double arrow

Общение со сверстниками

На седьмом году жизни резко возрастает потребность в общении со сверстниками. Общение приобретает личностный характер: дети избирательны в общении, самостоятельно выбирают себе друзей. Преимущественно дружеские отношения складываются у детей одного пола, но, вместе с тем, могут возникать симпатии между от­дельными мальчиками и девочками. Мальчики предлагают девочкам помощь, могут дарить подарки, угощать.

Дети активно включаются в совместную деятельность и отдают ей предпочтение. Начинают осознавать свое положение среди свер­стников, оценивать себя и других с точки зрения норм поведения.

У детей подготовительной группы достаточно хорошо сформиро­ваны коммуникативные умения: обращаться по имени к сверстникам и по имени и отчеству к взрослому, обращаться с просьбой, не пере­бивать собеседника.

Развитие речи

В старшем дошкольном возрасте продолжает расширяться словар­ный запас. Дети чаще начинают использовать синонимы, антонимы, обобщающие слова и отвлеченные понятия, эпитеты, сложные слова (красногрудый снегирь), слова, указывающие на профессиональную принадлежность; понимают метафоры (озорной ветерок); имеют представления о многозначности слов (свежий воздух, свежий хлеб); точно подбирают слова при сравнении (круглый как мяч).

Дети употребляют все части речи, включая причастие и деепри­частие; соединительные, противительные и разделительные союзы; сложные предлоги.

Дети осмысленно используют числительные: соотносят слово-на­звание числа с количеством предметов.

Чаще начинают использовать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Совершенствуется умение согласовывать впредложении существительное с другими частями речи.

В подготовительной к школе группе происходит дальнейшее активное развитие диалогической и монологической речи. Закрепляете) умение самостоятельно давать описание игрушки и предмета; cоставлять рассказ по картинке и творческому характеру; пересказывать содержание небольшого рассказа или сказки; рассказывать о своих впечатлениях.

Важная особенность этого возраста — использование объясни тельной речи.

В 6—7 лет ребенок правильно произносит все звуки родного языка, четко проговаривает слова и фразы; пользуется интонационным средствами выразительности (хотя могут проявляться индивидуаль­ные особенности).

Старшие дошкольники четко различают на слух все звуки родно­го языка. Ребенок, посещавший детский сад, овладевает навыками звукового анализа слов: выделяет звуки в словах, подбирает слова с определенными звуками, требующими тонкой дифференциаций (звонкие и глухие, твердые и мягкие пары звуков, свистящие и шипя­щие); устанавливает последовательность звуков в словах; делит слова на слоги, предложения на слова.

Развитие познавательной сферы

Ощущение и восприятие

На седьмом году жизни познавательная деятельность в целом ха­рактеризуется возросшей самостоятельностью. Дети достаточно хо­рошо владеют перцептивными действиями (осуществляют сенсорное обследование объектов, вычленяют в объектах наиболее характерные свойства или признаки), овладевают способами познания (наблюде­ние, самонаблюдение).

К 7 годам в полной мере усваивают сенсорные эталоны: цвета спектра и их оттенки (например, красный и светло-красный, темно-красный), геометрические формы и их разновидности (например, овал — круг, треугольник — пятиугольник, шестиугольник и др.), фонемы языка, музыкальные звуки, пропорции. Достаточно хорошо развито фонематическое восприятие.

Дети осознанно, последовательно и целенаправленно обследуют предметы, ориентируясь на весь комплекс признаков.

Значительное место в жизни ребенка начинает занимать вос­приятие информации посредством слов, символов и знаков. Более осознанным и мотивированным становится эстетическое восприятие окружающей действительности.

При восприятии изобразительного искусства старшим дошкольни­кам уже доступны произведения декоративно-прикладного искусства, живописи, скульптуры и графики.

Память

У дошкольников заметно увеличивается объем непроизвольной памяти, поэтому им легко запоминать достаточно большой объем информации без специально поставленной цели.

Эмоционально-насыщенный материал старшие дошкольники по-прежнему запоминают лучше и надолго, могут передать содержание картинки по памяти.

Отмечаются тендерные различия: у девочек объем памяти боль­ше, чем у мальчиков, и характеризуется большей произвольностью и устойчивостью.

Мышление

Наряду с наглядно-действенным и наглядно-образным активно развивается словесно-логическое мышление. Логические операции (сравнение, анализ, синтез, классификация, сериация) претерпевают качественные изменения.

В 6—7 лет у детей уже достаточно сформированы обобщенные представления о свойствах различных предметов и явлений. Старшие дошкольники способны использовать обобщенные наглядные сред­ства (схемы, чертежи и пр.), осуществлять сериацию (упорядочивать предметы или явления) не только по убыванию или возрастанию конкретного существенного наглядного признака предмета или яв­ления (цвет, величина и др.), но и какого-либо непосредственно не наблюдаемого признака.

В основу классификации также берутся существенные и непосред­ственно не наблюдаемые признаки (например, родовидовая принад­лежность: «мебель», «одежда», «домашние животные»).

При описании сюжета на картинке дети могут рассказать не только о том, что изображено, но и о событиях, которые могли быть ранее или после изображенного на картинке события.

Появляются первые понятия, которые опираются на непосред­ственный опыт ребенка и связаны с функциональным назначением предметов.

Например, они могут объединить рисунок собаки с группой «ди­кие животные», потому что собака тоже может жить в лесу, а изо­бражение девочки объединяют с изображением куклы, потому что она с ней играет.

Дети проявляют активность и испытывают радость открытия; в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, экспериментировании (с водой, снегом, воздухом, звуками, магнитами, увеличительными стеклами и т.п.), в развивающих играх, разгадывании загадок. В общении со взрослыми постоянно задают вопросы познавательного характера.

К 7 годам преодолевается эгоцентризм детского мышления: ребенок начинает видеть предмет или какую-либо ситуацию с по­зиции другого человека, способен услышать точку зрения другого человека.

В старшем дошкольном возрасте отмечаются тендерные различия в развитии мышления. У девочек более развит вербальный интеллект, чем у мальчиков. Мышлению девочек свойственна детальность и конкретность. Мальчики в большей степени мотивированы на поис­ковую деятельность и предпочитают нестандартное решение задач. Девочки в значительной степени ориентированы на результат и ти­повое решение задач.

Воображение

Воображение как психическое новообразование дошкольного возраста на седьмом году жизни продолжает активно развиваться. Дети сочиняют небольшие стихи, загадки, дразнилки; придумывают концовку к литературным произведениям и сказкам, новые сюжеты, ставят спектакли по мотивам знакомых сказок, фантазируют.

Детям нравится инсценировать отрывки из прочитанных произ­ведений, играть различные роли, создавать творческие ситуации в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности и ручном труде.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: