Эмоциональный настрой

Солнце радостно проснулось,
Осторожно потянулось,
Лучикам пора вставать
И урок наш начинать.

Учитель: улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте друг другу успеха.

Мы начинаем урок логики. На этих уроках вы будете сравнивать фигуры по форме, чертить фигуры и играть игры. Но чтобы хорошо учиться, нужно быть очень внимательными. Давайте потренируемся во внимании.

 




Игра «Вспомни, как было»

Задача: развить внимательность (произвольное внимание) детей.

Оборудование: 3-4 картинки с хорошо знакомы­ми ребенку предметами или 3-4 игрушки.

Описание. Можно играть вдвоем с ребенком. Взрослый показывает ему по одной картинки или игрушки, называет их, затем выкладывает их на столе друг за другом и дает ребенку задание их за­помнить.

После этого ребенок закрывает глаза, а взрослый быстро и незаметно добавляет одну картинку или иг­рушку. Ребенок должен назвать исходные картинки или игрушки и определить лишнюю.

 

II. Актуализация знаний.

Беседа о выделении признаков (6-7 мин)

— У человека существует 5 органов чувств: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. Больше всего вы сейчас называли признаков, которые видимы, то есть воспринимаемы при помощи зрения. Но есть немало признаков, которые воспринимаются и другими органами чувств. Назовите признаки предмета, которые можно «услышать», «понюхать», «попробовать», «потрогать».

 

Примерное содержание беседы

Есть признаки явные, непосредственно воспринимаемые органами чувств (цвет, размер, форма, температура, вкус и др.) и неявные, представляющие собой совокупную информацию органов чувств и имеющегося опыта об определенных предметах, фактах, явлениях... Например, «глаза» и «руки» могут сказать, что предмет белого цвета, тонкий, легкий, гладкий; а знания и опыт дополняют, выдают неявную, «скрытую» информацию: этот предмет бумажный, следовательно, он огнеопасный, размокает в воде, на нем можно писать и т. д.

При этом, чем богаче опыт человека, тем больше неявных признаков объектов он сможет выделить. Можно сравнить, что может сказать маленький ребенок о каком-нибудь предмете и взрослый человек. Например, увидев рисунок гадюки, малыш может сказать, что это какая-то палка или веревка, старший дошкольник скажет, что это змея, что она кусается, ползает, подросток может рассказать об условиях обитания, питании, характерных особенностях, вспомнить какие-то интересные факты и т. д.

Кроме того, любой объект обладает признаками, выражающими разные точки зрения на него. Например, «дорогой», «красивый», «интересный» и т. п. Эти признаки не присущи объекту непосредственно, как физические характеристики; они возникают только через отношения между людьми. К примеру, когда-то бумага была дорогой, сейчас она дешевая; одному кино может показаться интересным, другому нет и т. д.

Чтобы подчеркнуть зависимость признаков от точки зрения, можно прочитать отрывок из стихотворения Г. Сапгира:

У прохожих на виду Висело яблоко в саду.

Ну кому какое дело?

Просто яблоко висело.

Только Конь сказал, что низко,

А Мышонок - высоко.

Воробей сказал, что близко.

А Улитка - далеко.

А Теленок озабочен Тем, что яблоко мало,

А Цыпленок - тем, что очень Велико и тяжело...

Игра «Передай предмет»

Правила игры

Все дети встают и из рук в руки по цепочке быстро передают какой-нибудь предмет, при этом каждый называет один из его признаков. Кто не смог ответить или повторился - садится.

III. Изучение нового материала. Игровая деятельность.

Игра 1.

Упражнение «Наблюдательность»

Упражнение на развитие зрительного внимания. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти.

 Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу - то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали.

Игра 2.

- Определите, чем отличаются геометрические фигуры, фрукты и листья деревьев.

1)

 

 

2)

3)

Учащиеся делают вывод, что данные предметы одинаковые по цвету, но разные по форме.

 Физкультминутка

IV. Работа в учебном пособии. Страницы 7-8.

Задание 1

Какие предметы находятся в комнате, в спальне, в ванной комнате? Обведите красным карандашом, те предметы, которые находятся в ванной комнате, а синим- в спальне.

Задание 2.

Кто где живет? Соедините линией.

Задание 3.

Что объединяет ветки и кустарники. Раскрасьте. (Листья и ветки)

V. Рефлексия

Домашнее задание (3 мин)

Учитель называет объект и предлагает назвать, как можно больше его самых разнообразных признаков.

Желательно оговаривать, что домашние задания по логике можно обсуждать и выполнять вместе с родителями.

 

 

ЛОГИКА

Дата «___» __________

Занятие №4

 

Тема: Свойство: размер

Цель: формирование умения сравнивать предметы по размеру, находить их свойства и различия, используя слова «оди­наковые», «разные»; выявление и формирование представлений о геометрических фигурах.Учить оценивать результаты своей работы и работы товарищей, анализировать, делать выводы, применять полученные знания в повседневной жизни.

- Содействовать формированию правильной осанки.

Научить различать предметы по размеру.

Материалы:

В помощь педагогу: мяч, картинки с предметами, карточки с геомет­рическими фигурами.

Раздаточный: азбука-тетрадь Н.Амировой, фишки.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: