Глава 32. Налог на имущество физических лиц

 

Статья 399. Общие положения

 

Комментарий к статье 399

 

В соответствии с п. 1 ст. 399 Налогового кодекса РФ налог на имущество физических лиц:

а) устанавливается Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований;

б) вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований

в) и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 399 Налогового кодекса РФ в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе налог на имущество физических лиц:

а) устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации - Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;

б) вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации - Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя

в) и обязателен к уплате на территориях указанных субъектов Российской Федерации - Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

В соответствии с п. 2 ст. 399 Налогового кодекса РФ, устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных Главой 32 Налогового кодекса РФ, и особенности определения налоговой базы в соответствии с Главой 32 Налогового кодекса РФ.

При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться налоговые льготы, не предусмотренные настоящей главой, основания и порядок их применения налогоплательщиками.

 

Статья 400. Налогоплательщики

 

Комментарий к статье 400

 

Налогоплательщиками исходя из положений ст. 400 Налогового кодекса РФ признаются физические лица, которые:

а) обладают правом собственности на определенное имущество;

б) это имущество должно признаваться объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 Налогового кодекса РФ.

Указанные положения ст. 400 Налогового кодекса РФ соответствуют положениям п. 1 ст. 1 Закона N 2003-1.

 

Статья 401. Объект налогообложения

 

Комментарий к статье 401

 

В соответствии со ст. 401 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается следующее имущество:

1) жилой дом.

Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (п. 2 ст. 16 Жилищного кодекса РФ).

Жилой дом относится к жилым помещениям (п. 1 ст. 16 Жилищного кодекса РФ);

2) квартира, комната.

К жилым помещениям согласно п. 1 ст. 16 Жилищного кодекса РФ относятся:

1) жилой дом, часть жилого дома;

2) квартира, часть квартиры;

3) комната.

Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (п. 2 ст. 15 Жилищного кодекса РФ)).

Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с Жилищным кодексом РФ, другими федеральными законами (п. 3 ст. 15 Жилищного кодекса РФ).

Порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и Требования, которым должно отвечать жилое помещение, утверждены Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".

Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (п. 3 ст. 16 Жилищного кодекса РФ).

Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире (п. 4 ст. 16 Жилищного кодекса РФ);

3) гараж, машино-место.

В соответствии с п. 29 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, машино-место - предназначенная исключительно для размещения транспортного средства, индивидуально-определенная часть здания или сооружения, которая не ограничена либо частично ограничена строительной или иной ограждающей конструкцией и границы которой описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.

Таким образом, машино-место может быть объектом гражданских отношений, если оно существует и индивидуально определено.

С 01.01.2017 машино-места отнесены законодателем к недвижимым вещам. В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ, к недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.

Одновременно с 01.01.2017 в Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" внесены изменения, согласно которым машино-место признано отдельным видом недвижимости (п. 1 ч. 4 ст. 8).

Гараж - здание и сооружение, помещение для стоянки (хранения), ремонта и технического обслуживания автомобилей, мотоциклов и других транспортных средств; может быть как частью жилого дома (встроенно-пристроенные гаражи), так и отдельным строением (п. 3.3 "СП 113.13330.2016 "Свод правил. Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99*" (утв. Приказом Минстроя России от 07.11.2016 N 776/пр)).

Гараж - это здание, предназначенное для хранения, паркирования, технического обслуживания автомобилей (письмо УФНС России по г. Москве от 16 апреля 2012 года N 20-14/033441@).

Отметим, что в отличие от понятия "машино-место" понятие "гараж" в федеральном законодательстве не раскрывается. Также гаражи в качестве недвижимого имущества не перечислены в ст. 130 Гражданского кодекса РФ и не указаны в п. 1 ч. 4 ст. 8 Закона N 218-ФЗ в числе объектов, сведения о которых вносятся в кадастр недвижимости.

Однако был принят Приказ ФНС России от 10.04.2017 N ММВ-7-21/302@ "Об утверждении формы, формата представления сведений о недвижимом имуществе, зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним и о владельцах недвижимого имущества, а также порядка заполнения формы и признании утратившими силу отдельных положений Приказа Федеральной налоговой службы от 13.01.2011 N ММВ-7-11/11@". Приказом, изданным во исполнение пунктов 4, 10 статьи 85 Налогового кодекса РФ, предусматривается ряд основных изменений в информационном обмене органов Росреестра с налоговыми органами. В частности, предусматривается структурированное представление сведений об объектах недвижимости вида "гараж", "машино-место", "объект незавершенного строительства", "единый недвижимый комплекс" (в т.ч. в целях реализации пункта 1 ст. 401 Налогового кодекса РФ, Федерального закона от 03.07.2016 N 315-ФЗ);

4) единый недвижимый комплекс.

Единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь (ст. 133.1 Гражданского кодекса РФ).

При этом необходимо учитывать, что в ст. 133.1 Гражданского кодекса РФ отсутствует норма, согласно которой единый недвижимый комплекс и находящийся под ним земельный участок являются одним объектом (то есть земельный участок является частью единого недвижимого комплекса); единый недвижимый комплекс не является сложной вещью, к единым недвижимым комплексам согласно ст. 133.1 Гражданского кодекса РФ применяются правила о неделимых вещах (со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями; соответственно, впоследствии единый недвижимый комплекс не может быть разделен (преобразован иным способом) на самостоятельные объекты недвижимости).

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на единый недвижимый комплекс осуществляются:

1) в связи с завершением строительства объектов недвижимости, если в соответствии с проектной документацией предусмотрена эксплуатация таких объектов как единого недвижимого комплекса;

2) в связи с объединением нескольких указанных в ст. 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации объектов недвижимости, государственный кадастровый учет которых осуществлен в Едином государственном реестре недвижимости и права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, по заявлению их собственника.

Государственная регистрация права собственности на предприятие как имущественный комплекс осуществляется после государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на каждый объект недвижимости, входящий в состав предприятия как имущественного комплекса.

Государственная регистрация перехода права собственности, ограничений права собственности, обременений предприятия как имущественного комплекса осуществляется одновременно с государственной регистрацией перехода права собственности и ограничений прав и обременений всех объектов недвижимости, входящих в состав такого предприятия.

Одним из ключевых условий признания совокупности объектов недвижимого имущества единым недвижимым комплексом является регистрация права собственности на такие объекты в целом как на единый объект.

В случае если в состав единого недвижимого комплекса входит хотя бы один жилой дом, Налоговым кодексом при исчислении налога на имущество физических лиц в отношении такого единого недвижимого комплекса предусмотрено применение налогового вычета в соответствии с пунктом 6 статьи 403 Налогового кодекса РФ и пониженной налоговой ставки в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 04.05.2017 N 03-05-04-01/27269);

5) объект незавершенного строительства.

Градостроительный кодекс РФ при определении понятия объекта незавершенного строительства использует понятие "объект капитального строительства". Объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (п. 10 ч. 1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).

Более четких количественных и качественных характеристик объектов недвижимости и объектов капитального строительства, а также иных критериев, позволяющих отнести объект к объектам недвижимого имущества или объектам капитального строительства либо к объектам, не являющимся объектами недвижимого имущества или объектами капитального строительства, действующее законодательство не содержит (письмо Минэкономразвития России от 16.03.2016 N ОГ-Д23-3182).

По общему правилу строительство объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, порядок выдачи которого предусматривает представление среди прочего правоустанавливающего документа на земельный участок (части 2, 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ).

Завершение строительства объекта капитального строительства подтверждается разрешением на его ввод в эксплуатацию (статья 55 Градостроительного кодекса РФ), которое в силу положений пп. 1 п. 3 ст. 14 Закона N 218-ФЗ является основанием для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

При осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на созданные или создаваемые ими на таком земельном участке здание, сооружение, объект незавершенного строительства одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника земельного участка либо лица, которому земельный участок предоставлен для строительства на ином праве.

Объекты незавершенного строительства, находящиеся в собственности у физических лиц, отнесены Налоговым кодексом РФ к отдельному виду объектов налогообложения по налогу на имущество.

В зависимости от применяемой налоговой базы установлены следующие особенности налогообложения таких объектов.

Если в субъекте РФ налог исчисляется с учетом кадастровой стоимости (перечень таких регионов), то для объектов незавершенного строительства налоговая ставка не может превышать 0,3% (если проектируется жилой дом), а в отношении иных объектов - 0,5%. При этом собственники объектов незавершенного строительства не имеют льгот, освобождающих от уплаты налога, и не пользуются налоговыми вычетами, за исключением льгот и вычетов, установленных муниципальными нормативными актами по месту нахождения объектов налогообложения (справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам).

Если в субъекте РФ для исчисления налога используется инвентаризационная стоимость, то объекты незавершенного строительства не облагаются налогом, поскольку Приказом Минстроя России от 04.04.1992 N 87 "Об утверждении Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности" определение инвентаризационной стоимости строящихся объектов не предусмотрено (Информация ФНС России "Об особенности налогообложения объектов незавершенного строительства", текст которой приведен в соответствии с публикацией на сайте https://www.nalog.ru по состоянию на 31.05.2017);

6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Согласно п. 2 ст. 401 Налогового кодекса РФ в целях главы 32 Налогового кодекса РФ дома и жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам.

Согласно п. 2 ст. 401 Налогового кодекса РФ не признается объектом налогообложения имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома.

 

Статья 402. Налоговая база

 

Комментарий к статье 402

 

В соответствии с п. 1 ст. 402 Налогового кодекса РФ в отношении объектов налогообложения налоговая база определяется:

а) исходя из кадастровой стоимости;

б) исходя из инвентаризационной стоимости.

В соответствии с п. 1 ст. 402 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 402 Налогового кодекса РФ.

Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений ст. 5 Налогового кодекса РФ.

При этом исходя из ст. 5 Федерального закона от 4 октября 2014 г. N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" начиная с 1 января 2020 года определение налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из инвентаризационной стоимости объектов налогообложения не будет производиться.

В соответствии с п. 2 ст. 402 Налогового кодекса РФ на основании ст. 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется исходя из инвентаризационной стоимости, если субъектом Российской Федерации не принято решение об установлении единой даты начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Налоговая база исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года (ст. 404 Налогового кодекса РФ).

В соответствии с п. 3 ст. 402 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения в отношении объектов:

а) включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ.

Согласно п. 7 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ, направляет его в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

б) а также объектов налогообложения, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ. Абзацем 2 п. 10 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ установлено, что в случае, если объект недвижимого имущества образован в результате раздела объекта недвижимого имущества или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с объектами недвижимого имущества, включенными в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, указанный вновь образованный объект недвижимого имущества при условии соответствия его критериям, предусмотренным настоящей статьей, до включения его в перечень подлежит налогообложению по кадастровой стоимости, определенной на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.

 

Статья 403. Порядок определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения

 

Комментарий к статье 403

 

Статья 403 Налогового кодекса РФ устанавливает порядок определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения.

Согласно п. 1, п. 2 ст. 403 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется:

а) как кадастровая стоимость объекта налогообложения, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом;

б) как кадастровая стоимость объекта налогообложения на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта, - в отношении объекта налогообложения, образованного в течение налогового периода.

Изменение кадастровой стоимости объекта имущества в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено п. 2 ст. 403 Налогового кодекса РФ.

Изменение кадастровой стоимости объекта имущества вследствие исправления ошибок, допущенных при определении его кадастровой стоимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость.

В случае изменения кадастровой стоимости объекта имущества по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено 2 основания для пересмотра кадастровой стоимости в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости:

1) недостоверность сведений об объекте недвижимости.

К недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки (п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости").

С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в комиссию могут обратиться юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, расположенных на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования;

2) установление рыночной стоимости объекта недвижимости.

С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, в комиссию могут обратиться юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления, в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно п. 3 - п. 5 ст. 403 налоговая база определяется:

а) в отношении квартиры - как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры.

Отметим, что общая площадь квартиры определяется как сумма площадей ее помещений, встроенных шкафов, а также площадей лоджий, балконов, веранд, террас и холодных кладовых, подсчитываемых со следующими понижающими коэффициентами: для лоджий - 0,5, для балконов и террас - 0,3, для веранд и холодных кладовых - 1,0. Общая площадь квартир по жилому зданию определяется как сумма общих площадей квартир. Указанное следует из п. 3.37 Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной Приказом Минземстроя РФ от 4 августа 1998 года N 37;

б) в отношении комнаты - как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 10 квадратных метров площади этой комнаты;

в) в отношении жилого дома - как его кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 50 квадратных метров общей площади этого жилого дома;

г) в отношении единого недвижимого комплекса, в состав которого входит хотя бы один жилой дом, - как его кадастровая стоимость, уменьшенная на 1 000 000 рублей. При этом отметим, что Налоговый кодекс не содержит специфического определения понятия "единый недвижимый комплекс". Поэтому с учетом ст. 11 Налогового кодекса РФ при рассмотрении указанного понятия следует руководствоваться нормами иных отраслей законодательства. Так, согласно ст. 133.1 Гражданского кодекса РФ единым недвижимым комплексом признается совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. Таким образом, одним из ключевых условий признания совокупности объектов недвижимого имущества единым недвижимым комплексом является регистрация права собственности на такие объекты в целом как на единый объект (письмо Минфина России от 04.05.2017 N 03-05-04-01/27269).

Представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) вправе увеличивать размеры вышеуказанных налоговых вычетов.

В случае если при применении вышеуказанных налоговых вычетов налоговая база принимает отрицательное значение, в целях исчисления налога такая налоговая база принимается равной нулю.

 

Статья 404. Порядок определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения

 

Комментарий к статье 404

 

В соответствии со ст. 404 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.

Коэффициент-дефлятор - коэффициент, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и рассчитываемый как произведение коэффициента-дефлятора, применяемого для целей соответствующих глав Налогового кодекса РФ в предшествующем календарном году, и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем календарном году. Коэффициенты-дефляторы устанавливаются, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, в соответствии с данными государственной статистической отчетности и, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, подлежат официальному опубликованию не позднее 20 ноября года, в котором устанавливаются коэффициенты-дефляторы (абз. 27 п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ).

Приказом Минэкономразвития России от 30.10.2017 N 579 "Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2018 год" на 2018 год установлен коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения главы 32 "Налог на имущество физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации, равный 1,481.

 

Статья 405. Налоговый период

 

Комментарий к статье 405

 

В соответствии со ст. 405 Налогового кодекса РФ налоговым периодом по налогу на имущество физических лиц является календарный год.

Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. При этом годом (за исключением календарного года) признается любой период времени, состоящий из 12 месяцев, следующих подряд (п. 3 ст. 6.1 Налогового кодекса РФ).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 3 июня 2011 года N 107-ФЗ "Об исчислении времени" календарный год - период времени с 1 января по 31 декабря продолжительностью 365 либо 366 (високосный год) календарных дней.

 

Статья 406. Налоговые ставки

 

Комментарий к статье 406

 

Статья 406 Налогового кодекса РФ устанавливает налоговые ставки по налогу на имущество физических лиц.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений п. 5 данной статьи.

В случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих:

1) 0,1% - в отношении:

а) жилых домов, квартир, комнат;

б) объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом;

в) единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом;

г) гаражей и машино-мест;

д) хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;

2) 2% - в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей;

3) 0,5% - в отношении прочих объектов налогообложения.

Налоговые ставки, указанные в пп. 1 п. 2 ст. 406 Налогового кодекса РФ, могут быть уменьшены до нуля или увеличены, но не более чем в 3 раза нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

В случае определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости налоговые ставки устанавливаются на основе умноженной на коэффициент-дефлятор суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), расположенных в пределах одного муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в следующих пределах:

 

Суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения, умноженная на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов) Ставка налога
До 300 000 рублей включительно До 0,1 процента включительно
Свыше 300 000 до 500 000 рублей включительно Свыше 0,1 до 0,3 процента включительно
Свыше 500 000 рублей Свыше 0,3 до 2,0 процента включительно

 

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от:

1) кадастровой стоимости объекта налогообложения (суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов));

2) вида объекта налогообложения;

3) места нахождения объекта налогообложения;

4) видов территориальных зон, в границах которых расположен объект налогообложения.

Если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), налогообложение производится:

1) в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения - по налоговым ставкам, указанным в п. 2 ст. 406 Налогового кодекса РФ;

2) в случае определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения - по налоговой ставке 0,1% в отношении объектов с суммарной инвентаризационной стоимостью, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), до 500 000 рублей включительно и по налоговой ставке 0,3% в отношении остальных объектов.

 

Статья 407. Налоговые льготы

 

Комментарий к статье 407

 

Статья 407 Налогового кодекса РФ посвящена налоговым льготам по налогу на имущество физических лиц.

Так, согласно п. 1 ст. 407 Налогового кодекса РФ право на налоговую льготу имеют следующие категории налогоплательщиков:

1) Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;

2) инвалиды I и II групп инвалидности;

3) инвалиды с детства;

4) участники гражданской войны, Великой Отечественной войны, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан, а также ветераны боевых действий;

5) лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;

6) лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";

7) военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;

8) лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

9) члены семей военнослужащих, потерявших кормильца, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих";

10) пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание;

11) граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия;

12) физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;

13) родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;

14) физические лица, осуществляющие профессиональную творческую деятельность, - в отношении специально оборудованных помещений, сооружений, используемых ими исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также жилых домов, квартир, комнат, используемых для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек, - на период такого их использования;

15) физические лица - в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

Налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 407 Налогового кодекса РФ).

При определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот (п. 3 ст. 407 Налогового кодекса РФ).

Согласно п. 4 ст. 407 Налогового кодекса РФ налоговая льгота предоставляется в отношении следующих видов объектов налогообложения:

1) квартира или комната;

2) жилой дом;

3) помещение или сооружение, указанные в пп. 14 п. 1 ст. 407 Налогового кодекса РФ, а именно - специально оборудованные помещения, сооружения, используемые ими исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также домов, квартир, комнат, используемых для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек. Льгота предоставляется на период такого их использования;

4) хозяйственное строение или сооружение, указанные в пп. 15 п. 1 ст. 407 Налогового кодекса РФ. На основании пп. 15 п. 1 ст. 407 Налогового кодекса РФ физические лица освобождаются от уплаты налога на имущество физических лиц в отношении одного хозяйственного строения или сооружения, являющегося объектом налогообложения, площадь каждого из которых не превышает 50 кв. метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства. Согласно разъяснениям Минфина России (письмо Минфина России от 16.05.2017 N 03-05-04-01/29325) для исчисления налога на имущество физлиц к хозпостройкам относятся объекты недвижимости на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества и садоводства или индивидуального жилищного строительства. Речь идет о хозяйственных, бытовых строениях, сооружениях вспомогательного использования и аналогичных объектах. Дома, жилые строения и гаражи не являются хозпостройками.

Если площадь такой постройки не более 50 кв. м, то налог с нее не взимается при условии, что ее собственник обратился в налоговый орган за предоставлением соответствующей налоговой льготы. При этом льгота применяется только для одной хозпостройки (независимо от ее расположения в пределах страны), не используемой в предпринимательской деятельности.

Представительные органы муниципальных образований имеют полномочия расширить условия применения льготы (например, в отношении неограниченного числа хозпостроек в пределах муниципального образования или на хозпостройки площадью более 50 кв. м). Ознакомиться с перечнем налоговых льгот можно в сервисе "Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам".

Хозпостройки, не попадающие под действие льгот, в т.ч. площадью более 50 кв. м, облагаются налогом в общем порядке на основании поступившей в налоговые органы информации о зарегистрированных правах физлиц на такие объекты (в т.ч. сведений из органов Росреестра, от нотариусов при оформлении прав на наследство).

Постройки, которые не регистрируются в Едином государственном реестре недвижимости (теплицы, хозблоки, навесы, некапитальные строения, временные сезонные сооружения и т.п.), не являются объектом налогообложения (Информация ФНС России "О налоге на имущество физических лиц в отношении хозяйственных построек", текст которой приведен в соответствии с публикацией на сайте https://www.nalog.ru по состоянию на 15.03.2018).

Таким образом, обязанность по уплате налога на имущество физических лиц возникает в отношении хозяйственных строений, являющихся объектами недвижимости, в отношении которых зарегистрировано в установленном порядке право собственности, только после такой регистрации (письмо Минфина России от 30.03.2018 N 03-05-06-01/20227);

5) гараж или машино-место.

Налоговая льгота не предоставляется в отношении объектов налогообложения, указанных в пп. 2 п. 2 ст. 406 Налогового кодекса РФ.

Физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

Подтверждение права налогоплательщика на налоговую льготу осуществляется в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному п. 3 ст. 361.1 Налогового кодекса РФ.

Форма заявления о предоставлении налоговой льготы и порядок ее заполнения, формат представления такого заявления в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Форма заявления о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц утверждена Приказом ФНС России от 14.11.2017 N ММВ-7-21/897@.

В новом заявлении у налогоплательщика есть выбор: представить документы, подтверждающие право на льготу, или только сообщить реквизиты таких документов. В последнем случае налоговики сами направят запрос туда, где выдавали указанные налогоплательщиком документы-основания, а затем проинформируют заявителя о решении о предоставлении льготы (Информация ФНС России "С 2018 года заявить о льготах по имущественным налогам физлиц станет проще").

 

Статья 408. Порядок исчисления суммы налога

 

Комментарий к статье 408

 

Сумма налога на имущество физических лиц исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных ст. 408 Налогового кодекса РФ (п. 1 ст. 408 Налогового кодекса РФ).

Сумма налога на имущество физических лиц исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со ст. 85 Налогового кодекса РФ.

В отношении объектов налогообложения, права на которые возникли до дня вступления в силу Закона N 122-ФЗ, налог исчисляется на основании данных о правообладателях, которые представлены в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года (за исключением объектов, расположенных на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя).

В случае если объект налогообложения находится в общей долевой собственности, налог исчисляется в соответствии с п. 1 ст. 408 Налогового кодекса РФ с учетом положений п. 8 ст. 408 Налогового кодекса РФ для каждого из участников долевой собственности пропорционально его доле в праве собственности на такой объект налогообложения.

В случае если объект налогообложения находится в общей совместной собственности, налог исчисляется в соответствии с п. 1 ст. 408 Налогового кодекса РФ с учетом положений п. 8 ст. 408 Налогового кодекса РФ для каждого из участников совместной собственности в равных долях.

В случае изменения в течение налогового периода доли налогоплательщика в праве общей собственности на объект налогообложения сумма налога исчисляется с учетом коэффициента, определяемого в соответствии с п. 5 ст. 408 Налогового кодекса РФ.

В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на имущество исчисление суммы налога в отношении данного имущества производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.

Если возникновение права собственности на имущество произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права.

Если возникновение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.

В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права на налоговую льготу исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимаются за полный месяц.

В случае обращения с заявлением о предоставлении льготы по уплате налога перерасчет суммы налогов производится не более чем за три налоговых периода, предшествующие календарному году обращения, но не ранее даты возникновения у налогоплательщика права на налоговую льготу.

В отношении имущества, перешедшего по наследству физическому лицу, налог исчисляется со дня открытия наследства.

Сумма налога за первые 4 налоговых периода с начала применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения исчисляется с учетом положений п. 9 ст. 408 Налогового кодекса РФ по следующей формуле:

 

Н = (Н1 - Н2) x К + Н2,

 

где Н - сумма налога, подлежащая уплате.

В случае прекращения у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на указанный объект налогообложения, возникновения (прекращения) права на налоговую льготу, изменения доли в праве общей собственности на объект налогообложения исчисление суммы налога (Н) производится с учетом положений п. 4 - 6 ст. 408 Налогового кодекса РФ;

Н1 - сумма налога, исчисленная в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 408 Налогового кодекса РФ, исходя из налоговой базы, определенной в соответствии со ст. 403 Налогового кодекса РФ, без учета положений п. 4 - 6 ст. 408 Налогового кодекса РФ;

Н2 - сумма налога, исчисленная исходя из соответствующей инвентаризационной стоимости объекта налогообложения (без учета положений п. 4 - 6 ст. 408 Налогового кодекса РФ) за последний налоговый период определения налоговой базы в соответствии со ст. 404 Налогового кодекса РФ, либо сумма налога на имущество физических лиц, исчисленная за 2014 год в соответствии с Законом N 2003-1, в случае применения порядка исчисления налога в соответствии со ст. 403 Налогового кодекса РФ начиная с 1 января 2015 года. При этом в показателе Н2 должна учитываться соответствующая сумма налога, приходящаяся на объект налогообложения, которая ранее отражалась к уплате в налоговом уведомлении, направленном налогоплательщику за соответствующий налоговый период (письмо ФНС России от 24.04.2017 N БС-4-21/7763@ "О показателе "Н2" в формуле расчета налога на имущество физических лиц");

К - коэффициент, равный:

0,2 - применительно к 1-му налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со ст. 403 Налогового кодекса РФ;

0,4 - применительно ко 2-му налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со ст. 403 Налогового кодекса РФ;

0,6 - применительно к 3-му налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со ст. 403 Налогового кодекса РФ;

0,8 - применительно к 4-му налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со ст. 403 Налогового кодекса РФ.

Применение предусмотренного п. 8 ст. 408 Налогового кодекса РФ расчета суммы налога на имущество физических лиц предполагает постепенное увеличение уплаченной за предыдущий налоговый период суммы налога, рассчитанной по инвентаризационной стоимости, на разницу между суммами налога, рассчитанными исходя из кадастровой стоимости и инвентаризационной стоимости.

Так, например, если уплаченная за 2014 год сумма налога по инвентаризационной стоимости (Н2) составила 500 рублей, а сумма налога, исчисленная по кадастровой стоимости за 2015 год (Н1), - 1 700 рублей, то в случае применения предусмотренной п. 8 ст. 408 Налогового кодекса РФ формулы сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составит:

а) за 2015 год - составит 740 рублей ((1 700 - 500) x 0,2 + 500);

б) за 2016 год - 980 рублей ((1 700 - 500) x 0,4 + 500);

в) за 2017 год - 1 220 рублей ((1 700 - 500) x 0,6 + 500);

г) за 2018 год - 1 460 рублей ((1 700 - 500) x 0,8 + 500);

д) за 2019 год - 1 700 рублей.

Вышеуказанные разъяснения привел Минфин РФ в письме от 30.01.2017 N 03-05-06-01/4357.

Начиная с 5-го налогового периода, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со ст. 403 Налогового кодекса РФ, исчисление суммы налога производится в соответствии со ст. 408 Налогового кодекса РФ без учета положений п. 8 ст. 408 Налогового кодекса РФ.

В случае если исчисленное в соответствии с п. 8 ст. 408 Налогового кодекса РФ в отношении объекта налогообложения значение суммы налога Н2 превышает соответствующее значение суммы налога Н1, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиком, исчисляется без учета положений п. 8 ст. 408 Налогового кодекса РФ.

Предусмотренная п. 8 ст. 408 Налогового кодекса РФ формула не применяется при исчислении налога в отношении объектов налогообложения, указанных в п. 3 ст. 402 Налогового кодекса РФ.

 

Статья 409. Порядок и сроки уплаты налога

 

Комментарий к статье 409

 

Налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 409 Налогового кодекса РФ).

Налог на имущество физических лиц должен уплачиваться по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом (п. 2 ст. 409 Налогового кодекса РФ). Форма налогового уведомления утверждена Приказом ФНС России от 07.09.2016 N ММВ-7-11/477@ "Об утверждении формы налогового уведомления".

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующие календарному году его направления (п. 3 ст. 409 Налогового кодекса РФ).

Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за 3 налоговых периода, предшествующие календарному году направления налогового уведомления (п. 4 ст. 409 Налогового кодекса РФ).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: