К прочим расходам при покупке товаров относятся, в частности:
стоимость консультационных, информационных или посреднических услуг;
складские затраты;
таможенные пошлины;
оплата услуг таможенных брокеров;
взносы на страхование перевозимых товаров и т.д.
Если у фирмы (скажем, у импортеров) прочие расходы значительны, то включать их в покупную стоимость товаров невыгодно. Ведь в этом случае они являются прямыми и списывать их можно только при реализации. Поэтому целесообразно не относить их к стоимости приобретения товара, а списывать в составе косвенных расходов.
А когда прочие расходы небольшие, можно включить их в стоимость приобретения, если в бухгалтерском учете применяется такой же метод. Иначе придется вести две системы учета и фиксировать отложенные налоговые активы и обязательства. В итоге трудозатраты могут быть гораздо больше налоговой экономии.
Статья 321. Особенности ведения налогового учета организациями, созданными в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность данных организаций
Комментарий к статье 321
Статья 321 Налогового кодекса РФ устанавливает особенности ведения налогового учета отдельными видами организаций. Ею установлен особый порядок ведения налогового учета Центральным банком Российской Федерации, Агентством по страхованию вкладов.
Статья 321.1. Утратила силу с 1 января 2011 года. - Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ.
Статья 321.2. Особенности ведения налогового учета участниками консолидированной группы налогоплательщиков
Комментарий к статье 321.2
Статья 321.2 Налогового кодекса РФ устанавливает особенности ведения налогового учета участниками консолидированной группы налогоплательщиков.
Ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков признается участник консолидированной группы налогоплательщиков, на которого в соответствии с договором о создании консолидированной группы налогоплательщиков возложены обязанности по исчислению и уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков и который в правоотношениях по исчислению и уплате указанного налога осуществляет те же права и несет те же обязанности, что и налогоплательщики налога на прибыль организаций.
Согласно п. 2 ст. 321.2 Налогового кодекса РФ порядок ведения налогового учета консолидированной группы налогоплательщиков устанавливается в учетной политике для целей налогообложения консолидированной группы налогоплательщиков.
Статья 11 Налогового кодекса РФ определяет учетную политику для целей налогообложения как выбранную налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Учетная политика участников консолидированной группы налогоплательщиков не должна противоречить учетной политике для целей налогообложения консолидированной группы налогоплательщиков.
Учетная политика консолидированной группы налогоплательщиков утверждается ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков до представления договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков на регистрацию в налоговый орган.
Вместе с тем учетная политика для целей налогообложения консолидированной группы налогоплательщиков может включать только те положения, которые необходимы ответственному участнику для расчета консолидированной налоговой базы за отчетный (налоговый) период по налогу на прибыль организаций (письмо Минфина РФ от 28 декабря 2011 года N 03-03-10/126 "О порядке применения отдельных положений Федерального закона от 16 ноября 2011 года N 321-ФЗ").
Расчет налоговой базы по каждому участнику консолидированной группы налогоплательщиков и консолидированной налоговой базы за отчетный (налоговый) период составляется ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков самостоятельно в соответствии с настоящей главой на основании данных налогового учета всех участников этой группы нарастающим итогом с начала налогового периода применительно к порядку, установленному ст. 315 Налогового кодекса РФ (п. 3 ст. 321.2 Налогового кодекса РФ).
Консолидированная налоговая база консолидированной группы налогоплательщиков определяется как арифметическая сумма налоговых баз всех участников этой группы, исчисленных с учетом положений Налогового кодекса РФ (п. 5 ст. 321.2 Налогового кодекса РФ).
Статья 322. Особенности организации налогового учета амортизируемого имущества
Комментарий к статье 322
Статья 322 Налогового кодекса РФ устанавливает особенности организации налогового учета амортизируемого имущества.
В соответствии с п. 1 ст. 322 Налогового кодекса РФ на 1-е число налогового периода, с начала которого учетной политикой для целей налогообложения установлено изменение метода начисления амортизации, организации в налоговом учете определяют остаточную стоимость объектов амортизируемого имущества.
При установлении в учетной политике для целей налогообложения нелинейного метода начисления амортизации в целях определения суммарного баланса амортизационных групп (подгрупп) остаточная стоимость объектов амортизируемого имущества, за исключением объектов, амортизация по которым начисляется линейным методом в соответствии с п. 3 ст. 259 Налогового кодекса РФ, определяется исходя из срока их полезного использования, установленного при введении данных объектов в эксплуатацию, на 1-е число налогового периода, с начала которого учетной политикой для целей налогообложения установлено применение нелинейного метода начисления амортизации.
Сумма начисленной за один месяц амортизации по объектам амортизируемого имущества определяется следующим образом:
1) при применении нелинейного метода начисления амортизации в составе амортизационных групп (подгрупп) - как произведение суммарного баланса соответствующей амортизационной группы (подгруппы) на 1-е число месяца, за который определяется сумма начисленной амортизации, и нормы амортизации, установленной п. 5 ст. 259.2 Налогового кодекса РФ;
2) при применении линейного метода начисления амортизации - как произведение первоначальной (восстановительной) стоимости и нормы амортизации, установленной налогоплательщиком для указанного имущества в соответствии с п. 2 ст. 259.1 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 322 Налогового кодекса РФ организация временно прекращает начислять амортизацию по объекту основных средств:
а) по основным средствам, передаваемым налогоплательщиком в безвозмездное пользование, за исключением передаваемых (предоставляемых) в безвозмездное пользование в случаях, если такая обязанность налогоплательщика установлена законодательством Российской Федерации;
б) по основным средствам, переведенным по решению руководства организации на консервацию продолжительностью свыше 3 месяцев;
в) при прекращении договора безвозмездного пользования и возврате основных средств налогоплательщику, а также при расконсервации или завершении реконструкции (модернизации).
Во всех трех случаях амортизацию надо прекратить начислять соответственно с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошла передача в безвозмездное пользование, следующего за месяцем перевода ОС на консервацию, в котором произошли возврат основных средств налогоплательщику, завершение реконструкции (модернизации) или расконсервация основного средства.
Статья 323. Особенности ведения налогового учета операций с амортизируемым имуществом
Комментарий к статье 323
Статья 323 Налогового кодекса РФ посвящена особенностям ведения налогового учета операций с амортизируемым имуществом.
Статья 323 Налогового кодекса РФ устанавливает исчерпывающий перечень сведений, которые организация должна отражать в аналитическом учете. В первую очередь это сведения о первоначальной стоимости реализуемого объекта, об изменениях этой первоначальной стоимости, о сроке его полезного использования, о способе начисления и сумме начисленной амортизации. Кроме того, аналитический учет должен содержать сведения о цене реализации объекта, о датах его приобретения и реализации, а также о расходах, понесенных организацией при реализации.
Чтобы определить доход от реализации объекта амортизируемого имущества, надо из цены реализации вычесть цену его приобретения, уменьшенную на сумму начисленной амортизации, и сумму расходов, связанных с его реализацией.
Довольно часто амортизируемое имущество продается с убытком, когда доходы от реализации оказываются меньше расходов. На сумму этого убытка можно уменьшить налогооблагаемую прибыль, но не сразу после реализации объекта, а в течение некоторого времени. Этот срок исчисляется в месяцах и равен разнице между сроком полезного использования объекта и количеством месяцев его эксплуатации до момента реализации, включая тот месяц, в котором он был реализован. Поэтому в момент реализации такой убыток включается в состав расходов будущих периодов и переносится на внереализационные расходы равными долями до его полного списания.
Организация, получившая убыток от реализации объекта амортизируемого имущества, должна отразить в аналитическом учете следующую информацию:
- наименование объекта, при реализации которого расходы превысили доход;
- количество месяцев, в течение которых эта сумма превышения расходов над доходом должна быть включена в состав внереализационных расходов;
- сумму расходов, приходящуюся на каждый месяц.
Статья 324. Порядок ведения налогового учета расходов на ремонт основных средств
Комментарий к статье 324
Статья 324 Налогового кодекса РФ посвящена порядку ведения налогового учета расходов на ремонт основных средств.
В соответствии с п. 3 ст. 260 Налогового кодекса РФ для обеспечения в течение 2 и более налоговых периодов равномерного включения расходов на проведение ремонта основных средств налогоплательщики вправе создавать резервы под предстоящие ремонты основных средств в соответствии с порядком, установленным ст. 324 Налогового кодекса РФ.
Абзацем 3 п. 2 ст. 324 Налогового кодекса РФ установлено, что при определении нормативов отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств налогоплательщик обязан определить предельную сумму отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств исходя из периодичности осуществления ремонта объекта основных средств, частоты замены элементов основных средств (в частности, узлов, деталей, конструкций) и сметной стоимости указанного ремонта.
При этом предельная сумма резерва предстоящих расходов на указанный ремонт не может превышать среднюю величину фактических расходов на ремонт, сложившуюся за последние 3 года.
Если налогоплательщик осуществляет накопление средств для проведения особо сложных и дорогих видов капитального ремонта основных средств в течение более одного налогового периода, то предельный размер отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств может быть увеличен на сумму отчислений на финансирование указанного ремонта, приходящегося на соответствующий налоговый период согласно графику проведения указанных видов ремонта, при условии, что в предыдущих налоговых периодах указанные либо аналогичные ремонты не осуществлялись.
Организации, принявшие решение о создании резервов на ремонт основных средств на начало налогового периода, формируют смету на ремонт основных средств (за исключением основных средств, по которым будут осуществляться особо сложные и дорогие виды капитального ремонта), исходя из периодичности осуществления ремонта, приходящегося на текущий налоговый период.
Указанная сумма сравнивается с показателем, определяемым как сумма фактически осуществленных расходов за предыдущие три года, деленная на три. Меньшая из сумм будет являться основой для определения отчислений в указанный резерв.
При этом в случае, если у налогоплательщика есть основные средства, по которым будут осуществляться особо сложные и дорогие виды капитального ремонта, необходимо определить сумму дополнительных отчислений в резерв, исходя из общей стоимости ремонта по таким объектам, деленной на количество лет, между которыми происходят указанные виды ремонта, и указанную часть общей стоимости ремонта прибавить к сумме отчислений, определенной в вышеуказанном порядке. Об этом Минфин РФ дал свои разъяснения в письме от 22 июня 2011 года N 03-03-06/1/369.
Статья 324.1. Порядок учета расходов на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, резерва на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет
Комментарий к статье 324.1
Начисление резерва предстоящих расходов на оплату отпусков производится в соответствии со ст. 324.1 Налогового кодекса РФ на основании принятой для целей налогообложения учетной политики.
Исходя из положений п. 5 ст. 324.1 Налогового кодекса РФ отчисления в резерв на выплату вознаграждений по итогам работы за год осуществляются с правом переноса не использованного на конец отчетного (налогового) периода резерва на следующий налоговый период.
В соответствии с п. 3 ст. 324.1 Налогового кодекса РФ в случае формирования налогоплательщиком резерва на оплату отпусков указанный резерв подлежит инвентаризации на конец налогового периода.
Недоиспользованные на последний день текущего налогового периода суммы указанного резерва подлежат обязательному включению в состав налоговой базы текущего налогового периода.
Пунктом 4 ст. 324.1 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что резерв предстоящих расходов на оплату отпусков работникам должен быть уточнен исходя из количества дней неиспользованного отпуска, среднедневной суммы расходов на оплату труда работников (с учетом установленной методики расчета среднего заработка) и обязательных отчислений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Если по итогам инвентаризации резерва предстоящих расходов на оплату отпусков сумма рассчитанного резерва в части неиспользованного отпуска, определенная исходя из среднедневной суммы расходов на оплату труда и количества дней неиспользованного отпуска на конец года, превышает фактический остаток неиспользованного резерва на конец года, то сумма превышения подлежит включению в состав расходов на оплату труда.
Если по итогам инвентаризации резерва предстоящих расходов на оплату отпусков сумма рассчитанного резерва в части неиспользованного отпуска, определенная исходя из среднедневной суммы расходов на оплату труда и количества дней неиспользованного отпуска на конец года, оказывается меньше фактического остатка неиспользованного резерва на конец года, то отрицательная разница подлежит включению в состав внереализационных доходов.
Таким образом, если резерв на оплату отпусков, относящихся к не использованным работниками дням отпуска, переносится на следующий налоговый период, то в состав внереализационных доходов (расходов) включается сумма резерва, уточненного в порядке, установленном пунктом 4 статьи 324.1 Налогового кодекса РФ. Если налогоплательщиком принято решение не формировать резерв на следующий налоговый период, то весь фактический остаток резерва включается в доходы (расходы) на 31 декабря текущего года.
Налогоплательщик, принявший решение о равномерном учете для целей налогообложения предстоящих расходов на оплату отпусков работников, обязан отразить в учетной политике для целей налогообложения принятый им способ резервирования, определить предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в указанный резерв.
Для этих целей налогоплательщик обязан составить специальный расчет (смету), в котором отражается расчет размера ежемесячных отчислений в указанный резерв, исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на оплату отпусков, включая сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с этих расходов. При этом процент отчислений в указанный резерв определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда.
По мнению Минфина РФ, процент отчислений в резерв на предстоящую оплату отпусков может предварительно рассчитываться отдельно по каждому подразделению организации. При этом резерв предстоящих расходов на оплату отпусков формируется в целом по организации (письмо Минфина России от 7 декабря 2012 года N 03-03-06/1/632).
Статья 325. Порядок ведения налогового учета расходов на освоение природных ресурсов
Комментарий к статье 325
Порядок ведения налогового учета расходов на освоение природных ресурсов установлен ст. 325 Налогового кодекса РФ.
Общие принципы учета таких затрат указаны в ст. 261 Налогового кодекса РФ.
Согласно п. 1 ст. 261 Налогового кодекса РФ в целях главы 25 Налогового кодекса РФ расходами на освоение природных ресурсов признаются расходы налогоплательщика на геологическое изучение недр, разведку полезных ископаемых, проведение работ подготовительного характера, проведение работ по зарезке боковых стволов эксплуатационных скважин.
К расходам на освоение природных ресурсов, в частности, относятся:
расходы на поиски и оценку месторождений полезных ископаемых (включая аудит запасов), в том числе расходы, связанные со строительством (бурением) и (или) ликвидацией (консервацией) скважин (за исключением признаваемых амортизируемым имуществом), разведку полезных ископаемых и (или) гидрогеологические изыскания, осуществляемые на участке недр в соответствии с полученными в установленном порядке лицензиями или иными разрешениями уполномоченных органов, а также расходы на приобретение необходимой геологической и иной информации у третьих лиц, в том числе в государственных органах;
расходы на подготовку территории к ведению горных, строительных и других работ в соответствии с установленными требованиями к безопасности, охране земель, недр и других природных ресурсов и окружающей среды, в том числе на устройство временных подъездных путей и дорог для вывоза добываемых горных пород, полезных ископаемых и отходов, подготовку площадок для строительства соответствующих сооружений, хранения плодородного слоя почвы, предназначенного для последующей рекультивации земель, хранения добываемых горных пород, полезных ископаемых и отходов;
расходы на возмещение комплексного ущерба, наносимого природным ресурсам налогоплательщиками в процессе строительства и эксплуатации объектов, на переселение и выплату компенсаций за снос жилья в процессе разработки месторождений. К этим расходам также относятся расходы, предусмотренные договорами (соглашениями) с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с органами местного самоуправления и (или) родовыми, семейными общинами коренных малочисленных народов, заключенными такими налогоплательщиками.
Такие расходы на освоение природных ресурсов учитываются в порядке, предусмотренном ст. 325 Налогового кодекса РФ. Указанные расходы признаются для целей налогообложения с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены данные работы (этапы работ), и включаются в состав прочих расходов, если иное не установлено п. 7 ст. 261 Налогового кодекса РФ, в порядке, установленном п. 2 ст. 261 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 325 Налогового кодекса РФ при проведении геолого-поисковых работ и (или) геолого-разведочных работ по разведке полезных ископаемых и при проведении работ по зарезке боковых стволов эксплуатационных скважин сумма осуществленных налогоплательщиком расходов определяется на основании актов выполненных работ по договорам с подрядчиками, а также на основании сумм фактически осуществленных налогоплательщиком затрат, относимых к расходам на освоение природных ресурсов в соответствии с положениями ст. 261 Налогового кодекса РФ.
Налогоплательщик организует налоговый учет указанных расходов по каждому договору и каждому объекту, связанному с освоением природных ресурсов.
Аналитические регистры налогового учета должны содержать информацию об окончании работ в разрезе каждого договора, связанного с указанными работами по каждому конкретному участку недр.
Расходы, понесенные по договору с подрядчиком, включаются в состав прочих расходов с 1-го числа месяца, в котором подписан соответствующий акт выполненных работ (этапов работ) по данному договору (если иное не установлено п. 7 ст. 261 Налогового кодекса РФ). Понесенные расходы равными долями включаются в состав прочих расходов в сроки, предусмотренные ст. 261 Налогового кодекса РФ.
Таким образом, расходы налогоплательщика на освоение природных ресурсов, как правило, принимаются к уменьшению налоговой базы по налогу на прибыль организаций в порядке, установленном ст. 261 Налогового кодекса РФ, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены данные работы (этапы работ).
Статья 325.1. Порядок налогового учета расходов, связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля
Комментарий к статье 325.1
Статья 325.1 Налогового кодекса РФ посвящена порядку налогового учета расходов, связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля.
Согласно п. 1 ст. 343.1 Налогового кодекса РФ налогоплательщики по своему выбору могут уменьшить сумму налога, исчисленную за налоговый период при добыче угля на участке недр, на сумму экономически обоснованных и документально подтвержденных расходов, осуществленных (понесенных) налогоплательщиком в налоговом периоде и связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля на данном участке недр (налоговый вычет), в порядке, установленном ст. 343.1 Налогового кодекса РФ, либо учесть указанные расходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ.
Порядок признания расходов, указанных в п. 1 ст. 343.1 Налогового кодекса РФ, должен быть отражен в учетной политике для целей налогообложения. Изменение указанного порядка допускается не чаще одного раза в 5 лет.
В соответствии с п. 1 ст. 325.1 Налогового кодекса РФ в случае применения налогового вычета по налогу на добычу полезных ископаемых в соответствии со ст. 343.1 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обеспечивает обособленный учет расходов, связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля на данном участке недр, от других расходов, связанных с освоением этого участка недр.
В соответствии с п. 5 ст. 343.1 Налогового кодекса РФ в налоговый вычет включаются следующие виды расходов, осуществленных (понесенных) налогоплательщиком и связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля (по перечню, устанавливаемому Правительством Российской Федерации):
1) материальные расходы налогоплательщика, определяемые в порядке, предусмотренном главой 25 Налогового кодекса РФ;
2) расходы налогоплательщика на приобретение и (или) создание амортизируемого имущества;
3) расходы, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств.
В соответствии с п. 4 ст. 325.1 Налогового кодекса РФ перечень видов расходов, связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля, принимаемых к вычету из суммы налога на добычу полезных ископаемых, определяется Правительством Российской Федерации с учетом положений п. 5 ст. 343.1 Налогового кодекса РФ.
В целях п. 4 ст. 325.1 Налогового кодекса РФ Перечень видов расходов, связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля, принимаемых к вычету из суммы налога на добычу полезных ископаемых, определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 года N 455.
В соответствии с п. 6 ст. 343.1 Налогового кодекса РФ виды расходов, связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля, учитываемых налогоплательщиком при определении налогового вычета согласно вышеуказанному перечню.
Таким образом, налогоплательщик может закрепить в учетной политике использование налогового вычета в отношении отдельных видов расходов, предусмотренных вышеуказанным перечнем (письмо ФНС России от 7 апреля 2014 года N ГД-4-3/6393@ "О применении положений статьи 343.1 Налогового кодекса Российской Федерации").
В силу ст. 343.1 Налогового кодекса РФ при сдаче в аренду объекта основных средств, ранее приобретенного с целью обеспечения условий и охраны труда при добыче угля на конкретном участке недр, перестает выполняться условие для принятия понесенных расходов по данному объекту в качестве налогового вычета по налогу на добычу полезных ископаемых.
Начиная с налогового периода, когда объект основных средств будет снова использоваться налогоплательщиком для обеспечения условий и охраны труда при добыче угля на конкретном участке недр, расходы на приобретение соответствующего объекта основных средств, ранее не учтенные в составе налогового вычета по налогу на добычу полезных ископаемых, продолжают приниматься к налоговому вычету в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 343.1 Налогового кодекса РФ.
При этом следует учитывать, что расходами налогоплательщика при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ признаются только суммы расходов, не учтенные в течение 36 налоговых периодов по налогу на добычу полезных ископаемых при исчислении налогового вычета по этому налогу, в порядке, предусмотренном п. 5 ст. 325.1 Налогового кодекса РФ.
Статья 326. Порядок ведения налогового учета по срочным сделкам при применении метода начисления
Комментарий к статье 326
Особенности определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций по операциям с производными финансовыми инструментами установлены ст. ст. 301 - 305, 326 Налогового кодекса РФ.
В соответствии со ст. 326 Налогового кодекса РФ налогоплательщик выделяет для отдельного налогового учета операции с производными финансовыми инструментами, заключенные с целью компенсации возможных убытков, возникающих в результате неблагоприятного изменения цены или иного показателя базового актива (объекта хеджирования).
Расчет составляется налогоплательщиком по каждой операции хеджирования отдельно и должен содержать следующие данные:
описание операции хеджирования, включающее наименование объекта хеджирования, типы страхуемых рисков (ценовой, валютный, кредитный, процентный и тому подобные риски), планируемые действия относительно объекта хеджирования (покупка, продажа, иные действия), производные финансовые инструменты, которые планируется использовать, условия исполнения сделки;
дату начала операции хеджирования, дату ее окончания и (или) ее продолжительность, промежуточные условия расчета;
объем, дату и цену сделки (сделок) с объектом хеджирования;
объем, дату и цену сделки (сделок) с производными финансовыми инструментами;
информацию о расходах по осуществлению данной операции.
Аналитический учет ведется раздельно по сделкам, совершаемым с производными финансовыми инструментами, обращающимися на организованном рынке, и по сделкам с производными финансовыми инструментами, не обращающимися на организованном рынке, а также по сделкам, заключенным с целью хеджирования.
При этом, если потоки денежных средств (объект хеджирования) существенным образом зависят от базового актива производного финансового инструмента, используемого для снижения риска неблагоприятного изменения обязательств, связанных с объектом хеджирования, операция с таким производным финансовым инструментом могла быть квалифицирована в качестве операции хеджирования при условии составления расчета, предусмотренного ст. 326 Налогового кодекса РФ.
Обязанность составлять уточненный расчет по операции хеджирования на конец отчетного (налогового) периода главой 25 Налогового кодекса РФ не предусмотрена.
Обратим внимание, что с 1 января 2015 года предусматривается, что премия по опционному контракту в соответствии с соглашением сторон независимо от его квалификации как производного финансового инструмента или как сделки с отсрочкой исполнения признается в соответствующих доходах (расходах) единовременно на дату осуществления расчетов по опционной премии в соответствии с условиями договора для налогоплательщиков, применяющих метод начисления, независимо от того, исполнен или не исполнен опционный контракт, а также независимо от вида базисного актива.
Если объектом хеджирования являются требования (обязательства) по конкретной сделке, в случае ее досрочного расторжения (прекращения по иным основаниям) доходы (расходы), связанные с производными финансовыми инструментами, определяются на конец отчетного (налогового) периода, в котором произошло досрочное расторжение сделки (ее прекращение по иным основаниям) с объектом хеджирования, или на дату исполнения сделки (сделок), если указанная дата исполнения наступила ранее отчетной даты периода, и включаются в налоговую базу, при расчете которой учитываются доходы (расходы), связанные с объектом хеджирования. При этом доходы (расходы), связанные с производными финансовыми инструментами, возникающие после отчетной даты периода, в котором произошло досрочное расторжение указанной конкретной сделки, учитываются при определении налоговой базы с производными финансовыми инструментами с учетом доходов (расходов), учтенных ранее в налоговой базе по операциям, связанным с объектом хеджирования.






