Лексический материал

Приставка пере-… перекопали.

Приставка за-… закопали.

Приставка вы-… выкопали.

Приставка на-… накопали.

Приставка от-… откопали.

— Удивительно! Вместе с приставками слово «копали» по-новому зазвучало, новым смыслом наполнилось. Огород перекопали, весной семенной картофеля закопали, осенью картофель выкопали. Много картофеля накопали. А ещё мы клад искали, и его откопали.

— Дети, приставки пристали к слову «льём».  Слово с приставкой назовите, новый смысл слову подарите. (Переливаем, заливаем, выливаем, наливаем, отливаем, поливаем, доливаем).

Педагог называет слова, которые не назвали дети.

— Превосходно, дети! Приставки к слову правильно подобрали, слова новые сочиняли.

Речевая игра «Я, ты, он, она, изменяем мы слова – овощи»

(с детьми 5 – 7 лет).

(Индивидуально или подгруппа детей до 6 человек).

Задачи. Упражнять детей в изменение глаголов по лицам, в согласование слов в предложение. Поддерживать интерес детей к овощам.

Игровой материал: волшебный цветок (флажок).

Игра.  

— Дети, в игру «Я, ты, он, она…» играем, слова изменяем.

Игровые правила:

Ø Цветок даю, слово назову.

Ø Задание выполняй.

Ø Цветок ведущему возвращай.

— Дети, предложение «Собирать овощи». Новое слово добавляем, слово «собирать» изменяем.

Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, называя местоимения. Дети составляют предложение с местоимением. При необходимости педагог подсказывает второе слово, ребёнок повторяет предложение правильно.

Лексический материал.

Я – … Я собираю овощи.

Ты – … Ты собираешь овощи.

Он – … Он собирает овощи.

Мы – … Мы собираем овощи.

Вы – … Вы собираете овощи.

Они – … Они собирают овощи.

 

— Замечательно, дети! Слово изменяли, по-новому предложение сказали.

Ситуация общения «Писатели об овощах»

(с детьми 5 – 7 лет).

Задачи. Формировать умение детей распространять предложения с помощью определений. Поддерживать интерес детей к овощам.

Разговор.

— Дети, кто такие писатели? (ответы детей).

— Писатель – это человек, который рассказывает о разных событиях, делиться своими мыслями с читателями. А помогают ему в этом слова. Мы с вами сегодня писатели. Придумываем красивые слова, чтобы наш рассказ был интересным.

    Рассказ. Мы собрали помидоры и положили их в миску.

Ø К слову «помидоры» какие красивые слова мы придумаем? (Красные, жёлтые, спелые, сочные, большие, сладкие…). Педагог называет слова, которые не назвали дети.

Ø К слову «миска» подберём красивые слова? (Большая, пластмассовая, зелёная …). Педагог называет несколько своих слов.

— Рассказ наш украшаем, красивые слова добавляем. Например. Мы собрали изумительные помидоры и положили их в фарфоровую миску.

— Дети, повторите, пожалуйста, наш рассказ: Мы собрали помидоры и положили их в миску. Но не забудьте украсить рассказ красивыми словами.

    Дети произносят распространённые предложения. Педагог контролирует, чтобы дети не повторяли предыдущие предложения, а использовали свои определения.

— Замечательно! Вы превосходно справились с этим заданием.

Дидактическая игра «Какой овощ лишний?»

(с детьми 5 – 7 лет).

(Индивидуально или подгруппа детей до 7 человек).

Задачи. Формировать умение детей строить сложноподчинённые предложения с союзом «потому что». Развивать логическое мышление детей, умение анализировать и обобщать. Поддерживать интерес детей к овощам.

Материал к деятельности: Картина «Овощи».

Игра.  

— Дети, в игру играем, лишний овощ определяем.

Игровые правила.

Ø Внимательно смотрите, овощи мысленно назовите.

Ø Лишний овощ быстро определяйте.

Ø Полным предложением отвечайте.

Ø Почему овощ лишний всем объясняйте.

— Например, помидор, перец, огурец, морковь. Лишний огурец, потому что он зелёный. Дети, отвечает тот, на кого я рукой покажу. Внимание! Игра начинается.




double arrow
Сейчас читают про: