Реформирование вооруженных сил

При рассмотрении возможностей увеличения участия женщин в рамках военной реформы, принято выделять следующие аспекты: 1) представительство женщин в кадровом составе институтов сектора обороны на уровне принятия решений, 2) формирование программ РДР с учетом гендерной специфики, 3) проверка кадрового состава вооруженных сил и служб безопасности на предмет причастности к сексуальному насилию и иным нарушениям международного гуманитарного права и законодательства по правам человека.

Очень важно ликвидировать барьеры к доступу женщин на должности высшего командного состава. Результаты исследования сил НАТО, проведенного в 2000 году, показали, что 70% женщин-военнослужащих были сосредоточены во вспомогательных службах.[75]

Необходимо предоставление женщинам необходимых возможностей получения образования и подготовки, после которых они могут претендовать на продвижение по службе. НПД Уганды по выполнению РСБ ООН № 1325 и № 1820 предусматривает организацию специальных курсов по подготовке руководящих кадров из числа женщин-военнослужащих и по обучению женщин другим профессиональным навыкам в рамках учебных программ для военнослужащих. Установление таких критериев продвижения по службе, которые учитывают личные навыки женщин, полезные для повышения эффективности вооруженных сил, контрольных цифр по присвоению женщинам очередных званий также способствует увеличению "карьерной мобильности".

Как уже было сказано ранее, разоружение, демобилизация и реинтеграция взаимносвязаны с гендерным вопросом, и также могут быть рассмотрены в качестве начального этапа РСБ.[76]

В рамках осуществления программ «разоружения демобилизации и интеграции» следует обратить внимание на следующие меры:

1) Мирные соглашения должны признавать все различные виды отношений, которыми женщины и девушки были связаны с вооруженными группами, и рассматривать соответствующих лиц как имеющих наравне с бывшими комбатантами мужского и женского пола право на получение льгот в рамках программ РДР. 2) Необходимо также учитывать потребности женщин – зависимых членов семей. 3) Женщин необходимо включать во все уровни и этапы процессов РДР, причем необходимо требовать, чтобы оценка потребностей проводилась с использованием модели, предусматривающей участие всех заинтересованных сторон. 4) Для получения четкого представления обо всех бывших комбатантах, зависимых членах семей и других лицах, связанных с вооруженными группами, сбор данных необходимо организовать с разбивкой по представителям разного пола. 5) Во всех этапах разработки программ РДР должны принимать участие эксперты по гендерным вопросам, следует, чтобы весь остальной персонал РДР прошел обучение по гендерным проблемам и умел осуществлять планирование, реализацию и оценку таких программ с учетом гендерной специфики. 6) Процесс проверки женщин на пунктах демобилизации становится более доступным и приемлемым для проверяемых, если такую проверку осуществляют сотрудники женского пола. 7) Лагеря РДР, организованные без учета гендерной специфики (например, не предусматривающие раздельных мест для проживания мужчин и женщин) и не обеспеченные надлежащим полицейским надзором силами прошедших гендерное обучение полицейских, могут стать местом совершения сексуального насилия. 8) Опыт реализации программ по разоружению и демобилизации в соответствии с мандатом ООН в Сьерра-Леоне демонстрирует следующее:формальное включение женщин в программы не обеспечивает их реального вовлечения по ряду причин.[77] В числе таких причин может быть их опасение за собственную безопасность в виду присутствия в лагерях значительного количества бывших комбатантов-мужчин или социальная стигматизация женщин, связанных с вооруженными группами. Необходимо, чтобы программы РДР учитывали эти проблемы женщин и осуществляли прямой контакт с женщинами, которые были комбатантами или выполняли в вооруженных группах вспомогательные функции. Важную помощь в плане убеждения женщин принять участие в программах РДР могут оказать женские организации. 9) Поддержка формирования женских групп и сетей способствует расширению прав и возможностей женщин, их организации, а также предоставляет женщинам, проходящим процесс РДР, площадку для обмена опытом и мнениями. 10) Следует, чтобы программы РДР предусматривали механизмы проверки на причастность бывших комбатантов к нарушениям прав человека (см. ниже) во избежание безнаказанности за случаи серьезных нарушений. 11) Для оценки последствий программ РДР следует применять качественные и количественные индикаторы, причем такой анализ следует проводить в течение длительного периода.

Резолюция № 1888 указывает на необходимость проверки на причастность к преступлениям, связанным с сексуальным насилием или с другими нарушениями международного гуманитарного права или законодательства о правах человека необходима по ряду причин: защита гражданских лиц и сотрудников служб безопасности от тех, кто может воспользоваться своими полномочиями для совершения правонарушений; обеспечение доверия к службам безопасности со стороны населения; предотвращение безнаказанности сексуального насилия и других злоупотреблений.

При планировании программы проверки на причастность к актам сексуального насилия и другим нарушениям международного гуманитарного права и законодательства о правах человека нужно иметь в виду следующее:[78] 1) В соответствии с международными нормами, в основе проверки должна лежать оценка поведения данного лица, а не факт его принадлежности к той или иной группе или институту. Образцом в этом отношении может служить документ Управления Верховного комиссара по правам человека «Инструменты обеспечения господства права в постконфликтных государствах. Проверка: основа для практической деятельности»[79] (Rule-of-Law Tools for Post-Conflict States, Vetting: an Operational Framework). 2) Данный процесс должен быть прозрачным, с обнародованием информации и с возможностью для населения предоставлять информацию и собственные отклики. Поскольку уровень неграмотности среди женщин нередко выше, чем среди мужчин, а доступ женщин к средствам массовой информации – ниже, следует, чтобы информационные кампании применяли альтернативные методы (в том числе на уровне общин), обеспечивая доведение информации до женщин. 3) Важными источниками информации могут быть женские общинные организации, поскольку они могут много знать об отдельных членах общин. 4) Программа направлена на обеспечение  конфиденциальности и защиту всех лиц, сообщающих о предполагаемых злоупотреблениях. Защита сведений о личности информантов, особенно если речь идет о сексуальном насилии, имеет первостепенное значение для успеха процесса проверки. В ряде случаев правонарушители избежали проверки из-за боязни мести с их стороны и из-за отсутствия надежных механизмов защиты свидетелей. Важным компонентом гарантии конфиденциальности является обеспечение безопасного хранения информации и обращения с ней. Программы и институты, которые работают с жертвами сексуального насилия, могут облегчить доступ к информации о лицах, виновных в НГП, и обмен такой информацией. 5) Жертв сексуального насилия и других злоупотреблений следует направлять для получения помощи в службы поддержки и в медицинские учреждения. 6) Мониторингом процесса проверки является задачей независимых наблюдателей. 7) Процесс проверки следует увязывать с мерами правосудия переходного периода (там, где они осуществляются), такими как программы установления истины и выплаты компенсаций. 8) Проверка представляет собой лишь один аспект институциональной реформы, составляющий часть более широкого контекста эффективной и легитимной стратегии реформ. К другим аспектам относится разработка механизмов внутренней подотчетности, внешнего надзора, а также подготовки по вопросам гендера и прав человека. Важную роль в обеспечении, чтобы иностранные службы безопасности выполняли эффективную проверку на предмет причастности к сексуальному насилию и другим правонарушениям, могут играть донорские организации. Осуществление таких мер можно включить в НПД стран-доноров по выполнению РСБ ООН No 1325 и 1820. Например, Конгресс США запрещает финансирование программ обучения или оснащения иностранных сил безопасности, если у Государственного департамента США имеется достоверная информация о совершении этими силами грубых нарушений прав человека. В соответствии с этим запретом сотрудники Госдепа США и Министерства обороны обязаны провести проверку предлагаемых подразделений-получателей через базу данных, в которую входят достоверные отчеты о нарушениях прав человека[80]. Силам безопасности стран, находящихся в состоянии конфликта или выходящих из него, которые не провели проверку своих сотрудников на предмет причастности к сексуальному насилию и другим нарушениям гуманитарного права и законодательства о правах человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: