Грамматический строй речи.
Задачи.
Словоизменение
& Упражнять детей в умение согласовывать существительные с числительным.
& Упражнять детей в умение согласовывать существительные с притяжательными местоимениями.
& Упражнять детей в изменение глаголов по лицам.
Словообразование
& Упражнять детей в словообразовании существительных и прилагательных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
& Познакомить детей с образованием сложных слов.
& Упражнять детей в образовании глаголов с приставками.
Говорим правильно
& Помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове, предоставлять возможность самостоятельно её исправить.
Предложение
& Формировать умение детей составлять по образцу сложные предложения.
& Формировать умение детей распространять предложения с помощью определений.
& Формировать умение детей согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи.
& Формировать умение детей строить сложноподчинённые предложения с союзом «потому что».
|
|
Подготовка к обучению грамоте
Задачи.
& Развивать фонематический слух детей.
& Формировать умение детей проводить звуковой анализ слов.
Содержание.
Вид деятельности | Задачи. |
Речевая игра «Сколько овощей». | Упражнять детей в умение согласовывать существительные с числительными. Закреплять умение детей образовывать форму родительного падежа единственного и множественного числа существительных. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия овощей. Поддерживать интерес детей к овощам. |
Речевая игра «Наши овощи». | Упражнять детей в умение согласовывать существительные с притяжательными местоимениями. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия овощей. Поддерживать интерес к овощам. |
Речевая игра «Волшебники». | Упражнять детей в словообразовании существительных и прилагательных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Поддерживать интерес к овощам. |
Ситуация общения «Свёкла». | Помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове, предоставлять возможность самостоятельно её исправить. Развивать фонематический слух детей. |
Игровая ситуация «Поварята». | Упражнять детей в умении образовывать прилагательные от существительных. Совершенствовать умение детей согласовывать прилагательные с существительными. Поддерживать интерес детей к овощам. |
Речевая игра «Осенние заготовки» | Упражнять детей в умении образовывать прилагательные и причастия от глаголов. Поддерживать интерес детей к овощам. |
Ситуация общения «Приставки огородные». | Упражнять детей в образовании глаголов с приставками. Поддерживать интерес детей к овощам. |
Речевая игра «Я, ты, он, она, изменяем мы слова – овощи». | Упражнять детей в изменение глаголов по лицам, в согласование слов в предложение. Поддерживать интерес детей к овощам. |
Ситуация общения «Писатели». | Формировать умение детей распространять предложения с помощью определений. Поддерживать интерес детей к овощам. |
Дидактическая игра «Какой овощ лишний?» | Формировать умение детей строить сложноподчинённые предложения с союзом «потому что». Развивать логическое мышление детей, умение анализировать и обобщать. Поддерживать интерес детей к овощам. |
Ситуация общения «Почему я люблю овощи». | Формировать умение детей составлять по образцу сложные предложения. Поддерживать интерес детей к овощам. |
Игровая ситуация «Прятки овощей». | Формировать умение детей согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи. Развивать умение концентрировать и распределять внимание. Поддерживать интерес детей к овощам. |
Занимательная беседа «Секреты русского языка». «Сложные слова». | Познакомить детей с образованием сложных слов. Развивать любознательность. Поддерживать интерес к овощам. |
Игровая ситуация «Живые звуки, лук». | Формировать умение детей проводить звуковой анализ слов. Поддерживать интерес детей к овощам. |
Речевая игра «Сколько овощей»
|
|
(с детьми 5 – 7 лет).
(Индивидуально или подгруппа детей до 9 человек).
Задачи. Упражнять детей в умение согласовывать существительные с числительными. Закреплять умение детей образовывать форму родительного падежа единственного и множественного числа существительных. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия овощей. Поддерживать интерес детей к овощам.
Игровой материал: волшебный цветок (флажок).
Игра.
— Дети, вы любите овощи? (ответы детей).
— Дети, в игру играем, сколько овощей, называем.
Игровое правила.
Ø Цветок даю, овощ назову.
Ø Овощи называй, один, два, много считай.
Ø Цветок ведущему возвращай.
Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, называя овощи, дети считают. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали числительные с существительными. При необходимости педагог подсказывает слово, ребёнок повторяет словосочетание правильно.
Лексический материал.
Баклажан – … (один баклажан, два баклажана, много баклажанов).
Кабачок – … (один кабачок, два кабачка, много кабачков).
Огурец – … (один огурец, два огурца, много огурцов).
Чеснок – … (один чеснок, два чеснока, много чесноков).
Помидор – … (один помидор, два помидора, много помидоров).
Капуста – … (одна капуста, две капусты, много капуст).
Репа – … (одна репа, две репы, много реп).
Тыква – … (одна тыква, две тыквы, много тыкв).
Свёкла – (одна свёкла, две свёклы, много свёкл).
— Прелестно, дети! Овощи считали, слова правильно изменяли.
Речевая игра «Наши овощи»
(с детьми 5 – 7 лет).
(Индивидуально или подгруппа детей до 6 человек).
Задачи. Упражнять детей в умение согласовывать существительные с притяжательными местоимениями. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия овощей. Поддерживать интерес к овощам.
Игровой материал: волшебный цветок (флажок).
Игра.
Урожай я соберу
И в корзину положу.
Очень много витаминов
В овощах моих любимых.
— Дети, в игру играем, овощи собираем.
Игровое правило:
Ø Цветок даю, овощ назову.
Ø Овощи собирай, твой, мой, наши называй.
Ø Цветок ведущему возвращай.
Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, называя овощи, дети составляют словосочетания с местоимениями. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали местоимения с существительными. При необходимости педагог подсказывает слово, ребёнок повторяет словосочетание правильно.
|
|