Понятие (сущность) конкурентоспособности фирмы

Введение

 

 

В современных условиях постоянно развивающихся рынков и возрастающей степени их насыщения обостряется проблема конкуренции. Неспособность предприятий использовать передовые технологические разработки в итоге приводит к их устранению другими конкурирующими субъектами, которые применяют наиболее эффективные методы производства, разработки и реализации продукции. Ожесточенная конкуренция выдвигает соответствующий ей критерий в оценке успешности – конкурентоспособность - возможность сохранять высокую экономическую эффективность деятельности в условиях конкурентной борьбы. В связи с тем, что данный показатель наиболее полно определяет эффективность функционирования хозяйствующего субъекта, задача повышения конкурентоспособности в настоящее время стоит наиболее остро.

Конкурентоспособность – комплексный показатель, который формируется под влиянием множества факторов, оказывающих влияние на все аспекты деятельности хозяйствующего субъекта. Несмотря на большое количество факторов, влияющих на данный показатель, все же основным и определяющим из них остается способность производить предприятием конкурентоспособную продукцию и создавать условия для ее продвижения на рынок. Именно поэтому задача повышения конкурентоспособности в настоящее время стоит наиболее остро. Практика показывает, что решение задачи вызывает значительные затруднения, а для многих предприятий в условиях современной экономической конъюнктуры оно стало проблемой вследствие отсутствия у организаций четкой стратегии, финансово-экономических целей и критериев.

Цель курсовой работы – анализ конкурентоспособности исследуемого предприятия и разработка рекомендаций, обеспечивающих повышение конкурентоспособности предприятия.

Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:

- раскрыть понятие и сущность конкурентоспособности фирмы;

- составить общую организационно-экономическую характеристику ООО «Мебельная фабрика «Заречье» и провести SWOT-анализ ООО «Мебельная фабрика «Заречье»;

- сделать оценку конкурентоспособности ООО «Мебельная фабрика «Заречье» по выбранной методике и разработать рекомендации, обеспечивающие повышение конкурентоспособности предприятия и дать обоснование их эффективности.

Объектом исследования является ООО «Мебельная фабрика «Заречье», а предметом – конкурентоспособность исследуемого предприятия.

Методологической основой исследования послужили анализ и синтез, выявление причинно-следственных связей, а также монографический метод, метод сравнения, графический метод, финансовый анализ, SWOT-анализ, метод оценки конкурентоспособности на основе теории эффективной конкуренции.

Информационная база теоретической части – научно-методологические, аналитические работы отечественных и зарубежных ученых в области экономики организаций, экономического анализа и финансового менеджмента. Информационная база практической части – материалы финансовой, бухгалтерской и статистической отчетности ООО «Мебельная фабрика «Заречье».

Работа состоит из двух глав, введения, заключения и списка литературы. В первой главе приводятся теоретические аспекты конкурентоспособности продукции, а во второй проводится анализ на примере ООО «Мебельная фабрика «Заречье».

 

 


 


Глава 1 Теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия

 

Понятие (сущность) конкурентоспособности фирмы

 

В 70-х гг. XX в. начала активно развиваться теория конкурентоспособности. Существуют следующие школы, которые занимаются теорией конкурентоспособности:

- Американская специализируется на национальных и региональных преимуществах конкуренции;

- Британская занимается технической и экономической парадигмой конкурентоспособности;

- Скандинавская школа изучает концепции региона и экономики;

- Советская школа в основном посвящает свою деятельность идеям концентрации сил производства на определённых территориях для наиболее эффективного использования ресурсов [5, С. 110].

Современные исследователи не дают однозначного определения терминов «конкуренция» и «конкурентоспособность». В научной литературе самым распространённым является определение конкурентоспособности, которое было озвучено в 1987 г. в США: «Конкурентоспособность определяется тем, насколько нация может в условиях свободной и честной конкуренции производить товары и услуги, которые отвечают запросам международных рынков, одновременно сохраняя на прежнем уровне или увеличивая реальные доходы своих граждан» [12].

Европейская Консультативная группа выделяет другие определения:

- «конкурентоспособность» – элемент эффективности, прибыльности и производительности. Эти компоненты представляют собой способ достижения увеличения стандартов жизни и благосостояния общества, но являются лишь инструментом приближения к цели;

- конкурентоспособность является базой для улучшения уровня жизни населения [5, С. 32].

Таким образом мы дали определение понятию «конкурентоспособность» в широком смысле. Но нас интересует более конкретное понятие, которое касается термина конкурентоспособности на предприятии.

Для того, чтобы разобраться с понятием «конкурентоспособность» нужно понять, чем термин «конкуренция» отличается от термина «конкурентоспособность». Слово «конкуренция» означает состязательность, соперничество, соревнование между отдельными людьми, предприятиями, регионами, странами. Понятие «конкурентоспособность» имеет свои существенные признаки. Во-первых, она зарождается на предприятии и отражается на рынке услуг и товаров, которые производятся организацией. Во-вторых, это показатель, который связан с оценкой потребителем качества произведённой услуги, т.е. является результатом деятельности компании. В-третьих, «конкурентоспособность» может быть измерена и оценена по конкретным критериям [13].

На современном экономическом рынке страны конкурентоспособность понимается как соперничество за долю рынка, таким образом возникает развитие соперничества элементов бизнеса.

На любых рынках и любой стадии развития жизненного цикла организации конкурентоспособность может повысить экономические показатели. Конкурентоспособность – основная задача, которая должна быть решена на каждой ступени функционирования рыночных отношений.

У конкурентоспособности организации есть свои основные факторы:

-уровень организации;

-уровень используемых технологий;

-оборачиваемость капитала/ресурсов.

Таким образом, конкурентоспособность организации – это основной показатель, который определяет качество продуктивного существования и улучшения показателей предприятия [14].

Понятие конкурентоспособности предприятия включает в себя такие понятия как: параметры цены и качества продукции промышленности, степень развития менеджмента на предприятии, уровень развитости управленческой системы потоками финансов, инновационные и инвестиционные компоненты деятельности. Также на конкурентоспособность предприятия влияет мотивационные и квалификационные характеристики персонала, оснащённость технической базы, уровень использования инноваций, наличие и степень конкуренции, которая исходит от других участников рынка. Под конкурентоспособностью предприятия можно понимать уровень потенциального развития и качества предприятия, которое состоит из следующих компонентов:

­ умение объективно оценивать спрос потребителей;

­ способность соответствовать потребителю (качество, обслуживание, цена, качество);

­ умение соответствовать современной политике маркетинга;

­ способность находить возможности для уменьшения затрат;

­ умение вовремя обновлять технологическое производство;

­ умение быстро реагировать и в случае необходимости находить наиболее эффективную стратегию в сфере меркетинга и производства;

­ поддержание высокого уровня кадрового потенциала на всех уровнях производства [12].

Все эти компоненты увеличивают возможности предприятия и уменьшают затраты. Важной частью конкурентоспособности предприятия является товарная конкурентоспособность. Конкурентоспособность – это рыночная характеристика, общность преимуществ товара на рынке, которая помогает выиграть в конкурентной борьбе. Этот навык подразумевает соответствие рынку, удовлетворённость покупателей качеством товара, установленной ценой на товар, техническую оснащённость продукта. Современный товар включает в себя не только само изделие, но и другие свойства, которые помогают потребителю выбирать именно этот товар. По этой причине на уровень конкурентоспособности влияют такие факторы, как репутация производителя, изменение спроса, сервис, модные тенденции и так далее [15, С. 89].

Существует ряд факторов, которые оказывают влияние на конкурентоспособность организации:

­ изменение параметров долгосрочного спроса. Это важный фактор для принятия решения об уменьшении или увеличении количества произведённого товара или услуги. Если спрос в течении длительного времени находится в состоянии подъёма, то производителей на рынке становится больше. Если же наоборот происходит долгосрочное падение спроса, то происходит отток предприятий. Этот фактор является основанием для изменения потребительских требований к сервису, также может являться причиной возникновения ранее не существовавших каналов сбыта, могут произойти перемены в ассортименте и другое;

­ инновации технологий. В современном мире постоянно появляются новые технологии, которые могут значительно повлиять на качество, жизненный цикл и внешний вид производимого товара. Внедрение новых технологий может изменить требования к количеству и объёму предприятий, который занимают определённую производственную нишу;

­ инновации в сфере маркетинга. С помощью изменений в данной сфере могу возникнуть новые способы и пути сбыта продукции. Это меняет условия конкурентной борьбы и положение конкурирующих фирм;

­ динамика лидерства. В условиях рынка лидирующие фирмы могут быстро потерять свои позиции, в то время как остающие предприятия переместиться на более высокие позиции. Такие динамические изменения воздействуют на структура рынка в целом;

­ взаимопроникновение достижений. Какими бы новыми технологиями не пользовалась компания, рано или поздно эти новшества становятся известы конкурентам. Этот процесса снижает препятствия для вхождения в сферу деятельности;

­ динамика эффективности. Если в сфере деятельности появляются новые эффективные средства производста, которые понижают стоимсоть издержек производства на единицу товара, то лидирующие предприятия могут насильно навязать остальным стратегию «фиксированного роста»;

­ предпочтения покупателей. Если количество покупателей растёт как по товарным единицам с низкими ценами, так и с высокими, то таким образом потребитель даёт понять производителю, что он вполне удовлетворён соотношением цены и качества продукции. Это даёт возможность компании производить товары для разного сегмента рынка, давая покупателю возможность выбора;

­ государственное регулирование рынка. Государство влияет на конкурентоспособность организации с помощью регулирования экономических отношений, изменения политики государства;

­ рост детерминации. Снижение рисков, которые характерны для новых отраслей рынка [10, С. 41].

Невозможно рассматривать сущность конкурентоспособности без конкурентоспособной стратегии. Основной инструмент, с помощью которого можно превратить отсталую компанию в преуспевающую это стратегия. Конкурентоспособная стратегия имеет следующие признаки:

­ отражает возможность улавливать происходящие во внешней среде изменения и незамедлительно на них реагировать;

­ в основе лежат идеи, которые дают компании конкурентное преимущество над соперниками;

­ связана с компанией, которая способна самообучаться [6, С. 36].

Стратегия связана с поиском выгодного курса развития предприятия в конкретной отрасли и дальнейшего использования длительного преимущества перед конкурентами. Суть конкурентной стратегии можно выразить следующими словами «быть непохожим». То есть выбрать ряд действий, которые позволили бы компании отличаться от конкурентов в конкретной области.

По мнению М. Портера есть три типовые стратегии конкурентной борьбы:

­ минимализация издержек – снижение затрат;

­ дифференциация – уникальность услуг или товаров компании;

­ фокусирование – ориентация производителя на конкретных потребителей, сегмент [1].

Стратегия позволяет определить рамки, которые помогают найти и оценить изменения внутренних и внешних условий совершенствования системы и выявить потребности в её модернизации. Стратегия может изменяться в зависимости от условий внешней среды, направляет ресурсы компании на достижение конкретных целей.

Таким образом, конкурентоспособность предприятия – это интегральная, комплексная характеристика деятельности хозяйствующего субъекта, реагирующая на изменения внутренних и внешних факторов объекта, характеризующая степень удовлетворения товаром потребительского спроса в условиях неценовой конкуренции и обеспечивающая получение прибыли для организации при интенсивном использовании ресурсов.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: