Приставка пере- – … перекопали.
Приставка за- – … закопали.
Приставка вы- – … выкопали.
Приставка на- – … накопали.
Приставка от- – … откопали.
— Удивительно! Вместе с приставками слово «копали» по-новому зазвучало, новым смыслом наполнилось. Огород перекопали, весной семенной картофеля закопали, осенью картофель выкопали. Много картофеля накопали. А ещё мы клад искали, и его откопали.
— Дети, приставки пристали к слову «льём». Слово с приставкой назовите, новый смысл слову подарите. (Переливаем, заливаем, выливаем, наливаем, отливаем, поливаем, доливаем).
Педагог называет слова, которые не назвали дети.
— Превосходно, дети! Приставки к слову правильно подобрали, слова новые сочиняли.
Речевая игра «Я, ты, он, она, изменяем мы слова – овощи»
(с детьми 5 – 7 лет).
(Индивидуально или подгруппа детей до 6 человек).
Задачи. Упражнять детей в изменение глаголов по лицам, в согласование слов в предложение. Поддерживать интерес детей к овощам.
Игровой материал: волшебный цветок (флажок).
Игра.
— Дети, в игру «Я, ты, он, она…» играем, слова изменяем.
Игровые правила:
Ø Цветок даю, слово назову.
Ø Задание выполняй.
Ø Цветок ведущему возвращай.
— Дети, предложение «Собирать овощи». Новое слово добавляем, слово «собирать» изменяем.
Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, называя местоимения. Дети составляют предложение с местоимением. При необходимости педагог подсказывает второе слово, ребёнок повторяет предложение правильно.
Лексический материал.
Я – … Я собираю овощи.
Ты – … Ты собираешь овощи.
Он – … Он собирает овощи.
Мы – … Мы собираем овощи.
Вы – … Вы собираете овощи.
Они – … Они собирают овощи.
— Замечательно, дети! Слово изменяли, по-новому предложение сказали.
Ситуация общения «Писатели об овощах»
(с детьми 5 – 7 лет).
Задачи. Формировать умение детей распространять предложения с помощью определений. Поддерживать интерес детей к овощам.
Разговор.
— Дети, кто такие писатели? (ответы детей).
— Писатель – это человек, который рассказывает о разных событиях, делиться своими мыслями с читателями. А помогают ему в этом слова. Мы с вами сегодня писатели. Придумываем красивые слова, чтобы наш рассказ был интересным.
Рассказ. Мы собрали помидоры и положили их в миску.
Ø К слову «помидоры» какие красивые слова мы придумаем? (Красные, жёлтые, спелые, сочные, большие, сладкие…). Педагог называет слова, которые не назвали дети.
Ø К слову «миска» подберём красивые слова? (Большая, пластмассовая, зелёная …). Педагог называет несколько своих слов.
— Рассказ наш украшаем, красивые слова добавляем. Например. Мы собрали изумительные помидоры и положили их в фарфоровую миску.
— Дети, повторите, пожалуйста, наш рассказ: Мы собрали помидоры и положили их в миску. Но не забудьте украсить рассказ красивыми словами.
Дети произносят распространённые предложения. Педагог контролирует, чтобы дети не повторяли предыдущие предложения, а использовали свои определения.
— Замечательно! Вы превосходно справились с этим заданием.
Дидактическая игра «Какой овощ лишний?»
(с детьми 5 – 7 лет).
(Индивидуально или подгруппа детей до 7 человек).
Задачи. Формировать умение детей строить сложноподчинённые предложения с союзом «потому что». Развивать логическое мышление детей, умение анализировать и обобщать. Поддерживать интерес детей к овощам.
Материал к деятельности: Картина «Овощи».
Игра.
— Дети, в игру играем, лишний овощ определяем.
Игровые правила.
Ø Внимательно смотрите, овощи мысленно назовите.
Ø Лишний овощ быстро определяйте.
Ø Полным предложением отвечайте.
Ø Почему овощ лишний всем объясняйте.
— Например, помидор, перец, огурец, морковь. Лишний огурец, потому что он зелёный. Дети, отвечает тот, на кого я рукой покажу. Внимание! Игра начинается.






