Детей пятого года жизни

(СРЕДНЯЯ ГРУППА)

Возрастные особенности детей 4—5 лет

Ведущая деятельность — игра, индивидуальный характер игры постепенно сменяется коллективным.

Центральная психическая функция — память.

Психическое новообразование — потребность в общении со свер­стниками.

Общая характеристика физического развития

Средний дошкольный возраст — период интенсивного развития и роста детского организма. Средние антропометрические показатели к 5 годам: у мальчиков рост — 109,0 см, вес — 18,6 кг; у девочек рост — 107,6 см, вес — 17,9 кг. Нормальная частота сердечных сокращений в спокойном состоянии — 80—110 ударов в минуту, во время бега и прыжков — 150—200 ударов в минуту.

Общая и мелкая моторика

На пятом году жизни активно развивается моторика. Движения детей становятся целенаправленными, преднамеренными и более ско­ординированными. Развит глазомер. Сложные движения вызывают интерес, детям нравятся движения на скорость, ловкость и точность. Но суставы и связки еще слабые. Мышцы растут быстро, но неравно­мерно, поэтому ребенок быстро устает.

Дети проявляют высокую двигательную активность в подвижных играх, но в силу слабости волевого усилия в преодолении трудностей не всегда четко выполняют двигательную задачу.

Двигательная активность, растущее воображение формируют у детей потребность в двигательных импровизациях под музыку.

Усиление произвольного внимания, совершенствование зри­тельного, слухового и осязательного восприятия — благоприятные условия для обучения технике основных видов движения и навыков ходьбы на лыжах, катания на санках, скольжения на ледяных дорож­ках, езды на велосипеде и самокате.

Интенсивно развивается мелкая моторика, поэтому дети могут рисовать более подробно и уделять больше внимания деталям.

Общая характеристика психического развития

На пятом году жизни у ребенка значительно развивается эмоциональная сфера. Появляются первые привязанности, симпатии и антипатии, первые попытки сопереживать близкому ему взрослому. Дети становятся ранимыми и эмоционально воспринимают похвалу и замечания, стараются быть «хорошими». Может возникать страх перед сказочными персонажами и воображаемыми чудовищами, боязнь темноты.

Процесс самоутверждения («Я сам знаю») часто переходит в нарциссизм, т.е. восхваление себя. Это, в свою очередь, может со­провождаться конфликтами с родителями, обзыванием, проявлением агрессивности по отношению к ним. Но, вместе с тем, именно в до­школьном возрасте формируются такие черты, как доброта, спра­ведливость, отзывчивость, правдивость, чувство дружбы и первые признаки чувства долга.

К 5 годам детей начинает интересовать тендерная принадлежность, они активно подражают папам и мамам. Дети с удовольствие занимаются музыкой, рисованием, пением и танцами, начинают участвовать в соревнованиях, стремятся добиться успеха.

Сюжетно-ролевая игра

В игре дети отображают трудовые действия взрослых и начинают имитировать отношения между людьми. Сюжеты игры более разно­образны и развернуты, хотя используются всего 2—3 роли. Правила не осознаются. В качестве игрового материала используются готовые предметы, игрушки и предметы-заместители.

Игровые действия, в сравнении с младшим дошкольником, стано­вятся разнообразнее. Появляются гендерные роли.

Продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация и конструирование) дополняют сюжетно-ролевые игры.

Дети начинают самостоятельно играть в сюжетно-ролевые, кон­структорские и предметные игры.

Общение со взрослыми

Общение ребенка со взрослыми носит внеситуативный характер, выходит за рамки конкретной ситуации и становится более отвле­ченным. Ребенок обсуждает ситуации и события, которые находятся вне поля его восприятия. Основной мотив общения со взрослыми — познавательный. Взрослый для ребенка — главный, авторитетный источник новых сведений. Пятилетний ребенок осваивает различные нормы и формы поведения взрослых.

В процессе личностного общения со взрослым ребенок уходит от позиции партнера и начинает занимать положение ученика. И с этой позиции активно обсуждает со взрослым свое поведение, поступки сверстников и взрослых с точки зрения соблюдения нравственных правил. С ребенком можно теперь не только рассуждать, но и о многом договариваться.

Общение со сверстниками

Первостепенным становится общение со сверстниками. У ребенка отмечается повышенная потребность в признании и уважении с их стороны. Он выделяет среди них наиболее приятных для общения. Появляются первые друзья. В группе детей начинает возникать кон­куренция, выделяются первые лидеры, звезды и аутсайдеры. Но эти позиции неустойчивы и поддаются педагогической корректировке. Общение с ровесниками носит ситуативный характер. Склонны об­щаться с ровесниками своего пола.

Развитие речи

Речь детей на пятом году жизни носит внеситуативный характер. Активно растет словарный запас (около 2000 слов и более), улуч­шается звукопроизношение, расширяется употребление предлогов, используется форма повелительного наклонения глаголов. Ребенок может пересказать небольшой художественный текст или сказку, используя сложносочиненные предложения, составить рассказ по картинке, сформулировать вопрос и ответить на вопросы. Он спо­собен описать свои эмоции и охарактеризовать какой-либо предмет. Развивается связная и диалоговая речь.

Развитие познавательной сферы Ощущение и восприятие

Сенсорное развитие переходит на новый уровень. Повышается острота зрения и улучшается способность различения цветов. Сен­сорные эталоны (геометрические формы, размер, цвет) по-прежнему предметны, т.е. существуют для ребенка только в связи с предметом. Ближе к пяти годам он перестает путать понятия «вчера» и «завтра».

Память

Память стремительно развивается. Пятилетнему ребенку совсем не трудно выучить песенку, прочитать наизусть стихотворение. Усилива­ется произвольный характер памяти. Произвольное воспроизведение возникает раньше произвольного запоминания. Продуктивность за­поминания и воспроизведения слов, картинок и предметов зависит от того, насколько активно действует ребенок по отношению к ним.

Наиболее благоприятным условием овладения произвольным запоминанием и воспроизведением является игра, в которой успеш­ность исполнения роли зависит от запоминания.

Ребенок достаточно легко может запомнить несколько иностран­ных слов и начинает использовать их по смыслу.

Мышление

К 5 годам любознательность ребенка достигает наивысшего уров­ня. Основной вид мышления в пятилетний период — наглядно-об­разное, развивается способность к абстрактному мышлению.

Эгоцентризм детского мышления завершается. Ребенок уже спо­собен на эмоциональном уровне понять состояние другого человека, начинает осваивать социальные нормы проявления чувств. В игре ре­бенок использует предметы-заместители, которые становятся опорой для развития мышления.

Воображение

Воображение активно развивается. Дети с удовольствием осваи­вают различные виды творческой деятельности. Ребенку нравится за­ниматься сюжетной лепкой, аппликацией. Особенное место занимает изобразительная деятельность.

Рисунок для ребенка становится одним из средств творческого самовыражения. Развивающаяся речь позволяет сочинить небольшую сказку или песенку, придумать загадку. Они уже достаточно хорошо понимают, что такое рифмы, и пользуются ими.

 

 

    Экспресс-диагностика детей 4—5 лет (средняя группа)

                        Социально-коммуникативное развитие

 

 

 

 

ФИ

Показатели развития ребенка в игровой деятельности

Самостоятельно под­бирает атрибуты к играм, использует предметы-заместите­ли; активно видоиз­меняет имеющуюся игровую обстановку

Участвует в рас­пределении ролей в сюжетно-роле­вых играх («Давай играть, делать...»)

В сюжетно-ролевых играх поступает в соответствии с общим замыслом. Соблюдает ролевое соподчинение(про­давец — покупатель)

В дидактических и подвижных играх подчиняется пра­вилам

В сюжетно-ролевой игре участвует в ролевом диалоге со сверстником (взрос­лым); возможны ва­риативные диалоги с игрушками

Итог

Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года I II
                         

 

 

 

ФИ

Показатели развития ребенка в коммуникативной деятельности

Адекватно реагирует на эмоции сверстников и взрослых (без напо­минаний взрослого): сочувствует, откликается на просьбу, делает по­пытки пожалеть сверстника при не­обходимости, обнять его, помочь

Начинает проявлять избиратель­ность в выборе партнера во всех ви­дах деятельности: делится игрушка­ми, вступает в ролевой диалог и т.д.

Проявляет коммуникативные умения: самостоятельно или по напоминанию взрослого здоровается, прощается; обращается на «вы» к взрослому, называет сверстника по имени; благодарит за помощь, угощение, игрушку; просит извинить, ис­пользует слова примирения («Давай мириться!», «Давай дружить!» и др.)

Итог

Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года I II
                 

 

 

ФИ

Показатели развития ребенка в элементарной трудовой деятельности

Умеет самостоятельно поддерживать порядок в шкафчике; готовить свое рабочее место и убирать его

Старается выполнять обя­занности дежурного

Проявляет инициативу в помощи взрослым в раз­ных видах труда в груп­повой комнате, на участке детского сада

Владеет культурно-гиги­еническими навыками и навыками самообслужива­ния: умеет самостоятельно одеваться, застегивать пу­говицы и кнопки и др.

Итог

Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года I II
                     

                                                     Художественно-эстетическое развитие

 

 

 

ФИ

Показатели развития ребенка в изобразительной деятельности

Рисует по образцу и показу предметы, узоры, явления при­роды, растения, жи­вотных и др.

Лепит по образцу и показу предметы, со­стоящие из несколь­ких частей разной формы; передает ха­рактерные признаки предметов

Проявляет эмоцио­нальную отзывчи­вость при воспри­ятии иллюстраций, произведений народного и декора­тивно-прикладного искусства

В аппликации соз­дает изображение предмета (узор) по образцу и показу воспитателя

Самостоятельно занимается изобра­зительной деятель­ностью и выделяет конкретную цель («Хочу нарисовать машину, слепить до­мик» и т.д.)

Итог

Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года I II
                         

 

 

ФИ

Показатели развития ребенка в конструировании

Умеет конструировать постройки по образцу; вы­полнять элементарные пре­образования конструкции по условию взрослого

По образцу и показу сгибает прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы (флажки для украше­ния участка, открытка)

По образцу и показу при­клеивает к основной фор­ме детали (к дому — окна, двери, трубу; к автобусу — колеса)

По образцу и показу созда­ет поделки из природного материала: листьев, шишек, каштанов, ореховой скорлу­пы (лодочки, ежики и т.д.)

Итог

Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года I II
                     

 

 

 

ФИ

Показатели развития ребенка в музыкальной деятельности

Чисто интонирует попевки в пределах знакомых ин­тервалов

Выполняет танцевальные движения в соответствии с характером музыки

Выразительно и музыкаль­но исполняет несложные песни

Музыкальный опыт, накопленный на занятиях, переносит в самостоятельную деятельность

Итог

Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года I II
                     

                                                                Речевое развитие

 

 

 

ФИ

Показатели в развитии речи

По образцу воспитателя со­ставляет описательный рас­сказ из нескольких простых предложений по сюжетной картинке, игрушке

Произносит все звуки, кро­ме сонорных ([р], [л])

В диалоге со взрослым и сверстниками строит развернутые высказывания в соответствии с грамматичес­кими нормами родного языка

Проявляет интерес к играм со словами, звуками, риф­мой, проявляет словотвор­чество

Итог

Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года I II
                     

 

 

ФИ

Показатели развития восприятия ребенком художественной литературы

Проявляет интерес к детским книгам. Знает героев детских произведений. Может назвать любимую сказку

Адекватно выражает свое отношение к действиям героев: ис­пытывает симпатию к положительным ге­роям и их действиям. Выражает негативное отношение к отрица­тельным героям

Отвечает на вопросы по содержанию про­изведения

Охотно участвует в драматизации худо­жественных произ­ведений

Охотно читает наи­зусть стихи

Итог

Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года I II
                         

                                                                               Физическое развитие

 

 

 

 

 

ФИ

Группа здоро­вья

Показатели развития ребенка в двигательной деятельности

Уверенно бросает и ловит мяч кистями рук. Отбивает мяч от земли одной и двумя руками; подбрасывает и ло­вит мяч двумя руками

Прыгает в длину с ме­ста, мягко приземляясь

Метает предметы (тен­нисный мяч, шишку, снежок и др.) вдаль удобной рукой

Согласовывает дви­жения рук и ног при ходьбе и беге, сохра­няя осанку

Итог

Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года I II
                       

                                                                      Познавательное развитие

 

 

ФИ

Показатели развития ребенка в познавательно-исследовательской деятельности

Задает вопросы позна­вательного характера из разных сфер жизни (Как? Почему? Зачем?)

Сравнивает предметы (предметные картинки) на основе общих признаков и обозначает их обобщающим понятием: дикие животные, домашние животные, насе­комые, птицы и т.п.

Высказывает простые предположения о резуль­татах деятельности («Если сделать так.., то получится так...)

Сравнивает и группирует предметы по разным при­знакам: цвету, форме, раз­меру, количеству (на осно­ве счета или составлением пар), назначению

Итог

Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года I II
                     

Дополнительная диагностика развития детей 4 —5 лет

      Социально-коммуникативное развитие

 

 

 

 

ФИ

Показатели развития ребенка в игровой деятельности

С помощью взрослого подбирает атрибуты к играм, использует предметы-замести­тели

Умеет взаи­модейство­вать хотя бы с одним сверстни­ком в игре

В совмест­ных со взрослым сюжетно-ролевых играх со­блюдает ролевое соподчине­ние (прода­вец — по­купатель)

В дидакти­ческих и подвижных играх под­чиняется правилам (под руко­водством взрослого)

В сюжет-но-роле-вой игре участвует в ролевом диалоге со взрослым (по инициа­тиве взрос­лого)

Активно принимает игровые сюжеты, предложен­ные взрос­лым

Имеет пер­воначаль­ный замы­сел («Хочу играть в больницу», «Я — шо­фер» и т.п.);

Комменти­рует свои игровые действия в сюжетно-ролевых режиссер­ских, стро­ительных играх, вступает в «диалоги» с игрушками

Объединяет

несколько

связанных

по смыслу

игровых

действий

Итог

На­чало года Ко­нец года На­чало года Ко­нец года На­чало года Ко­нец года На­чало года Ко­нец года На­чало года Ко­нец года На­чало года Ко­нец года На­чало года Ко­нец года На­чало года Ко­нец года На­чало года Ко­нец года I II
                                         

 

 

ФИ

Показатели развития ребенка в коммуникативной деятельности

Может сдерживать

себя, свои

непосредственные

ситуативные

желания,

например,

прекратить

играть, когда все

собираются на

прогулку

После напоми­нания взрослого выполняет зна­комые правила общения (здоро­ваться, прощаться, благодарить за помощь, угощение, игрушку; извинить­ся, использовать слова примирения)

По примеру вос­питателя или сверстника про­являет сочувствие, сопереживает

Проявляет добро­желательное отно­шение в общении со сверстниками для совместной деятельности (игры), для при­влечения внима­ния к себе

Положительно реагирует на по­хвалу и одобрение взрослого

Охотно вступает в диалог с педаго­гом и знакомыми взрослыми; от­вечает на вопросы воспитателя; на­зывает воспита­теля по имени и отчеству, обраща­ется к взрослому за помощью

Итог

Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года I II
                             

 

ФИ

 

 

Показатели развития ребенка в элементарной трудовой деятельности

По инициативе взрослого

помогает убирать игрушки

Владеет культурно-гигиеническими

навыками (умывается,

причесывает­ся, моет руки после туалета, улицы и перед едой и др.)

 

Выполняет

обязанности

дежурного

Самостоятельно раздевается и убирает на место свою одежду.

Одевается при неболь­шой помощи взрослого

По напоминанию взрослого поддерживает порядок в шкафчике

Выполняет

несложные

поручения

взрослого

Называет

некоторые

трудовые

действия, ин­струменты

По примеру

воспитателя

бережно от-

носится к результатам

труда взрос­лых

Итог

Начало

года

Конец

года

Начало

Конец

года

Начало

Конец

года

Начало

Конец

года

Начало

Конец

года

Начало

Конец

года

Начало

Конец

года

Начало

Конец

года

I II
   
                                     

                                                       Художественно-эстетическое развитие

 

ФИ

Показатели развития ребенка в изобразительной деятельности

   

Использует материалы и инструменты в соответствии с их назначением

Лепит предме­ты из 1—3 ча­стей по об­разцу и показу воспитателя, используя раз­ные способы: отщипывание, отрывание, сплющивание, вытягивание, раскатывание между ладоня­ми и на плоско­сти прямыми и круговыми движениями

В рисунке мо­жет изобразить отдельные предметы про­стых форм по образцу и пока­зу воспитателя

Рисует неслож­ные сюжеты по замыслу

С желанием участвует в организованной педагогом изо­бразительной деятельности

В аппликации с помощью вос­питателя созда­ет изображение предмета (узор) по образцу и показу

Проявляет эмо­циональную отзывчивость при восприятии иллюстраций, произведений народного и декоративно-прикладного искусства

Итог

    Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года I II
                                 

 

 

ФИ

Показатели развития ребенка в конструировании

Умеет кон­струировать из строительных наборов и конструкторов по образцу

Пользуется простыми способами кон­струирования: надстраивание, пристраивание

В постройках передает сход­ство с реальны­ми предметами

По образцу и показу с по­мощью воспи­тателя создает поделки из бумаги, сгибая прямоугольный лист бумаги и приклеивая к основной фор­ме детали

По образцу и показу с по­мощью воспи­тателя создает поделки из природного ма­териала

Придумывает и создает по­стройки по за­мыслу

Умеет

конструировать постройки по подражанию взрослому или сверстнику

Итог

Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года I II
                                 
ФИ

 

Показатели развития ребенка в музыкальной деятельности

   

Активно участвует в музыкально-дидактических

Воспроизводит в движениях характер му­зыки

Исполняет не­сложные песни

Пробует импро­визировать на инструментах, в движении и

С интересом вслушивается в музыку, узнает знакомые

Эмоционально откликается на характер песни, пляски

Музыкальный опыт, накоплен­ный на занятиях, переносит в самостоятельную

деятельность

при поддержке

взрослого

Итог

   

играх

 

 

пении

произведения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Начало Конец Начало Конец Начало Конец Начало Конец Начало Конец Начало Конец Начало Конец I II
  года года года года года года года года года года года года года года    
                                 

                                                                     Речевое развитие

 

 

 

 

Показатели в развитии речи

С помощью

воспитателя

может построить описательный рассказ

из нескольких

простых предложении по

сюжетной картинке, игрушке

Произносит все

звуки, кроме

сонорных ([р],

[л])

Вступает в

Совместно с

воспитателем

участвует в

играх со словами, звуками,

рифмой, проявляет словотворчество

Использует

все части речи,

простые рас-

пространенные

и нераспространенные

предложения

Владеет грамматическими

категориями

разговорного

языка; в предложениях согласовывает

слова по родам,

числам и падежам

Использует в

речи обобщающие понятия

(овощи, фрукты, одежда,

звери, птицы

идр.)

Итог

 

диалог со

 

 

взрослым и

 

 

сверстником;

 

 

задает вопросы

 

ФИ

и отвечает на

 

 

них

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Начало Конец Начало Конец Начало Конец Начало Конец Начало Конец Начало Конец Начало Конец I II
  года года года года года года года года года года года года года года    
                                 

 

 

 

 

 

Показатели развития восприятия ребенком художественной литературы

Отвечает на простые вопросы по

содержанию про-

изведения

Может назвать

Рассказывает наизусть небольшие

стихи, потешки

Эмоционально

Проявляет интерес

Совместно со

Итог

 

любимую сказку

воспринимает

к театрализации

взрослым или

 

 

 

художественный

художественных

самостоятельно

 

 

 

 

текст (радуется,

произведении, к

рассматривает

 

ФИ

 

 

огорчается, со­переживает, сочув­ствует персонажам сказки, рассказа)

имитации дей­ствий животных, сказочных героев и т.д.

иллюстрации в книгах

 

Начало Конец Начало Конец Начало Конец Начало Конец Начало Конец Начало Конец I II
  года года года года года года года года года года года года    
                             

Физическое развитие

 

 

 

 

 

ФИ

Груп­па здо­ровья

Показатели развития ребенка в двигательной деятельности

Владеет основ­ными видами движений (ходь­ба, бег, прыжки, лазанье)в соот­ветствии с воз­растом

Умеет бросать и ловить мяч; под­брасывать его вверх и ловить

Переносит осво­енные движения в самостоятель­ную двигатель­ную деятель­ность

При освоении новых движений активно подра­жает взрослому

Прыгает в длину с места

Лазает по гимна­стической стен­ке, не пропуская реек

Итог

Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года I II
                               

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: