– Итак, сначала … (Выложим графическую модель примера.)
Один учащийся у доски, остальные – на партах:
– Повторите ещё раз, как вычитают двузначные числа? (Из десятков вычитают десятки, из единиц – единицы.)
– Что здесь мешает воспользоваться этим правилом? (В уменьшаемом не хватает единиц.)
– Разве уменьшаемое меньше вычитаемого? (Нет.)
– Где же спрятались единицы? (В десятке.)
– Как же быть? (1 десяток заменить 10 единицами. – Открытие!!!)
– Молодцы! Продолжите вычитание.
– А дальше? (Действуем по общему правилу: из 3 д вычитаем 2 д, получаем 1 д; из 11 единиц вычитаем 4 единицы, получаем 7 единиц. Результат: 1 д 7 е или 17.)
– Итак, верный ответ – 17.
– Молодцы, ребята! Итак, вы нашли новый приём вычислений: если в уменьшаемом не хватает единиц, то … (Можно раздробить десяток и взять из него недостающие единицы).
– Что будете делать дальше по плану? (Решим этот же пример в столбик.)
– Я думаю, вы справитесь и без моей помощи.
Один у доски с объяснением:
(Пишу единицы под единицами, десятки под десятками. В уменьшаемом единиц меньше, поэтому занимаю 1 десяток, дроблю его на 10 единиц и добавляю их к единицам уменьшаемого. Вычитаю единицы: 11 – 4 = 7. Пишу результат под единицами. Уменьшаю количество десятков на 1. Вычитаю десятки: 3 – 2 = 1. Пишу под десятками. Ответ: 17.)
|
|
– Вы действительно легко справились. Каким алгоритмом вы воспользовались? (Нужного алгоритма нет, мы воспользовались похожим алгоритмом вычитания двузначного числа из круглого.)
Открыть на доске алгоритм вычитания двузначного числа из круглого (из урока 2-1-9):
– Что дальше по плану? (Надо уточнить этот алгоритм.)
Разделить детей на группы по 4 человека, как это принято в классе.
– Посовещайтесь в группах и внесите уточнения в этот алгоритм.
Раздать каждой группе две половинки листа А–4 (разрез вдоль). На выполнение задания отводится 1–2 минуты.
– Посмотрим, что у вас получилось.
Каждая группа представляет уточнения к алгоритму и указывает место этих уточнений. В ходе обсуждений согласовывается новый вариант и помещается на доску в указанное детьми место.
В итоге алгоритм должен принять примерно такой вид:
– Как же изменим опорный сигнал сложения в столбик?
Открыть опорный сигнал вычитания двузначного числа из круглого (из урока 2-1-9):
(Надо заменить 0 карточкой , изображающей единицы.)
Учитель вносит изменения в опорный сигнал урока 2-1-9 со слов детей:
– Как вы думаете, о чём всегда надо помнить при использовании этот приёма? Где возможна ошибка? (Число десятков уменьшается на 1, …)
– Молодцы! Вы действовали чётко по плану. Что вы можете сказать о достижении цели? (Мы достигли цели, но надо ещё потренироваться.)
|
|