Обращение интервалов

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ

МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО»,

 «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»

Предметная область

В00.  ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ

 

  Программа по учебному предмету

В01.УП.01.ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ТЕОРИЯ МУЗЫКИ

 

 

 

 

  Программа учебного предмета разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Фортепиано», «Народные инструменты»,   «Хоровое пение». 

 

 

 

 

Структура программы учебного предмета

I.  Пояснительная записка                                                   

    - Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

    - Срок реализации учебного предмета;

    - Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного

учреждения на реализацию учебного предмета;

    - Форма проведения учебных аудиторных занятий;

    - Цель и задачи учебного предмета;

    - Обоснование структуры программы учебного предмета;

    - Методы обучения;

    - Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II. Содержание учебного предмета                                      

    - Учебный план;

    - Учебно-тематический план;

       - Содержание тем;

III. Требования к уровню подготовки обучающихся         

IV. Формы и методы контроля, система оценок                          

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

    - Критерии оценки;

    - Контрольные требования на различных этапах обучения;

 

V. Методическое обеспечение учебного процесса              

    - Методические рекомендации педагогическим работникам;

    - Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

VI. Список рекомендуемой литературы  

      - Список рекомендуемой учебной литературы

      - Список дополнительной литературы

 

 

I. Пояснительная записка

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Элементарная теория музыки»   разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательных программам в области музыкального искусства «Фортепиано»,  «Хоровое пение» «Народные инструменты» и срокам обучения по этим программам при их реализации детскими школами искусств.

Учебный предмет «Элементарная теория музыки» входит в вариативную часть предпрофессиональной программы в предметной области «Теория и история музыки», тесно связан с предметами «Сольфеджио» и «Музыкальная литература» и ориентирован на подготовку детей к поступлению в профессиональные учебные заведения.

2. Срок реализации учебного предмета «Элементарная теория музыки» - 2 года

3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Элементарная теория музыки»:

Таблица 1

Класс 7 класс 8 класс
Максимальная учебная нагрузка 66 часов 66 часов
Количество часов на аудиторные занятия 33 часа 33 часа
Количество часов на внеаудиторную работу 33 часа 33 часа

 

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая от 4 до 10 человек, продолжительность урока – 40 минут.

Цель и задачи предмета

Цель:

изучение и постижение музыкального искусства, достижение уровня развития знаний, умений и навыков в области теории музыки, достаточных для поступления в профессиональные учебные заведения.

Задачи:

· обобщение знаний по музыкальной грамоте;

· понимание значения основных элементов музыкального языка;

· умение осуществлять практические задания по основным темам учебного предмета;

· систематизация полученных сведений для элементарного анализа нотного текста с объяснением роли выразительных средств;

· формирование и развитие музыкального мышления.

Программа «Элементарная теория музыки ориентирована также на:

выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации,

приобретение навыков творческой деятельности,

умение планировать свою домашнюю работу,

осуществление самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью,

умение давать объективную оценку своему труду,

формирование навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе,

уважительное отношение к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам,

понимание причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности,

определение наиболее эффективных способов достижения результата.

6. Обоснование структуры программы учебного предмета.

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

· сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета;

· распределение учебного материала по годам обучения;

· описание дидактических единиц учебного предмета;

· требования к уровню подготовки обучающихся;

· формы и методы контроля, система оценок;

· методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".

7. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (рассказ, беседа, объяснение);

- наглядный (наблюдение, демонстрация);

- практический (упражнения воспроизводящие и творческие).

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Материально- техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Средства обучения:

фортепиано, интерактивная доска, музыкальный центр, DVD проигрыватель, компьютер.

  Наглядные пособия:

 таблицы, схемы, иллюстрации, клавиатуры.

II. Содержание учебного предмета

 

Учебно-тематический план

Класс

Таблица 2

Наименование темы Аудиторные занятия
1. Интервалы. 1
2. Интервалы. Обращение интервалов. 1
3. Увеличенные и уменьшенные интервалы. 1
4. Характерные интервалы и тритоны. 3
5. Аккорд. Трезвучия. Обращения трезвучий. 2
6. Лад. Квинтовый круг тональностей. Буквенное обозначение тональностей. 2
7. Аккорды в тональности. 2
8. Виды септаккордов. 1
9. D7 с обращениями (в тональности, от звука). 3
10. Виды гармонических оборотов: плагальный, автентический, полный, прерванный. 1
11. Голосоведение. 1
12. Два уменьшенных трезвучия. 2
13. Увеличенное трезвучие. 2
14. МVII7, УмVII7 2
15. Внутрифункциональное разрешение вводных септаккордов. 2
16. Группировка в простых размерах. 2
17. Группировка в размерах 3/8, 6/8. 2
18. Строение музыкальной речи. Фактура. 1
19. Жанры. 1
20. Зачет 1

 

Класс

Таблица 3

№   Наименование темы Аудиторные занятия
1. Интервалы. Составные интервалы. 2
2. Разрешение интервалов. 2
3. II7 (в тональности, от звука). 3
4. Внутрифункциональное разрешение II7. 3
5. Главные и побочные септаккорды. Разрешение побочных септаккордов. 2
6. Буквенно-цифровые обозначения аккордов. 2
7. Стабильные монодические лады. 2
8. Особые лады. 1
9. Энгармонизм. 1
10. Виды тональностей. 1
11. Хроматизм. 2
12. Типы тональных соотношений. Поиск тональностей. 2
13. Родственные тональности (I степень родства). 2
14. Хроматическая гамма. 2
15. Ритм. Группировка. 2
16. Секвенции. Каденции. 1
17. Строение музыкальной речи.  1
18. Фактура. 1
19. Зачет. 1

 

Содержание курса

Класс

Интервалы.

В музыке все измеряется тонами и полутонами. Расстояние между двумя белыми клавишами, если между ними есть черная, равна тону. Расстояние между двумя белыми клавишами, если между ними нет черной – полутону. Расстояние от белой клавиши до ближайшей черной – полутону.

Знаки альтерации (альтерация – изменение):

диез - повышает ноту на полтона;

бемоль – понижает ноту на полтона;

дубль-диез – повышает ноту на тон;

дубль-бемоль – понижает ноту на тон.

Интервал – соотношение двух музыкальных звуков, взятых последовательно или одновременно. Интервал, звуки которого взяты одновременно, называют гармоническим.

Интервал, звуки которого взяты последовательно - называют мелодическим. Каждый интервал имеет ступеневую (количественную) и тоновую (качественную) величины.

Ступеневая величина отражает количество ступеней, составляющих данный интервал.

Тоновая величина отражает количество тонов, составляющих данный интервал. Она определяет вид интервала: чистый, большой, уменьшенный или увеличенный.

Нижний звук интервала называется основанием, верхний – вершиной. Интервалы в пределах октавы называются простыми, шире октавы – сложными или составными. Гармонические интервалы делятся на консонансы и диссонансы. Консонанс – благозвучие. Консонансы делятся на три группы:

1. весьма совершенные – ч1, ч8

2. совершенные – ч4, ч5

3. несовершенные – м3, б3, м6, б6

Диссонанс – неблагозвучие: м2, б2, м7, б7, тритоны.

Название интервалов - счет на латинском языке.

 

Название интервала Обозначение интервала Количество тонов Количество ступеней
Чистая прима ч1 0 1
Малая секунда м2 0,5 2
Большая секунда б2 1 2
Малая терция м3 1,5 3
Большая терция б3 2 3
Чистая кварта ч4 2,5 4
Тритон: увеличенная кварта уменьшенная квинта   ув4 ум5   3 3   4 5
Чистая квинта ч5 3,5 5
Малая секста м6 4 6
Большая секста б6 4,5 6
Малая септима м7 5 7
Большая септима б7 5,5 7
Чистая октава ч8 6 8

 

Сначала высчитывается ступеневая величина интервала, только после этого – тоновая.

При построении интервалов вниз знаки действуют наоборот: диез – уменьшает интервал, бемоль – увеличивает.

Обращение интервалов.

Обращение интервала – перемещение основания на октаву вверх или вершины на октаву вниз. Сумма обращений интервалов равна 9 ступеням.

Малый интервал переходит (обращается) в большой, большой – в малый, чистые – в чистые, уменьшенные – в увеличенные, увеличенные – в уменьшенные, дважды уменьшенные – в дважды увеличенные, дважды увеличенные – в дважды уменьшенные.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: