Увеличенные и уменьшенные интервалы

Любой увеличенный интервал больше большого или чистого на полтона, любой уменьшенный интервал меньше малого или чистого на полтона.

 

Характерные интервалы и тритоны

Характерные интервалы – хроматические интервалы гармонических ладов. В мажоре они связаны с понижением VI ступени, а в миноре с повышением VII ступени.

Образуются две пары характерных интервалов:

увеличенная секунда – уменьшенная септима;

Увеличенная квинта – уменьшенная кварта.

Тритон – интервал из трех тонов. Два тритона – увеличенная кварта и уменьшенная квинта. Строятся в натуральном и гармоническом мажоре и натуральном и гармоническом миноре.

Характерные интервалы и тритоны интервалы неустойчивые, поэтому они разрешаются в устойчивые ступени.

 

 

Характерные интервалы в гармоническом мажоре

Характерные интервалы в гармоническом миноре

название интервала ступень разрешение название интервала ступень разрешение
ув2 VI пониженная ч4 ум7 VII повышенная ч5
ум7 VII ч5 ув2 VI ч4
ув5 VI пониженная б6  ум4 VII повышенная м3
ум4 III м3 ув5 III б6

Тритоны в натуральном и гармоническом мажоре (запомнить ступени:47-62)

Тритоны в натуральном и гармоническом миноре (запомнить ступени:62-47)

ув4 IV м6 ум5 II б3
ум5 VII б3 ув4 VI м6
ув4 VI пониженная б6 ум5 VII повышенная м3
ум5 II м3 ув4 IV б6

Аккорд

Аккорд – созвучие из трех и более звуков.

Наибольшее распространение в музыке получили аккорды терцовой структуры – трезвучия и септаккорды с обращениями.

Тоны аккорда – звуки, входящие в его состав, они имеют названия:

основной – тон, от которого все остальные можно расположить вверх по терциям (обозначается цифрой 8);

терцовый – тон, образующийся с основным интервал терции (обозначается цифрой 3);

квинтовый – тон, образующий с основным интервал квинты (обозначается цифрой 5);
септимовый - тон, образующий с основным интервал септимы (обозначается цифрой 7).

Основной вид аккорда – такой вид, при котором в нижнем голосе расположен основной тон.

 


Трезвучия.

Трезвучие – аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям (обозначение трезвучия – 53).

Виды трезвучий:

Б53 = б3 + м3

М53 = м3 + б3

Ув53 = б3 + б3

Ум53 = м3 + м3

Обращения трезвучий

Каждое трезвучие имеет два обращения: секстаккорд (обозначается 6) и квартсекстаккорд (обозначается 64).

Секстаккорд – обращение, при котором в нижнем голосе расположен терцовый тон;

Б6 = м3 + ч4

М6 = б3 + ч4

Квартсекстаккорд – обращение, при котором в нижнем голосе расположен квинтовый тон;

Б64 = ч4 + б3

М64 = ч4 + м3

Названия тонов не меняются при обращении аккордов.

Основной вид аккорда – такое его положение, при котором основной тон является нижним звуком.

Обращение аккорда – такое его положение, при котором основной тон не является нижним звуком.

Лад

  Лад – система взаимосвязи тонов по принципу устойчивости и неустойчивости.

Эти тоны называются ступенями лада.

Устойчивые ступени: I, III, V - ладовый центр.

I ступень – абсолютный устой, III и V ступени – относительные устои. Они входят в состав тонического трезвучия.

Неустойчивые ступени: II, IV, VI, VII.

Вводные ступени: II, VII (называются так потому, что окружают I ступень, по которой дается название тональности).

Разрешение – переход неустойчивой ступени в устойчивую на основе тяготения; опевание – окружение какой-либо ступени двумя соседними.

Тональность – высотное положение лада - мажора/минора.

Тоника может быть гармонической (выражена аккордом) и мелодической (выражена тоном).

Гармоническая тоника – тоническое трезвучие (I53).

Мелодическая тоника – I ступень.

Звукоряд – все ступени лада, расположенные по порядку от самой низкой до самой высокой.

Мажор и минор окончательно сложились к XVII веку и сохраняют свое значение в музыке до наших дней.

Мажор и минор имеют 3 вида: натуральный, гармонический и мелодический.

Мажор – семиступенный вид лада, устойчивые ступени которого образуют мажорное трезвучие, III ступень отстоит от I на большую терцию.

Формула натурального мажора – тон, тон, полутон, 3 тона, полутон.

Гармонический мажор – мажор с пониженной VI ступенью.

Мелодический мажор – мажор с пониженной VI и VII ступенями.

Минор – семиступенный вид лада, устойчивые ступени которого образуют минорное трезвучие, III ступень отстоит от I на малую терцию.

Формула натурального минора – тон, полутон, 2 тона, полутон, 2 тона.

Гармонический минор – минор с повышенной VII ступенью.

Мелодический минор – минор c повышенной VI, VII ступенями. При построении повышения этих ступеней отменяются и гамма получается как натуральная.

Параллельные тональности – мажор и минор с одинаковыми ключевыми знаками (разные тоники, лады, одинаковые звуки). Мажор строится на III ступени параллельного минора, минор – на VI ступени параллельного мажора.

Ключевые знаки ставятся рядом с ключом, действуют в любом такте произведения и в любой октаве.

Случайные (встречные) знаки ставятся перед нотой и действуют только в данном такте и данной октаве.

Гамма – последование ступеней звукоряда от I до ее октавного повторения.

Гамма делится на 2 тетрахорда (тетрахорд – последовательность из четырех звуков).

Нижний тетрахорд – часть гаммы от I до IV ступени; может быть восходящим (от I вверх до IV) и нисходящим (от IV вниз до I).

Верхний тетрахорд – часть гаммы от V до I ступени; может быть восходящим (от V вверх до I) и нисходящим (от I вниз до V).

Одноименные тональности – мажор и минор с одинаковой тоникой (I ступенью). Разница в ключевых знаках равна 3: Ре мажор (2 диеза) – ре минор (1 бемоль).

Отличие гармонического мажора от гармонического минора - III ступень. Именно эта ступень дает 100% гарантию определения лада.

Определение тональностей:

1. Смотрим на ключевые знаки (из 30 реально существующих тональностей выбираем параллельные)

2. Смотрим на последнюю ноту (большинство произведений заканчивается на тонике). Если пример закончен не на тонике, то смотрим пункт 3

3. Смотрим на случайные знаки и истолковываем их как определенные ступени

Транспонирование – перенос мелодии в другую тональность. 

4 способы транспонирования:

· на определенный интервал;

· учитывая ладовое значение каждого звука в исходной тональности, сохранить те же ладовые значения в новой тональности;

· оставить запись неприкосновенной, изменив лишь соответственно ключевые и случайные знаки;

· замена ключа.

Квинтовый круг тональностей – система, в которой диезные тональности расположены по ч5 вверх, бемольные тональности – по ч5 вниз. Порядок возникновения ключевых знаков: диезы - фа-до-соль-ре-ля-ми-си;

бемоли – си-ми-ля-ре-соль-до-фа.

В мажоре новый диез появляется у VII ступени, а в миноре – у II ступени.

В мажоре новый бемоль появляется у IV ступени, а в миноре у VI ступени.

Название ступеней в ладу:

I – тоника (T) или тоническая прима

II – верхний вводный тон

III – медианта или тоническая терция

IV – субдоминанта (S); приставка «суб» обозначает «под»

V – доминанта (D) или тоническая квинта

VI – субмедианта

VII – нижний вводный тон


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: