Налогообложение по ставке 10%
При продаже некоторых товаров и услуг, указанных в п. 2 ст. 164 Налогового кодекса РФ, применяется ставка 10%. Так, налогообложение производится по налоговой ставке 10% при реализации, в частности:
1) продовольственных товаров.
В соответствии с п. 2 ст. 164 Налогового кодекса РФ коды видов продукции, перечисленных в указанном п. 2 ст. 164 Налогового кодекса РФ, определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 908 "Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов" утверждены перечни кодов видов продовольственных товаров в соответствии с ОКПД2 и ТН ВЭД ЕАЭС, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов (далее - Перечни).
Таким образом, организация вправе применять налоговую ставку по налогу на добавленную стоимость 10% при реализации продукции, указанной в Перечнях. В отношении реализации продукции, не включенной в Перечни, применяется ставка 18% (письмо Минфина России от 03.04.2018 N 03-07-07/21496);
2) товаров для детей. На основании п. 2 ст. 164 Налогового кодекса РФ коды видов продукции, перечисленных в данном пункте, определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД2), а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС).
Перечень кодов видов товаров для детей в соответствии с ОКПД2, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при реализации (далее - Перечень), утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 908.
В соответствии с ОКПД2 тетрадям школьным присвоен код 17.23.13.194 "Тетради школьные ученические", и данная продукция с указанным кодом включена в Перечень.
Таким образом, при реализации продукции, указанной в Перечне, организация вправе применять налоговую ставку по налогу на добавленную стоимость в размере 10%. В отношении реализации продукции, не включенной в Перечень, применяется ставка 18% (письма Минфина РФ от 15.05.2017 N 03-07-07/29096, от 21.04.2017 N 03-07-07/24005);
3) периодики и книг, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера.
При этом под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год. А к периодическим печатным изданиям рекламного характера относятся периодические печатные издания, в которых реклама превышает 45 процентов объема одного номера периодического печатного издания.
Газеты и журналы, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера, а также книги, связанные с образованием, наукой и культурой, за исключением книжной продукции рекламного и эротического характера, также облагаются по ставке 10%.
Постановлением Правительства РФ от 23 января 2003 года N 41 утвержден перечень видов периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, облагаемых при их реализации налогом на добавленную стоимость по ставке 10%.
При этом к периодическим печатным изданиям и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, указанным в данном перечне, не относятся периодические печатные издания и книжная продукция, связанная с образованием, наукой и культурой, в электронном виде, распространяемые, в частности, на магнитных носителях, по сети Интернет, по каналам спутниковой связи (за исключением периодических и продолжающихся изданий (журналов, сборников, бюллетеней) информационных агентств в электронном виде, распространяемых ими, в частности, на магнитных носителях, по сети Интернет, по каналам спутниковой связи). В связи с этим налогообложение указанных периодических печатных изданий и книжной продукции в электронном виде производится по ставке налога в размере 18%.
Таким образом, в отношении периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой (за исключением рекламного и эротического характера), издаваемых на бумажных носителях, в настоящее время уже установлен льготный порядок налогообложения налогом на добавленную стоимость по сравнению с этой продукцией, распространяемой в электронном виде (письмо Минфина России от 1 августа 2012 года N 03-07-11/213);
4) следующих медицинских товаров и лекарств отечественного и зарубежного производства:
а) лекарственных средств, включая фармацевтические субстанции, лекарственные средства, предназначенные для проведения клинических исследований лекарственных препаратов, и лекарственные препараты, изготовленные аптечными организациями;
б) медицинских изделий, за исключением медицинских изделий, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 149 НДС. Положения данного абзаца применяются при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31 декабря 2021 года регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику)), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом коды видов продукции, при реализации которой применяется ставка НДС 10 процентов, определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (далее - ОКП), а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 N 688 утвержден Перечень кодов медицинских товаров, облагаемых НДС по налоговой ставке 10 процентов при реализации (далее - Перечень кодов).
Налогообложение по ставке 18%
Налогообложение по налоговой ставке 18% производится в случаях, не указанных в п. 1, п. 2 и п. 4 ст. 164 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с п. 4 ст. 164 Налогового кодекса РФ сумма НДС должна определяться расчетным методом, налоговая ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки, предусмотренной п. 2 или п. 3 ст. 164 Налогового кодекса РФ, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки:
а) при получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), предусмотренных ст. 162 Налогового кодекса РФ;
б) при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, предусмотренных п. 2 - п. 4 ст. 155 Налогового кодекса РФ;
в) при удержании налога налоговыми агентами в соответствии с п. 1 - п. 3 ст. 161 Налогового кодекса РФ и при исчислении налога налоговыми агентами в соответствии с п. 8 ст. 161 Налогового кодекса РФ;
г) при реализации имущества, приобретенного на стороне и учитываемого с налогом в соответствии с п. 3 ст. 154 Налогового кодекса РФ;
д) при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки в соответствии с п. 4 ст. 154 Налогового кодекса РФ;
е) при реализации автомобилей в соответствии с п. 5.1 ст. 154 Налогового кодекса РФ;
ж) при реализации ответственными хранителями и заемщиками материальных ценностей в соответствии с п. 11 ст. 154 Налогового кодекса РФ;
з) при передаче имущественных прав в соответствии с п. 2 - п. 4 ст. 155 Налогового кодекса РФ;
и) в иных случаях, когда в соответствии с Налоговым кодексом РФ сумма НДС должна определяться расчетным методом.
Также отметим, что по смыслу положений п. 1 и п. 4 ст. 168 Налогового кодекса РФ сумма налога, предъявляемая покупателю при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, должна быть учтена при определении окончательного размера указанной в договоре цены и выделена в расчетных и первичных учетных документах, счетах-фактурах отдельной строкой. При этом бремя обеспечения выполнения этих требований лежит на продавце как налогоплательщике, обязанном учесть такую операцию по реализации при формировании налоговой базы и исчислении подлежащего уплате в бюджет налога по итогам соответствующего налогового периода.
В связи с этим, если в договоре нет прямого указания на то, что установленная в нем цена не включает в себя сумму налога и иное не следует из обстоятельств, предшествующих заключению договора, или прочих условий договора, судам надлежит исходить из того, что предъявляемая покупателю продавцом сумма налога выделяется последним из указанной в договоре цены, для чего определяется расчетным методом в соответствии с п. 4 ст. 164 Налогового кодекса РФ (п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 года N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость").
Согласны с таким выводом и Минфин РФ (письмо Минфина России от 20.04.2018 N 03-07-08/26658) и ФНС России (письмо ФНС России от 05.10.2016 N СД-4-3/18862@).
Также суды приходят к выводу, что из приведенной нормы п. 4 ст. 168 Налогового кодекса РФ следует, что расчетная ставка НДС 18/118% может быть применена только в случаях, прямо предусмотренных п. 4 ст. 164 Налогового кодекса РФ. Перечень оснований для ее применения является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
Сфера действия данной нормы распространяется и на иные случаи, но только тогда (как это прямо указано в законе), когда сумма НДС должна определяться расчетным методом в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
Общие основания и условия применения налоговыми органами расчетного метода при исчислении налогов установлены пп. 7 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ. Согласно названной норме налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более 2 месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения, ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги, или непредставления налогоплательщиком - иностранной организацией, не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство, налоговой декларации по налогу на имущество организаций.
Пунктом 7 ст. 166 Налогового кодекса РФ установлено, что в случае отсутствия у налогоплательщика бухгалтерского учета или учета объектов обложения НДС налоговые органы имеют право исчислять суммы налога, подлежащие уплате, расчетным путем на основании данных по иным аналогичным налогоплательщикам.
Соответственно, как нормы пп. 7 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ, так и п. 7 ст. 166 Налогового кодекса РФ ограничивают круг оснований, при наличии которых налоговыми органами может быть применен расчетный метод (постановление ФАС Центрального округа от 17 декабря 2009 года по делу N А48-1933/2009).
Отметим, что Федеральным законом от 27.11.2017 N 350-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" ст. 164 Налогового кодекса РФ была дополнена новым пунктом 7, который начал действовать с 1 января 2018 года.
Согласно его положениям при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, и (или) выполнении работ (оказании услуг), предусмотренных п. 2.1 - 2.5, 2.7 и 2.8 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ в отношении таких товаров, налогоплательщик вправе производить налогообложение соответствующих операций по налоговым ставкам, указанным в п. 2 и 3 ст. 164 Налогового кодекса РФ, представив заявление в налоговый орган по месту своего учета не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен не применять налоговую ставку, указанную в пункте 1 настоящей статьи. Срок применения налоговых ставок, предусмотренных таким заявлением, должен составлять не менее 12 месяцев.
Налогоплательщик вправе не применять налоговую ставку, указанную в п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ, только в отношении всех осуществляемых налогоплательщиком операций, предусмотренных абз. 1 п. 7 ст. 164 Налогового кодекса РФ.
Не допускается применение разных налоговых ставок в зависимости от того, кто является покупателем (приобретателем) соответствующих товаров (работ, услуг).
Таким образом, с 1 января 2018 года в установленных п. 7 ст. 164 Налогового кодекса РФ случаях, а именно при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, и (или) выполнении работ (оказании услуг), предусмотренных п. 2.1 - 2.5, 2.7 и 2.8 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ в отношении таких товаров, налогоплательщики могут отказаться от использования ставки 0%. Однако отказаться от применения ставки 0% разрешено только по всем перечисленным в п. 7 ст. 164 Налогового кодекса РФ операциям. Отказ от использования налоговой ставки 0% в отношении части перечисленных операций не предусмотрен.
Статья 165. Порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0%
Комментарий к статье 165
Экспорт товаров
Таможенная процедура экспорта - таможенная процедура, применяемая в отношении товаров Союза, в соответствии с которой такие товары вывозятся с таможенной территории Союза для постоянного нахождения за ее пределами (п. 1 ст. 139 Таможенного кодекса ЕАЭС).
В соответствии с п. 2 раздела 1 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение N 18 к Договору о ЕАЭС) (далее - Протокол) экспорт товаров - вывоз товаров, реализуемых налогоплательщиком, с территории одного государства - члена ЕАЭС на территорию другого государства - члена ЕАЭС.
Подтверждением применения ставки 0% является фактический вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, налогообложение НДС производится по ставке в размере 0% при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 Налогового кодекса РФ.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 165 Налогового кодекса РФ при реализации товаров, в частности, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% (если иное не предусмотрено п. 2 и 3 ст. 165 Налогового кодекса РФ) в налоговый орган необходимо представить документы, перечисленные в пп. 1 - пп. 4 п. 1 ст. 165 Налогового кодекса РФ.
Так, при реализации товаров на экспорт для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы:
1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы единой таможенной территории Таможенного союза и (или) припасов за пределы Российской Федерации. Если контракты содержат сведения, составляющие государственную тайну, вместо копии полного текста контракта представляется выписка из него, содержащая информацию, необходимую для проведения налогового контроля (в частности, информацию об условиях поставки, о сроках, цене, виде продукции) (пп. 1 п. 1 ст. 165 Налогового кодекса РФ).
Контракты (договоры), представление которых в налоговые органы предусмотрено ст. 165 Налогового кодекса РФ, могут быть представлены в виде составленного в письменной форме одного документа, подписанного сторонами, либо документов, свидетельствующих о достижении согласия по всем существенным условиям сделки и содержащих необходимую информацию о предмете, участниках и условиях сделки, в том числе о цене и сроках ее исполнения (п. 19 ст. 165 Налогового кодекса РФ);
2) таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией (далее в настоящей статье - российский таможенный орган места убытия) (пп. 3 п. 1 ст. 165 Налогового кодекса РФ). Форма декларации и порядок ее заполнения утверждены Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 257.
В полной таможенной декларации отражаются сведения о количестве фактически вывезенных товаров и их получателях (письмо ФНС России от 28.07.2017 N СД-4-3/14879@).
При этом Минфин РФ в письме от 23.10.2015 N 03-07-08/60952 указывал, что для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС в отношении фактически реализованных товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, в налоговые органы следует представлять полную таможенную декларацию. К такому выводу Минфин РФ приходил и ранее (письма Минфина РФ от 20.08.2013 N 03-07-08/33977, от 11.08.2009 N 03-07-08/181).
А ФНС России в письме от 28.07.2017 N СД-4-3/14879@ указала, что положениями пп. 3 п. 1 ст. 165 Налогового кодекса РФ не установлен вид представляемой таможенной декларации (временная или полная) (за исключением случаев вывоза товаров в таможенной процедуре экспорта трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи, при которых согласно данной норме Налогового кодекса РФ в налоговый орган представляется полная таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, подтверждающими факт помещения товаров под таможенную процедуру экспорта).
Кроме того, в письме от 28.07.2017 N СД-4-3/14879@ ФНС России пришла к выводу, что представление экспортером в пакете необходимых документов только временной таможенной декларации с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с территории Российской Федерации, само по себе не является основанием для отказа в применении налоговой ставки 0%, за исключением случаев, когда представление полной таможенной декларации прямо предусмотрено Налоговым кодексом РФ.
Свой вывод ФНС России обосновала следующим образом.
Согласно п. 8 ст. 104 Таможенного кодекса ЕАЭС законодательством государств-членов о таможенном регулировании могут устанавливаться особенности таможенного декларирования, отличные от особенностей, установленных данным Кодексом, в частности если декларант не располагает точными сведениями, необходимыми для таможенного декларирования.
В Российской Федерации особенности временного периодического таможенного декларирования установлены ст. 214 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ). В частности, на основании п. 1 ст. 214 Закона N 311-ФЗ при вывозе с таможенной территории Таможенного союза товаров Таможенного союза, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения о количестве и (или) таможенной стоимости, допускается их временное периодическое таможенное декларирование путем подачи временной таможенной декларации.
Согласно п. 6 ст. 214 Закона N 311-ФЗ во временной декларации на товары допускается заявление сведений исходя из намерений о вывозе ориентировочного количества товаров, условной таможенной стоимости (оценки), определяемой согласно планируемому к перемещению через таможенную границу Таможенного союза количеству товаров, а также исходя из предусмотренных условиями внешнеэкономической сделки потребительских свойств товаров и порядка определения их цены на день подачи временной декларации на товары.
После фактического вывоза товаров с таможенной территории Таможенного союза декларант на основании положения пункта 5 статьи 214 Закона N 311-ФЗ обязан подать одну или несколько полных и надлежащим образом заполненных таможенных деклараций на все товары, вывезенные за пределы таможенной территории Таможенного союза.
При этом, если при применении периодического временного таможенного декларирования изменяются сведения о получателях товаров, подача декларантом полной декларации на товары осуществляется в соответствии с такими изменениями (п. 13 ст. 214 Закона N 311-ФЗ).
И хотя согласно выводам ФНС России сведения о количестве фактически вывезенных товаров и их получателях отражаются в полной таможенной декларации, но представление экспортером в числе прочих документов только временной таможенной декларации не является основанием для отказа в применении налоговой ставки 0%.
При реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, налогоплательщику в соответствии с п. 15 ст. 165 Налогового кодекса РФ предоставлено право для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% по НДС вместо копий документов на бумажном носителе представить в налоговый орган в электронной форме, в частности, реестры таможенных деклараций (полных таможенных деклараций).
Форма и порядок заполнения реестра, а также формат и порядок представления реестра в электронной форме утверждены Приказом ФНС России от 30.09.2015 N ММВ-7-15/427.
На истребуемых документах, представляемых в соответствии с п. 15 ст. 165 Налогового кодекса РФ, должны быть проставлены отметки в соответствии с Порядком использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров в электронной форме, после выпуска таких товаров, а также при осуществлении в отношении них таможенного контроля, утвержденным Приказом ФТС России от 17.09.2013 N 1761 (письмо ФНС России от 10.01.2018 N АС-4-15/56@).
В письме от 27.04.2017 N СД-4-3/8126@ ФНС России разъяснила порядок документального подтверждения ставки НДС 0% при экспорте товаров из РФ на территорию государств - членов ЕАЭС.
ФНС России указала, что согласно положениям п. 3 и 4 раздела II Протокола при экспорте товаров с территории одного государства - члена ЕАЭС на территорию другого государства - члена ЕАЭС налогоплательщиком государства - члена ЕАЭС, с территории которого вывезены товары, применяется нулевая ставка НДС при представлении в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией документов (их копий), предусмотренных п. 4 Протокола, в том числе:
а) договора (контракта), заключенного с налогоплательщиком другого государства - члена ЕАЭС, на основании которого осуществляется экспорт товаров;
б) заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа государства - члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств);
в) транспортных (товаросопроводительных) и (или) иных документов, предусмотренных законодательством государства - члена ЕАЭС, подтверждающих перемещение товаров с территории одного государства - члена ЕАЭС на территорию другого государства - члена ЕАЭС;
г) иных документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки НДС, предусмотренных законодательством государства - члена ЕАЭС, с территории которого экспортированы товары, в частности при реализации товаров через комиссионера - договора комиссии налогоплательщика с комиссионером.
С учетом изложенного для подтверждения российским налогоплательщиком обоснованности применения налоговой ставки 0% при экспорте товаров с территории Российской Федерации на территорию государств - членов ЕАЭС представление таможенной декларации (ее копии) не требуется.
Также ФНС России обращает внимание, что в качестве транспортного, товаросопроводительного или иного документа, подтверждающего факт вывоза товаров (груза) за пределы Российской Федерации или факт их перемещения с территории Российской Федерации на территорию другого государства - члена ЕАЭС, не может быть представлен УПД, составленный продавцом для подтверждения факта изменения финансового состояния продавца и покупателя в результате передачи-приемки товара (груза).
Вместе с тем ФНС России обращает внимание на следующее. В соответствии с п. 4 Протокола о порядке взимания косвенных налогов налогоплательщик-экспортер для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки по НДС при экспорте товаров, кроме транспортного (товаросопроводительного) документа, должен представить в том числе и заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, заполненное налогоплательщиком-импортером (далее - Заявление), с отметкой налогового органа государства - члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары.
При проведении мероприятий налогового контроля в целях проставления вышеназванной отметки в Заявлении налоговый орган налогоплательщика-импортера применяет представленные в соответствии с п. 20 Протокола о порядке взимания косвенных налогов счета-фактуры, оформленные в соответствии с законодательством государства - члена ЕАЭС налогоплательщика-экспортера при отгрузке товаров, и транспортные (товаросопроводительные) документы.
Из п. 3 Правил заполнения Заявления (Приложение N 2 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов ЕАЭС об уплаченных суммах косвенных налогов) следует, что указанная в Заявлении информация о товаре (например, единица измерения товара, стоимость товара и др.) заполняется на основании счета-фактуры или транспортного (товаросопроводительного) документа.
При этом положениями вышеназванного пункта установлено, что указанные показатели Заявления заполняются на основании сведений из иного документа, выставленного (выписанного) продавцом, в случаях, когда выставление (выписка) счета-фактуры не предусмотрено законодательством государства - члена ЕАЭС налогоплательщика-экспортера.
Учитывая, что в соответствии с п. 3 ст. 169 Налогового кодекса РФ налогоплательщики Российской Федерации обязаны составлять счет-фактуру при совершении операций по реализации товаров (работ, услуг), налогоплательщики-импортеры, осуществившие приобретение товаров у налогоплательщика-экспортера, зарегистрированного в Российской Федерации, при заполнении Заявления используют счет-фактуру, полученный от российского налогоплательщика.
Положения главы 21 Кодекса и Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость" не содержат ограничений на введение в формы счетов-фактур дополнительных реквизитов.
Таким образом, заполнение формы УПД в соответствии с требованиями к счету-фактуре, установленными ст. 169 Налогового кодекса РФ, и с дополнительными реквизитами, удовлетворяющими требованиям Закона N 402-ФЗ, позволяет использовать документ как счет-фактуру, а также как первичный учетный документ о передаче товара (статус "1").
Учитывая изложенное, УПД со статусом "1" может являться основанием для подтверждения данных, содержащихся в Заявлении (письмо ФНС России от 07.02.2017 N ЕД-4-15/2172);
3) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками таможенных органов мест убытия, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации (пп. 4 п. 1 ст. 165 Налогового кодекса РФ).
Налогоплательщик может представлять любой из перечисленных документов с учетом следующих особенностей.
При вывозе товаров в таможенной процедуре экспорта (реэкспорта) судами через морские порты для подтверждения вывоза товаров за пределы территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией, налогоплательщиком в налоговые органы представляются следующие документы:
копия поручения на отгрузку грузов с указанием порта разгрузки с отметкой "Погрузка разрешена" пограничной таможни Российской Федерации. В случае вывоза уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции, доставленных на территорию Российской Федерации в соответствии с законодательством о рыболовстве, и сохранении водных биологических ресурсов без выгрузки на сухопутную территорию Российской Федерации такая копия поручения налогоплательщиком в налоговые органы не представляется;
копия коносамента, морской накладной или любого иного подтверждающего факт приема к перевозке товара документа, в котором в графе "Порт разгрузки" указано место, находящееся за пределами территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией.
При вывозе товаров в таможенной процедуре экспорта (реэкспорта) через границу Российской Федерации с государством - членом Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, представляются копии транспортных и товаросопроводительных документов с отметками таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров.






