Спецификация чертежа Большого проекта страны

Теперь перейдем к деталям этого чертежа. В целом должен сказать, что сам чертеж — это, конечно, не просто чертеж. Представляете, каковы объемы документов должны быть хоть на тот же автомобиль, чтобы на- чать его реально производить? А здесь страна!

Тогда как можно охарактеризовать наш пакет чертежей России? Сло- во «чертеж», в данном случае, конечно, условно, оно означает выбор це- лей и принципов для нахождения решений, общих алгоритмов и поряд- ков реализации этих решений по устроению и по управлению каждой отдельной сферой жизни страны.

Какова спецификация нашего большого чертежа, Большого Проекта страны? Вот она.

Финансовая и экономическая сфера.

Производительность труда, управление инфляцией, ценовое регули- рование, игорный бизнес, туризм, профессиональный спорт, зрелищные мероприятия, инвестиции, денежно-кредитная, банковская политика,

 

48 Сулакшин С. С ., Багдасарян В. Э и др. Россия и мир. Российский мировой проект: в 2 т. / под общ. ред. С.С. Сулакшина. М.: Наука и политика, 2016.


восстановление монетизации экономики, бюджет и налоги, финансовые рынки, государственный долг, внешние российские инвестиции, агро- промышленная политика, сельско-поселенческая политика, инновации, минерально-сырьевая база, модернизация основных фондов, оборонно- промышленный комплекс, диверсификация экономики, регулирование монополии, малый и средний бизнес, деятельность хозяйствующих субъ- ектов, транспорт, информатизация и связь, энергетика, энергосбереже- ние, государственный экономический мониторинг.

Социальная сфера.

Доходы и оплата труда, пенсионное обеспечение, ЖКХ и жилье, за- нятость, семья, гендерное направление, молодежь, экология, социальная защита граждан, благотворительность.

Региональная сфера.

Федеративное устройство, пространственное развитие России, бюд- жеты и налоги в региональной политике, экономическое развитие ре- гионов, инвестиции в региональной политике, социальное развитие субъектов России, административные центры субъектов Российской Фе- дерации и решение задач региональной политики, местное самоуправле- ние, межмуниципальное сотрудничество, развитие территорий с особым статусом, особые экономические зоны, закрытые административно- территориальные образования (наукограды, монопрофильные города), развитие проблемных регионов (Дальний Восток, Кавказ, северные тер- ритории, депрессивные регионы), миграционные вопросы в региональ- ной политике, обеспечение сбалансированной структуры расселения, внешнеэкономическое сотрудничество субъектов Российской Федерации, развитие инфраструктурных объектов России, государственное управле- ние региональным развитием, формирование и реализация федеральных, межрегиональных и региональных целевых программ (это вообще новое направление — о межрегиональных и региональных программах).

Гуманитарная сфера.

Образование, здравоохранение, демография, физкультура и спорт, культура, наука, воспитание, пропаганда, просвещение, цензура, СМИ, религия, вероисповедание.

Внутриполитическая сфера.

Противодействие коррупции и теневой экономике, властная верти- каль, кадровая политика и строительство элиты, гражданское общество, социальное партнерство в сфере труда, государственный суверенитет, судебная, правоохранительная, пенитенциарная система, вооруженные силы и военная политика.

Внешнеполитическая сфера.

Внешнеполитическая стратегия расширения зоны геополитического влияния, суверенность внешней политики, научно-теоретическая школа


внешней политики, внешнеэкономическая деятельность, работа МИДа, русский мир и постсоветское пространство, внешний имидж России, во- енная деятельность за рубежом, спецслужбы.

И, наконец, экспертная сетевая оценка проблем в современной России. Эта работа49, в которой обозначены 72 государственные сферы дея- тельности, содержит 72 пакета чертежей, в которых есть необходимая атрибутика: ценностные цели, проблемы, задачи, их решения, ресурсное обеспечение, управление, сетевые графики развития, обратные связи,

типы мониторинга. И все это во взаимосвязи на всех уровнях.

Что это за уровни взаимосвязи?

Все начинается сверху, с выбранных ценностей, которые вытекают из базовых принципов, с которых мы начали. Далее цели, генерируемые из этих ценностей. Цели позволяют вычленить ключевые проблемы как препятствия на пути реализации наших ценностей. Они декомпозиру- ются до управленческих задач. Только по экономическому направлению таких задач более 550. Соответственно, задачи находят управленческие решения и действия, решения агрегируются, их тоже более 150, превра- щаются в управленческие программы. А каждая из 33 частных конкрет- ных экономических политик по направлениям (например, управление инфляцией, ЖКХ и жилье, ценовое регулирование, пенсионное обеспе- чение) разворачивается в такие же чертежи, в которых такое же множе- ство задач и множество решений.

Что дальше? А дальше для всего колоссального количества позиций,

в которых нужно быть компетентными, нужно подобрать соответствую- щие задачам кадры и быть уверенными, что эти кадры точно понима- ют задачу — так выглядят требованиях к квалификации первого лица в стране. Замечательный журналист или мастер разговорного жанра та- кой квалификацией явно не располагает.

Что дальше?

Это спецификация к чертежу, здесь, наверное, порядка 1000 проектов нормативных правовых, государственно-управленческих актов, которые отвечают на вопрос, что конкретно нужно делать. Один из таких актов — проект закона «О политической ответственности публичных выборных должностных лиц» я показывал.

И это еще не все, потому что, как мы сказали, решения, найденные путем такой декомпозиции проблем в свете высших ценностей и целе- вых установок, должны быть скомплексированы и реализовываться во взаимосвязи и в определенной последовательности.

И вновь вызов. Можно ли себе представить, что нынешний Президент имеет представление обо всем этом сложнейшем комплексе и руководит

49  Сулакшин С. С ., Новиков Д. Б ., Гаганов А. А ., Хвыля - Олинтер Н. А. Проблемная повестка совре- менной России. М.: Наука и политика, 2015. — 184 с.


 

 


 

им? Неслучайно, видимо, родилась химера о ручном управлении, неслу- чайно Президент мусорные кучи по стране ликвидирует. Нет, Президент ни в голове, ни на рабочем столе таких задач очевидно не имеет.

Показанный сетевой график неизбежно вносит в государственное управление обязательные элементы планирования, а перед этим так же обязательно должно быть выполнено проектирование.

Возьмем нашу многотомную работу «Национальная идея России»50. В ней половина обосновывает выбор решений, доказывает их эффектив- ность. А вторая половина — это тот самый чертеж, спецификация и тех- нологическая карта реализации.

Итак, первая часть нашего объемного чертежа: «Жизнеспособность страны: содержание, история и факторы». Изучая историю нашей стра- ны, мы выводим те решения по факторным осям, которые нашу страну делают максимально эффективной.

Что здесь является базой большого чертежа? Перечислим компоненты. Страна, государство, государственность — эти три слова не случайны, они не эквивалентны. Состояние и особенности российской государственно-

50 Сулакшин С. С ., Багдасарян В. Э. и др. Национальная идея России. В 6 т. М.: Научный эксперт, 2012. — 752 c.


сти. Цивилизация и жизнеспособность страны. История борьбы с рос- сийской государственностью. Несиловые методы разрушения российской государственности. Деградация народонаселения России. Культура, здо- ровье, образование, квалификация, наука, воспитание, критическая эти- ка, специфика менталитета, разрушение демографии, семья, религиозные обстоятельства, деструкция национальных отношений, официальная де- мографическая политика, проблема удержания территории.

Идем дальше. Качество и компетентность государственного управле- ния. Качество государственного управления, законодательная пирами- да, научность государственного управления, российское государствен- ное управление и вызовы безопасности, российская кадровая политика в Новейшей истории, партийная кадровая политика, вертикаль власти, кадровый аспект, коррупция и криминализация, делегитимизация го- сударства, административные системы, судебная, правоохранительная система, пенитенциарная система. Клановые механизмы.

И вторая часть — собственно ответ на вопрос: «Что делать? Как пе-

реустраивать? И как управлять?». Причем нужно помнить, что из сегод- няшнего полуразрушенного, разбалансированного состояния Россия начнет перестраиваться в другое, целевое. Поэтому особый переходный этап — это специфическая часть проектирования и пакета наших чер- тежей. А потом она станет другой Россией, которая будет жить и раз- виваться по иным правилам. Тогда и управление станет не переходным, а стационарным. Эти два этапа — два отдельных блока проектов.

Продолжаем. Программа действий в виде пакета чертежей. Алгорит- мизированный ответ на вызовы, управленческие акты как основание для формирования действий государства и общества: территориальная це- лостность, народосбережение, демографическая программа действий, гу- манитарное строительство, человеческий капитал, здоровье, этническая проблема, проблема русского мира, вероисповедание, культура, образо- вание, наука, воспитание, семья, средства массовой информации, пропа- ганда мобилизации, государственное строительство, вертикаль власти, государственно-территориальное строительство, административно- управленческое устройство, кадровая политика и строительство элиты, преодоление коррупции и перерождения страны, криминального госу- дарства, преодоление коррупции, оборонная политика.

Идем дальше. Экономическое развитие. Россия в мире. Глобальные

вызовы и угрозы российской государственности. Россия в глобальном мире в перспективе. Дипломатия XXI века. Оборона XXI века. Мир и эко- номика России XXI века. Миссия России: исторические воплощения и со- временный вариант. Россия на экологической карте мира. Неизбежные реформы оздоровления и будущая Россия, политическая реформа, оздо- ровление элитогенеза, футурология России.


Дальше. Максимизация жизнеспособности страны как основа мето- дологии государственного управления. На максимум успешности будут выводить нашу страну чертежи успешности государства.

Стратегическое управление в России. Жизнеспособность России как системообразующая категория политики, государственного управления.

Поверхность успешности — это функция, которая связывает государственно-управленческие решения с успешностью страны.

И, наконец, проект Конституции России51, в котором заложен кон- спект чертежа, который мы с вами сейчас разворачиваем.

Итак, даже перечень структуры содержания чертежа будущей России показывает, насколько это дело серьезное.

 










Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: