Статистика и теория вероятностей 1 страница

Статистика. Табличное и графическое представление данных, столб­чатые и круговые диаграммы, графики, применение диаграмм и графи­ков для описания зависимостей реальных величин, извлечение инфор­мации из таблиц, диаграмм и графиков. Описательные статистические показатели числовых наборов: среднее арифметическое, медиана, наи­большее и наименьшее значения. Меры рассеивания: размах, дисперсия и стандартное отклонение. Случайная изменчивость. Изменчивость при измерениях. Решающие правила. Закономерности в изменчивых величинах.

Случайные события. Случайные опыты (эксперименты), элемен­тарные случайные события (исходы). Вероятности элементарных собы­тий. События в случайных экспериментах и благоприятствующие эле­ментарные события. Вероятности случайных событий. Опыты с равно­возможными элементарными событиями. Классические вероятностные опыты с использованием монет, кубиков. Представление событий с по­мощью диаграмм Эйлера. Противоположные события, объединение и пересечение событий. Правило сложения вероятностей. Случайный выбор. Представление эксперимента в виде дерева. Независимые со­бытия. Умножение вероятностей независимых событий. Последова­тельные независимые испытания. Представление о независимых собы­тиях в жизни.

Элементы комбинаторики. Правило умножения, перестановки, факториал числа. Сочетания и число сочетаний. Формула числа со­четаний. Треугольник Паскаля. Опыты с большим числом равновоз­можных элементарных событий. Вычисление вероятностей в опытах с применением комбинаторных формул. Испытания Бернулли. Успех и неудача. Вероятности событий в серии испытаний Бернулли.

Случайные величины. Знакомство со случайными величинами на примерах конечных дискретных случайных величин. Распределение вероятностей. Математическое ожидание. Свойства математиче­ского ожидания. Понятие о законе больших чисел. Измерение вероят­ностей. Применение закона больших чисел в социологии, страховании, здравоохранении, обеспечении безопасности населения в чрезвычайных ситуациях.

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тематическое планирование реализует один из возможных подходов к распределению изучаемого материала по учебно-методическому ком­плекту по алгебре, выпускаемому издательством «Просвещение», не но­сит обязательного характера и не исключает возможностей иного рас­пределения содержания.

В примерном тематическом планировании разделы основного содер­жания по алгебре разбиты на темы в хронологии их изучения по соот­ветствующим учебникам.

Особенностью примерного тематического планирования является то, что в нём содержится описание возможных видов деятельности учащихся в процессе усвоения соответствующего содержания, направленных на достижение поставленных целей обучения. Это ориентирует учителя на усиление деятельностного подхода в обучении, на организацию разно­образной учебной деятельности, отвечающей современным психолого­педагогическим воззрениям, на использование современных технологий.

Тематическое планирование представлено в двух вариантах.

Первый вариант составлен из расчёта часов, указанных в проекте Базисного учебного (образовательного) плана (БУП) образовательных уч­реждений общего образования (не менее 3 часов в неделю, 102 часа в год). При составлении рабочей программы образовательное учреждение может увеличить указанное в проекте БУП минимальное учебное время за счёт его вариативного компонента.

Второй вариант примерного тематического планирования предназна­чен для классов, нацеленных на повышенный уровень математической подготовки учащихся. В этом случае в основное программное содержание включаются дополнительные вопросы, способствующие развитию мате­матического кругозора, освоению более продвинутого математического аппарата, математических способностей. Расширение содержания мате­матического образования в этом случае даёт возможность существенно обогатить круг решаемых математических задач. При работе по второму варианту примерного тематического планирования на изучение алгебры рекомендуется отводить не менее 4 часов в неделю. Учебные часы, при­ведённые в примерном тематическом планировании, даны в минималь­ном объёме (из расчёта 4 часов в неделю, 136 часов в год). Дополнитель­ные вопросы в примерном тематическом планировании даны в квадрат­ных скобках.


Г. В. Дорофеев, С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович, Л. В. Кузнецова,
С. С. Минаева, Л. О. Рослова. «Алгебра, 7», «Алгебра, 8», «Алгебра, 9»

Номер пункта

Содержание материала

Количество

часов

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

I

II
      7 класс  

Глава 1. Дроби и проценты

11   16 Сравнивать и упорядочивать рациональные числа.
         

Выполнять вычисления с рациональными числами,

         
1.1 Сравнение дробей 4   6 вычислять значения степеней с натуральными по-
1.2 Вычисления с рациональными чис-       казателями. Выполнять прикидку и оценку в ходе
  лами       вычислений.
          Использовать эквивалентные представления дроб-
1.3 Степень с натуральным показателем       ных чисел при их сравнении и в вычислениях.

1.4

1.5

Задачи на проценты

Статистические характеристики

2   4 Проводить несложные исследования, связанные со свойствами дробных чисел, опираясь на числовые
3   4 эксперименты (в том числе с использованием каль-
  Обзор и контроль 2   2 кулятора, компьютера). Осуществлять поиск информации (в СМИ), содер­жащей данные, выраженные в процентах, интер­претировать эти данные. Решать задачи на про­центы и дроби (в том числе задачи из реальной практики, используя при необходимости калькуля­тор). Приводить примеры числовых данных (цена, рост, время на дорогу), находить среднее арифметиче­ское, моду и размах числовых наборов, в том числе

со


        извлекая необходимую информацию из таблиц и диаграмм. Приводить содержательные примеры использования среднего арифметического, моды и размаха для описания данных (демографические и социологические данные, спортивные показатели и др.)

Глава 2. Прямая и обратная пропорциональность

8 10

Моделировать несложные зависимости с помощью формул; выполнять вычисления по формулам, вы­ражать из формулы одни величины через другие. Распознавать прямую и обратную пропорциональ­ные зависимости. Использовать свойства прямой и обратной пропорциональности для выполнения практических расчётов. Решать текстовые задачи на прямую и обратную пропорциональные зависи­мости, на пропорциональное деление (в том числе с контекстом из смежных дисциплин, из реальной жизни). Анализировать и осмысливать текст зада­чи, моделировать условие с помощью схем, стро­ить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять само­контроль, проверяя ответ на соответствие условию

2.1 2.2 2.3 2.4 Зависимости и формулы Прямая пропорциональность. Обрат­ная пропорциональность Пропорции. Решение задач с помо­щью пропорций Пропорциональное деление Обзор и контроль 3 3 2 4 4 2

Глава 3. Введение в алгебру

9 11

Применять язык алгебры при выполнении эле­ментарных знаково-символических действий: ис- пользовать буквы для обозначения чисел, для записи общих утверждений; моделировать буквен­ными выражениями условия, описанные словес­но, рисунком или чертежом; преобразовывать ал­гебраические суммы и произведения (выполнять

3.1 3.2 Буквенная запись свойств действий над числами Преобразование буквенных выраже­ний 3 4

 


 

 


Номер пункта

Содержание материала

Количество

часов

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

I II
3.3 Раскрытие скобок 4 5 приведение подобных слагаемых, раскрытие ско-
3.4 Приведение подобных слагаемых     бок, упрощение произведений). Выполнять числовые подстановки в буквенное вы-
  Обзор и контроль 2 2 ражение, вычислять числовое значение буквенного
        выражения

Глава 4. Уравнения

10 13 Переходить от словесной формулировки условия
       

задачи к алгебраической модели путём составле-

       
4.1 Алгебраический способ решения за- 3 4 ния уравнения. Проводить доказательные рассуж-
  дач     дения о корнях уравнения с опорой на определе-
4.2 Корни уравнения     ние корня. Объяснять и формулировать правила преобразова-
4.3 Решение уравнений 5 7 ния уравнений. Конструировать алгоритм решения
4.4 Решение задач с помощью уравнений     линейных уравнений, распознавать линейные урав-
  Обзор и контроль 2 2 нения, решать линейные уравнения, а также урав­нения, сводящиеся к ним, с помощью простейших преобразований. Решать текстовые задачи алгебраическим спосо­бом: составлять уравнение по условию задачи, ре­шать составленное уравнение. Проводить рассуж­дения, основанные на интерпретации условия поставленной задачи, для поиска целых корней не­которых несложных нелинейных уравнений

ю


 

Глава 5. Координаты и графики

10 14

Изображать числа точками координатной прямой, пары чисел точками координатной плоскости. Строить на координатной плоскости геометриче­ские изображения множеств, заданных алгебраиче­ски, описывать множества точек координатной пло­скости (области, ограниченные горизонтальными и вертикальными прямыми и пр.) алгебраическими соотношениями.

Строить графики простейших зависимостей, за­данных алгебраическими соотношениями, прово­дить несложные исследования особенностей этих графиков.

Моделировать реальные зависимости графиками. Читать графики реальных зависимостей

5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 5.6 Множества точек на координатной прямой Расстояние между точками коорди­натной прямой Множества точек на координатной плоскости Графики Ещё несколько важных графиков Графики вокруг нас Обзор и контроль 4 4 2 6 6 2

Глава 6. Свойства степени с натуральным показателем

10 12

Формулировать, записывать в символической фор­ме и обосновывать свойства степени с натураль­ным показателем, применять свойства степени для преобразования выражений и вычислений.

Выполнять перебор всех возможных вариантов для пересчёта объектов или комбинаций.

Применять правило комбинаторного умножения для решения задач на нахождение числа объек­тов или комбинаций (диагонали многоугольни­ка, рукопожатия, число кодов, шифров, паролей и т. п.).

Распознавать задачи на определение числа пере­становок и выполнять соответствующие вычисле­ния

6.1 6.2 6.3 6.4 Произведение и частное степеней Степень степени, произведения и дроби Решение комбинаторных задач Перестановки Обзор и контроль 4 4 2 5 5 2

 


 


Номер пункта

Содержание материала

Количество

часов

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

I II

Глава 7. Многочлены

16 20 Выполнять действия с многочленами.
       

Доказывать формулы сокращённого умножения

       
7.1 Одночлены и многочлены 5 7 (для двучленов), применять их в преобразованиях
7.2 Сложение и вычитание многочленов     выражений и вычислениях. Проводить исследова-
7.3 Умножение одночлена на многочлен     ние для конструирования и последующего доказа-
7.4 Умножение многочлена на многочлен 8 10 тельства новых формул сокращённого умножения. Решать уравнения, сводящиеся к линейным.
7.5 Формулы квадрата суммы и квадрата     Решать текстовые задачи алгебраическим спосо-
  разности     бом: моделировать условие задачи рисунком, чер-
7.6 Решение задач с помощью уравнений     тежом; переходить от словесной формулировки
  Обзор и контроль 3 3 условия задачи к алгебраической модели путём со-
        ставления уравнения; решать составленное урав-
        нение

Глава 8. Разложение многочленов на

16 21 Выполнять разложение многочленов на множители,

множители

    применяя различные способы; анализировать мно-
       

гочлен и распознавать возможность применения

       
8.1 Вынесение общего множителя за 5 7 того или иного приёма разложения его на множи-
  скобки     тели. Применять различные формы самоконтроля
8.2 Способ группировки     при выполнении преобразований.
8.3 Формула разности квадратов 3 4 Применять разложение на множители к решению
8.4 Формулы разности и суммы кубов     уравнений
8.5 Разложение на множители с приме­нением нескольких способов 5 7  

ю

00


8.6 Решение уравнений с помощью раз­ложения на множители Обзор и контроль 3 3  

Глава 9. Частота и вероятность

7 10

Проводить эксперименты со случайными исхода­ми, в том числе с помощью компьютерного моде- лирования, интерпретировать их результаты. Вы­числять частоту случайного события; оценивать вероятность с помощью частоты, полученной опыт­ным путём; прогнозировать частоту наступления события по его вероятности.

Приводить примеры случайных событий, в частно­сти достоверных и невозможных событий, малове­роятных событий. Приводить примеры равноверо­ятных событий

9.1 9.2 9.3 Случайные события Частота случайного события Вероятность случайного события Обзор и контроль 2 4 1 3 6 1

Обобщение и систематизация знаний. Итоговая контрольная работа

5 9  
    8 класс  

Глава 1. Алгебраические дроби

20 27

Конструировать алгебраические выражения. На­ходить область определения алгебраической дро- би; выполнять числовые подстановки и вычислять значение дроби. Формулировать основное свой­ство алгебраической дроби и применять его для преобразования дробей. Выполнять действия с ал­гебраическими дробями. Применять преобразова­ния выражений для решения задач.

1.1 1.2 1.3 1.4 Что такое алгебраическая дробь Основное свойство дроби Сложение и вычитание алгебраиче­ских дробей Умножение и деление алгебраических дробей 4 7 7 9

 


 


Номер пункта

Содержание материала

Количество

часов

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

I II
1.5 1.6 1.7 1.8 Преобразование выражений, содер­жащих алгебраические дроби Степень с целым показателем Свойства степени с целым показате­лем Решение уравнений и задач Обзор и контроль 5 2 2 6 3 2 Выражать переменные из формул (физических, геометрических, описывающих бытовые ситуации). Проводить исследования, выявлять закономерности. Формулировать определение степени с целым по­казателем. Формулировать, записывать в символи­ческой форме и иллюстрировать примерами свой­ства степени с целым показателем; применять свойства степени для преобразования выражений и вычислений. Использовать запись чисел в стан­дартном виде для выражения размеров объектов, длительности процессов в окружающем мире. Сравнивать числа и величины, записанные с ис­пользованием степени числа 10. Выполнять вычис­ления с реальными данными. Выполнять прикидку и оценку результатов вычислений. Решать уравнения с дробными коэффициентами, решать текстовые задачи алгебраическим методом

Глава 2. Квадратные корни

15 22

Формулировать определения квадратного корня из числа. Применять график функции у=х2 для нахождения корней квадратных уравнений, исполь­зуя при необходимости калькулятор; проводить оценку квадратных корней.

2.1 Задача о нахождении стороны квад­рата 4 4

ю
СП


2.2 2.3 2.4 2.5 Иррациональные числа Теорема Пифагора Квадратный корень (алгебраический подход) График зависимости у = 3 5 Строить график функции у = 4х, исследовать по графику её свойства. Доказывать свойства арифме­тических квадратных корней; применять их к преоб­разованию выражений. Вычислять значения выра­жений, содержащих квадратные корни; выполнять знаково-символические действия с использованием
2.6 Свойства квадратных корней 5 7 обозначений квадратного и кубического корня.
2.7 Преобразование выражений, содер-     Исследовать уравнение х2 = а, находить точные
  жащих квадратные корни     и приближённые корни при а>0.
        Формулировать определение корня третьей степе-
2.8 Кубический корень 1 2  
        ни; находить значения кубических корней, при не-
  Обзор и контроль 2 2 обходимости используя калькулятор

Глава 3. Квадратные уравнения

19 24 Распознавать квадратные уравнения, классифици-
         
         
3.1 Какие уравнения называют квадрат- 9 11 уравнения. Решать квадратные уравнения — полные
  ными     и неполные. Проводить простейшие исследования
3.2 Формула корней квадратного уравне-     квадратных уравнений. Решать уравнения, сводя-
  НИЯ     щиеся к квадратным, путём преобразований, а так-
3.3 Вторая формула корней квадратного     же с помощью замены переменной. Наблюдать и
  уравнения     анализировать связь между корнями и коэффици-
        ентами квадратного уравнения. Формулировать и
3.4 Решение задач     доказывать теорему Виета, а также обратную тео-
3.5 Неполные квадратные уравнения 3 4 рему, применять эти теоремы для решения разно-
3.6 Теорема Виета 5 7 образных задач. Решать текстовые задачи алге-
        браическим способом: переходить от словесной
3.7 Разложение квадратного трёхчлена     формулировки условия задачи к алгебраической
  на множители      
        модели путём составления уравнения; решать со-
  Обзор и контроль 2 2 ставленное уравнение; интерпретировать результат.

 


 


Номер пункта

Содержание материала

Количество

часов

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

1 II
        Распознавать квадратный трёхчлен, выяснять воз­можность разложения на множители, представ­лять квадратный трёхчлен в виде произведения линейных множителей. Применять приёмы само­контроля при выполнении преобразований. Прово­дить исследования квадратных уравнений с бук­венными коэффициентами

Глава 4. Системы уравнений

20 24 Определять, является ли пара чисел решением
       

уравнения с двумя переменными; приводить при-

       
4.1 Линейное уравнение с двумя пере- 7 8 меры решений уравнений с двумя переменными.
  менными     Решать задачи, алгебраической моделью которых
4.2 График линейного уравнения с двумя     является уравнение с двумя переменными; нахо-
  переменными     дить целые решения путём перебора.
4.3 4.4 4.5 Уравнение прямой вида у = кх + 1 Системы уравнений. Решение систем способом сложения Решение систем уравнений способом 9 11 Распознавать линейные уравнения с двумя пере­менными; строить прямые — графики линейных уравнений; извлекать из уравнения вида у=кх+1 информацию о положении прямой в координатной плоскости. Распознавать параллельные и Пересе-
  подстановки     кающиеся прямые по их уравнениям; конструиро-
4.6 Решение задач с помощью систем     вать уравнения прямых, параллельных данной пря-
  уравнений     мой. Использовать приёмы самоконтроля при
4.7 Задачи на координатной плоскости 2 3 построении графиков линейных уравнений.
  Обзор и контроль 2 2  

        Решать системы двух линейных уравнений с двумя переменными; использовать графические пред­ставления для исследования систем линейных уравнений; решать простейшие системы, в кото­рых одно из уравнений не является линейным. Применять алгебраический аппарат для решения задач на координатной плоскости. Решать тексто­вые задачи алгебраическим способом: переходить от словесной формулировки условия задачи к ал­гебраической модели путём составления системы уравнений; решать составленную систему уравне­ний; интерпретировать результат

Глава 5. Функции

14 19 Вычислять значения функций, заданных формула-
       

ми (при необходимости использовать калькулятор);

       
5.1 Чтение графиков 3 5 составлять таблицы значений функций. Строить
5.2 Что такое функция     по точкам графики функций. Описывать свойства функции на основе её графического представле-
5.3 График функции 4 5 ния. Моделировать реальные зависимости фор-
5.4 Свойства функции     мулами и графиками. Читать графики зависимо­стей. Использовать функциональную символику
5.5 Линейная функция 5 7 для записи фактов, связанных с рассматривав-
5.6 Функция у = — и её график     мыми функциями, обогащая опыт выполнения зна-
        ково-символических действий. Строить речевые
  Обзор и контроль 2 2 конструкции с использованием функциональной терминологии. Использовать компьютерные про­граммы для построения графиков функций, для ис­следования положения на координатной плоскости графиков функций в зависимости от значений ко­эффициентов, входящих в формулу.

ю

00


Номер пункта

Содержание материала

Количество

часов

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

I II
        Распознавать виды изучаемых функций. Показы­вать схематически расположение на координатной плоскости графиков функций вида у=кх, у=кх+Ь, к У = — в зависимости от значений коэффициентов, входящих в формулы. Строить графики изучаемых функций; описывать их свойства

Глава 6. Вероятность и статистика

9 11

Характеризовать числовые ряды с помощью раз­личных средних. Находить вероятности событий при равновозможных исходах; решать задачи на вычисление вероятностей с применением комби­наторики. Находить геометрические вероятности

6.1 6.2 Статистические характеристики Классическое определение вероятности 2 5 3 6
6.3 Сложные эксперименты      
6.4 Геометрические вероятности      
  Обзор и контроль 2 2  

Обобщение и систематизация знаний. Итоговая контрольная работа

5 9  

 


 

























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: