Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

Предмет: Математика

Автор учебника: Л.Г. Петерсон

Класс: 2

Тип урока: ОНЗ

Тема: «Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд: 41 – 24»

Основные цели:

1) Закрепить знание структуры I шага учебной деятельности и умение выполнять УУД, входящие в его структуру.

2) Построить алгоритм вычитания двузначных чисел с переходом через разряд и сформировать первичное умение его применять.

3) Закрепить алгоритм вычитания двузначных чисел (общий случай), решение уравнений на нахождение неизвестного слагаемого, вычитаемого, уменьшаемого, решение задач на взаимосвязь части и целого.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение, аналогия.

Демонстрационный материал:

1) отдельные карточки, на которых:

                                                                                              ;

2) эталон вычитания по частям с переходом через десяток:

     
 

 

 


3) опорный сигнал вычитания двузначных чисел из круглого (из урока 2-1-9):

 

 

4) эталон общего приёма сложения и вычитания двузначных чисел (из урока 2-1-0.1):

 

 

5) опорный сигнал для распознавания типа примера:

 

 
41 – 24


6) карточка с темой урока:

7) графические модели;

8) алгоритм вычитания двузначных чисел из круглого (из урока 2-1-9):

 

 

 


9) карточки для уточнения алгоритма урока 2-1-9:

     
В уменьшаемом не хватает единиц.
 
Вычитаю единицы из всех полученных единиц: …

 


10) карточка   для замены нуля в опорной сигнале урока 2-1-9.

Раздаточный материал:

1) листы с заданием для этапа актуализации:

 

 ;                                                   

2) графические модели;

3) тетрадь для опорных конспектов или соответствующий лист из пособия «Построй свою математику»;

4) две половинки (разрез вдоль) чистого листа А–4 на количество групп.

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности:

– Какая цель стояла перед вами во время путешествия на прошлом уроке? (Найти короткий путь к острову. Это оказался удобный устный приём сложения двузначных чисел с переходом через разряд – по частям.)

– Сегодня вы продолжите изучать действия с двузначными числами. Ваш знакомый сказочный герой – Незнайка – узнал о том, как вы интересно учитесь. Каким способом вы будете изучать новую тему? (Сначала повторяем необходимое, потом выполняем пробное действие, фиксируем свое затруднение, выявляем его причину затруднения.)

– Так вот, Незнайка прислал телеграмму в стихах. Хотите её прочитать и узнать новое о действиях с двузначными числами?





Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

1) Повторение изученных приёмов вычитания двузначных чисел.

– Но поскольку Незнайка большой выдумщик, он зашифровал свою телеграмму. Чтобы прочитать, надо решить примеры.

Открыть на доске примеры. После знака «=» прикреплены листы со словами первой строки стихотворения белой стороной. Листы закрывают записанные ответы.

 

 


– Вы называете ответы примеров, я снимаю листок, чтобы вы смогли себя проверить.

Учитель фиксирует на листках все предложенные ответы. Если их несколько, правильный ответ выявляется на основании эталонов Д–2 и Д–3, которые выставляются на доске. После согласования ответов учитель снимает листки, прикрепляет их отдельно текстом вниз по порядку следования примеров, а учащиеся сравнивают полученные ответы с числами под листками.

– Вы отлично справились с примерами Незнайки, и вы можете прочитать его телеграмму.

Учитель переворачивает листы.

– Прочитайте хором. (За работу взялся класс…)

– Что же это? (Телеграмма не закончена, похоже на первую строчку стихотворения, …)

– Вероятно, Незнайка по своей забывчивости не прислал вторую строку. Но ничего, зато эти примеры помогут вам уточнить, какие вычисления вас будут сегодня интересовать.

– Что общего во всех примерах? (Они все на вычитание, из двузначного числа надо вычесть однозначное.)

– Какой пример «лишний»? (20 – 8 – это пример на вычитание из круглого числа, а остальные – на вычитание с переходом через десяток.)

– Какие ещё примеры на вычитание вы умеете решать? (На вычитание двузначных чисел по общему правилу.)

На доске выставляется эталон Д–4 и проговаривается соответствующее правило.

2) Тренировка мыслительных операций.

Раздать листы с заданием. То, что отделено пунктиром, завёрнуто. Дети этого пока не видят.

Открыть то же на доске.

 

– Посмотрите на задание у вас на листочках. Оно же записано на доске. Что интересного в разностях? (В уменьшаемом одна цифра неизвестна, неизвестные разряды чередуются; известные цифры в уменьшаемом – нечётные, идут в порядке убывания; в вычитаемом количество десятков уменьшается на 1, а количество единиц не изменяется.)

– Найдите неизвестную цифру уменьшаемого, если известно, что разность между цифрами, обозначающими десятки и единицы, равна 3.

По одному с места с объяснением.

Учитель вписывает цифры на доске, дети – на листочках.

(В первом примере 6 десятков, 12 десятков не подходит, так как это двузначное число; во втором примере – 4 е, так как 10 е не подходят; в третьем примере – 8, так как …; в четвёртом – 6…, в пятом – 4…)

– Какой приём вам потребуется для решения этих примеров? (Вычитание двузначных чисел по общему правилу.)

– Знаете его? (Да.)

– Тогда решите эти примеры самостоятельно. Время выполнения 1 минута.

– Назовите ответ первого (второго, третьего, четвёртого) примера. (5; 20; 41; 2.)

Учитель вписывает результаты по ходу ответов детей. Если возникают разные ответы, способ вычисления уточняется по эталону Д–4.

– Какие способы вычитания я выбрала для повторения? (По общему правилу, из круглого, с переходом через десяток.)

– Скажите, а что будет дальше? (Задание для пробного действия.)

– Что значит «задание для пробного действия»? (Это значит, что в нём что-то новое.)

– Зачем я вам его предлагаю? (Мы пробуем его выполнить, чтобы понять, чего мы не знаем.)

3) Задание для пробного действия.

– Верно. Отверните нижнюю часть листа и найдите значение записанного там выражения.

– Назовите результат. (17; 23; 27, …)

Учитель выписывает все варианты ответов детей.

– Что видите? (Мнения разделились, а кто-то не смог найти результат.)

– Поднимите руку те, кто не получил ответа.

– Чего вы не смогли сделать? (Мы не смогли решить пример 41 – 24.)

– Те, кто получил ответ, докажите, пользуясь общепринятым правилом, что вы решили верно. (Мы не можем доказать, что верно решили пример 41 – 24.)

– Напомните себе и Незнайке, что надо делать, когда человек зафиксировал трудность? (Надо остановиться и подумать.)



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: