– Давайте думать. Какие числа вычитали? (Двузначные.)
– Вспоминайте общее правило вычитания двузначных чисел. (При вычитании двузначных чисел из десятков надо вычесть десятки, из единиц – единицы.)
– Что вам помешало это сделать? (Здесь в уменьшаемом не хватает единиц.)
– Что же в этом примере было для вас новым? (Мы не решали примеров, когда в уменьшаемом единиц меньше, чем в вычитаемом.)
Повесить на доску опорный сигнал для определения типа примера:
– Молодцы! Вы обратили внимание на важную особенность этого примера, которая отличает его от предыдущих: в уменьшаемом не хватает единиц.
– Где вы уже встречались с таким случаем? (Когда из двузначного числа вычитали однозначное с переходом через десяток.)
– Здесь двузначные числа, поэтому говорят «с переходом через разряд».
– Расскажите, как же вы действовали, и в каком месте почувствовали, что знаний не хватает? (…)
– В чём же причина ваших затруднений? (Нет способа вычитания двузначных чисел с переходом через разряд.)
|
|
Построение проекта выхода из затруднения.
– Значит, какую цель вам надо перед собой поставить? (Построить способ вычитания двузначных чисел с переходом через разряд.)
– Назовите тему урока. (Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд.)
|
Повесить на доску карточку с темой:
– Определимся сначала со средствами. Какой инструмент вам понадобится, чтобы наглядно представить, как происходит переход через разряд? (Графические модели.)
– Какой способ записи будет необходим? (Запись в столбик.)
– А какие известные вам эталоны могут помочь? (Эталон вычитания двузначного числа из круглого.)
– Значит, этот эталон вы будете уточнять.
– А теперь спланируйте свою работу: в каком порядке вы будете двигаться к достижению цели. (Сначала решим пример с помощью графических моделей, потом в столбик, а затем уточним эталон вычитания двузначного числа из круглого.)
Желательно зафиксировать план на доске.