Глава 33. Торговый сбор

 

Статья 410. Общие положения

 

Комментарий к статье 410

 

Торговый сбор - это фиксированный обязательный платеж, который взимается с конкретного объекта торговли (письмо Департамента экономической политики и развития г. Москвы от 26.06.2015 N ДПР-20-2/1-161/15).

В соответствии с п. 1 ст. 410 Налогового кодекса РФ торговый сбор должен быть установлен Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводиться в действие и прекращать действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе сбор устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации.

 

Статья 411. Плательщики сбора

 

Комментарий к статье 411

 

В соответствии с п. 1 ст. 411 Налогового кодекса РФ плательщиками сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели при наличии следующих условий:

а) организации и индивидуальные предприниматели должны осуществлять такие виды предпринимательской деятельности на территории муниципального образования, в отношении которых на территории этого муниципального образования установлен торговый сбор.

Виды предпринимательской деятельности, в отношении которых устанавливается сбор, перечислены в ст. 413 Налогового кодекса РФ;

б) торговый сбор должен быть установлен нормативным правовым актом конкретного муниципального образования (или законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя);

в) предпринимательская деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей на территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) должна осуществляться с использованием определенного имущества - объектов движимого и (или) недвижимого имущества.

Плательщиками торгового сбора будут признаваться организации или индивидуальные предприниматели в случае, если:

а) они выступают стороной по договору простого товарищества и у них есть право на осуществление торговой деятельности с использованием указанных объектов движимого и (или) недвижимого имущества и фактическое ее осуществление. В таком случае каждый участник договора простого товарищества, независимо от возложенных на него обязанностей, будет признаваться плательщиком торгового сбора. Сумма торгового сбора в таком случае будет определяться им согласно п. 1 ст. 417 Налогового кодекса РФ как произведение ставки сбора в отношении осуществляемого вида предпринимательской деятельности и фактического значения физического показателя соответствующего объекта осуществления торговли, определяемого пропорционально стоимости вкладов товарищей (внесенным товарищами долям имущества) в общее дело либо установленного (распределенного) в отношении каждого товарища договором о совместной деятельности или дополнительным соглашением товарищей (письмо Минфина России от 14.10.2015 N 03-11-09/58701);

б) они выступают посредником (комиссионером) по договору комиссии (п. 1 ст. 990 Гражданского кодекса РФ). По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

В связи с этим комиссионер, осуществляющий торговую деятельность с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества, приобретает обязанность плательщика торгового сбора (письмо ФНС России от 10.11.2015 N СД-4-3/19613@ "О применении положений главы 33 "Торговый сбор" Налогового кодекса Российской Федерации").

Пунктом 2 ст. 411 Налогового кодекса РФ установлены случаи, когда торговый сбор может не уплачиваться. Иных освобождений от уплаты торгового сбора Налоговым кодексом РФ не предусмотрено.

Так, согласно п. 2 ст. 411 Налогового кодекса РФ от уплаты сбора по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых нормативным правовым актом муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установлен сбор, освобождаются:

1) индивидуальные предприниматели в случае, если:

а) они применяют патентную систему налогообложения в соответствии с Главой 26.5 Налогового кодекса РФ

б) и осуществляют определенные виды предпринимательской деятельности с использованием соответствующих объектов движимого или недвижимого имущества.

В соответствии с п. 6 ст. 346.45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик считается утратившим право на применение патентной системы налогообложения и перешедшим на общий режим налогообложения (на упрощенную систему налогообложения, на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (в случае применения налогоплательщиком соответствующего режима налогообложения)) с начала налогового периода, на который ему был выдан патент, в случаях, перечисленных в данном пункте.

При этом суммы налогов, подлежащие уплате в соответствии с ОСН (УСН, системой налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей), а также суммы торгового сбора за период, в котором индивидуальный предприниматель утратил право на применение патентной системы налогообложения по основаниям, указанным в п. 6 ст. 346.45 Налогового кодекса РФ, исчисляются и уплачиваются индивидуальным предпринимателем в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. При этом указанные индивидуальные предприниматели не уплачивают пени в случае несвоевременной уплаты налогов (авансовых платежей по налогам), подлежащих уплате в соответствии с ОСН (УСН, системой налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей), и сумм торгового сбора в течение того периода, в котором применялась патентная система налогообложения.

Сумма НДФЛ лиц, сумма налога, уплачиваемого при применении УСН, сумма налога, уплачиваемого при применении системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, подлежащие уплате за налоговый период, в котором индивидуальный предприниматель утратил право на применение патентной системы налогообложения в соответствии с п. 6 ст. 346.45 Налогового кодекса РФ, уменьшаются на сумму налога, уплаченного в связи с применением патентной системы налогообложения.

В связи с этим у налогоплательщика, утратившего право на применение патентной системы налогообложения, возникает обязанность по уплате сумм торгового сбора за период до утраты права на применение указанного налогового режима (письмо Минфина России от 19.10.2015 N 03-11-09/59842);

2) организации и индивидуальные предприниматели в случае, если:

а) они применяют систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН) в соответствии с Главой 26.1 Налогового кодекса РФ

б) и осуществляют определенные виды предпринимательской деятельности с использованием соответствующих объектов движимого или недвижимого имущества.

В соответствии с п. 4 ст. 346.3 Налогового кодекса РФ налогоплательщик, утративший право на применение единого сельскохозяйственного налога, в течение 1 месяца после истечения налогового периода, в котором допущено нарушение указанного в абз. 1 п. 4 ст. 346.3 Налогового кодекса РФ ограничения и (или) несоответствие требованиям, установленным п. 2, 2.1, 5 и 6 ст. 346.2 Налогового кодекса РФ, должен за весь налоговый период произвести перерасчет налоговых обязательств по НДС, налогу на прибыль организаций, НДФЛ, налогу на имущество организаций, налогу на имущество физических лиц в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей.

При этом Глава 26.1 Налогового кодекса РФ не содержит норм, предусматривающих уплату иных налогов и сборов. В связи с этим указанные налогоплательщики при утрате права на применение единого сельскохозяйственного налога уплачивать торговый сбор за период до утраты указанного права не должны (письмо Минфина России от 19.10.2015 N 03-11-09/59842).

 

Статья 412. Объект обложения

 

Комментарий к статье 412

 

В соответствии с п. 1 ст. 412 Налогового кодекса РФ объектом обложения сбором признается использование объекта движимого или недвижимого имущества (т.е. объекта осуществления торговли) для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, хотя бы 1 раз в течение квартала.

Пунктом 2 ст. 412 Налогового кодекса РФ в целях Главы 33 Налогового кодекса РФ установлены определения следующих понятий:

1) дата возникновения объекта обложения сбором - дата начала использования объекта осуществления торговли для осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор.

В связи с этим организации и индивидуальные предприниматели, имеющие объекты осуществления торговли, но фактически их для торговой деятельности не использующие, представлять в налоговые органы уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора до начала использования указанных объектов для торговой деятельности не должны (письмо ФНС России от 10.11.2015 N СД-4-3/19613@ "О применении положений главы 33 "Торговый сбор" Налогового кодекса Российской Федерации");

2) дата прекращения объекта обложения сбором - дата прекращения использования объекта осуществления торговли для осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор.

 

Статья 413. Виды предпринимательской деятельности, в отношении которых устанавливается сбор

 

Комментарий к статье 413

 

Статья 413 Налогового кодекса РФ перечисляет виды предпринимательской деятельности, в отношении которых устанавливается торговый сбор. Сбор устанавливается в отношении осуществления торговой деятельности на объектах осуществления торговли.

В соответствии с п. 2 ст. 413 Налогового кодекса РФ к торговой деятельности, при осуществлении которой уплачивается торговый сбор, относятся следующие виды торговли:

1) торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями);

2) торговля через объекты нестационарной торговой сети;

3) торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;

4) торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада.

Согласно п. 1 ст. 11 Налогового кодекса РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.

В статье 413 Налогового кодекса РФ в целях Главы 33 Налогового кодекса РФ не приводятся определения таких понятий, как стационарный и нестационарный торговые объекты, площадь торгового объекта.

В связи с изложенным в целях Главы 33 Налогового кодекса РФ следует использовать следующие понятия, установленные ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (письмо Минфина России от 14.10.2015 N 03-11-09/58628). Им, в частности, определено, что:

а) стационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные с фундаментом такого здания, строения с землей и подключенные (технологически присоединенные) к сетям инженерно-технического обеспечения;

б) нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение;

в) площадь торгового объекта - помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей.

Если объект (например, склад или офис) не соответствует указанным требованиям к торговому объекту, а также не может быть признан зданием, сооружением, помещением или торговой точкой, с использованием которых плательщиком осуществляется вид деятельности, в отношении которой установлен торговый сбор, то осуществление в нем торговой деятельности не является объектом обложения торговым сбором (письма Минфина России от 05.05.2017 N 03-11-06/4/27569, от 05.04.2016 N 03-11-06/4/19272, от 14.10.2015 N 03-11-09/58628).

Признается ли интернет-торговля с использованием доставки товаров из склада (офиса) торговой деятельностью на объектах осуществления торговли в целях уплаты торгового сбора? Ответ на этот вопрос дал Минфин России в письме от 05.04.2016 N 03-11-06/4/19272.

Он указал, что ни Налоговый кодекс РФ, ни Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" не устанавливают определение интернет-торговли. Данная торговля предполагает выбор и заказ товаров с использованием Интернета или по телефону с последующей доставкой покупателю товара курьером либо самовывозом товара покупателем. При этом доставка товаров может осуществляться как из объекта торговой сети, так и со склада.

Складом, как правило, является здание (строение, сооружение) или его часть, используемая для хранения товарно-материальных ценностей.

При осуществлении торговли с использованием доставки товаров невозможно определить площадь торгового объекта, из которого осуществляется доставка товаров, - помещения, предназначенного для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей, поэтому такой вид деятельности не является торговой деятельностью в виде торговли через объекты торговой сети.

Таким образом, торговля с использованием доставки товаров, заказанных по Интернету или телефону, в целях Главы 33 Налогового кодекса РФ признается торговлей, осуществляемой путем отпуска товаров со склада.

Но для того чтобы признать склад объектом стационарной торговой сети (торговым объектом), его площадь должна согласно ст. 2 вышеуказанного Федерального закона включать в себя помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей.

Если ни склад, ни офис не соответствуют указанным требованиям, то они не могут быть признаны объектом стационарной торговой сети в целях Главы 33 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, если при осуществлении торговли с использованием доставки товаров невозможно определить площадь торгового объекта, из которого осуществляется доставка товаров, - помещения, предназначенного для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей, то такой вид деятельности не является торговой деятельностью в виде торговли через объекты торговой сети (письмо Минфина России от 15.07.2015 N 03-11-10/40730).

Также отметим, что если офис не соответствует требованиям к торговому объекту (т.е. он не является помещением, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей), а также не может быть признан зданием, сооружением, помещением или торговой точкой, с использованием которых плательщиком осуществляется вид деятельности, в отношении которой установлен торговый сбор, то использование организацией такого офиса для заключения договоров купли-продажи не является объектом обложения торговым сбором (письмо Минфина России от 15.07.2015 N 03-11-10/40730).

В соответствии с п. 3 ст. 413 Налогового кодекса РФ в целях Главы 33 Налогового кодекса РФ к торговой деятельности приравнивается деятельность по организации розничных рынков.

Розничный рынок - имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места. Рынки подразделяются на универсальные и специализированные (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Закон N 271-ФЗ)).

Деятельность по организации розничных рынков - деятельность управляющих рынком компаний, определяемая в соответствии с положениями Закона N 271-ФЗ (пп. 3 п. 4 ст. 413 Налогового кодекса РФ). Управляющая рынком компания - юридическое лицо, которому принадлежит рынок, которое состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения рынка и имеет разрешение на право организации рынка, полученное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п. 7 ст. 3 Закона N 271-ФЗ).

Также в соответствии с п. 4 ст. 413 Налогового кодекса РФ в целях Главы 33 Налогового кодекса РФ используются следующие понятия:

1) объект осуществления торговли:

в отношении видов торговли, указанных в п. 2 ст. 413 Налогового кодекса РФ, - здание, сооружение, помещение, стационарный либо нестационарный торговый объект или торговая точка, с использованием которых плательщиком осуществляется вид деятельности, в отношении которого установлен сбор;

в отношении деятельности по организации розничных рынков - объект недвижимого имущества, с использованием которого управляющая рынком компания осуществляет указанную деятельность;

2) торговля - вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады.

 

Статья 414. Период обложения

 

Комментарий к статье 414

 

Статья 414 Налогового кодекса РФ устанавливает период обложения определенных видов предпринимательской деятельность торговым сбором.

Этим периодом является квартал.

В соответствии с п. 4 ст. 6.1 Налогового кодекса РФ квартал считается равным трем календарным месяцам, отсчет кварталов ведется с начала календарного года.

Срок, исчисляемый кварталами, истекает в последний день последнего месяца срока.

 

Статья 415. Ставки сбора

 

Комментарий к статье 415

 

Статья 415 Налогового кодекса РФ устанавливает ставки сбора.

Напомним, что согласно п. 2 ст. 410 Налогового кодекса РФ, устанавливая сбор, представительные (законодательные) органы муниципальных образований (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут определять ставку сбора в пределах, установленных Главой 33 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 415 Налогового кодекса РФ ставки сбора устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в рублях за квартал в расчете на:

а) объект осуществления торговли

б) или на его площадь.

Например, на объект организации торговли, имеющий площадь торгового зала, ставка сбора установлена в расчете на 1 кв. м торгового зала. На объект организации торговли, не имеющий торгового зала, ставка сбора установлена в расчете на объект осуществления торговли.

При этом ставка сбора не может превышать расчетную сумму налога, подлежащую уплате в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в связи с применением патентной системы налогообложения на основании патента по соответствующему виду деятельности, выданного на 3 месяца.

Исходя из п. 2 ст. 415 Налогового кодекса РФ следует, что в целях определения предельных ставок сбора в соответствии с п. 1 ст. 415 Налогового кодекса РФ не учитываются ограничения для применения патентной системы налогообложения по деятельности в виде розничной торговли, установленные пп. 1 п. 3 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с п. 3 ст. 415 Налогового кодекса РФ ставка сбора, установленного по торговле через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, а также по торговле, осуществляемой путем отпуска товаров со склада, устанавливается в расчете на 1 квадратный метр площади торгового зала и не может превышать расчетную сумму налога, подлежащую уплате в связи с применением патентной системы налогообложения в данном муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) на основании патента по розничной торговле, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, выданного на 3 месяца, деленную на 50.

В соответствии с п. 4 ст. 415 Налогового кодекса РФ ставка сбора, установленного по деятельности по организации розничных рынков, не может превышать 550 рублей на 1 квадратный метр площади розничного рынка. Указанная ставка подлежит ежегодной индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год. Приказом Минэкономразвития России от 03.11.2016 N 698 "Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2017 год" этот коэффициент установлен в размере 1,237.

Пункт 5 ст. 415 Налогового кодекса РФ устанавливает, что площадь торгового зала в целях Главы 33 Налогового кодекса РФ определяется в соответствии с пп. 5 п. 3 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ.

Исходя из содержания п. 3, п. 5 ст. 415 Налогового кодекса РФ под площадью объекта торговли понимается площадь торгового зала, которая определяется в соответствии с пп. 5 п. 3 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ.

Подпунктом 5 п. 3 ст. 346.43 Налогового кодекса РФ установлено, что площадь торгового зала - это часть магазина, павильона, занятая оборудованием, предназначенная для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей.

Исходя из этого площадь проходов для покупателей, которые ведут к торговому залу, а не находятся внутри него (лестницы, тамбуры, коридоры и т.п.), в площадь торгового зала не включается.

Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала.

Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

Согласно п. 4 названной статьи Налогового кодекса РФ к инвентаризационным и правоустанавливающим документам относятся любые имеющиеся у индивидуального предпринимателя документы на объект стационарной торговой сети, содержащие информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом (договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей) и другие документы).

Таким образом, площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала (письмо Минфина России от 29.04.2015 N 03-11-06/24876).

В соответствии с п. 6 ст. 415 Налогового кодекса РФ нормативными правовыми актами муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут быть установлены дифференцированные ставки сбора в зависимости от территории осуществления конкретного вида торговой деятельности, категории плательщика сбора, особенностей осуществления отдельных видов торговли, а также особенностей объектов осуществления торговли. При этом ставка сбора может быть снижена вплоть до нуля.

 

Статья 416. Учет плательщиков сбора

 

Комментарий к статье 416

 

Статья 416 Налогового кодекса РФ посвящена порядку учета плательщиков торгового сбора.

Постановка на учет, снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе осуществляются на основании соответствующего уведомления плательщика торгового сбора, представляемого им в налоговый орган, либо на основании информации, представленной в налоговый орган указанным в п. 2 ст. 418 Налогового кодекса РФ уполномоченным органом (п. 1 ст. 416 Налогового кодекса РФ).

Постановка на учет, снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе осуществляются:

а) по месту нахождения объекта недвижимого имущества - в случае, если предпринимательская деятельность, в отношении которой установлен торговый сбор, осуществляется с использованием объекта недвижимого имущества. В частности, в отношении следующих видов торговли:

торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями);

торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;

торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада;

деятельность по организации розничных рынков;

б) по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) - в иных случаях (в отношении торговли, осуществляемой через объекты нестационарной торговой сети).

 

Пример. Организация или индивидуальный предприниматель состоят на учете в налоговом органе по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в Московской области и одновременно осуществляют предпринимательскую деятельность с использованием объектов недвижимого имущества (магазин) в городе Москве, в отношении которых на территории города Москвы введен торговый сбор.

В таком случае указанная организация или индивидуальный предприниматель обязаны представить уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора в налоговый орган по месту нахождения этого недвижимого имущества.

 

Пример. Организация или индивидуальный предприниматель состоят на учете в налоговом органе по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в Московской области и одновременно осуществляют предпринимательскую деятельность с использованием объектов недвижимого имущества (магазин) в городе Москве, в отношении которых на территории города Москвы введен торговый сбор.

В случае если организация или индивидуальный предприниматель будут осуществлять предпринимательскую деятельность с использованием объектов движимого имущества (автомагазин, торговая палатка и др.) в городе Москве, в отношении которых на территории города Москвы введен торговый сбор, то уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора они обязаны представить в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя, то есть в Московской области.

При этом в случае, если несколько объектов торговли, в отношении которых установлен торговый сбор, находятся в одном муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка на учет плательщика торгового сбора осуществляется налоговым органом:

а) либо по месту нахождения того объекта, сведения о котором поступили от плательщика торгового сбора (уполномоченного органа) ранее, чем о других объектах (п. 7 ст. 416 Налогового кодекса РФ);

б) либо объекта, указанного первым в Уведомлении о постановке на учет (информации, представленной уполномоченным органом).

 

Согласно п. 1 ст. 416 Налогового кодекса РФ постановка на учет, снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора в налоговом органе осуществляются на основании:

1) либо соответствующего уведомления плательщика сбора, представляемого им в налоговый орган.

В уведомлении указывается информация об объекте обложения сбором:

а) вид предпринимательской деятельности;

б) объект осуществления торговли, с использованием которого осуществляется (прекращается) указанная предпринимательская деятельность;

в) характеристики (количество и (или) площадь) объекта осуществления торговли, необходимые для определения суммы сбора.

Форма ТС-1 "Уведомление о постановке на учет (внесении изменений показателей объекта осуществления торговли, прекращении объекта обложения сбором) организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе по объекту осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор" утверждена Приказом ФНС России от 22.06.2015 N ММВ-7-14/249@.

Уведомление может быть представлено плательщиком торгового сбора в налоговый орган лично или через представителя, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Заполнить Уведомление плательщики торгового сбора могут с помощью программного средства "Налогоплательщик ЮЛ" (версия 4.41.4 и выше) (размещено на сайте http://www.nalog.ru в разделе "Программные средства").

В случае если организация или индивидуальный предприниматель ошибочно представили вышеуказанное уведомление, на основании которого была осуществлена их постановка на учет в налоговом органе в качестве плательщиков торгового сбора, они вправе представить в соответствующий налоговый орган заполненное в произвольной форме заявление с указанием наименования организации (фамилии, имени, отчества (при наличии) индивидуального предпринимателя), идентификационного номера налогоплательщика (ИНН), причины представления такого заявления и копией соответствующего ошибочно поданного уведомления.

В этом случае налоговым органом осуществляется снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя, поставленных на учет в налоговом органе в качестве плательщиков торгового сбора, в связи с ошибочной постановкой на учет. Коды причины снятия с учета в налоговом органе соответственно "25" и "07". Дата снятия с учета в налоговом органе равна дате постановки на учет в качестве плательщиков торгового сбора. Суммы торгового сбора подлежат сторнированию в информационном ресурсе налогового органа, а также в случае необходимости в карточках РСБ (письмо ФНС России от 20.08.2015 N ГД-4-3/14721@ "Об ошибочном предоставлении уведомления о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора");

2) либо на основании информации, представленной указанным в п. 2 ст. 418 Налогового кодекса РФ уполномоченным органом в налоговый орган. Так, при выявлении объектов обложения сбором, в отношении которых в налоговый орган не представлено уведомление или в отношении которых в уведомлении налогоплательщика указаны недостоверные сведения, Уполномоченный орган в течение пяти дней составляет акт о выявлении нового объекта обложения сбором или акт о выявлении недостоверных сведений в отношении объекта обложения сбором и направляет указанную информацию в налоговый орган по форме (формату) и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

При этом положения Налогового кодекса РФ не освобождают плательщика сбора от представления в налоговый орган Уведомления по форме N ТС-1 в случае составления Уполномоченным органом акта о выявлении нового объекта обложения сбором.

При этом в случае представления плательщиком сбора в налоговый орган Уведомления по форме N ТС-1 с признаком "1 - возникновение объекта обложения сбора", в котором указан объект обложения сбором, идентичный объекту, содержащемуся в ранее поступившем в налоговый орган акте Уполномоченного органа о выявлении нового объекта обложения сбором, второго объекта обложения сбором не возникает.

Налоговый орган в рассматриваемом случае производит идентификацию объекта обложения сбором, указанного в акте Уполномоченного органа, с объектом, отраженным плательщиком торгового сбора в представленном в налоговый орган Уведомлении по форме N ТС-1, в целях исключения случаев повторного обложения торговым сбором (письмо ФНС России от 07.07.2017 N СД-4-3/13187@ "О применении законодательства по торговому сбору").

Постановка на учет в качестве плательщика торгового сбора производится в течение 5 дней после получения налоговым органом вышеуказанных документов. В течение 5 дней с даты постановки на учет плательщику торгового сбора направляется свидетельство о постановке на учет в налоговом органе организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора (п. 3 ст. 416 Налогового кодекса РФ).

Датой постановки на учет в качестве плательщика торгового сбора признается дата возникновения объекта обложения торговым сбором, указанная в уведомлении либо в информации, представленной уполномоченным органом.

Представление плательщиком сбора в налоговый орган уведомления о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора в связи с возникновением нового объекта обложения сбором либо получением информации о возникновении нового объекта обложения сбором, представленной в налоговый орган в соответствии с п. 4 ст. 418 Налогового кодекса РФ, после постановки на учет в качестве плательщика сбора не влечет повторную постановку на учет в качестве плательщика сбора.

В соответствии с п. 3 ст. 416 Налогового кодекса РФ постановка на учет производится на основании уведомления, представленного плательщиком сбора, в течение 5 дней после получения налоговым органом указанного уведомления. В течение 5 дней с даты постановки на учет плательщику сбора направляется соответствующее свидетельство. Форма ТС "Свидетельство о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе" утверждена Приказом ФНС России от 13.07.2015 N ММВ-7-14/276@ "Об утверждении формы свидетельства о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе".

Осуществление вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, без направления указанного уведомления приравнивается к ведению деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе (абз. 2 п. 2 ст. 416 Налогового кодекса РФ).

Пунктом 1 ст. 116 Налогового кодекса РФ предусмотрена ответственность за нарушение налогоплательщиком установленного Налоговым кодексом РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом РФ, в связи с чем применение ответственности за непредставление уведомления о постановке на учет неправомерно.

Вместе с тем п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ установлена ответственность за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119, 129.4 и 129.6 Налогового кодекса РФ, а также пунктами 1.1 и 1.2 ст. 126 Налогового кодекса РФ.

В этой связи, если плательщиком торгового сбора представлено несвоевременно соответствующее уведомление, такой плательщик торгового сбора подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ.

Пунктом 2 статьи 116 Налогового кодекса РФ предусмотрена ответственность за ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом РФ, в виде взыскания штрафа в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей.

Таким образом, при наличии доказательств, подтверждающих факт ведения деятельности без постановки на учет в качестве плательщика сбора, получения доходов в указанный период плательщиком сбора, налогоплательщик подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 116 Налогового кодекса РФ.

В частности, таким доказательством может являться информация (акт о выявлении нового объекта обложения сбором), представленная уполномоченным органом о выявлении нового объекта обложения сбором, если таким плательщиком сбора не было ранее представлено уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора (письмо ФНС России от 26.06.2015 N ГД-4-3/11229@ "О торговом сборе").

Обратим внимание, что несвоевременное представление плательщиком торгового сбора уведомления о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора не лишает такого плательщика права на уменьшение соответствующей суммы налога в порядке, предусмотренном п. 5 ст. 225 Налогового кодекса РФ, п. 10 ст. 286 Налогового кодекса РФ или п. 8 ст. 346.21 Налогового кодекса РФ (п. 6.2 письма ФНС России от 26.06.2015 N ГД-4-3/11229@ "О торговом сборе").

А согласно п. 2 ст. 15.3 КоАП РФ нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 000 до 3 000 рублей.

Кроме того, плательщик сбора обязан уведомить налоговый орган:

а) о каждом изменении показателей объекта осуществления торговли, которое влечет за собой изменение суммы сбора, не позднее 5 дней со дня соответствующего изменения;

б) в случае прекращения осуществления предпринимательской деятельности с использованием объекта осуществления торговли. В таком случае плательщик сбора представляет соответствующее уведомление в налоговый орган (п. 4 ст. 416 Налогового кодекса РФ). Датой снятия с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора является дата прекращения осуществления плательщиком сбора вида деятельности, указанная в уведомлении.

Согласно п. 1.5 письма ФНС России от 26.06.2015 N ГД-4-3/11229@ при снятии с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора такому плательщику сбора в течение 5 дней со дня снятия с учета выдается (направляется) соответствующее уведомление:

а) Уведомление о снятии с учета российской организации в налоговом органе по форме N 1-5-Учет, утвержденной Приказом ФНС России от 11.08.2011 N ЯК-7-6/488@;

б) Уведомление о снятии с учета иностранной организации в налоговом органе по форме N 11-УС-Учет, утвержденной Приказом ФНС России от 13.02.2012 N ММВ-7-6/80@;

в) Уведомление о снятии с учета физического лица в налоговом органе по форме N 2-4-Учет, утвержденной Приказом ФНС России от 11.08.2011 N ЯК-7-6/488@.

 

Статья 417. Порядок исчисления и уплаты сбора

 

Комментарий к статье 417

 

Статья 417 Налогового кодекса РФ устанавливает порядок исчисления и уплаты торгового сбора.

По общему правилу сумма сбора определяется плательщиком самостоятельно для каждого объекта обложения сбором начиная с периода обложения, в котором возник объект обложения сбором, как произведение ставки сбора в отношении соответствующего вида предпринимательской деятельности и фактического значения физической характеристики соответствующего объекта осуществления торговли (п. 1 ст. 417 Налогового кодекса РФ).

Уплата торгового сбора производится плательщиками торгового сбора в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за периодом обложения (п. 2 ст. 417 Налогового кодекса РФ).

Уплата сумм торгового сбора осуществляется организациями или индивидуальными предпринимателями, состоящими на учете в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе:

а) по месту нахождения объекта недвижимого имущества - с указанием реквизитов получателя платежа и кода ОКТМО по месту осуществления торговой деятельности;

б) по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) - с указанием реквизитов получателя платежа по месту постановки на учет в качестве плательщика торгового сбора, а кода по ОКТМО - по месту осуществления торговой деятельности.

Если в течение периода обложения у плательщика торгового сбора произошло увеличение величины физической характеристики по объекту осуществления торговли, то такой плательщик торгового сбора при исчислении суммы торгового сбора должен учитывать указанное изменение с начала того квартала, в котором произошло увеличение величины физической характеристики. При уменьшении величины физической характеристики по объекту осуществления торговли в течение периода обложения такое изменение учитывается со следующего периода обложения (квартала) (п. 1 ст. 412 Налогового кодекса РФ).

В случае представления в налоговый орган от уполномоченного органа информации о выявленных объектах обложения торговым сбором, в отношении которых в налоговый орган плательщиком торгового сбора не представлено уведомление или в отношении которых в уведомлении указаны недостоверные сведения, налоговый орган в срок не позднее 30 дней со дня поступления указанной информации направляет плательщику торгового сбора требование об уплате сбора.

Указанная в требовании сумма торгового сбора исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы уполномоченным органом (п. 3 ст. 417 Налогового кодекса РФ). При этом срок уплаты торгового сбора, указанный в п. 2 ст. 417 Налогового кодекса РФ, может еще не наступить.

Согласно п. 4 ст. 69 Налогового кодекса РФ требование об уплате должно быть исполнено в течение 8 дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога (сбора) не указан в этом требовании.

ФНС России в п. 3.3 письма от 26.06.2015 N ГД-4-3/11229@ "О торговом сборе" указала, что в целях соблюдения положений п. 2, 4 ст. 69 и п. 3 ст. 417 Налогового кодекса РФ необходимо учитывать, что при формировании требования об уплате торгового сбора на основании актов о выявлении нового объекта обложения сбором или о выявлении недостоверных сведений в отношении объекта обложения сбором, составляемых в соответствии со ст. 418 Налогового кодекса РФ, в случае, если срок уплаты торгового сбора больше срока, отведенного на исполнение требования, срок исполнения данного требования должен соответствовать сроку уплаты торгового сбора, а именно 25-му числу месяца, следующего за периодом обложения (квартала).

Требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) в строке "Основания взыскания налогов (сборов, пеней, штрафов, процентов)" должно содержать данные о наименовании уполномоченного органа, направившего информацию, а также о виде и реквизитах актов, составленных указанными органами.

В иных случаях требование об уплате сбора направляется в общеустановленном порядке.

В случае снятия с учета российской организации (индивидуального предпринимателя) в налоговом органе, отличном от налогового органа по месту нахождения (месту жительства), в связи с прекращением деятельности, подлежащей обложению торговым сбором, карточки "РСБ" по торговому сбору, которые имеют отрицательное или положительное значение, подлежат передаче в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя).

Налоговым органом по месту нахождения (месту жительства) налогоплательщика должны быть открыты карточки "РСБ" с ОКТМО по месту ранее осуществлявшейся деятельности для дальнейшей работы.

Помимо вышеуказанного, при исчислении налогов плательщиками торгового сбора следует учитывать, что плательщики торгового сбора вправе уменьшить на сумму торгового сбора такие налоги, как:

а) НДФЛ. В случае осуществления налогоплательщиком в субъекте Российской Федерации по месту своего учета вида предпринимательской деятельности, в отношении которого в соответствии с Главой 33 Налогового кодекса РФ установлен торговый сбор, налогоплательщик имеет право уменьшить сумму налога, исчисленного по итогам налогового периода по ставке в размере 13%, на сумму торгового сбора, уплаченного в этом налоговом периоде (п. 5 ст. 225 Налогового кодекса РФ);

б) налог на прибыль организаций. В случае осуществления налогоплательщиком вида предпринимательской деятельности, в отношении которого в соответствии с Главой 33 Налогового кодекса РФ установлен торговый сбор, налогоплательщик вправе уменьшить сумму налога (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода, зачисляемую в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации, в состав которого входит муниципальное образование (в бюджет города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в котором установлен указанный сбор, на сумму торгового сбора, фактически уплаченного с начала налогового периода до даты уплаты налога (авансового платежа) (п. 10 ст. 286 Налогового кодекса РФ);

в) налог, уплачиваемый в связи с применением УСН. В случае осуществления налогоплательщиком вида предпринимательской деятельности, в отношении которого в соответствии с Главой 33 Налогового кодекса РФ установлен торговый сбор, налогоплательщик в дополнение к суммам уменьшения, установленным п. 3.1 ст. 346.21 Налогового кодекса РФ, вправе уменьшить сумму налога (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода по объекту налогообложения от указанного вида предпринимательской деятельности, зачисляемую в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации, в состав которого входит муниципальное образование (в бюджет города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в котором установлен указанный сбор, на сумму торгового сбора, уплаченного в течение этого налогового (отчетного) периода (п. 8 ст. 346.21 Налогового кодекса РФ).

 

Статья 418. Полномочия органов местного самоуправления (органов государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя)

 

Комментарий к статье 418

 

Статья 418 Налогового кодекса РФ определяет полномочия органов местного самоуправления (органов государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

В соответствии с п. 1 ст. 418 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления (органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) осуществляют полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором в пределах, установленных данной статьей.

В соответствии с п. 2 ст. 418 Налогового кодекса РФ нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) должен быть определен орган, осуществляющий полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором.

В соответствии с п. 3 ст. 418 Налогового кодекса РФ уполномоченный орган в соответствии с законодательством должен осуществлять контроль за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения сбором на территории своего муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя).

В соответствии с п. 4 ст. 418 Налогового кодекса РФ при выявлении объектов обложения сбором, в отношении которых в налоговый орган не представлено уведомление или в отношении которых в уведомлении указаны недостоверные сведения, уполномоченный орган в течение 5 дней должен составить:

а) акт о выявлении нового объекта обложения торговым сбором

б) или акт о выявлении недостоверных сведений в отношении объекта обложения торговым сбором.

Также уполномоченный орган должен направить вышеуказанную информацию в налоговый орган по форме (формату) и в порядке, которые определяются ФНС России.

Формы и Формат предоставления информации о выявлении нового объекта обложения торговым сбором, информации о выявлении недостоверных сведений в отношении объекта обложения торговым сбором в электронной форме, Порядок их направления в налоговый орган утверждены Приказом ФНС России от 10.03.2016 N ММВ-7-2/122@.

Уполномоченный орган информирует плательщика сбора о направлении информации в налоговый орган в течение 5 дней с даты направления информации, указанной в абз. 1 п. 4 ст. 418 Налогового кодекса РФ, с приложением соответствующего акта.

Акты, указанные в п. 4 ст. 418 Налогового кодекса РФ, могут быть обжалованы плательщиком сбора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В случае отмены соответствующего акта сведения об этом направляются уполномоченным органом в налоговый орган в порядке, предусмотренном абз. 1 п. 4 ст. 418 Налогового кодекса РФ.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: