основной вид мышления в пятилетний период — наглядно-образное, развивается способность к абстрактному мышлению.
Эгоцентризм детского мышления завершается. Ребенок уже способен на эмоциональном уровне понять состояние другого человека, начинает осваивать социальные нормы проявления чувств. В игре ребенок использует предметы-заместители, которые становятся опорой для развития мышления.
Воображение
Воображение активно развивается. Дети с удовольствием осваивают различные виды творческой деятельности. Ребенку нравится заниматься сюжетной лепкой, аппликацией. Особенное место занимает изобразительная деятельность.
Рисунок для ребенка становится одним из средств творческого самовыражения. Развивающаяся речь позволяет сочинить небольшую сказку или песенку, придумать загадку. Они уже достаточно хорошо понимают, что такое рифмы, и пользуются ими.
Экспресс-диагностика детей 4—5 лет (средняя группа)
Социально-коммуникативное развитие
ФИ | Показатели развития ребенка в игровой деятельности | |||||||||||
Самостоятельно подбирает атрибуты к играм, использует предметы-заместители; активно видоизменяет имеющуюся игровую обстановку | Участвует в распределении ролей в сюжетно-ролевых играх («Давай играть, делать...») | В сюжетно-ролевых играх поступает в соответствии с общим замыслом. Соблюдает ролевое соподчинение(продавец — покупатель) | В дидактических и подвижных играх подчиняется правилам | В сюжетно-ролевой игре участвует в ролевом диалоге со сверстником (взрослым); возможны вариативные диалоги с игрушками | Итог | |||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | I | II | |
ФИ | Показатели развития ребенка в коммуникативной деятельности | |||||||
Адекватно реагирует на эмоции сверстников и взрослых (без напоминаний взрослого): сочувствует, откликается на просьбу, делает попытки пожалеть сверстника при необходимости, обнять его, помочь | Начинает проявлять избирательность в выборе партнера во всех видах деятельности: делится игрушками, вступает в ролевой диалог и т.д. | Проявляет коммуникативные умения: самостоятельно или по напоминанию взрослого здоровается, прощается; обращается на «вы» к взрослому, называет сверстника по имени; благодарит за помощь, угощение, игрушку; просит извинить, использует слова примирения («Давай мириться!», «Давай дружить!» и др.) | Итог | |||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | I | II | |
ФИ | Показатели развития ребенка в элементарной трудовой деятельности | |||||||||
Умеет самостоятельно поддерживать порядок в шкафчике; готовить свое рабочее место и убирать его | Старается выполнять обязанности дежурного | Проявляет инициативу в помощи взрослым в разных видах труда в групповой комнате, на участке детского сада | Владеет культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания: умеет самостоятельно одеваться, застегивать пуговицы и кнопки и др. | Итог | ||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | I | II | |
Художественно-эстетическое развитие
ФИ | Показатели развития ребенка в изобразительной деятельности | |||||||||||
Рисует по образцу и показу предметы, узоры, явления природы, растения, животных и др. | Лепит по образцу и показу предметы, состоящие из нескольких частей разной формы; передает характерные признаки предметов | Проявляет эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций, произведений народного и декоративно-прикладного искусства | В аппликации создает изображение предмета (узор) по образцу и показу воспитателя | Самостоятельно занимается изобразительной деятельностью и выделяет конкретную цель («Хочу нарисовать машину, слепить домик» и т.д.) | Итог | |||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | I | II | |
ФИ | Показатели развития ребенка в конструировании | |||||||||
Умеет конструировать постройки по образцу; выполнять элементарные преобразования конструкции по условию взрослого | По образцу и показу сгибает прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы (флажки для украшения участка, открытка) | По образцу и показу приклеивает к основной форме детали (к дому — окна, двери, трубу; к автобусу — колеса) | По образцу и показу создает поделки из природного материала: листьев, шишек, каштанов, ореховой скорлупы (лодочки, ежики и т.д.) | Итог | ||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | I | II | |
ФИ | Показатели развития ребенка в музыкальной деятельности | |||||||||
Чисто интонирует попевки в пределах знакомых интервалов | Выполняет танцевальные движения в соответствии с характером музыки | Выразительно и музыкально исполняет несложные песни | Музыкальный опыт, накопленный на занятиях, переносит в самостоятельную деятельность | Итог | ||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | I | II | |
Речевое развитие
ФИ | Показатели в развитии речи | |||||||||
По образцу воспитателя составляет описательный рассказ из нескольких простых предложений по сюжетной картинке, игрушке | Произносит все звуки, кроме сонорных ([р], [л]) | В диалоге со взрослым и сверстниками строит развернутые высказывания в соответствии с грамматическими нормами родного языка | Проявляет интерес к играм со словами, звуками, рифмой, проявляет словотворчество | Итог | ||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | I | II | |
ФИ | Показатели развития восприятия ребенком художественной литературы | |||||||||||
Проявляет интерес к детским книгам. Знает героев детских произведений. Может назвать любимую сказку | Адекватно выражает свое отношение к действиям героев: испытывает симпатию к положительным героям и их действиям. Выражает негативное отношение к отрицательным героям | Отвечает на вопросы по содержанию произведения | Охотно участвует в драматизации художественных произведений | Охотно читает наизусть стихи | Итог | |||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | I | II | |
Физическое развитие
ФИ | Группа здоровья | Показатели развития ребенка в двигательной деятельности • | |||||||||
Уверенно бросает и ловит мяч кистями рук. Отбивает мяч от земли одной и двумя руками; подбрасывает и ловит мяч двумя руками | Прыгает в длину с места, мягко приземляясь | Метает предметы (теннисный мяч, шишку, снежок и др.) вдаль удобной рукой | Согласовывает движения рук и ног при ходьбе и беге, сохраняя осанку | Итог | |||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | I | II | ||
Познавательное развитие
ФИ | Показатели развития ребенка в познавательно-исследовательской деятельности | |||||||||
Задает вопросы познавательного характера из разных сфер жизни (Как? Почему? Зачем?) | Сравнивает предметы (предметные картинки) на основе общих признаков и обозначает их обобщающим понятием: дикие животные, домашние животные, насекомые, птицы и т.п. | Высказывает простые предположения о результатах деятельности («Если сделать так.., то получится так...) | Сравнивает и группирует предметы по разным признакам: цвету, форме, размеру, количеству (на основе счета или составлением пар), назначению | Итог | ||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | I | II | |
Дополнительная диагностика развития детей 4 —5 лет
Социально-коммуникативное развитие
ФИ | Показатели развития ребенка в игровой деятельности | |||||||||||||||||||
С помощью взрослого подбирает атрибуты к играм, использует предметы-заместители | Умеет взаимодействовать хотя бы с одним сверстником в игре | В совместных со взрослым сюжетно-ролевых играх соблюдает ролевое соподчинение (продавец — покупатель) | В дидактических и подвижных играх подчиняется правилам (под руководством взрослого) | В сюжет-но-роле-вой игре участвует в ролевом диалоге со взрослым (по инициативе взрослого) | Активно принимает игровые сюжеты, предложенные взрослым | Имеет первоначальный замысел («Хочу играть в больницу», «Я — шофер» и т.п.); | Комментирует свои игровые действия в сюжетно-ролевых режиссерских, строительных играх, вступает в «диалоги» с игрушками | Объединяет несколько связанных по смыслу игровых действий | Итог | |||||||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | I | II | |
ФИ | Показатели развития ребенка в коммуникативной деятельности | |||||||||||||
Может сдерживать себя, свои непосредственные ситуативные желания, например, прекратить играть, когда все собираются на прогулку | После напоминания взрослого выполняет знакомые правила общения (здороваться, прощаться, благодарить за помощь, угощение, игрушку; извиниться, использовать слова примирения) | По примеру воспитателя или сверстника проявляет сочувствие, сопереживает | Проявляет доброжелательное отношение в общении со сверстниками для совместной деятельности (игры), для привлечения внимания к себе | Положительно реагирует на похвалу и одобрение взрослого | Охотно вступает в диалог с педагогом и знакомыми взрослыми; отвечает на вопросы воспитателя; называет воспитателя по имени и отчеству, обращается к взрослому за помощью | Итог | ||||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | I | II | |
ФИ
| Показатели развития ребенка в элементарной трудовой деятельности | |||||||||||||||||
По инициативе взрослого помогает убирать игрушки | Владеет культурно-гигиеническими навыками (умывается, причесывается, моет руки после туалета, улицы и перед едой и др.)
| Выполняет обязанности дежурного | Самостоятельно раздевается и убирает на место свою одежду. Одевается при небольшой помощи взрослого | По напоминанию взрослого поддерживает порядок в шкафчике | Выполняет несложные поручения взрослого | Называет некоторые трудовые действия, инструменты | По примеру воспитателя бережно от- носится к результатам труда взрослых | Итог | ||||||||||
Начало года | Конец года | Начало | Конец года | Начало | Конец года | Начало | Конец года | Начало | Конец года | Начало | Конец года | Начало | Конец года | Начало | Конец года | I | II | |
Художественно-эстетическое развитие
ФИ | Показатели развития ребенка в изобразительной деятельности | |||||||||||||||
Использует материалы и инструменты в соответствии с их назначением | Лепит предметы из 1—3 частей по образцу и показу воспитателя, используя разные способы: отщипывание, отрывание, сплющивание, вытягивание, раскатывание между ладонями и на плоскости прямыми и круговыми движениями | В рисунке может изобразить отдельные предметы простых форм по образцу и показу воспитателя | Рисует несложные сюжеты по замыслу | С желанием участвует в организованной педагогом изобразительной деятельности | В аппликации с помощью воспитателя создает изображение предмета (узор) по образцу и показу | Проявляет эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций, произведений народного и декоративно-прикладного искусства | Итог | |||||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | I | II | |
ФИ | Показатели развития ребенка в конструировании | |||||||||||||||
Умеет конструировать из строительных наборов и конструкторов по образцу | Пользуется простыми способами конструирования: надстраивание, пристраивание | В постройках передает сходство с реальными предметами | По образцу и показу с помощью воспитателя создает поделки из бумаги, сгибая прямоугольный лист бумаги и приклеивая к основной форме детали | По образцу и показу с помощью воспитателя создает поделки из природного материала | Придумывает и создает постройки по замыслу | Умеет конструировать постройки по подражанию взрослому или сверстнику | Итог | |||||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | I | II | |
ФИ |
| Показатели развития ребенка в музыкальной деятельности | ||||||||||||||
Активно участвует в музыкально-дидактических | Воспроизводит в движениях характер музыки | Исполняет несложные песни | Пробует импровизировать на инструментах, в движении и | С интересом вслушивается в музыку, узнает знакомые | Эмоционально откликается на характер песни, пляски | Музыкальный опыт, накопленный на занятиях, переносит в самостоятельную деятельность при поддержке взрослого | Итог | |||||||||
играх |
|
| пении | произведения |
|
| ||||||||||
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | I | II | |
года | года | года | года | года | года | года | года | года | года | года | года | года | года | |||
Речевое развитие
| Показатели в развитии речи | |||||||||||||||
С помощью воспитателя может построить описательный рассказ из нескольких простых предложении по сюжетной картинке, игрушке | Произносит все звуки, кроме сонорных ([р], [л]) | Вступает в | Совместно с воспитателем участвует в играх со словами, звуками, рифмой, проявляет словотворчество | Использует все части речи, простые рас- пространенные и нераспространенные предложения | Владеет грамматическими категориями разговорного языка; в предложениях согласовывает слова по родам, числам и падежам | Использует в речи обобщающие понятия (овощи, фрукты, одежда, звери, птицы идр.) | Итог | |||||||||
диалог со |
| |||||||||||||||
взрослым и |
| |||||||||||||||
сверстником; |
| |||||||||||||||
задает вопросы |
| |||||||||||||||
ФИ | и отвечает на |
| ||||||||||||||
них |
| |||||||||||||||
|
| |||||||||||||||
|
| |||||||||||||||
|
|
|
| |||||||||||||
Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | I | II | |
года | года | года | года | года | года | года | года | года | года | года | года | года | года | |||
| Показатели развития восприятия ребенком художественной литературы | |||||||||||||
Отвечает на простые вопросы по содержанию про- изведения | Может назвать | Рассказывает наизусть небольшие стихи, потешки | Эмоционально | Проявляет интерес | Совместно со | Итог | ||||||||
любимую сказку | воспринимает | к театрализации | взрослым или |
| ||||||||||
| художественный | художественных | самостоятельно |
| ||||||||||
|
| текст (радуется, | произведении, к | рассматривает |
| |||||||||
ФИ |
|
| огорчается, сопереживает, сочувствует персонажам сказки, рассказа) | имитации действий животных, сказочных героев и т.д. | иллюстрации в книгах |
| ||||||||
Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | Начало | Конец | I | II | |
года | года | года | года | года | года | года | года | года | года | года | года | |||
Физическое развитие
ФИ | Группа здоровья | Показатели развития ребенка в двигательной деятельности | |||||||||||||
Владеет основными видами движений (ходьба, бег, прыжки, лазанье)в соответствии с возрастом | Умеет бросать и ловить мяч; подбрасывать его вверх и ловить | Переносит освоенные движения в самостоятельную двигательную деятельность | При освоении новых движений активно подражает взрослому | Прыгает в длину с места | Лазает по гимнастической стенке, не пропуская реек | Итог | |||||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | I | II | ||