Общение со сверстниками

У ребенка ярко проявляется потребность в признании и уваже­нии его со стороны сверстников, потребность не только в совмест­ной игре, но и в практической деятельности. Поэтому общение со сверстниками приобретает первостепенный характер. Старший дошкольник переживает, если с ним отказываются играть или вы­полнять какое-либо совместное дело. У детей заметно начинает про­являться склонность в общении со сверстниками одного пола. Воз­никает избирательность в общении. Дети достаточно категорично дают оценки поступкам своих сверстников. А к своему поведению, наоборот, чрезмерно снисходительны. Появляются взаимные сим­патии и привязанности. Наиболее приятные в общении сверстники становятся друзьями, партнерами по играм. Но эти дружеские от­ношения ситуативны и неустойчивы (в течение года могут несколько раз меняться).

Наряду с этим, в группе выделяются лидеры и аутсайдеры, по­зиции которых также неустойчивы. Социальный статус ребенка в значительной степени определяется оценкой его педагогом.

Развитие речи

Продолжает совершенствоваться речь. Активно растет словарный запас (около 2000 слов и более, хотя проявляются большие индиви­дуальные различия), улучшается звукопроизношение, расширяется употребление предлогов, используется форма повелительного на­клонения глаголов. Ребенок может без помощи взрослого пересказать небольшой художественный текст или сказку, употребляя сложносо­чиненные предложения, составить рассказ по картинке, сформулиро­вать вопрос и ответить на вопросы. Он способен описать свои эмоции и охарактеризовать какой-либо предмет.

Развитие познавательной сферы

Ощущение и восприятие

Сенсорное развитие старших дошкольников переходит на новый уровень: повышается острота зрения и различение цветов. Активно развивается фонематический и звуковысотный слух. Знают и называ­ют различные геометрические фигуры. Но сенсорные эталоны пока еще существуют для ребенка только в связи с предметом. Зрительное, слуховое и осязательное восприятие становится более целенаправ­ленным в связи с развитием произвольного внимания.

К 6 годам дети уже достаточно хорошо ориентируются в про­странстве. Например, подняться вверх, повернуть направо, дойти до середины и т.д.

Восприятие времени развито слабее: дети ошибочно оценивают разные промежутки времени (сутки, месяц, неделя, часы, минуты). Особенно трудно им представить себе длительность какого-либо дела. Но в то же время дети достаточно хорошо владеют следующими временными представлениями: утро — день — вечер — ночь;вчера — сегодня — завтра; раньше — позже.

Память

В старшем дошкольном возрасте активно развивается память, усиливается ее произвольный характер, возникает преднамеренное запоминание,хотя по-прежнему в целом остается непроизвольной. Причем произвольное воспроизведение возникает раньше произ­вольного запоминания, т.е. ребенку легче вспомнить что-либо, чем запомнить. Память тесно связана с эмоциями и интересом. Дети легко запоминают то, что им интересно и вызывает эмоции. Запоминание и воспроизведение протекает особенно продуктивно в том случае, если дети активно действуют с предметами, словами, картинками и т.д. Уже в этом возрасте важно организовывать запоминание с опорой на мыслительную деятельность.

У детей отмечаются индивидуальные различия памяти: у одних преобладает слуховая память, у других — зрительная и т.д. Благо­приятным условием для развития произвольного запоминания ивоспроизведения является игра.

Мышление

В старшем дошкольном возрасте интенсивно развивается наглядно-образное мышление и начинает формироваться более сложная форма мышления — словесно-логическое. Этот период характеризуется стремительным интеллектуальным развитием.

Эгоцентризм детского мышления завершается. Ребенок способен наэмоциональном уровне понять состояние другого, начинает осваивать социальные нормы проявления чувств.

В игре ребенок использует предметы-заместители, которые стано­вятся опорой для развития мышления.

Игры, чтение, продуктивные виды деятельности (конструирование, лепка, рисование, аппликация) способствуют развитию мысли­тельных операций (сравнение, обобщение, абстрагирование, установление причинно-следственных связей). Ребенок уже способен понять главную мысль небольшого и несложного по содержанию рассказа, сказки, картинки. Может объединить несколько картинок на основе общего признака, разложить картинки в логической по­следовательности и на группы по существенному признаку, начина­ет устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями.

Ребенку свойственно самостоятельно играть в сюжетно-ролевые, конструкторские и предметные игры.

Формируются практическое мышление, выраженная потребность в конструировании.

Воображение

В старшем дошкольном возрасте активно развивается продуктив­ное воображение, т.е. ребенок способен воображать себе космические путешествия, пришельцев с других планет, волшебников, замки сказочных героев на основе словесного описания. Воображаемые события дети переносят в рисунки, игры. Рисование для них — лю­бимое занятие, которому отводится много времени. С удовольствием участвуют в выставках рисунков, обсуждают со сверстниками свои рисунки, гордятся успехами.

Воображение, в первую очередь, развивается в сюжетно-ролевой игре. Именно воображение позволяет детям представить сюжетную линию игры, представить себя в роли моряков, летчиков, космонавтов и т.д. Важная возрастная особенность детей 5—6 лет — фантазиро­вание.

Двигательная активность, с одной стороны, и интенсивно раз­вивающееся воображение, с другой — формируют у дошкольников потребность в двигательных импровизациях под музыку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: