Оценка конкурентоспособности ООО «Мебельная фабрика «Заречье»

 

 

Конкуренция на мебельном рынке в Тюменской области очень высока.

Сегодня в этой сфере действует достаточно большое количество предпринимателей и предприятий различных размеров.

Основу данного рынка составляют организации и предприятия по выпуску и продаже мебели. В отрасли Тюменской области на 1 января 2020 года зарегистрировано 921 предприятие, из них:

- 59 крупных организаций (не относящихся к субъектам малого предпринимательства) и средних организаций;

- 862 малых организации.

Динамика развития рынка приведена в таблице 2.

 

Таблица 2–Основные показатели деятельности организаций Тюменской области

Наименование показателей

Величина по годам

Отклонение

  2017 2018 2019 2018/2017 2019/2018
Инвестиции в сферу, млн. рублей 874.7 843.5 508.8 -31,2 -334,7
Объем товарной продукции, млн. рублей 38736,3 38044 27674,1 -692,3 -10370
Уровень рентабельности продукции в отрасли, % 8,8 5,8 4,8 -3 -1
Среднесписочная численность персонала, человек 26315 31347 20532 5032 -10815

 

За анализируемый период наблюдается отрицательная динамика в сфере «Производство и продажа мебели», об это свидетельствует сокращение рентабельности производства с 8,8% до 4.8%. Кроме того значительно сокращается рабочих, занятых в этой сфере и стоимость основных средств, направленных на развитие данной отрасли. Все факты свидетельствуют о наличие кризисных явлений в сфере «Производство и продажа мебели».

Наличие и состояние основных средств на предприятиях коммерческой направленности представлено в таблице 3.

Согласно данным таблицы 3 можно сделать вывод, что за 2017– 2019 годы наблюдается сокращение размера основных средств на 16,0%, снижение коэффициента обновления основных средств на 5,0%.

 

Таблица 3– Наличие и состояние основных средств в коммерческих предприятиях

Наименование показателей

Величина по годам

Отклонение

  2017 2018 2019 2018/2017 2018/2017
Наличие основных средств на конец года - всего, млн. рублей 5317,9 4193,8 4434 -1124,1 240,2
Доля основных средств сферы производства и продажи мебели в общей стоимости основных средств, % 1,5 1 0,9 -0,5 -0,1
Коэффициент обновления основных средств в анализируемой сфере, % 13,9 23,3 8,4 9,4 -14,9
Уровень износа основных средств предприятий (на конец года), % 35,1 29,7 35 -5,4 5,3

 

По состоянию на 1 января 2020 года более 50% основных средств, задействованных в отрасли производства и продажи мебели по Тюменской области, были изношены, то есть со сроком службы, превышающим срок амортизации. То есть можно сделать вывод, что сфера «Производство и продажа мебели» подвергается значительному старению производственной базы, что сказывается отрицательно на возможностях ее дальнейшего развития.

Ассортимент работ и услуг, предлагаемых предприятиями-конкурентами примерно одинаковый. Конкуренты имеют схожую организационную структуру и в среднем похожий штат сотрудников. Можно выделить наиболее важных конкурентов ООО «Заречье», которые осуществляют производство мебели и ее реализацию в Тюмени и Тюменской области:

- ООО «Ламифор-Тюмень». Находится по адресу: 627014, Тюменская область, город Ялуторовск, улица Революции, дом 186 строение 3. Предоставляет следующие услуги: производство мебели для офисов и предприятий, производство кухонной мебели. Предприятие образовано в 2007 году, то есть имеет примерно одинаковый опты работы, как и ООО «Заречье». Работает с юридическими и физическими лицами на договорной основе;

- ООО «Творческая Мастерская Мошкиных», зарегистрированное по адресу: 625061, Тюменская область, Тюменский район, территория Промзона Утяшевоагропромснаб, стр 1. Оказывает широкий спектр услуг в сфере производства и продажи мебели, а именно: дизайн проект мебели; производство мебели; сборка мебели. Однако, предприятие образовано сравнительно недавно – в 2015 году, то есть имеет небольшой опыт работы в данной сфере, что в некоторой степени отпугивает клиентов;

- ООО «Самеба», находящийся по адресу 625031, Тюменская область, город Тюмень, улица Ветеранов Труда, дом 34 б строение 7. Организует выполнение следующих работ и услуг: производство мебели, монтаж и демонтаж конструкций, деревообработка, строительство жилых и нежилых зданий. Исходя из этого можно сделать вывод, что нацелено в большей степени на работу с юридическими лицами;

- АО «Мебельрос», расположенное по адресу: 625031, Тюменская область, город Тюмень, улица Щербакова, 158-17. Фирма осуществляет кроме работ по производству мебели, организует по заказу клиента дизайн проекты. То есть можно сделать вывод, что предоставляет более широкий спектр услуг чем ООО «Заречье», что повышает их уровень конкурентоспособности. При этом имеет очень дифференцированные цены на предлагаемые услуги и рассчитана как на юридических, так и физических лиц;

- ООО «Тмм Люкс». ООО "Тмм Люкс" зарегистрирована 24 октября 2013 г. регистратором Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 14 по Тюменской области. Руководитель организации: директор Мошкин Андрей Владимирович. Юридический адрес ООО "Тмм Люкс" - 625061, Тюменская область, Тюменский район, территория Промзона Утяшевоагропромснаб, стр 1, офис 302. Уровень цен данного предприятия рассчитан в большей степени на доходы населения выше средних.

Оценим основные экономические показатели деятельности предприятий – конкурентов ООО «Заречье» (таблица 4).

 

Таблица 4 – Результаты деятельности конкурентов ООО «Заречье

Наименование показателей

Величина по годам

Отклонение

  2017 2018 2019 2018/2017 2018/2017
Выручка от реализации продукции:          
ООО «Ламифор-Тюмень» 87510,8 89405,6 89704,3 1894,8 298,7
ООО «Творческая Мастерская Мошкиных» 74145,7 78402,9 79500,4 4257,2 1097,5
ООО «Самеба» 69814,5 67502,3 68147,3 -2312,2 645
АО «Мебельрос» 91102,3 91557,9 91804,3 455,6 246,4
ОО «Тмм Люкс» 90158,3 90254,7 91506,7 96,4 1252
Себестоимость продукции:          
ООО «Ламифор-Тюмень» 73506,9 80475,6 80723,6 6968,7 248
ООО «Творческая Мастерская Мошкиных» 69405,2 72700,8 73900,8 3295,6 1200
ООО «Самеба» 65741,2 66700,3 62887,5 959,1 -3812,8
АО «Мебельрос» 90500,5 917640,3 91554,7 827140 -826086
ОО «Тмм Люкс» 89203,5 90127,8 91500,5 924,3 1372,7
Чистая прибыль:          
ООО «Ламифор-Тюмень» 1715,6 1800,4 1897,4 84,8 97
ООО «Творческая Мастерская Мошкиных» 1203,5 1178,9 1258,9 -24,6 80
ООО «Самеба» 884,7 897,4 899,6 12,7 2,2
АО «Мебельрос» 879,6 905,6 915,4 26 9,8
ОО «Тмм Люкс» 2798,6 2978,3 2997,8 179,7 19,5

 

Исходя из данных таблицы можно сделать вывод, что размеры основных конкурентов ООО «Заречье» в некоторой степени превышают данное предприятие. Об этом свидетельствует выручка от оказания работ, услуг, она выше чем у ООО «Заречье», то есть конкуренты оказывают больше количество услуг чем исследуемое предприятие. Однако, если сравнивать размеры данных предприятий по прибыли, остающейся в распоряжении после всех обязательных платежей – ООО «Заречье» в значительной степени превосходит конкурентов, то есть имеет больше возможностей для своего дальнейшего развития.

Рассчитаем конкурентоспособность ООО «Заречье» динамическим методом [12] в таблице 5 – 6.

 

Таблица 5 – Показатели конкурентоспособности ООО «Заречье» относительно ООО «Самеба»

Наименование показателей

Величина по годам

Отклонение

  2017 2018 2019 2018/2017 2018/2017
Операционная эффективности, Кr 0,63 0,645 0,705 0,015 0,06
Стратегическое позиционирование, Ki 0,429 0,445 0,478 0,016 0,033
Коэффициент эффективности хозяйственной деятельности предприятия, Ko 0,612 0,695 0,961 0,083 0,266
Коэффициент эффективности хозяйственной деятельности конкурента, Ks 0,594 0,601 0,621 0,007 0,02
Коэффициент конкурентоспособности, K 0,270 0,287 0,337 0,017 0,05

 

Исходя из данных таблиц 5 – 6 конкурентоспособность ООО «Заречье» по отношению к ООО «Самеба» выросла. Стратегическое позиционирование имеет такую же тенденцию. Операционная эффективность выросла. В целом за исследуемый период эффективность производства предприятия ООО «Заречье» и его рыночное позиционирование возросло.

 

Таблица 6– Влияние факторов на динамику конкурентоспособности ООО «Заречье» относительно ООО «Самеба»

Показатель Отчетный Базисный Прирост (+/-) Темп роста, %
Операционная эффективности, Кr 1,09 1,12 0,03 102,38
Стратегическое позиционирование, Ki 1,07 1,11 0,04 103,73
Коэффициент эффективности хозяйственной деятельности предприятия, Ko 1,38 1,57 0,19 113,56
Коэффициент эффективности хозяйственной деятельности конкурента, Ks 1,03 1,05 0,01 101,18
Коэффициент конкурентоспособности, K 1,17 1,25 0,07 106,30

 

Затем произведем среднеотраслевую оценку конкурентоспособности ООО «Заречье». Для этого используем данные аналитических таблиц 7 – 8.

 

 

Таблица 7 – Показатели конкурентоспособности ООО «Заречье» по выборке (среднеотраслевой уровень)

Наименование показателей

Величина по годам

  2017 2018 2019
Операционная эффективности, Кr 0,77 0,785 0,794
Стратегическое позиционирование, Ki 0,427 0,431 0,447
Коэффициент эффективности хозяйственной деятельности предприятия, Ko 0,697 0,712 0,804
Коэффициент эффективности хозяйственной деятельности конкурента, Ks 0,604 0,665 0,678
Коэффициент конкурентоспособности, K 0,329 0,338 0,354

 

Таблица 8 – Влияние факторов на динамику конкурентоспособности ООО «Заречье» по выборке (среднеотраслевой уровень)

Показатель Отчетный Базисный Прирост (+/-) Темп роста, %
Операционная эффективности, Кr 1,01 1,03 0,02 101,95
Стратегическое позиционирование, Ki 1,04 1,05 0,01 100,94
Коэффициент эффективности хозяйственной деятельности предприятия, Ko 1,13 1,15 0,02 102,15
Коэффициент эффективности хозяйственной деятельности конкурента, Ks 1,02 1,12 0,10 110,10
Коэффициент конкурентоспособности, K 1,05 1,08 0,03 102,74

 

В 2017– 2019 годах предприятие имело хорошую долю на рынке и эффективно работало (его коэффициент конкурентоспособности был больше 1).

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что конкурентоспособность ООО «Заречье» стабильна и растет с каждым годом. В 2017- 2019 годах предприятие имеет высокий коэффициент конкурентоспособности. Данная ситуация говорит нам о том, что предприятие занимается поиском потенциальных потребителей и стремится увеличить объем заказов.

Согласно представленным характеристикам прямыми конкурентами для ООО «Заречье» выступают ООО «Ламифор-Тюмень» и ООО «Самеба».

Именно эти предприятия имеют размеры аналогичные ООО «Заречье» и предоставляют схожий ассортимент. В таблице 9 представлена оценка конкурентоспособности ООО «Заречье» относительно этих конкурентов.

 

Таблица 9 – Оценка конкурентоспособности ООО «Заречье» бальным методом

Критерий конкурентоспособности ООО «Заречье» ООО «Ламифор-тюмень» ООО «Самеба»
Ассортимент 8 6 5
Цена 5 4 4
Местонахождение 5 4 4
Эффективность и результат 5 4 3
Длительность на рынке 5 5 5
Качество работ 6 8 6
Рекламная активность 3 6 5
Уникальность предложения 2 2 4
Знание фирмы 5 8 9
Лояльность к фирме 7 3 5
Качество персонала 4 4 5
Итого 55 54 55

 

На основании таблицы 9 построим многоугольник конкурентоспособности ООО «Заречье» (рисунок 2).

 

Рисунок 2 – Многоугольник конкурентоспособности ООО «Заречье»

 

Наибольший балл по оценке конкурентоспособности набрали ООО «Заречье» и ООО «Самеба». Данные компании имеют одинаковое количество баллов. ООО «Ламифор-Тюмень» отстает от своих конкурентов лишь на один бальный пункт.

По данным рисунка 1 отметим, что ООО «Заречье» проигрывает своему основному конкуренту ООО «Самеба» по следующим позициям: качество работ, известность предприятия, очень слабая рекламная позиция. То есть можно сделать вывод, что ООО «Заречье» занимает довольно устойчивые позиции на рынке мебельных предприятий. При этом оно является довольно конкурентоспособным. Основными преимуществами ООО «Заречье» можно назвать: оказание широкого спектра услуг; лояльность к клиентам.

Дополним анализ конкурентоспособности проведением SWOT-анализа деятельности предприятия [21]. Для этого нами были выявлены сильные и слабые стороны предприятия ООО «Заречье», возможности его развития и угрозы внешней среды (таблица 10).

 

Таблица 10 – SWOT-матрица ООО «Мебельная фабрика «Заречье»

  Сильные стороны Слабые стороны
Возможности S-O 1) Сотрудничество с застройщиками: обустройство квартир «под ключ»; 2) Расширение рыночной доли за счет освоения новых технологий производства; 3) Участие в тендерах. W-O 1) Повышать уровень качества продукции за счет использования современного импортного оборудования; 2) Изменять политику работы с оптовыми покупателями – предоплата 40%; 3) Проведение обучающих семинаров по работе с новым оборудованием для работников; 4) Корректировка стратегии развития предприятия – сдвиг приоритетов с части продаж и маркетинга на производственную сферу.
  Сильные стороны Слабые стороны
Угрозы S-T 1) Запуск новой товарной группы – кухонные гарнитуры эконом-класса; 2) Заключение договоров с крупными оптовыми покупателями для использования экономии в масштабах производства; 3) Создание специальной программы лояльности, направленной на пожилых людей. W-T 1) Проведение анализа и оценки финансово-экономического состояния предприятия; 2) Стратегия управления оборотными активами и кредиторской задолженностью; 3) Продажа, передача в аренду неиспользуемых основных средств; 4) Продажа труднореализуемых запасов со скидкой для освобождения складских помещений.

 

Таким образом, для повышения конкурентоспособности ООО «Мебельная фабрика «Заречье» рекомендуется воспользоваться возможностью активного строительства новых домов и районов в г. Тюмени, проведения тендеров Правительством Тюменской области для расширения доли занимаемого рыночного сегмента, повышения объемов продаж, увеличения объемов производства, полной загрузки производственных мощностей. Также для этого благоприятным фактором стал уход с рынка одного из главных конкурентов – ОАО «ДОК Красный октябрь».

Запуск новой товарной группы – кухонные гарнитуры эконом-класса поможет предприятию в конкурентной борьбе с вновь появляющимися небольшими мебельными предприятиями с более привлекательными ценами. Также это необходимо для обустройства квартир «под ключ».

Для преодоления финансовой нестабильности предприятия необходимо провести анализ и оценку финансово-экономического состояния; анализ уровня изменения показателей прибыли, рентабельности и деловой активности; оценку достаточности денежных средств для настоящей и будущей деятельности.

Для избегания «застоев» на производстве необходима продажа труднореализуемых запасов со скидкой для освобождения складских помещений.

Вывод по главе: таким образом, ООО «Заречье» необходимо уделить вниманием выявленным возможностям в результате проведенного SWOT-анализа, а также провести мероприятия, направленные на преодоление финансовой нестабильности, для расширения доли занимаемого рыночного сегмента, повышения объемов продаж, полной загрузки производственных мощностей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: