Глава 21. Налог на добавленную стоимость 10 страница

Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью.

Предприятие в целом или его часть могут быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав.

При продаже предприятия в целом как имущественного комплекса возникает объект налогообложения НДС. Поскольку право собственности на предприятие переходит от продавца к покупателю только в момент государственной регистрации права собственности на предприятие, то, соответственно, обязанность исчислить и заплатить НДС у продавца возникнет в том отчетном (налоговом) периоде, когда будет произведена государственная регистрация.

В соответствии с п. 1 ст. 158 Налогового кодекса РФ налоговая база по налогу на добавленную стоимость при реализации имущественного комплекса определяется отдельно по каждому из видов активов. Поэтому в случае продажи единого имущественного комплекса, включающего, например, земельный участок и расположенное на нем здание (строение, сооружение), налоговую базу следует определять отдельно по земельному участку и по зданию (строению, сооружению), расположенному на участке.

В соответствии с п. 4 ст. 158 Налогового кодекса РФ продавцом предприятия составляется сводный счет-фактура с указанием в графе "Всего с НДС" цены, по которой предприятие продано. При этом в сводном счете-фактуре выделяются в самостоятельные позиции основные средства, нематериальные активы, прочие виды имущества производственного и непроизводственного назначения, сумма дебиторской задолженности, стоимость ценных бумаг и другие позиции активов баланса. К сводному счету-фактуре прилагается акт инвентаризации.

Согласно п. 2 ст. 158 Налогового кодекса РФ в случае, если цена, по которой предприятие продано, ниже балансовой стоимости реализованного имущества, для целей налогообложения применяется поправочный коэффициент, рассчитанный как отношение цены реализации предприятия к балансовой стоимости указанного имущества.

 

К = Ц / Сб,

 

где К - поправочный коэффициент;

Ц - цена реализации предприятия;

Сб - балансовая стоимость имущества.

В случае если цена, по которой предприятие продано, выше балансовой стоимости реализованного имущества, для целей налогообложения применяется поправочный коэффициент. Он рассчитывается как отношение цены реализации предприятия, уменьшенной на балансовую стоимость дебиторской задолженности (и на стоимость ценных бумаг, если не принято решение об их переоценке), к балансовой стоимости реализованного имущества, уменьшенной на балансовую стоимость дебиторской задолженности (и на стоимость ценных бумаг, если не принято решение об их переоценке). В этом случае поправочный коэффициент к сумме дебиторской задолженности (и стоимости ценных бумаг) не применяется.

В этом случае поправочный коэффициент будет рассчитан следующим образом:

 

К = (Ц - Дз) / (Сб - Дз),

 

где Ц - цена реализации предприятия;

Дз - дебиторская задолженность;

Сб - балансовая стоимость имущества.

В сводном счете-фактуре цена каждого вида имущества принимается равной произведению его балансовой стоимости на поправочный коэффициент.

По каждому виду имущества, реализация которого облагается налогом, в графах "Ставка НДС" и "Сумма НДС" указываются соответственно расчетная налоговая ставка в размере 15,25% и сумма налога, рассчитанная из этой налоговой ставки.

Выставленный продавцом счет-фактура подлежит регистрации в журнале учета счетов-фактур выданных и в книге продаж в зависимости от принятой учетной политики.

Покупатель не может учесть приобретенное предприятие как единый объект, поскольку в его состав включается не только разнородное имущество, но и имущественные права. Поэтому учет этого предприятия как объекта недвижимости организацией-покупателем невозможен. Каждый актив, приобретаемый в составе единого имущественного комплекса - предприятия, покупатель должен учесть в своем балансе строго в соответствии с его принадлежностью и классификацией (основные средства, нематериальные активы, запасы и т.д.).

На величину приобретенной с предприятием дебиторской задолженности и взятых на себя обязательств по погашению кредиторской задолженности увеличиваются соответствующие балансовые показатели организации-покупателя. Оприходование приобретенных в составе имущественного комплекса ценностей и имущественных прав производится по стоимости их оценки, отраженной в передаточном акте, а также с учетом сопутствующих расходов, увеличивающих себестоимость их приобретения.

 

Статья 159. Порядок определения налоговой базы при совершении операций по передаче товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд и выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления

 

Комментарий к статье 159

 

Комментируемая ст. 159 Налогового кодекса РФ устанавливает порядок определения налоговой базы при совершении операций по передаче товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд и выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления.

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

При передаче налогоплательщиком товаров (выполнении работ, оказании услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций, налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен реализации идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (аналогичных работ, услуг), действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии - исходя из рыночных цен с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога (п. 1 ст. 159 Налогового кодекса РФ).

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций.

Согласно вышеуказанной норме Налогового кодекса РФ объект налогообложения возникает в случае передачи для собственных нужд товаров (работ, услуг), расходы по приобретению (производству) которых не соответствуют условиям, определенным в п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ.

В частности, налогообложению подлежит передача товаров (работ, услуг) обслуживающим производствам и хозяйствам (в том числе обособленным подразделениям), деятельность которых не связана с получением доходов.

Если обслуживающие производства и хозяйства организации осуществляют деятельность, направленную на получение дохода (то есть они реализуют товары, выполняют работы (услуги)), то при передаче товаров (работ, услуг) в вышеуказанные подразделения объекта налогообложения не возникает.

Если налогоплательщик не реализовывал идентичные или однородные товары (аналогичные работы, услуги) в предыдущем налоговом периоде, то налоговая база определяется исходя из рыночных цен с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС.

Суммы НДС, уплаченные продавцам при приобретении товаров (работ, услуг), используемых обслуживающими производствами и хозяйствами непосредственно для собственных нужд организации, деятельность которых не связана с возникновением объекта налогообложения по НДС, к вычету не принимаются. Вышеуказанные суммы налога покрываются за счет соответствующих источников финансирования.

При выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления налоговая база определяется как стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их выполнение, включая расходы реорганизованной (реорганизуемой) организации (п. 2 ст. 159 Налогового кодекса РФ).

Согласно п. 10 ст. 167 Налогового кодекса РФ моментом определения налоговой базы в этом случае является последний день месяца каждого налогового периода.

 

Статья 160. Порядок определения налоговой базы при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией

 

Комментарий к статье 160

 

Порядок определения налоговой базы при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, установлен ст. 160 Налогового кодекса РФ.

При ввозе товаров на территорию Российской Федерации налоговая база определяется как сумма:

1) таможенной стоимости этих товаров;

2) подлежащей уплате таможенной пошлины;

3) подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам).

Налоговая база определяется отдельно по каждой группе товаров одного наименования, вида и марки, ввозимой на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Если в составе одной партии ввозимых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, товаров присутствуют как подакцизные товары, так и неподакцизные товары, налоговая база определяется отдельно в отношении каждой группы указанных товаров.

Налоговая база при ввозе российских товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, на остальную часть территории Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, либо при передаче их на территории особой экономической зоны лицам, не являющимся резидентами такой зоны, определяется в соответствии с пунктом 1 данной статьи с учетом особенностей, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

 

Статья 161. Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами

 

Комментарий к статье 161

 

Статья 161 Налогового кодекса РФ посвящена особенностям определения налоговой базы налоговыми агентами.

В соответствии со ст. 24 Налогового кодекса РФ налоговыми агентами являются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налога в бюджет.

Обязанности налоговых агентов в числе прочих должны исполнять организации и индивидуальные предприниматели, не являющиеся плательщиками НДС (например, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, налогоплательщики, освобожденные от налога на основании ст. 145 Налогового кодекса РФ).

Статья 161 Налогового кодекса РФ содержит перечень случаев, когда возникают обязанности налоговых агентов, а именно обязанность исчислять, удерживать у налогоплательщика и уплачивать в бюджет суммы налога в размере определенной налоговой базы. Так, обязанности налоговых агентов возникают у:

- организаций и индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в налоговых органах и приобретающих на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах РФ (если иное не предусмотрено п. 3 и 9 ст. 174.2 Налогового кодекса РФ) (п. п. 1, 2 ст. 161 Налогового кодекса РФ);

- арендаторов, которые арендуют объекты федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества у органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления (п. 3 ст. 161 Налогового кодекса РФ);

- покупателей (получателей) имущества (за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования (абз. 2 п. 3 ст. 161 Налогового кодекса РФ);.

- уполномоченных органов, организаций или индивидуальных предпринимателей в случае реализации на территории Российской Федерации конфискованного имущества, имущества, реализуемого по решению суда (за исключением реализации, предусмотренной пп. 15 п. 2 ст. 146 Налогового кодекса РФ), бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству; налоговая база определяется исходя из цены реализуемого имущества (ценностей), определяемой с учетом положений ст. 105.3 Налогового кодекса РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) (п. 4 ст. 161 Налогового кодекса РФ);

- организаций и индивидуальных предпринимателей, которые состоят на налоговом учете в качестве налогоплательщиков и осуществляют предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с иностранными лицами (если иное не предусмотрено п. 10 ст. 174.2 Налогового кодекса РФ), не состоящими на налоговом учете в качестве налогоплательщиков;

- лица, в собственности которых находится судно на момент исключения его из Российского международного реестра судов, если судно исключено из указанного реестра, или, если в течение 45 дней с момента перехода права собственности на судно от налогоплательщика к заказчику регистрация судна в Российском международном реестре судов не осуществлена, лица, в собственности которых находится судно по истечении 45 дней с момента такого перехода права собственности.

Статьей 2 Федерального закона N 335-ФЗ внесены изменения в ряд положений Налогового кодекса РФ, которые вступили в силу с 1 января 2018. Так, ст. 161 Налогового кодекса РФ была дополнена пунктом 8, согласно которому при реализации на территории Российской Федерации налогоплательщиками сырых шкур животных, а также лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов налоговая база определяется налоговыми агентами исходя из стоимости реализуемых товаров, определяемой в соответствии со ст. 105.3, с учетом налога.

Налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) сырых шкур и лома, указанных в абз. 1 п. 8 ст. 161 Налогового кодекса РФ, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные налоговые агенты обязаны исчислить расчетным методом и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные главой 21 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, пунктом 8 ст. 161 Налогового кодекса РФ (в редакции Закона N 335-ФЗ) установлено следующее правило: налогоплательщики-продавцы, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, и лица, не являющиеся налогоплательщиками, при утрате права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика либо на применение специальных налоговых режимов в соответствии с главами 26.1, 26.2, 26.3, 26.5 Налогового кодекса РФ исчисляют и уплачивают налог по операциям реализации товаров, указанных в абз. 1 п. 8 ст. 161 Налогового кодекса РФ, начиная с периода, в котором указанные лица перешли на общий режим налогообложения, до дня наступления обстоятельств, являющихся основанием для утраты права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика либо на применение соответствующих специальных налоговых режимов.

 

Определение налоговой базы при приобретении товаров

(работ, услуг) у иностранной организации

 

При реализации на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом НДС.

Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой НДС, и иные обязанности, установленные главой 21 Налогового кодекса РФ.

Налоговые агенты обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета декларацию по НДС в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, и уплатить не позднее вышеуказанного срока удержанную из средств, подлежащих перечислению налогоплательщику, соответствующую сумму НДС.

При реализации на территории Российской Федерации работ (услуг) налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, уплата НДС в бюджет производится налоговыми агентами одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств таким налогоплательщикам.

Сумма налога определяется по расчетным ставкам 10/110% или 18/118% (п. 4 ст. 164 Налогового кодекса РФ).

 

Определение налоговой базы

при реализации конфискованного имущества,

имущества, реализуемого по решению суда

 

В соответствии с п. 4 ст. 161 Налогового кодекса РФ при реализации на территории Российской Федерации конфискованного имущества, имущества, реализуемого по решению суда (за исключением операций по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами), т.е. операций по реализации, предусмотренных пп. 15 п. 2 ст. 146 Налогового кодекса РФ), бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству, налоговая база по НДС определяется налоговыми агентами исходя из цены реализуемого имущества (ценностей), определяемой с учетом положений ст. 105.3 Налогового кодекса РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров).

При этом в данном случае налоговыми агентами признаются органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества.

Суммы НДС, предъявленные покупателю при приобретении им арестованного имущества, реализуемого по решению суда налоговым агентом - органом, уполномоченным осуществлять реализацию указанного имущества, принимаются к вычету в порядке и на условиях, предусмотренных ст. 171 и 172 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 07.02.2017 N 03-07-11/6571).

Что касается реализации имущества, арестованного не по решению суда, а по решению других органов, то вышеуказанной нормой п. 4 ст. 161 Налогового кодекса РФ не предусмотрено признание налоговыми агентами органов или иных лиц, уполномоченных осуществлять реализацию имущества, арестованного на основании актов органов, не относящихся к судебным. В связи с этим при реализации такого имущества НДС должен уплачивать собственник имущества - налогоплательщик налога на добавленную стоимость в сроки, установленные нормами главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса РФ. К такому выводу пришел Минфин РФ в письме от 3 декабря 2013 года N 03-07-11/52561.

Также и Пленум ВАС РФ в п. 7 Постановления от 30 мая 2014 года N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость" указал, что при применении п. 4 ст. 161 Налогового кодекса РФ необходимо учитывать, что в приведенный перечень не включены операции по принудительной реализации имущества на основании исполнительных документов, выданных не судами, а иными органами (например, на основании постановлений налоговых органов, вынесенных согласно ст. 47 Налогового кодекса РФ), в связи с чем НДС по таким операциям уплачивается по общим правилам, то есть самим налогоплательщиком.

Обратим внимание, что с 1 января 2015 года операции по реализации имущества должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации банкротами (п. 4.1 ст. 161 Налогового кодекса РФ), о которых ранее шла речь в п. 4 ст. 161 Налогового кодекса РФ как об исключениях из порядка применения данной нормы, были заменены на операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами), предусмотренных пп. 15 п. 2 ст. 146 Налогового кодекса РФ.

Напомним, что согласно пп. 15 п. 2 ст. 146 Налогового кодекса РФ операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами), с 1 января 2015 года включаются в перечень операций, которые не признаются объектом налогообложения по НДС.

Вышеуказанные изменения были внесены Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 366-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в п. 4 ст. 161 Налогового кодекса РФ.

 

Определение налоговой базы при аренде

государственного или муниципального имущества

 

При предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества на основании п. 3 ст. 161 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

Согласно п. 4 ст. 164 Налогового кодекса РФ при удержании налога на добавленную стоимость налоговыми агентами в соответствии с п. п. 1 - 3 ст. 161 Налогового кодекса РФ сумма НДС должна определяться расчетным методом с применением налоговой ставки, определяемой как процентное отношение налоговой ставки, предусмотренной п. 3 ст. 164 Налогового кодекса РФ, к налоговой базе, принятой за 100% и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки.

В отношении услуг по предоставлению в аренду муниципального имущества, закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями или муниципальными учреждениями (за исключением казенных) на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, особенностей по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость главой 21 Налогового кодекса РФ не предусмотрено. Поэтому при оказании услуг по предоставлению в аренду муниципального имущества, закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями или муниципальными учреждениями (за исключением казенных) на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, налогоплательщиками НДС являются эти предприятия (учреждения).

Что касается казенных учреждений, то на основании пп. 4.1 п. 2 ст. 146 Налогового кодекса РФ выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями не признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. В связи с этим услуги по предоставлению в аренду муниципального имущества, оказываемые казенными учреждениями, не являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Таким образом, в случае приобретения услуг по аренде муниципального имущества, оказываемых казенными учреждениями, не являющихся объектом налогообложения НДС, арендаторы указанного имущества НДС в качестве налогового агента не уплачивают (письмо Минфина России от 11.07.2017 N 03-07-11/43774).

 

Статья 162. Особенности определения налоговой базы с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг)

 

Комментарий к статье 162

 

Статья 162 Налогового кодекса РФ устанавливает особенности определения налоговой базы по НДС с учетом сумм, связанных с платой за товары, расчетами по оплате товаров (работ, услуг).

 

Неустойка за нарушение договоров

 

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 162 Налогового кодекса РФ налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы денежных средств, полученных в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Таким образом, денежные средства, не связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), в налоговую базу по НДС не включаются.

Квалификация премий в качестве денежных средств, связанных или не связанных с оплатой реализованных продавцом товаров (работ, услуг), должна производиться в каждом конкретном случае с учетом условий соответствующих договоров в зависимости от конкретной хозяйственной ситуации.

Согласно ст. 146 Налогового кодекса РФ НДС облагают операции по реализации товаров (работ, услуг). При этом налоговая база - это цена товаров (работ, услуг), указанная сторонами сделки в договоре. Таким образом, оплатой считаются деньги, получаемые продавцом в пределах цены договора. Неустойка же на цену продукции (работ, услуг) никак не влияет. Ее начисляют сверх этой цены, компенсируя возможные или реальные убытки потерпевшей стороне. То есть это не что иное, как плата за нарушение договорных обязательств.

Кроме того, налоговая база увеличивается лишь в том случае, если деньги получены за проданные товары (работы, услуги), то есть, по сути, являются выручкой от реализации. В то же время санкции за нарушение условий сделки относятся к внереализационным доходам и в выручку от реализации не включаются.

Таким образом, неустойку нельзя рассматривать как средства, связанные с оплатой реализованной продукции (работ, услуг). Следовательно, НДС с этой суммы платить не нужно. Однако налоговики вряд ли согласятся с таким подходом. Поэтому, если фирма предпочтет этот вариант, свою правоту ей придется отстаивать в суде.

По мнению Минфина РФ, при принятии решений налоговыми органами о правомерности применения (неприменения) налогоплательщиками указанной нормы Налогового кодекса РФ следует руководствоваться в том числе Постановлением Президиума ВАС РФ от 5 февраля 2008 года N 11144/07 в отношении спора между налоговым органом и ОАО "Волжское нефтеналивное пароходство "Волготанкер" по вопросу обложения налогом на добавленную стоимость сумм, полученных обществом за просрочку исполнения обязательств контрагентом.

В данном Постановлении указано, что суммы неустойки как ответственности за просрочку исполнения обязательств, полученные обществом от контрагента по договору, не связаны с оплатой товара в смысле упомянутого положения ст. 162 Налогового кодекса РФ, поэтому обложению налогом на добавленную стоимость не подлежат.

Следует отметить, что в соответствии с п. 1 ст. 330 Гражданского кодекса РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Поэтому в отношении сумм неустойки как ответственности за просрочку исполнения обязательств по оплате товаров, полученных продавцом от их покупателя, следует руководствоваться вышеуказанным Постановлением Президиума ВАС РФ.

В то же время если полученные продавцами от покупателей суммы, предусмотренные условиями договоров в виде неустойки (штрафа, пени), по существу не являются неустойкой (штрафом, пеней), обеспечивающей исполнение обязательств, а фактически относятся к элементу ценообразования, предусматривающему оплату товаров (работ, услуг), то такие суммы включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость на основании вышеназванной нормы ст. 162 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 4 марта 2013 года N 03-07-15/6333, направленное для сведения и использования в работе письмом ФНС России от 3 апреля 2013 года N ЕД-4-3/5875@).

Денежные средства, не связанные с оплатой товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, в налоговую базу не включаются. Например:

а) денежные средства в виде субсидий, получаемые налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на возмещение затрат по приобретению товаров (работ, услуг) (письмо Минфина России от 16 января 2018 года N 03-07-11/1412);

б) суммы страхового возмещения, получаемые организацией от страховой организации при наступлении страхового случая, не являются суммами, связанными с оплатой реализуемых товаров (работ, услуг, имущественных прав) (письмо Минфина России от 8 декабря 2017 года N 03-03-06/1/81905);

в) денежные средства в связи с односторонним отказом от исполнения договора или досрочное расторжение договора (письма Минфина России от 7 февраля 2017 года N 03-07-08/6476, от 19 октября 2016 года N 03-07-11/60859);

г) суммы отступных, полученные арендодателем от арендатора в случае отказа арендатора от аренды, в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не включаются (письмо Минфина России от 18 августа 2014 года N 03-07-11/41194);

д) денежные средства, полученные в виде процентов по банковскому вкладу (депозиту), в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не включаются (письмо ФНС России от 2 декабря 2013 года N ГД-4-3/21469 "О направлении письма Минфина России");




double arrow
Сейчас читают про: