Детей седьмого года жизни

(ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА)

Возрастные особенности детей 6—7 лет

Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра.

Центральная психическая функция — память.

Психические новообразования — произвольность и опосредован ность всей психической жизни; осознанность собственного поведения и переживаний; соподчинение мотивов, потеря детской непосредственности.

Общая характеристика физического развития ребенка

На седьмом году жизни продолжается активный рост ребенка. За год он может вырасти на 7—10 см и более. Средние антропометрические показатели семилетних детей (данные ВОЗ): девочек при росте 121,6 см весят 22,7 кг; мальчики при росте 121,7 с весят 23,0 кг.

Ребенок быстро вытягивается в длину. Крупные мышцы туловища и конечностей растут быстро. Руки и ноги становятся более выносливыми, подвижными и ловкими. Мелкие мышцы, особенно мышцы кистей рук, пока еще остаются слабыми. Усиливается под­вижность суставов в связи с улучшением эластичности мышц и связок.

Продолжительность двигательной активности детей 6—7 лет — от 4,5 до 5 ч, объем двигательной активности — от 13 000 до 15 500 движений за период с 8:00 до 18:00 ч.

К концу дошкольного возраста, как правило, появляются первые постоянные зубы.

Общая и мелкая моторика

Развитие крупной и мелкой мускулатуры позволяет старшим дошкольникам долго бегать, прыгать, выполнять сложные физические упражнения без утомления. Улучшаются координация, устой­чивость равновесия и точность выполнения движений, отмечается прирост физической выносливости. Заметно совершенствуются произвольное регулирование движениями, осознанное отношение к результатам выполнения физических упражнений, стремление добиться хорошего результата. Дети способны осознанно упраж­няться в различных действиях, контролировать и анализировать их, изменять в зависимости от результата, переносить в различные си­туации игровое поле. Эти способности у девочек развиты несколько сильнее, чем у мальчиков.

У старших дошкольников в двигательной деятельности начинают проявляться такие качества, как смелость, настойчивость, выдержка, решительность и инициативность.

Общая характеристика психического развития

В старшем дошкольном возрасте происходит активное социаль­ное развитие, когда закладываются основные компоненты будущей личности.

К 7 годам утрачивается детская непосредственность. Это один из главных симптомов кризиса семи лет. На седьмом году жизни у ребенка меняется реакция на указания или предложения взрослых. В привычных для него ситуациях может не откликаться на просьбы или замечания родителей, словно он не слышит их.

Дети нарочито изображают поведение взрослых, пытаются вы­полнять обязанности и занять позицию взрослого, подражают по­ведению конкретного члена семьи (например, отца). Ребенок без всякой причины начинает манерничать, капризничать, кривляться, паясничать. Такое немотивированное внешне поведение вызывает у взрослых осуждение. На этой основе могут возникать конфликтные ситуации.

Дети становятся более закрытыми, стараются скрыть от окружа­ющих свои переживания, неудачи и обиды. Развивается способность к произвольному поведению, усвоению норм и правил, к соподчине­нию мотивов поведения, потребность в самоутверждении и призна­нии со стороны взрослых.

Общая самооценка недифференцированна, завышена и формиру­ется под влиянием эмоционального отношения взрослых.

К концу дошкольного возраста формируется устойчивый интерес к процессу чтения. Книгу ребенок воспринимает как основной источник информации об окружающем мире. Старшие дошкольники уже могут самостоятельно выбирать книгу в соответствии со своими интересами и вкусами, пересказывать прочитанный текст с использованием иллюстраций, сопереживают литературным героям, обсуждают их действия и дают нравственную оценку.

Гигиенические навыки у детей старшего дошкольного возраста становятся достаточно устойчивыми. Формируется привычка самостоятельно следить за своим внешним видом.

К 6—7 годам дети уверенно владеют культурой самообслуживания. У них возникает интерес к своему внешнему виду, формируется привычка следить за ним, быть опрятными и аккуратными, пользоваться носовым платком и причесываться. Гигиенические навыки становятся достаточно устойчивыми.

К 7 годам у большинства дошкольников сформированы предпосылки к учебной деятельности: способность «слушать и слышать» «смотреть и видеть», оценивать результаты своего участия в подвижных, спортивных и других играх соревновательного характера.

Начинает проявляться интерес к будущему школьному обучению, статусу ученика.

Старшие дошкольники проявляют большой интерес к животному растительному миру разных стран, различным природным явлениям, событиям прошлого и будущего, жизни разных народов.

Сюжетно-ролевая игра

К 6—7 годам у детей значительно расширяется опыт игровой деятельности. Дети уже достаточно хорошо владеют навыками игры* всех видов: сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные, му­зыкальные, конструктивно-строительные, настольные и подвижные, игровое экспериментирование.

Старшие дошкольники придумывают игровые замыслы до на­чала и по ходу игры, игровые события и коллизии, комбинируют различные ситуации взаимоотношений людей, умеют использовать сюжетосложение, создают игровое пространство. В процессе игры дети активно ведут ролевой диалог, проявляют стремление пере­давать особенности игровой роли: в зависимости от роли изменяют интонацию голоса («капризный ребенок», «добрая, ласковая мама», «строгий водитель автобуса» и т.д.), передают характер роли с помо­щью невербальных средств (особая походка, мимика, жесты).

Старшие дошкольники способны в игре договариваться, обме­ниваться мнениями, согласовывать действия (совместно выполняют одну операцию), действовать по правилу, создавать новые правила и осознавать их условность. Так у ребенка формируется соподчинение мотивов как психическое новообразование. Это позволяет детям выстраивать коллективные полноценные взаимоотношения. Неудов­летворенность потребности ребенка в общении со сверстниками в игре может привести к отчуждению с ними и эмоциональному дис­комфорту.

В игре ребенок контролирует действия партнера и исправляет его ошибки, может выполнить за него часть работы, принимает замеча­ния партнера и исправляет свои ошибки, оценивает поступки своих сверстников и ждет от них оценки.

В подготовительной группе достаточно заметно проявляются избирательные интересы в выборе игр, тендерные особенности игр мальчиков и девочек, индивидуальные черты в игровом поведении, в предпочтении ролей и партнеров.

Общение со взрослыми

К 7 годам общение детей со взрослыми становится внеситуатив­но-личностным: дети обсуждают со взрослыми (воспитателем) про­блемы, выходящие за рамки детского сада и личного опыта, поступки людей, мотивы поступков, личностные качества взрослых и свер­стников. Ребенок ждет от взрослого нравственной оценки поступков людей. Дошкольники в беседах со взрослыми интересуются жизнью других народов, необычными событиями и фактами прошлого, рас­тительным и животным миром не только своего региона и страны, но и других стран.

Старшие дошкольники испытывают потребность в самоутвержде­нии и признании со стороны взрослых.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: