Введение
В современных условиях постоянно развивающихся рынков и возрастающей степени их насыщения обостряется проблема конкуренции. Неспособность предприятий использовать передовые технологические разработки в итоге приводит к их устранению другими конкурирующими субъектами, которые применяют наиболее эффективные методы производства, разработки и реализации продукции. Ожесточенная конкуренция выдвигает соответствующий ей критерий в оценке успешности – конкурентоспособность - возможность сохранять высокую экономическую эффективность деятельности в условиях конкурентной борьбы. В связи с тем, что данный показатель наиболее полно определяет эффективность функционирования хозяйствующего субъекта, задача повышения конкурентоспособности в настоящее время стоит наиболее остро.
Конкурентоспособность – комплексный показатель, который формируется под влиянием множества факторов, оказывающих влияние на все аспекты деятельности хозяйствующего субъекта. Несмотря на большое количество факторов, влияющих на данный показатель, все же основным и определяющим из них остается способность производить предприятием конкурентоспособную продукцию и создавать условия для ее продвижения на рынок. Именно поэтому задача повышения конкурентоспособности в настоящее время стоит наиболее остро. Практика показывает, что решение задачи вызывает значительные затруднения, а для многих предприятий в условиях современной экономической конъюнктуры оно стало проблемой вследствие отсутствия у организаций четкой стратегии, финансово-экономических целей и критериев.
|
|
Цель курсовой работы – анализ конкурентоспособности исследуемого предприятия и разработка рекомендаций, обеспечивающих повышение конкурентоспособности предприятия.
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- раскрыть понятие и сущность конкурентоспособности фирмы;
- составить общую организационно-экономическую характеристику ООО «Мебельная фабрика «Заречье» и провести SWOT-анализ ООО «Мебельная фабрика «Заречье»;
- сделать оценку конкурентоспособности ООО «Мебельная фабрика «Заречье» по выбранной методике и разработать рекомендации, обеспечивающие повышение конкурентоспособности предприятия и дать обоснование их эффективности.
Объектом исследования является ООО «Мебельная фабрика «Заречье», а предметом – конкурентоспособность исследуемого предприятия.
Методологической основой исследования послужили анализ и синтез, выявление причинно-следственных связей, а также монографический метод, метод сравнения, графический метод, финансовый анализ, SWOT-анализ, метод оценки конкурентоспособности на основе теории эффективной конкуренции.
|
|
Информационная база теоретической части – научно-методологические, аналитические работы отечественных и зарубежных ученых в области экономики организаций, экономического анализа и финансового менеджмента. Информационная база практической части – материалы финансовой, бухгалтерской и статистической отчетности ООО «Мебельная фабрика «Заречье».
Работа состоит из двух глав, введения, заключения и списка литературы. В первой главе приводятся теоретические аспекты конкурентоспособности продукции, а во второй проводится анализ на примере ООО «Мебельная фабрика «Заречье».
Глава 1 Теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия
Понятие (сущность) конкурентоспособности фирмы
В 70-х гг. XX в. начала активно развиваться теория конкурентоспособности. Существуют следующие школы, которые занимаются теорией конкурентоспособности:
- Американская специализируется на национальных и региональных преимуществах конкуренции;
- Британская занимается технической и экономической парадигмой конкурентоспособности;
- Скандинавская школа изучает концепции региона и экономики;
- Советская школа в основном посвящает свою деятельность идеям концентрации сил производства на определённых территориях для наиболее эффективного использования ресурсов [5, С. 110].
Современные исследователи не дают однозначного определения терминов «конкуренция» и «конкурентоспособность». В научной литературе самым распространённым является определение конкурентоспособности, которое было озвучено в 1987 г. в США: «Конкурентоспособность определяется тем, насколько нация может в условиях свободной и честной конкуренции производить товары и услуги, которые отвечают запросам международных рынков, одновременно сохраняя на прежнем уровне или увеличивая реальные доходы своих граждан» [12].
Европейская Консультативная группа выделяет другие определения:
- «конкурентоспособность» – элемент эффективности, прибыльности и производительности. Эти компоненты представляют собой способ достижения увеличения стандартов жизни и благосостояния общества, но являются лишь инструментом приближения к цели;
- конкурентоспособность является базой для улучшения уровня жизни населения [5, С. 32].
Таким образом мы дали определение понятию «конкурентоспособность» в широком смысле. Но нас интересует более конкретное понятие, которое касается термина конкурентоспособности на предприятии.
Для того, чтобы разобраться с понятием «конкурентоспособность» нужно понять, чем термин «конкуренция» отличается от термина «конкурентоспособность». Слово «конкуренция» означает состязательность, соперничество, соревнование между отдельными людьми, предприятиями, регионами, странами. Понятие «конкурентоспособность» имеет свои существенные признаки. Во-первых, она зарождается на предприятии и отражается на рынке услуг и товаров, которые производятся организацией. Во-вторых, это показатель, который связан с оценкой потребителем качества произведённой услуги, т.е. является результатом деятельности компании. В-третьих, «конкурентоспособность» может быть измерена и оценена по конкретным критериям [13].
На современном экономическом рынке страны конкурентоспособность понимается как соперничество за долю рынка, таким образом возникает развитие соперничества элементов бизнеса.
На любых рынках и любой стадии развития жизненного цикла организации конкурентоспособность может повысить экономические показатели. Конкурентоспособность – основная задача, которая должна быть решена на каждой ступени функционирования рыночных отношений.
|
|
У конкурентоспособности организации есть свои основные факторы:
-уровень организации;
-уровень используемых технологий;
-оборачиваемость капитала/ресурсов.
Таким образом, конкурентоспособность организации – это основной показатель, который определяет качество продуктивного существования и улучшения показателей предприятия [14].
Понятие конкурентоспособности предприятия включает в себя такие понятия как: параметры цены и качества продукции промышленности, степень развития менеджмента на предприятии, уровень развитости управленческой системы потоками финансов, инновационные и инвестиционные компоненты деятельности. Также на конкурентоспособность предприятия влияет мотивационные и квалификационные характеристики персонала, оснащённость технической базы, уровень использования инноваций, наличие и степень конкуренции, которая исходит от других участников рынка. Под конкурентоспособностью предприятия можно понимать уровень потенциального развития и качества предприятия, которое состоит из следующих компонентов:
умение объективно оценивать спрос потребителей;
способность соответствовать потребителю (качество, обслуживание, цена, качество);
умение соответствовать современной политике маркетинга;
способность находить возможности для уменьшения затрат;
умение вовремя обновлять технологическое производство;
умение быстро реагировать и в случае необходимости находить наиболее эффективную стратегию в сфере меркетинга и производства;
поддержание высокого уровня кадрового потенциала на всех уровнях производства [12].
Все эти компоненты увеличивают возможности предприятия и уменьшают затраты. Важной частью конкурентоспособности предприятия является товарная конкурентоспособность. Конкурентоспособность – это рыночная характеристика, общность преимуществ товара на рынке, которая помогает выиграть в конкурентной борьбе. Этот навык подразумевает соответствие рынку, удовлетворённость покупателей качеством товара, установленной ценой на товар, техническую оснащённость продукта. Современный товар включает в себя не только само изделие, но и другие свойства, которые помогают потребителю выбирать именно этот товар. По этой причине на уровень конкурентоспособности влияют такие факторы, как репутация производителя, изменение спроса, сервис, модные тенденции и так далее [15, С. 89].
|
|
Существует ряд факторов, которые оказывают влияние на конкурентоспособность организации:
изменение параметров долгосрочного спроса. Это важный фактор для принятия решения об уменьшении или увеличении количества произведённого товара или услуги. Если спрос в течении длительного времени находится в состоянии подъёма, то производителей на рынке становится больше. Если же наоборот происходит долгосрочное падение спроса, то происходит отток предприятий. Этот фактор является основанием для изменения потребительских требований к сервису, также может являться причиной возникновения ранее не существовавших каналов сбыта, могут произойти перемены в ассортименте и другое;
инновации технологий. В современном мире постоянно появляются новые технологии, которые могут значительно повлиять на качество, жизненный цикл и внешний вид производимого товара. Внедрение новых технологий может изменить требования к количеству и объёму предприятий, который занимают определённую производственную нишу;
инновации в сфере маркетинга. С помощью изменений в данной сфере могу возникнуть новые способы и пути сбыта продукции. Это меняет условия конкурентной борьбы и положение конкурирующих фирм;
динамика лидерства. В условиях рынка лидирующие фирмы могут быстро потерять свои позиции, в то время как остающие предприятия переместиться на более высокие позиции. Такие динамические изменения воздействуют на структура рынка в целом;
взаимопроникновение достижений. Какими бы новыми технологиями не пользовалась компания, рано или поздно эти новшества становятся известы конкурентам. Этот процесса снижает препятствия для вхождения в сферу деятельности;
динамика эффективности. Если в сфере деятельности появляются новые эффективные средства производста, которые понижают стоимсоть издержек производства на единицу товара, то лидирующие предприятия могут насильно навязать остальным стратегию «фиксированного роста»;
предпочтения покупателей. Если количество покупателей растёт как по товарным единицам с низкими ценами, так и с высокими, то таким образом потребитель даёт понять производителю, что он вполне удовлетворён соотношением цены и качества продукции. Это даёт возможность компании производить товары для разного сегмента рынка, давая покупателю возможность выбора;
государственное регулирование рынка. Государство влияет на конкурентоспособность организации с помощью регулирования экономических отношений, изменения политики государства;
рост детерминации. Снижение рисков, которые характерны для новых отраслей рынка [10, С. 41].
Невозможно рассматривать сущность конкурентоспособности без конкурентоспособной стратегии. Основной инструмент, с помощью которого можно превратить отсталую компанию в преуспевающую это стратегия. Конкурентоспособная стратегия имеет следующие признаки:
отражает возможность улавливать происходящие во внешней среде изменения и незамедлительно на них реагировать;
в основе лежат идеи, которые дают компании конкурентное преимущество над соперниками;
связана с компанией, которая способна самообучаться [6, С. 36].
Стратегия связана с поиском выгодного курса развития предприятия в конкретной отрасли и дальнейшего использования длительного преимущества перед конкурентами. Суть конкурентной стратегии можно выразить следующими словами «быть непохожим». То есть выбрать ряд действий, которые позволили бы компании отличаться от конкурентов в конкретной области.
По мнению М. Портера есть три типовые стратегии конкурентной борьбы:
минимализация издержек – снижение затрат;
дифференциация – уникальность услуг или товаров компании;
фокусирование – ориентация производителя на конкретных потребителей, сегмент [1].
Стратегия позволяет определить рамки, которые помогают найти и оценить изменения внутренних и внешних условий совершенствования системы и выявить потребности в её модернизации. Стратегия может изменяться в зависимости от условий внешней среды, направляет ресурсы компании на достижение конкретных целей.
Таким образом, конкурентоспособность предприятия – это интегральная, комплексная характеристика деятельности хозяйствующего субъекта, реагирующая на изменения внутренних и внешних факторов объекта, характеризующая степень удовлетворения товаром потребительского спроса в условиях неценовой конкуренции и обеспечивающая получение прибыли для организации при интенсивном использовании ресурсов.