double arrow

Вопрос 2. Общая характеристика источников права социального обеспечения

ТЕМА 3. ИСТОЧНИКИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.

Вопрос 1. Понятие и классификация источников права социального обеспечения

Источник ПСО (форма права) — это форма установления и внешнего выражения действующих правовых норм, регулирующих отношения, входящие в предмет ПСО. К числу источников ПСО относятся: нормативные правовые акты и нормативные правовые договоры.

Можно провести следующую классификацию источников права социального обеспечения:

1) по юридической силе источники делятся на законы и подзаконные акты законодательства в сфере социального обеспечения. Законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по сравнению с любыми другими нормативными правовыми актами. Это объясняется тем, что законы принимаются высшим законодательным органом власти РФ и ее субъектов. Законы делятся на конститутивные, кодифицированные и текущие;

2) по видам социального обеспечения источники делятся на регулирующие пенсионное обеспечение, о социальных пособиях и компенсационных выплатах, о социальном обслуживании, о медицинской помощи и лечении, о социальной реабилитации и пр.;

3) в зависимости от источника финансирования тех мероприятий, которые регулируются соответствующими источниками: источники, которые регулируют социальное обеспечение за счет средств обязательного социального страхования (государственных внебюджетных фондов) либо за счет бюджетных средств;

4) по действию в пространстве источники ПСО делятся на общефедеральные, республиканские в составе РФ и других субъектов РФ (областные, краевые и др.), отраслевые, муниципальные и локальные;

5) по кругу лиц. Данная классификация показывает, на кого распространяется действие норм соответствующих источников. Выделяются источники, регулирующие отношения по социальному обеспечению пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми, государственных служащих, военнослужащих, иных категорий граждан.

 

Вопрос 2. Общая характеристика источников права социального обеспечения

1) Особое место среди источников ПСО занимает Конституция РФ. Она обладает высшей юридической силой в Российской Федерации и является актом прямого действия. В этом качестве она выступает основополагающим источником права социального обеспечения. В статье 7 Конституции закреплены исходные юридические начала развития Российской Федерации как социального государства. Кроме того, принципиальное значение для всей системы права социального обеспечения имеют закрепленные Конституцией субъективные права и юридические гарантии в социальной сфере.

Так, статья 38 Конституции Российской Федерации декларирует, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Статьей 39 каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Согласно этой же статье каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2) Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы Российской Федерации, причем применяются непосредственно. Как источник ПСО общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ имеют приоритет перед ее законодательством и иными источниками ПСО.

Нормы международного права, касающиеся социального обеспечения, в частности, со-держатся в:

- Уставе ООН, принятом 26 июня 1945 г.;

- Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г.;

- Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г.;

- Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950).

- конвенциях Международной организации труда. Например, Конвенция МОТ № 157 "Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения" (1982 г.).

Среди международных договоров в сфере социального обеспечения можно назвать, например, Договор между РФ и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 г., Соглашение СНГ от 13 марта 1992 г. «О гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения».

3) законы.

В силу принадлежности права социального обеспечения к числу комплексных отраслей, оно не имеет единого кодифицированного законодательного источника регулирования. Однако среди его источников можно отметить значительное число законов, регулирующих общественные отношения применительно к конкретным видам социального обеспечения:

- пенсионное обеспечение:

Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»

Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицирован-ном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»

Федеральный закон от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»

Федеральный закон от 28.12.2013 № 424-ФЗ "О накопительной пенсии".

Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

- о социальных пособиях и компенсационных выплатах:

Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».

Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 в ред. от 10.01.2003 «О занятости населения в Российской Федерации».

- о социальном обслуживании:

Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".

- о медицинской помощи и лечении:

Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

К данной группе источников ПСО относятся также законы субъектов РФ. Как правило, они предусматривают законодательные гарантии по социальной защите инвалидов, пожилых граждан, семей с детьми, безработных, а также малоимущих слоев населения на территории данного конкретного субъекта федерации.

4) подзаконные акты:

Подзаконное регулирование также имеет большое значение в формировании системы источников права социального обеспечения. Наиболее существенным признаком подзаконных нормативных актов является принятие их в соответствии с законами и в их развитие.

Подзаконные акты – нормативные правовые акты, принимаемые во исполнение или развитие законов о социальном обеспечении органами исполнительной власти в пределах своей компетенции.

В иерархии подзаконных нормативных актов наибольшей юридической силой обладают указы и распоряжения Президента Российской Федерации. Например, Указ Президента РФ от 20.09.2010 N 1141 "О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих"

Ступенью ниже в этой иерархии находятся постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации. Например, Постановление Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий".

Правом издавать нормативные акты по вопросам, отнесенным к их компетенции, наделены также другие органы исполнительной власти - министерства, федеральные агентства, федеральные службы. Значительное количество среди подзаконных источников права социального обеспечения составляют постановления и приказы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруда РФ). Как правило, такие акты конкретизируют порядок предоставления гражданам конкретного вида социального обеспечения. Постановление Минтруда РФ от 30.06.2003 N 44 «Об утверждении правил обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, ее назначения и выплаты».

Подзаконными являются также акты, принимаемые в пределах своей компетенции исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и исполнительными органами местного самоуправления.

5) Нормативные правовые договоры характеризуются, во-первых, особым - договорным - порядком принятия; во-вторых, установлением в них норм права и признанием их регулятивного значения со стороны государства (в противном случае их вообще нельзя было бы относить к источникам права).

В отличие от источников статутного права нормативный правовой договор принимается по договоренности двух или нескольких субъектов права, как правило, не наделенных статусом органа государственной власти. Нормы соглашения являются результатом согласования волеизъявлений этих субъектов, отражением компромисса их интересов. Сфера действия нормативного соглашения по кругу лиц определяется обычно составом участвующих в его заключении субъектов. Нормативные правовые договоры, хотя и не принимаются органами государственной власти, содержат правовые нормы.

Разновидностями нормативного правового договора, содержащего нормы ПСО, являются коллективные договоры и соглашения, которые заключаются в рамках социального партнерства.

Сущность и социальная значимость коллективного договора и соглашения абсолютно равнозначны. Оба акта являются регуляторами трудовых отношений. И коллективные договоры, и соглашения заключаются в договорном порядке. Сторонами в широком смысле выступают работники и работодатели.

Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции. Такие договоры могут предусматривать дополнительные меры социальной поддержки работающих граждан, членов их семей, а также бывших работников.

В соответствии со ст. 45 ТК РФ соглашения, регулирующие трудовые отношения, могут заключаться на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях. В соответствии со ст. 40 ТК РФ коллективные договоры заключаются на уровне работодателя, то есть на локальном уровне.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: