Глава 26. 2. Упрощенная система налогообложения

 

Статья 346.11. Общие положения

 

Комментарий к статье 346.11

 

Комментируемая статья 346.11 Налогового кодекса РФ закрепляет общие положения, касающиеся УСН.

УСН применяется как организациями, так и индивидуальными предпринимателями и применяется наряду с иными режимами налогообложения. А переход на УСН или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном гл. 26.2 НК РФ.

Сущность УСН и ее привлекательность заключаются в том, что уплата целого ряда налогов заменяется уплатой единого налога, который рассчитывается на основании результатов хозяйственной деятельности налогоплательщика за налоговый период. Перейти на применение упрощенной системы налогообложения организации и предприниматели могут в добровольном порядке при соблюдении определенных условий. Заметим, что УСН дает дополнительные преимущества в виде возможности применять кассовый метод учета доходов и расходов.

Пункты 2 и 3 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ перечисляют налоги, от уплаты которых освобождены организации и ИП, которые применяют УСН. Так, согласно п. 2 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ применение УСН организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате:

а) налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. 1.6, 3 и 4 ст. 284 Налогового кодекса РФ);

б) налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с Налоговым кодексом РФ).

Согласно п. 3 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ применение УСН индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате:

а) НДФЛ (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. 2 и 5 ст. 224 Налогового кодекса РФ);

б) налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ с учетом особенностей, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ).

При этом как организации, так и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением:

а) НДС, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым кодексом РФ при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области);

б) а также НДС, уплачиваемого в соответствии со ст. 161 и 174.1 Налогового кодекса РФ.

Иные налоги, сборы и страховые взносы уплачиваются организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими УСН, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с п. 4 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, сохраняются действующие:

а) порядок ведения кассовых операций. Центральным банком Российской Федерации утверждены Указание от 11 марта 2014 года N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" и Указание от 7 октября 2013 года N 3073-У "Об осуществлении наличных расчетов", которые вступили в силу с 1 июня 2014 года;

б) порядок представления статистической отчетности. Порядок представления первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета урегулирован в ст. 8 Федерального закона от 29 ноября 2007 года N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации".

Отметим, что в соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), вступившего в силу с 1 января 2013 года, экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет, если иное не установлено вышеуказанным Законом.

Пунктом 2 ст. 6 Закона N 402-ФЗ установлен перечень экономических субъектов, которые могут не вести бухгалтерский учет. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, в этот перечень не включены.

Соответственно, с 1 января 2013 организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, должны вести бухгалтерский учет и представлять в налоговые органы бухгалтерскую отчетность в общеустановленном порядке. Однако индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, вправе не вести бухгалтерский учет в отношении предпринимательской деятельности в рамках упрощенной системы налогообложения (письма Минфина России от 19.12.2016 N 03-11-11/76031, от 27.02.2015 N 03-11-06/2/10013).

 

Статья 346.12. Налогоплательщики

 

Комментарий к статье 346.12

 

Лица, применяющие УСН, признаются налогоплательщиками в соответствие со статьей 346.12 Налогового кодекса РФ.

Переход на упрощенную систему налогообложения является добровольным. Вместе с тем существует ряд ограничений на ее применение.

Организация имеет право перейти на УСН, если по итогам девяти 9 месяцев того года, в котором организация подает уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со ст. 248 Налогового кодекса РФ, не превысили 112,5 млн рублей, то есть предельного размера доходов организации, ограничивающего право организации перейти на УСН (абз. 1 п. 2 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ).

Величина предельного размера доходов организации, ограничивающая право организации перейти на УСН, подлежит индексации не позднее 31 декабря текущего года на коэффициент-дефлятор, установленный на следующий календарный год (абз. 2 п. 2 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ). Однако с 1 января 2017 г. положение абз. 2 п. 2 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ об индексации величины предельного размера доходов организации на коэффициент-дефлятор приостановило свое действие до 1 января 2020 г. (Федеральный закон от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование").

Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанное следует из п. 2 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ. Коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса РФ, установлен в размере 1,481 (Приказ Минэкономразвития России от 30.10.2017 N 579 "Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2018 год").

Организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие в соответствии с главой 26.3 Налогового кодекса на уплату ЕНВД по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять УСН в отношении иных осуществляемых ими видов бизнеса. Соответствующая норма содержится в п. 4 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ. При этом ограничения по численности работников и стоимости основных средств, установленные данной главой, по отношению к таким организациям и индивидуальным предпринимателям определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности, а предельная величина доходов, установленная п. 2 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ, определяется по тем видам деятельности, налогообложение которых осуществляется в соответствии с общим режимом налогообложения.

Пункт 3 комментируемой ст. 346.12 Налогового кодекса РФ перечисляет ограничения для перехода на УСН.

 

Ограничения для применения УСН

 

В соответствии с п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ не вправе применять УСН:

1) организации, имеющие филиалы;

2) банки;

3) страховщики;

4) негосударственные пенсионные фонды;

5) инвестиционные фонды;

6) профессиональные участники рынка ценных бумаг;

7) ломбарды;

8) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;

9) организации, осуществляющие деятельность по организации и проведению азартных игр;

10) нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований;

11) организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;

12) организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с главой 26.1 Налогового кодекса РФ;

13) организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25% (с учетом исключений, установленных абз. 2 - 5 пп. 14 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ);

14) организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек;

15) организации, у которых остаточная стоимость основных средств, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 150 млн рублей. При этом учитываются основные средства, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ;

16) казенные и бюджетные учреждения;

17) иностранные организации;

18) организации и индивидуальные предприниматели, не уведомившие о переходе на упрощенную систему налогообложения в сроки, установленные п. 1 и 2 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ;

19) микрофинансовые организации;

20) частные агентства занятости, осуществляющие деятельность по предоставлению труда работников (персонала).

 

Ограничение по структуре организации

 

Организация не вправе применять "упрощенку", если она имеет филиалы (пп. 1 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ).

Филиалы являются разновидностью обособленных подразделений организации.

В соответствии с п. 2 ст. 55 Гражданского кодекса РФ филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

В соответствии со ст. 11 Налогового кодекса РФ обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более 1 месяца.

Если организация создала обособленное подразделение, которое не является филиалом, и не указала его в качестве таковых в своих учредительных документах, то она вправе применять УСН при условии соблюдения норм главы 26.2 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 12 мая 2014 года N 03-11-06/2/22075).

Таким образом, в случае если организация создала обособленное подразделение, то есть территориально обособленное от организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, и это подразделение не является филиалом, то такая организация вправе применять УСН на общих основаниях.

В статье 11 Налогового кодекса РФ дано общее понятие обособленных подразделений - это "любое территориально обособленное от организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места". Вместе с тем плательщиками единого налога не могут быть только те организации, у которых есть именно филиалы и представительства.

 

Добыча и реализация полезных ископаемых

(за исключением общераспространенных),

производство подакцизных товаров

 

В соответствии с пп. 8 п. 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ организация не вправе применять УСН при осуществлении деятельности по добыче и реализации полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.

Согласно ст. 11 Налогового кодекса РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.

Региональные перечни полезных ископаемых, относимые к общераспространенным полезным ископаемым, согласно требованиям пп. 6.1 ст. 3 Закона РФ от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1) формируются федеральными органами государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

К общераспространенным полезным ископаемым могут быть отнесены неметаллические и горючие полезные ископаемые, пространственно и генетически связанные с осадочными, магматическими или метаморфогенными породами, характеризующиеся частой встречаемостью в условиях конкретного региона, значительными площадями распространения или локализующиеся во вскрышных и вмещающих породах месторождений руд, неметаллов, горючих полезных ископаемых, являющиеся источниками сырья для получения готовой продукции, отвечающей по качеству и радиационной безопасности требованиям действующих ГОСТов, ОСТов, ТУ, СНиПов, и служащие для удовлетворения нужд местного производства (п. 2.1 Временных методических рекомендаций по рассмотрению материалов, связанных с формированием, согласованием и утверждением региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным, утвержденных Распоряжением МПР РФ от 7 февраля 2003 года N 47-р).

Также согласно п. 2.2 указанного документа при формировании региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным, рекомендуется использовать следующий перечень полезных ископаемых:

- алевролиты, аргиллиты (кроме используемых в цементной промышленности, для производства минеральной ваты и волокон);

- ангидрит (кроме используемого в цементной промышленности);

- битумы и битуминозные породы;

- брекчии, конгломераты;

- магматические и метаморфические породы (кроме используемых для производства огнеупорных, кислотоупорных материалов, каменного литья, минеральной ваты и волокон, в цементной промышленности);

- галька, гравий, валуны;

- гипс (кроме используемого для цементной промышленности и в медицинских целях);

- глины (кроме бентонитовых, палыгорскитовых, огнеупорных, кислотоупорных, используемых для фарфоро-фаянсовой, металлургической, лакокрасочной и цементной промышленности, каолина);

- диатомит, трепел, опока (кроме используемых в цементной и стекольной промышленности);

- доломиты (кроме используемых в металлургической, стекольной и химической промышленности);

- известковый туф, гажа;

- известняки (кроме используемых в цементной, металлургической, химической, стекольной, целлюлозно-бумажной и сахарной промышленности, для производства глинозема, минеральной подкормки животных и птицы);

- кварцит (кроме динасового, флюсового, железистого, абразивного и используемого для производства карбида кремния, кристаллического кремния и ферросплавов);

- мел (кроме используемого в цементной, химической, стекольной, резиновой, целлюлозно-бумажной промышленности, для получения глинозема из нефелина, минеральной подкормки животных и птицы);

- мергель (кроме используемого в цементной промышленности);

- облицовочные камни (кроме высокодекоративных и характеризующихся преимущественным выходом блоков 1 - 2-й группы);

- пески (кроме формовочного, стекольного, абразивного, для фарфорово-фаянсовой, огнеупорной и цементной промышленности, содержащего рудные минералы в промышленных концентрациях);

- песчаники (кроме динасовых, флюсовых, для стекольной промышленности, для производства карбида кремния, кристаллического кремния и ферросплавов);

- песчано-гравийные, гравийно-песчаные, валунно-гравийно-песчаные, валунно-глыбовые породы;

- ракушка (кроме используемой для минеральной подкормки животных и птицы);

- сапропель (кроме используемого в лечебных целях);

- сланцы (кроме горючих);

- суглинки (кроме используемых в цементной промышленности);

- торф (кроме используемого в лечебных целях).

Минфин РФ приходит к выводу о том, что в случае, если какой-либо вид полезного ископаемого не включен в региональный перечень полезных ископаемых, организация не вправе применять УСН. Такой вывод сделан Минфином РФ, в частности, относительно добываемых подземных вод (письма Минфина РФ от 11 февраля 2011 года N 03-11-06/2/21, от 6 декабря 2010 года N 03-11-06/2/183).

В то же время перечень видов добытого полезного ископаемого установлен в п. 2 ст. 337 Налогового кодекса РФ. При этом полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено п. 3 ст. 337 Налогового кодекса РФ), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации.

Напомним, что в соответствии с пп. 8 п. 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ организация не вправе применять УСН при осуществлении деятельности по добыче и реализации полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.

Статьей 337 Налогового кодекса РФ установлено, что к добытым полезным ископаемым, подлежащим налогообложению налогом на добычу полезных ископаемых, отнесены в том числе подземные воды, содержащие полезные ископаемые (промышленные воды) и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды), а также термальные воды (пп. 15 п. 2 ст. 337 Налогового кодекса РФ).

В Общероссийском классификаторе полезных ископаемых и подземных вод ОК 032-2002 подземные воды выделены в отдельную группировку и не указаны в группировке среди полезных ископаемых.

Учитывая изложенное, организация или индивидуальный предприниматель, осуществляющие добычу для хозяйственно-бытового и питьевого водоснабжения населения подземных вод, не являющихся промышленными, минеральными или термальными водами, вправе перейти на упрощенную систему налогообложения при условии соблюдения положений главы 26.2 Налогового кодекса РФ (письмо ФНС России от 30 декабря 2011 года N АС-4-3/22716@ "О направлении письма Министерства финансов Российской Федерации от 22.12.2011 N 03-11-09/78").

Статьей 11 Закона N 2395-1 установлено, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

В случае если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).

Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции - с даты вступления такого соглашения в силу (ст. 9 Закона N 2395-1).

Таким образом, организация утратит право на применение УСН с начала квартала, в котором была произведена государственная регистрация лицензии на пользование участками недр, предоставляющей право разведки и добычи полезных ископаемых (письмо ФНС России от 22 апреля 2013 года N ЕД-4-3/7525@ "О порядке применения подпункта 8 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ").

Также в соответствии с пп. 8 п. 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ не вправе применять УСН организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров.

Подакцизными товарами согласно ст. 181 Налогового кодекса РФ признаются:

1) этиловый спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, спирт-сырец, дистилляты винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый (далее также в настоящей главе - этиловый спирт);

2) спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9%, за исключением алкогольной продукции, указанной ниже;

3) алкогольная продукция (водка, ликеро-водочные изделия, коньяки, вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, сидр, пуаре, медовуха, пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, иные напитки с объемной долей этилового спирта более 0,5%, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации;

4) табачная продукция;

5) автомобили легковые;

6) мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.);

7) автомобильный бензин;

8) дизельное топливо;

9) моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

10) прямогонный бензин;

11) средние дистилляты;

12) бензол, параксилол, ортоксилол;

13) авиационный керосин;

14) природный газ (в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации);

15) электронные системы доставки никотина;

16) жидкости для электронных систем доставки никотина;

17) табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путем нагревания.

 

Ограничение по структуре уставного капитала

 

В соответствии с пп. 14 п. 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ УСН не вправе применять организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%. Данное ограничение не распространяется:

а) на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%;

б) на некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", а также на хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом;

в) на учрежденные в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" бюджетными и автономными научными учреждениями хозяйственные общества и хозяйственные партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат указанным научным учреждениям (в том числе совместно с другими лицами);

г) на учрежденные в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательными организациями высшего образования, являющимися бюджетными и автономными учреждениями, хозяйственные общества и хозяйственные партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат указанным образовательным организациям (в том числе совместно с другими лицами).

Отметим, что условие, указанное в пп. 14 п. 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ, распространяется только на организации. Доля участия других юридических лиц в ее уставном капитале, предполагающей переход на упрощенную систему налогообложения, не должна превышать 25%. Отметим, что Налоговый кодекс РФ не содержит требования о соблюдении организациями условия о соблюдении определенного размера доли участия в их уставном капитале других организаций на дату подачи уведомления о переходе на УСН.

Однако, по нашему мнению, если после подачи уведомления о переходе на "упрощенку", но до начала ее применения организация внесет изменения в учредительные документы и "правило 25%" не будет выполняться, то она потеряет право перейти на упрощенную систему налогообложения. Такой вывод был сделан в письме ФНС РФ от 24 мая 2005 года N 22-1-11/941@ относительно ранее действовавшего порядка перехода на УСН, но не исключено, что официальные органы будут придерживаться такой точки зрения дальше.

Однако данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, при условии, что среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%. Если хотя бы одно из этих условий не выполняется, то организация не вправе перейти на УСН.

 

Ограничение по численности работников

 

Ограничение по средней численности работников касается как организаций, так и индивидуальных предпринимателей.

Для перехода на "упрощенку" количество работающих лиц в организации или у индивидуального предпринимателя не должно превышать 100 человек (подп. 15 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ).

Средняя численность работников определяется в соответствии с Указаниями по заполнению форм федерального статистического наблюдения N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-2 "Сведения об инвестициях в нефинансовые активы", N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников", N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации", утв. Приказом Росстата от 22.11.2017 N 772.

Для расчета средней численности работников предприятия используются данные о списочной численности работников за период с января по сентябрь года, в котором налогоплательщик подает заявление о переходе на УСН. Однако налогоплательщики, у которых средняя численность работников за 9 месяцев текущего года превышает 100 человек, в случае ее приведения в соответствие с требованиями пп. 15 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ до 1 января следующего смогут начать применение УСН с начала следующего календарного года (письмо Минфина РФ от 25 ноября 2009 года N 03-11-06/2/248). При этом отметим, что п. 1 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ не установлено требование об указании средней численности работников в уведомлении о применении УСН.

 

Ограничение по стоимости основных средств

 

Для того чтобы организация получила право на применение упрощенной системы налогообложения, остаточная стоимость ее основных средств не должна превышать 150 млн руб. (пп. 16 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ). При этом учитывается только то имущество, которое подлежит амортизации и признается амортизируемым в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ.

В этой связи учитываются основные средства, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ.

Так, на основании п. 1 ст. 256 Налогового кодекса РФ амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 Налогового кодекса РФ), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 руб.

Порядок определения стоимости амортизируемого имущества определен ст. 257 Налогового кодекса РФ. Так, согласно п. 1 названной статьи Налогового кодекса РФ первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно либо выявлено в результате инвентаризации, - как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с п. п. 8 и 20 ст. 250 Налогового кодекса РФ), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

При этом в соответствии с п. 49 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998 N 34н, основные средства отражаются в бухгалтерском балансе по остаточной стоимости, т.е. по фактическим затратам на их приобретение, сооружение и изготовление за вычетом суммы начисленной амортизации.

В соответствии с п. 1 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на УСН со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения. При этом организации должны в уведомлении указать остаточную стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на УСН (абз. 2 п. 1 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ). Обратим внимание, что в отношении индивидуальных предпринимателей Налоговый кодекс РФ аналогичных требований не устанавливает.

Обратите внимание, что остаточная стоимость основных средств определяется по данным бухгалтерского учета на первое число месяца, в котором было подано уведомление о переходе на "упрощенку".

При этом положение о необходимости соблюдения размера остаточной стоимости основных средств при переходе на УСН распространяется только на организации, но не на индивидуальных предпринимателей.

 

Неуведомление о переходе на УСН в установленные сроки

 

Если организация и индивидуальный предприниматель не уведомили налоговый орган о переходе на УСН в установленные сроки, они не вправе начать применение УСН (пп. 19 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ).

Сроки, в которые организация и индивидуальный предприниматель должны уведомить налоговый орган о переходе на УСН, указаны в п. 1 ст. 346.13 и п. 2 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ.

Исходя из п. 1 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ следует, что организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на УСН со следующего календарного года, должны уведомить об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на УСН.

Исходя из п. 2 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ следует, что вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на УСН не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с п. 2 ст. 84 Налогового кодекса РФ.

 

Статья 346.13. Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения

 

Комментарий к статье 346.13

 

Статья 346.13 Налогового кодекса устанавливает правила начала и прекращения применения УСН.

 

Переход на УСН

 

Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на УСН со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения. В уведомлении указываются:

а) выбранный объект налогообложения;

б) остаточная стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября года, предшествующего календарному году, начиная с которого планируется переход на УСН. Отметим, что указанное требование абз. 2 п. 1 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ установлено в отношении организаций.

Рекомендуемая форма N 26.2-1 "Уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения" приведена в Приказе ФНС России от 2 ноября 2012 года N ММВ-7-3/829@ "Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения".

Формат представления уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения (форма N 26.2-1) в электронной форме утвержден Приказом ФНС России от 16 ноября 2012 года N ММВ-7-6/878@ "Об утверждении форматов представления документов для применения упрощенной системы налогообложения в электронной форме".

В то же время вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на УСН не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе. В таком случае вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель признаются налогоплательщиками, применяющими УСН, с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе (п. 2 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ).

Согласно п. 1 ст. 6.1 Налогового кодекса РФ сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.

На основании п. 2 ст. 6.1 Налогового кодекса РФ течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.

При этом срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях (п. 6 ст. 6.1 Налогового кодекса РФ).

В связи с этим срок для подачи уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ, исчисляется в календарных днях (письмо Минфина России от 10.10.2017 N 03-11-11/66025).

Обратим внимание на то, что переход на УСН носит уведомительный характер. Организации и индивидуальные предприниматели признаются налогоплательщиками, применяющими УСН, с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.

При этом специальное разрешение о применении УСН организациям и индивидуальным предпринимателям налоговым органом не выдается.

Вместе с тем в соответствии с п. 89 Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденного Приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н (далее - Административный регламент), налогоплательщик вправе направить в налоговый орган по месту своего учета письменный запрос о подтверждении факта применения им упрощенной системы налогообложения.

Налоговый орган в соответствии с п. 93 Административного регламента в течение 30 календарных дней с момента регистрации запроса обязан выслать индивидуальному предпринимателю информационное письмо по форме N 26.2-7, утвержденной Приказом ФНС России от 02.11.2012 N ММВ-7-3/829@.

Таким образом, организация или индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения, может осуществлять предпринимательскую деятельность без получения подтверждения налогового органа о применении указанного налогового режима (письмо Минфина России от 16.02.2016 N 03-11-11/8396).

Согласно п. 3 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, применяющие УСН, не вправе до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения, если иное не предусмотрено главой 26.2 Налогового кодекса РФ.

При этом отметим, что применение индивидуальным предпринимателем УСН не является основанием для отказа ему в переходе на ПСН или ЕНВД по отдельным видам деятельности, поименованным соответственно в п. 2 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ и п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ, с любой даты в течение календарного года в случае подачи соответствующего заявления в налоговый орган и соблюдения условий и ограничений, установленных для применения данных режимов налогообложения (письмо ФНС России от 19 сентября 2014 года N ГД-4-3/19079@).

Те организации и индивидуальные предприниматели, которые перестали быть налогоплательщиками ЕНВД, вправе на основании уведомления перейти на упрощенную систему налогообложения с начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате единого налога на вмененный доход.

Налогоплательщик вправе продолжать применение УСН упрощенной системы налогообложения в следующем налоговом периоде, если по итогам налогового периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и пп. 1 и пп. 3 п. 1 ст. 346.25 Налогового кодекса РФ, не превысили 150 млн рублей и (или) в течение налогового периода не было допущено несоответствия требованиям, установленным п. 3 и 4 ст. 346.12 и пунктом 3 ст. 346.14 Налогового кодекса РФ (п. 4.1 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ).

 

Утрата права на применение

упрощенной системы налогообложения

 

Прекратить применение УСН возможно как в добровольном, так и в принудительном порядке - в случае утраты права на применение УСН.

Под утратой права применения УСН имеется в виду утрата такого права в связи с нарушением порядка и условий применения данного специального налогового режима, установленных положениями главы 26.2 Налогового кодекса РФ.

Если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и пп. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 Налогового кодекса РФ, превысили 150 млн рублей и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным п. 3 и 4 ст. 346.12 и п. 3 ст. 346.14 Налогового кодекса РФ, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям (п. 4 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ).

В соответствии с абз. 2 п. 4 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ в случае, если налогоплательщик применяет одновременно УСН и ПСН, при определении величины доходов от реализации для целей соблюдения ограничения, установленного указанным п. 4 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ, учитываются доходы по обоим указанным специальным налоговым режимам.

При этом суммы налогов, подлежащих уплате при использовании иного режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Указанные в данном абзаце налогоплательщики не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором эти налогоплательщики перешли на иной режим налогообложения.

В этом случае согласно п. 5 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения в течение 15 календарных дней по истечении отчетного (налогового) периода.

За непредставление в налоговый орган сообщения, предусмотренного п. 5 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ, налогоплательщик несет ответственность в порядке, установленном ст. 126 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, при переходе на иной режим налогообложения в порядке, установленном п. 4 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ, налогоплательщик обязан представить в налоговый орган налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором он утратил право применять УСН.

При непредставлении указанной налоговой декларации налогоплательщик несет ответственность в порядке, установленном ст. 119 Налогового кодекса РФ.

Если переход на иной режим налогообложения, предусмотренный п. 4 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ, налогоплательщиком не был осуществлен или осуществлен несвоевременно, то за несвоевременную уплату ежемесячных платежей по истечении того квартала, в котором эти налогоплательщики обязаны были перейти на иной режим налогообложения, ими уплачиваются пени и штрафы в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Вышеуказанные разъяснения были даны Минфином России в письмах от 06.12.2017 N 03-11-11/81211, от 14.07.2015 N 03-11-09/40378.

 

Прекращение ведения деятельности,

в отношении которой применялась УСН

 

Согласно п. 8 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ в случае прекращения налогоплательщиком предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась упрощенная система налогообложения, он обязан уведомить о прекращении такой деятельности с указанием даты ее прекращения налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в срок не позднее 15 дней со дня прекращения такой деятельности.

При этом под прекращением предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщиком применялся данный специальный налоговый режим, следует понимать все виды предпринимательской деятельности, в отношении которых применялась УСН (письмо Минфина России от 13.01.2014 N 03-11-11/259).

Уведомление о прекращении предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась упрощенная система налогообложения, производится по рекомендуемой форме N 26.2-8, утвержденной Приказом ФНС России от 2 ноября 2012 г. N ММВ-7-3/829@.

Согласно п. 2 ст. 346.23 Налогового кодекса РФ вышеуказанный налогоплательщик представляет налоговую декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором согласно уведомлению, представленному им в налоговый орган в соответствии с п. 8 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ, прекращена предпринимательская деятельность, в отношении которой этим налогоплательщиком применялась упрощенная система налогообложения.

При этом Налоговым кодексом РФ не предоставлено право налоговым органам определять дату прекращения налогоплательщиком предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась упрощенная система налогообложения.

Дата прекращения налогоплательщиком предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась УСН, определяется налогоплательщиком самостоятельно.

Одновременно с этим следует иметь в виду, что в случае, если налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, изъявит желание перейти на систему налогообложения в виде ЕНВД и (или) ПСН в отношении всех осуществляемых им видов деятельности, то такой налогоплательщик не утрачивает право на применение УСН, а отсутствие доходов от деятельности, не облагаемой единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности и налогом, уплачиваемым в связи с применением патентной системы налогообложения, не обязывает его уведомлять о прекращении деятельности, в отношении которой применяется упрощенная система налогообложения, в порядке, предусмотренном п. 8 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ.

При этом в соответствии с п. 5 ст. 84 Налогового кодекса РФ в случаях прекращения деятельности российской организации при ликвидации, в результате реорганизации, в иных случаях, установленных федеральными законами, прекращения деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя снятие их с учета в налоговых органах по всем основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом РФ, осуществляется на основании сведений, содержащихся, соответственно, в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

В связи с этим по общему правилу утрата статуса юридического лица и индивидуального предпринимателя, применяющих УСН, означает одновременное прекращение действия УСН.

Поэтому в данном случае у таких налогоплательщиков отсутствует обязанность представлять в налоговый орган уведомление о прекращении предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась УСН (письмо Минфина России от 18.07.2014 N 03-11-09/35436, направленное письмом ФНС России от 04.08.2014 N ГД-4-3/15196@).

 

Переход с УСН на общий режим налогообложения

в добровольном порядке

 

Перейти на общую систему налогообложения можно только с начала календарного года. Для этого следует подать в налоговую инспекцию Уведомление об отказе от применения УСН.

Сделать это необходимо до 15 января года, с которого налогоплательщик отказывается от применения УСН (п. 6 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ). Рекомендуемая форма N 26.2-3 "Уведомление об отказе от применения упрощенной системы налогообложения" приведена в Приказе ФНС России от 2 ноября 2012 года N ММВ-7-3/829@ "Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения". Формат представления уведомления об отказе от применения упрощенной системы налогообложения (форма N 26.2-3) в электронной форме утвержден Приказом ФНС России от 16 ноября 2012 года N ММВ-7-6/878@ "Об утверждении форматов представления документов для применения упрощенной системы налогообложения в электронной форме".

В данной форме уведомления предусмотрено указание налогоплательщиком даты, начиная с которой он прекратил осуществлять предпринимательскую деятельность, облагаемую в рамках указанного специального налогового режима.

Представить уведомление в налоговые органы можно не только в электронной форме, но также как лично, так и по почте. В этом случае датой представления будет считаться та, что указана на штемпеле почтового отделения.

Обратите внимание: если уведомление о переходе на иной режим налогообложения в порядке, предусмотренном п. 6 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ, в налоговый орган в установленный срок не направлено, такой налогоплательщик применять иной режим налогообложения не вправе (письмо Минфина России от 03.07.2015 N 03-11-11/38553).

При этом ФНС России обратила внимание, что поскольку налогоплательщику предоставлено право добровольно принимать решение о переходе с УСН на иной налоговый режим, то положениями главы 26.2 Налогового кодекса РФ установлены четкие сроки для реализации налогоплательщиком своего решения о переходе с УСН на иной режим налогообложения посредством направления в налоговый орган соответствующего уведомления.

Следовательно, направление налогоплательщиком уведомления о переходе с УСН на иной режим налогообложения в сроки более поздние, чем определенные ст. 346.13 Налогового кодекса РФ, является нарушением установленного порядка перехода с УСН на иной режим налогообложения, в связи с чем такой налогоплательщик не вправе осуществить указанный переход, а обязан применять УСН до конца налогового периода.

Таким образом, налогоплательщик, своевременно подавший заявление о применении УСН и не уведомивший налоговый орган в установленный п. 6 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ срок о переходе с УСН на иной режим налогообложения, признается налогоплательщиком, применяющим УСН, и несет в этой связи обязанности по уплате и исчислению соответствующих налогов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ, для этой категории налогоплательщиков (письмо ФНС РФ от 19 июля 2011 года N ЕД-4-3/11587 "О соблюдении налогоплательщиками положений статьи 346.13 главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации").

 

Возврат к упрощенной системе налогообложения

 

Согласно п. 7 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ налогоплательщик, перешедший с упрощенной системы налогообложения на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на упрощенную систему налогообложения не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения.

Например, при утрате права на применение упрощенной системы налогообложения с 1 апреля 2017 года организация может перейти на указанный режим налогообложения с 1 января 2019 года при условии соблюдения требований главы 26.2 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 15.03.2018 N 03-11-06/2/16016).

 

Статья 346.14. Объекты налогообложения

 

Комментарий к статье 346.14

 

Комментируемая статья 346.14 Налогового кодекса РФ предусматривает два 2 объекта налогообложения:

- доходы;

- доходы, уменьшенные на сумму расходов.

Налогоплательщики, применяющие УСН, вправе изменять объект налогообложения ежегодно. Объект налогообложения может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 31 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения. В течение налогового периода налогоплательщик не может менять объект налогообложения.

Рекомендуемая форма N 26.2-6 "Уведомление об изменении объекта налогообложения" приведена в Приказе ФНС России от 2 ноября 2012 года N ММВ-7-3/829@ "Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения". Формат представления уведомления об изменении объекта налогообложения (форма N 26.2-6) в электронной форме утвержден в Приказе ФНС России от 16 ноября 2012 года N ММВ-7-6/878@ "Об утверждении форматов представления документов для применения упрощенной системы налогообложения в электронной форме".

В то же время налогоплательщики, являющиеся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом, применяют в качестве объекта налогообложения только доходы, уменьшенные на величину расходов.

 

Статья 346.15. Порядок определения доходов

 

Комментарий к статье 346.15

 

Статья 346.15 Налогового кодекса РФ устанавливает порядок определения доходов для целей применения УСН.

Независимо от выбранного объекта налогообложения установлен единый порядок учета доходов при упрощенной системе налогообложения.

Согласно ст. 346.15, п. 1 ст. 248 Налогового кодекса РФ в состав доходов включаются:

- доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав;

- внереализационные доходы.

В соответствии с п. 2 ст. 248 Налогового кодекса РФ для целей налогообложения имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги).

Доходы признаются кассовым методом (п. 1 ст. 346.17 Налогового кодекса РФ). Это значит, что в день поступления денежных средств на счет в банке или в кассу организации, в момент получения имущества или имущественных прав бухгалтеру необходимо отразить соответствующую сумму дохода в Книге учета доходов и расходов.

Заметьте, что при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, не учитываются:

1) доходы, предусмотренные ст. 251 Налогового кодекса РФ;

2) доходы организации, облагаемые налогом на прибыль организаций по налоговым ставкам, предусмотренным п. 1.6, 3 и 4 ст. 284 Налогового кодекса РФ, в порядке, установленном главой 25 Налогового кодекса РФ, а именно:

а) доходы контролирующих лиц в виде прибыли контролируемых ими иностранных компаний (п. 1.6 ст. 284 Налогового кодекса РФ);

б) доходы организации в виде дивидендов (п. 3 ст. 284 Налогового кодекса РФ);

в) проценты по отдельным видам долговых обязательств (п. 4 ст. 284 Налогового кодекса РФ);

3) доходы индивидуального предпринимателя, облагаемые НДФЛ по налоговым ставкам, предусмотренным п. 2, 4 и 5 ст. 224 Налогового кодекса РФ, в порядке, установленном главой 23 Налогового кодекса РФ;

4) доходы, полученные товариществами собственников жилья, товариществами собственников недвижимости, управляющими организациями, садоводческими, огородническими или дачными некоммерческими товариществами (некоммерческими партнерствами), жилищными, садоводческими, огородническими, дачными или иными специализированными потребительскими кооперативами от собственников (пользователей) недвижимости в оплату коммунальных услуг, оказанных сторонними организациями.

 

Доходы от реализации и внереализационные доходы

 

На основании пункта 1 статьи 346.15 Кодекса налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают доходы, определяемые в порядке, установленном п. 1 и 2 ст. 248 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 248 Налогового кодекса РФ к доходам относятся:

1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее - доходы от реализации);

2) внереализационные доходы.

При этом доходы от реализации определяются в порядке, установленном ст. 249 Налогового кодекса РФ, а внереализационные доходы - в порядке, установленном ст. 250 Налогового кодекса РФ.

Согласно п. 1 ст. 249 Налогового кодекса РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

При этом выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах (п. 2 ст. 249 Налогового кодекса РФ).

Согласно п. 3 ст. 38 Налогового кодекса РФ товаром для целей Налогового кодекса РФ признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.

 

Авансы полученные

 

Пунктом 1 ст. 346.17 Налогового кодекса РФ установлено, что датой получения доходов у налогоплательщиков, применяющих УСН, признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).

Таким образом, суммы предварительной оплаты (авансы), полученные в счет поставки товаров, оказания услуг, должны учитываться налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, при определении налоговой базы в отчетном (налоговом) периоде их получения.

 

Авансы возвращенные

 

В соответствии с п. 1 ст. 346.17 Налогового кодекса РФ в случае возврата налогоплательщиком полученных от покупателей (заказчиков) авансов на возвращаемую сумму уменьшаются доходы того налогового (отчетного) периода, в котором произведен возврат.

Учитывая изложенное, при возврате сумм авансов, полученных налогоплательщиком в период применения упрощенной системы налогообложения, на сумму возвращенных авансов следует уменьшить налоговую базу по налогу (авансовым платежам по налогу), уплачиваемому в связи с применением УСН.

 

Учет векселей, полученных в оплату поставленного товара

(работы, услуги)

 

Согласно п. 1 ст. 346.17 Налогового кодекса РФ при использовании покупателем в расчетах за приобретенные им товары (работы, услуги), имущественные права векселя датой получения доходов у налогоплательщика признается дата оплаты векселя (день поступления денежных средств от векселедателя либо иного обязанного по указанному векселю лица) или день передачи налогоплательщиком указанного векселя по индоссаменту третьему лицу.

 

Статья 346.16. Порядок определения расходов

 

Комментарий к статье 346.16

 

Статьей 346.16 Налогового кодекса РФ установлено, что при определении объекта налогообложения "доходы минус расходы" налогоплательщик уменьшает полученные доходы, в частности, на нижеследующие виды расходов.

 

Расходы на приобретение, сооружение

и изготовление основных средств

 

На основании пп. 1 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, применяющие УСН и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы на расходы на приобретение основных средств.

При этом п. 3 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ установлено, что расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств в период применения УСН принимаются с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию.

Основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, учитываются в расходах в соответствии со ст. 346.16 Налогового кодекса РФ с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав.

При этом основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, учитываются в расходах в соответствии со ст. 346.16 Налогового кодекса РФ с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав. Таким образом, расходы на приобретение основных средств, в частности недвижимого имущества, учитываются в составе расходов при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в том отчетном (налоговом) периоде, в котором произошло последним по времени одно из следующих событий:

а) ввод в эксплуатацию объекта основных средств;

б) подача документов на государственную регистрацию прав на объект основных средств, оплата (завершение оплаты) расходов на приобретение (сооружение, изготовление) объекта основных средств (письмо Минфина России от 9 декабря 2013 года N 03-11-06/2/53652).

Пунктом 4 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ установлено, что в состав основных средств включаются основные средства, которые признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ.

Согласно п. 1 ст. 256 Налогового кодекса РФ амортизируемым имуществом в целях главы 25 Налогового кодекса РФ признаются, в частности, имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 Налогового кодекса РФ), используется им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 1000 000 рублей.

Таким образом, в случае если приобретенное имущество отвечает требованиям п. 1 ст. 256 Налогового кодекса РФ и является амортизируемым имуществом, то расходы организации на их приобретение могут учитываться при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН на основании пп. 1 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ.

Указанные расходы включаются в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию (пп. 1 п. 3 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ).

В течение налогового периода данные расходы принимаются за отчетные периоды равными долями (п. 3 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ).

При этом они отражаются в налоговом учете в последнее число отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм (пп. 4 п. 2 ст. 346.17 Налогового кодекса РФ).

Таким образом, стоимость амортизируемого имущества, приобретенного в период применения УСН, списывается в налоговом учете при УСН с момента ввода его в эксплуатацию равными долями в течение налогового периода (абз. 8 п. 3 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ).

Если организация впоследствии добровольно переходит на общий режим, то остаточная стоимость амортизируемого имущества, приобретенного в период применения УСН, на дату перехода на общий режим будет равна нулю (письмо ФНС России от 09.01.2018 N СД-4-3/6).

В пп. 1 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ перечислены не только расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, но также и расходы на их:

а) достройку, дооборудование, модернизацию. К работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагруз




double arrow
Сейчас читают про: