Предмет: Математика
Автор учебника: Л.Г. Петерсон
Класс: 2
Тип урока: ОНЗ
Тема: «Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд: 41 – 24»
Основные цели:
1) Закрепить знание структуры I шага учебной деятельности и умение выполнять УУД, входящие в его структуру.
2) Построить алгоритм вычитания двузначных чисел с переходом через разряд и сформировать первичное умение его применять.
3) Закрепить алгоритм вычитания двузначных чисел (общий случай), решение уравнений на нахождение неизвестного слагаемого, вычитаемого, уменьшаемого, решение задач на взаимосвязь части и целого.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение, аналогия.
Демонстрационный материал:
1) отдельные карточки, на которых:
;
2) эталон вычитания по частям с переходом через десяток:
3) опорный сигнал вычитания двузначных чисел из круглого (из урока 2-1-9):
4) эталон общего приёма сложения и вычитания двузначных чисел (из урока 2-1-0.1):
5) опорный сигнал для распознавания типа примера:
|
6) карточка с темой урока:
7) графические модели;
8) алгоритм вычитания двузначных чисел из круглого (из урока 2-1-9):
9) карточки для уточнения алгоритма урока 2-1-9:
|
| ||||
10) карточка для замены нуля в опорной сигнале урока 2-1-9.
Раздаточный материал:
1) листы с заданием для этапа актуализации:
;
2) графические модели;
3) тетрадь для опорных конспектов или соответствующий лист из пособия «Построй свою математику»;
4) две половинки (разрез вдоль) чистого листа А–4 на количество групп.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности:
– Какая цель стояла перед вами во время путешествия на прошлом уроке? (Найти короткий путь к острову. Это оказался удобный устный приём сложения двузначных чисел с переходом через разряд – по частям.)
– Сегодня вы продолжите изучать действия с двузначными числами. Ваш знакомый сказочный герой – Незнайка – узнал о том, как вы интересно учитесь. Каким способом вы будете изучать новую тему? (Сначала повторяем необходимое, потом выполняем пробное действие, фиксируем свое затруднение, выявляем его причину затруднения.)
– Так вот, Незнайка прислал телеграмму в стихах. Хотите её прочитать и узнать новое о действиях с двузначными числами?
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
1) Повторение изученных приёмов вычитания двузначных чисел.
– Но поскольку Незнайка большой выдумщик, он зашифровал свою телеграмму. Чтобы прочитать, надо решить примеры.
Открыть на доске примеры. После знака «=» прикреплены листы со словами первой строки стихотворения белой стороной. Листы закрывают записанные ответы.
– Вы называете ответы примеров, я снимаю листок, чтобы вы смогли себя проверить.
Учитель фиксирует на листках все предложенные ответы. Если их несколько, правильный ответ выявляется на основании эталонов Д–2 и Д–3, которые выставляются на доске. После согласования ответов учитель снимает листки, прикрепляет их отдельно текстом вниз по порядку следования примеров, а учащиеся сравнивают полученные ответы с числами под листками.
– Вы отлично справились с примерами Незнайки, и вы можете прочитать его телеграмму.
Учитель переворачивает листы.
– Прочитайте хором. (За работу взялся класс…)
– Что же это? (Телеграмма не закончена, похоже на первую строчку стихотворения, …)
– Вероятно, Незнайка по своей забывчивости не прислал вторую строку. Но ничего, зато эти примеры помогут вам уточнить, какие вычисления вас будут сегодня интересовать.
– Что общего во всех примерах? (Они все на вычитание, из двузначного числа надо вычесть однозначное.)
– Какой пример «лишний»? (20 – 8 – это пример на вычитание из круглого числа, а остальные – на вычитание с переходом через десяток.)
– Какие ещё примеры на вычитание вы умеете решать? (На вычитание двузначных чисел по общему правилу.)
На доске выставляется эталон Д–4 и проговаривается соответствующее правило.
2) Тренировка мыслительных операций.
Раздать листы с заданием. То, что отделено пунктиром, завёрнуто. Дети этого пока не видят.
Открыть то же на доске.
– Посмотрите на задание у вас на листочках. Оно же записано на доске. Что интересного в разностях? (В уменьшаемом одна цифра неизвестна, неизвестные разряды чередуются; известные цифры в уменьшаемом – нечётные, идут в порядке убывания; в вычитаемом количество десятков уменьшается на 1, а количество единиц не изменяется.)
– Найдите неизвестную цифру уменьшаемого, если известно, что разность между цифрами, обозначающими десятки и единицы, равна 3.
По одному с места с объяснением.
Учитель вписывает цифры на доске, дети – на листочках.
(В первом примере 6 десятков, 12 десятков не подходит, так как это двузначное число; во втором примере – 4 е, так как 10 е не подходят; в третьем примере – 8, так как …; в четвёртом – 6…, в пятом – 4…)
– Какой приём вам потребуется для решения этих примеров? (Вычитание двузначных чисел по общему правилу.)
– Знаете его? (Да.)
– Тогда решите эти примеры самостоятельно. Время выполнения 1 минута.
– Назовите ответ первого (второго, третьего, четвёртого) примера. (5; 20; 41; 2.)
Учитель вписывает результаты по ходу ответов детей. Если возникают разные ответы, способ вычисления уточняется по эталону Д–4.
– Какие способы вычитания я выбрала для повторения? (По общему правилу, из круглого, с переходом через десяток.)
– Скажите, а что будет дальше? (Задание для пробного действия.)
– Что значит «задание для пробного действия»? (Это значит, что в нём что-то новое.)
– Зачем я вам его предлагаю? (Мы пробуем его выполнить, чтобы понять, чего мы не знаем.)
3) Задание для пробного действия.
– Верно. Отверните нижнюю часть листа и найдите значение записанного там выражения.
– Назовите результат. (17; 23; 27, …)
Учитель выписывает все варианты ответов детей.
– Что видите? (Мнения разделились, а кто-то не смог найти результат.)
– Поднимите руку те, кто не получил ответа.
– Чего вы не смогли сделать? (Мы не смогли решить пример 41 – 24.)
– Те, кто получил ответ, докажите, пользуясь общепринятым правилом, что вы решили верно. (Мы не можем доказать, что верно решили пример 41 – 24.)
– Напомните себе и Незнайке, что надо делать, когда человек зафиксировал трудность? (Надо остановиться и подумать.)