1. Что включает в себя понятие страна?
2. Охарактеризуйте два основных типа Конституций.
3. Есть ли в действующей Конституции и в государственной практике России идеология?
4. Перечислите правовые новеллы нашей Конституции.
5. Что в действующей конституции программирует неуспешность страны?
6. Почему важны высшие ценности России?
7. Почему действующая конституция фактически только в интересах богатых и властных?
8. Чем отличается принцип «равных возможностей» от принципа «ра-
венства в человеческом достоинстве»?
Занятие № 17
«Большой проект как чертеж страны»
Напомню, что сегодняшнее занятие завершает цикл из двух занятий под общим тематическим названием «Большой проект страны». В про- шлый раз мы рассматривали проект Конституции как основополагаю- щую часть Большого Проекта страны. Сегодняшняя тема: «Большой про- ект как чертеж страны».
Слово «чертеж» весьма обязывающее. На самом деле оно включает в себя все материалы, которые я уже показывал — все это и есть чертеж страны. Почему это слово уместно и мы его употребляем?
Говоря о переустроении страны мы осуществляем мысленную опе- рацию конструирования чего-то как бы с нуля. Это, конечно, не совсем правильно, потому что очень многое должно сохраниться, должно пере- делываться по формуле «Не навреди». Но, тем не менее, переделка, ре- конструкция страны начинаются с какой-то точки отсчета, по какому-то плану-проекту.
Давайте представим, что хотим спроектировать автомобиль. Что мы должны при этом вообразить? Очевидно, его размеры в длину, ширину, высоту — так возникает некоторый контур. Дальше его основные це- левые полезные, ценностные показатели, а именно, сколько будет мест для пассажиров, с какой скоростью он должен двигаться, с каким коли- чеством колес, по каким дорогам, какой у него должен быть двигатель, какой мощности, какого расхода топлива, тип топлива и т. д. А теперь представим себе насколько конструирование автомобиля является слож- нейшей инженерной задачей, решить которую возможно только боль- шим числом настоящих специалистов, объединенных общей целью. И — насколько сложнее проектирование гораздо более сложного объекта, такого как страна. Мысль такова, что конструирование, создание некоего чертежа страны совершенно не дилетантское занятие, это не болтовня на съездах и выборах, это не то, что пишется на коленке, не то, что из- лагается со словами «Поверьте мне!», не 20 шагов невесть куда и почему, это то, что одному человеку и вообразить-то невозможно. Потому что страна — это не автомобиль и не пять мест для пассажиров, а сотни мил- лионов человек. И угроз, и опасностей для страны гораздо больше, чем для автомобиля.
Но сам принцип конструирования, тем не менее, схож: сначала фор-
мулируются наши главные мечты, ценностные установления, облик стра- ны в основном и в целом по ее самым крупным макрохарактеристикам, а затем переходят на конкретные описатели и реальные чертежи. Я их по- кажу, это именно чертежи, условно, как устроен двигатель, разрезы, до- пуски, как устроен кузов, сколько этих чертежей надо, чтобы изготовить в цехах штамповки, покраски, сборки этот самый автомобиль и эту нашу будущую страну.
Не будем тратить много времени на то, чтобы показать, что путин- ская ржавая телега никуда не годится, она вообще не едет, а кувыркается, пассажиры уже побиты, в синяках, а кто-то и душу отдал. Критики будет минимум, хотя она тоже будет нужна. В основном разговор пойдет имен- но о чертеже нового устроения России.
Признаюсь, меня очень тревожит, когда вопрос о будущем страны во всей полноте и ответственности подменяется какой-то игрой, болтовней, которой занимаются, якобы, оппозиционеры, так называемые объедини- тели. Противопоставить им можно только Большой Проект страны, ее
чертеж, который сотни экспертов из многих десятков институтов, науч- ных лабораторий, групп системно создавали многие годы.
Коль скоро мы договорились, что конструирование, равно как и по- том реализация чертежа, начинается с самых главных и основных обра- зов и обликов, то первая работа вам в помощь так и называется «Образ будущей России»33.
Еще говорят об облике будущей России. У нас на этот случай есть важ- нейшие работы, причем, когда мы говорим о чертеже, то еще раз скажем, что, например, государственная экономическая политика — это 33 само- стоятельных государственных политик. В каждой из них выдвигаются ценности, которые образуют цели, цели позволяют идентифицировать проблемную линейку, проблемная линейка декомпозируется специаль- ными методами на задачи устроения (переустроения в нашем случае), управления, затем находятся решения этих задач, они агрегируются, пакетируются в программные и планируемые блоки государственного управления, затем создаются сетевые графики реализации этих меро- приятий, они комплексируются по 33 направлениям в единое государ- ственное управление, поскольку, кроме экономики есть и другие сфе- ры ответственности государства (гуманитарные, внутриполитическая, внешнеполитическая сферы). И все это должно управляться целостно, комплексно, одновременно.
Что самое главное в будущем чертеже и облике страны? Мы полагаем,
что дух и ценности. Можно начать с них, но я (это, наверное, ближе и по- нятнее большинству) начну с материальной стороны вопроса.
Итак, первый чертеж — это макробаланс страны. Это, конечно, во- прос о материальных благах, которые страна производит и потребляет. Мы его с вами уже рассматривали и сравнивали то, что было в СССР, что стало при Ельцине, при Путине и то, что будет по нашему чертежу.
В СССР созданные блага шли на 66% населения и на 55% государству. Напоминаю, что сумма здесь больше 100%, потому, что идет двойной счет, связанный с бюджетированием, общественными фондами потребления.
Пришел Ельцин, появился собственник, ему нежданно-негаданно из этого макробаланса перешло 29% благ, либеральное, космополити- ческое, русофобское государство перестало интересоваться народом — ему осталось 35% вместо 66%. Государство для либералов — это тоже враг, особенно для либералов из геополитического лагеря противников нашей страны. Его тоже урезали, результаты сейчас мы все видим. Вы- мирание населения, деградация его уровня квалификации, грамотности, культуры, воспитанности, цивилизационной идентичности, выпадание российского государства из перечня цивилизованных стран мира, выпа-
![]() |
33 Сулакшин С. С. Образ будущей России. Труды Центра. Вып № 10 июнь 2015 г. М.: Наука и по- литика, 2015. 31 с.
дание из первой десятки по экономике, из первой пятерки по оборонным расходам, про науку, культуру говорить даже уже не приходится. В афри- канскую, папуасскую страну превращаемся.
При Путине кое-что поменялось, но главное не изменилось. Государ- ство как было кастрированным, так и остается — ему всего 35%, народу прибавилось до 55%, слава Богу, а собственники по-прежнему высасыва- ют из страны 16,3% благ.
Каков в отличие от этой системы грабежа и диверсий наш чертеж и план? Мы исходим из важнейшего принципа — принципа жизнеспо- собности страны, но не с потолка и не с коленки, а введя понятие «Страна должна быть жизнеспособна». Рекомендую нашу работу, которая назы- вается «Национальная идея России»34.
Главное ее содержание таково: «Моя страна должна быть и должна быть всегда». А подзаголовок такой: «О том, что должны делать власть и общество, чтобы это было так». А это уже чертеж и программа реали- зации этого чертежа.
Итак, главная высшая ценность, которую мы и в Конституции обо- значили, высшая из высших ценностей — это наша Родина, наша страна. Отсюда возникает следующая проекция на материальный макробаланс будущей России. Частная собственность, свобода предпринимательства, регулируемая государством, будет, ее доля в уровне потребления благ страны составит 3,6%. Это премиальный уровень, он существенен, по- скольку во всем населении доля частных предпринимателей не так уж велика. Он достаточен для стимулирования, того, чтобы частная соб- ственность стала фактором прогресса, а не воровства, асоциальности, эксплуатации, разбазаривания богатств страны. Народ получит 64,4%. Это на уровне того, что было в Советском Союзе. Государство получит 49%, оно вернет себе достоинство и ресурсы, станет действительно силь- ным, сумеет обеспечивать и безопасность, и развитие, и уверенность в будущем, и народосбережение.
Мы коснулись материальных распределительных макропропорций,
но куда важнее духовные, ценностные вопросы.
Вот основа чертежа страны, серьезнейшая работа «Высшие ценно- сти Российского государства»35, где показано, что ценности не выду- мываются, они факт истории нашего народа, результат его культурно- цивилизационного развития. Они же, как мы уже говорили, являются факторами жизнеспособности и успешности нашего народа и нашей страны. В букварях, или взяв с библиотечной полки какую-нибудь книж- ку по случаю, их не найдешь, их приходилось обнаруживать исследова-
![]() |
34 Сулакшин С. С. и др. Национальная идея России. В 6 т. М.: Научный эксперт, 2012.
35 Багдасарян В. Э. Сулакшин С. С. Высшие ценности Российского государства. М.: Научный экс- перт, 2012. — 624 с.
тельским путем, вычислять, доказывать, измерять эффективность, зна- чимость, приоритетность.
Выбор именно этих высших ценностей означает выбор человека ис- тинного и определяет соответствующую государственную идеологию. Он диктует очеловечивание во всех сферах, которые в виде чертежей мы будем прорисовывать (и образование, и наука, и культура, и экономика, и иные сферы).
Проблема очеловеченности, как мы уже говорили, связана с принци- пом: равенство всех и каждого в человеческом достоинстве. Этот прин- цип противоречит принципам превосходства, неравенства, присвое- ния36, которые порождают конфликт труда и капитала, национальный, этнический, гендерный, социальный конфликты.
Наш принцип равенства принизывает все остальные решения и фак- торные количественные назначения, которые делают страну жизнеспо- собной, поэтому неудивительно, что в этом чертеже есть новый закон, который предотвращает расовую, национальную, религиозную дискри- минацию, дискриминацию по социальному, гендерному признаку37.
В этом блоке макро чертежных эскизов вопрос о вирусе, который спит в природе человечества, но к несчастью и ужасу просыпается в на- шей стране, — вирусе фашизма38. Что это такое? Как себя проявляет? Как уберечься, чтобы этого в нашей стране никогда не произошло?
В этом же блоке макро эскизов чертеж-исследование и чертеж-закон по вопросам альтруизма, милосердия, благотворительности в России39.
На старте выбора решений принципиально важен принцип сохране- ния культурно-цивилизационной идентичности страны. Путинизм ве- щает, что «мы — Европа, мы… как во всех цивилизованных странах». Мы уже говорили, что факторы жизнеспособности нашего государства- цивилизации, русской российской, сложной, многоцветной цивилиза- ции другие, поэтому вопросы о русскости страны, не только этнической, а культурной, цивилизационной, в виде государственной политики40 — это тоже чертеж с программой его исполнения.
Как гарантировать культурную, цивилизационную идентичность
страны? В чем она заключается? Ответы даны в еще одном нашем боль-
![]() |
36 Багдасарян В. Э. Сулакшин С. С. Превосходство, присвоение, неравенство. М.: Научный экс- перт, 2013. — 304 с.
37 Багдасарян В. Э. Сулакшин С. С. и др. Правовое противодействие расовой, национальной, рели- гиозной дискриминации. М.: Научный эксперт, 2009. — 224 с.
38 Багдасарян В. Э ., Сулакшин С. С. Современный фашизм: новые облики и проявления. М.: Наука и политика,2017. 328 с.
39 Сулакшин С. С. и др. Благотворительность в России и государственная политика. М.: Научный эксперт. 2013. — 224 с.
40 Сулакшин С. С ., Багдасарян В. Э. и др. Вызов культурной дерусификации. М.: Наука и политика, 2017. — 400 с.
шом чертеже41: как устроены цивилизации мира, чем отличается наша российская цивилизация, почему во времена отхода от идентичности страны она начинает болеть и погибать. Требования цивилизационной идентичности страны на нашем чертеже невероятно важны.
Невероятно важно, что чертеж нашего государства (это правда чер- теж) выполнен в проекции нравственного государства42, которое будет генерировать нравственность и в человеке, и в обществе.
Такое государство обеспечит защиту нравственности43, чтобы ин- формационная политика, издательская деятельность, Интернет, средства массовой информации, пропаганда, культура, реклама не подрывали, как сегодня происходит, а защищали нравственность в нашем государстве.
Выбор при конструировании и вычерчивании чертежа будущей Рос- сии отвечает на требование — государственное управление должно быть умным, квалифицированным, эффективным и реализовывать изначаль- ные замыслы чертежа страны44.
Ровно также на этом большом чертеже вырисовываются детали того, что называется политической системой, партийной системой, избира- тельной системой45. С какими целевыми, ценностными критериями? А с теми самыми, с которых мы начали. Макробаланс должен быть таким, как мы его определили. Высшие ценности — государственная идеология должны определять главные государственные цели развития.
Поскольку новая Россия будет трудовой, важнейшим вопросом госу- дарственного управления будет принципиальная проекция во всех раз- вертках, во всех видах чертежа нашей будущей России ее трудового не- рентного, непаразитарного характера46.
В новой России власть, государственное управление будут не только умными, нравственными, но и ответственными. Для этой цели подготов- лен пакет законодательной инициативы о федеральном законе «О поли- тической ответственности публичных должностных лиц в Российской Федерации»47.
![]() |
41 Сулакшин С. С. Количественная теория цивилизационогенеза и локальных цивилизаций. М.: Научный эксперт. 2013. — 176 с.
42 Сулакшин С. С ., Багдасарян В. Э. и др. Нравственное государство. От теории к проекту. М.: На- ука и политика, 2015. — 424 с.
43 Сулакшин С. С ., Сазонова Е. С ., Хвыля - Олинтер А. И. Государственная политика защиты нрав- ственности и СМИ. М.: Наука и политика, 2014. — 360 с.
44 Сулакшин С. С. и др. Наука и власть. Проблема коммуникаций. М.: Научный эксперт, 2009.
45 Сулакшин С. С. Багдасарян В. Э. и др. Партийная и политическая система России и государ- ственное управление. М.: Научный эксперт, 2012. — 320 с.
46 Сулакшин С. С ., Багдасарян В. Э ., Колесник И. Ю. Государственное управление в России и труд. Оплата, мотивация, производительность. М.: Научный эксперт, 2010. — 248 с.
47 Сулакшин С. С ., Гаганов А. А ., Троицкая М. В. Пакет законодательной инициативы для принятия Федерального закона «О политической ответственности публичных должностных лиц в Россий- ской Федерации». М.: Наука и политика, 2016. — 112 с.
В прошлый раз мы отмечали, что в путинской России государ- ственные должностные лица ни за что не отвечают. В Конституции за- писано, что они только «ведают» некими вопросами. В нашем чертеже административно-властные вертикали выстроены на основе принципа ответственности за результаты развития в вверенной сфере полномочий органа или должностного лица.
Россия существует в мире и это означает, что должен быть чертеж на- шей страны в мировой среде. И он создан — «Россия и мир. Российский мировой проект»48. Наша страна предстанет подлинной Россией со свои- ми неотъемлемыми правами и позицией. Эта позиция будет сформиро- вана не по нынешней ущербной ельцинской конституционной формуле:
«Мы сознаем себя частью мира», а совершенно по другой формуле: «мы сознаем свою ответственность за судьбы мира». А значит у нас должна быть позиция и предложения по всей мировой повестке: это и финан- совая система, которая ныне паразитарная, и торговые, обменные, эко- номические системы мира. Это и гуманитарные, человеческие обмены, информационные, культурные, цивилизационные обмены. Это и сило- вая проблематика угроз безопасности (и глобальной, и соответствующих силовых структур, национальных и интернациональных), это еще целый ряд вопросов, которые выписаны на основании только что продеклари- рованного базового выбора высших ценностей — очеловечивания чело- вечества, справедливости, нравственности в мировых отношениях.








