Ток, идущий по обмоткам статора под действием приложенного к зажимам трехфазного напряжения, создает внутри статора вращающийся магнитный поток «
». Частота вращения этого потока относительно статора определяется формулой:
,
где
− частота питающей трехфазной сети, Гц,
р − число пар полюсов обмотки статора,
− частота вращения магнитного потока, об/мин.
Направление вращения потока
определяется порядком чередования фаз статора. Изменение порядка чередования фаз реверсирует магнитный поток. Чтобы изменить порядок чередования фаз, достаточно поменять местами любые два из трех проводов, соединяющих статор с сетью. Величина вращающегося магнитного потока
, являющегося суммой трех синусоидальных магнитных потоков фазных обмоток статора, не изменяется во времени и определяется формулой:
= 3/2
,
где
─ амплитуда синусоидального изменяющегося магнитного потока фазной обмотки статора.
Величина
прямо пропорциональна приложенному к зажимам статора напряжению и при U = const также постоянна. При вращении магнитный поток
своими силовыми линиями пересекает проводники обмотки ротора и наводит в них трехфазную ЭДС. Так как обмотка ротора замкнута (с одной стороны ─ общей точкой соединенных в звезду фазных обмоток ротора, с другой ─ общей точкой соединенных в звезду сопротивлений реостата
), то по ней пойдет трехфазный ток ротора
, который создает вращающийся поток ротора
.
Потоки
и
вращаются синхронно и образуют общий вращающийся поток двигателя Ф. Общий магнитный поток, сцепленный и с обмоткой статора, и с обмоткой ротора, наводит в них электродвижущие силы. В этом аналогия асинхронного двигателя с трансформатором.
В результате взаимодействия токов ротора с потоком Ф возникают действующие на проводники обмотки ротора механические силы, создающие вращающий электромагнитный момент М. Если вращающий момент М больше статического тормозного момента на валу
, то ротор двигателя придет во вращение в направлении вращения поля с частотой вращения
<
. Относительную разность частот вращения поля и ротора
называют скольжением.
Частота вращения ротора, выраженная через скольжение будет
.
При пуске двигателя
= 0, а s = 1. Если бы ротор вращался синхронно с полем статора (
=
), то скольжение было бы равно нулю (s = 0). При
магнитное поле статора неподвижно относительно ротора и токи в роторе индуктироваться не будут, поэтому М = 0. Следовательно, такой частоты вращения двигатель достичь не может, отсюда и название ─ асинхронный (неодновременный).






