Несмотря на то, что системы РСБ и правосудия принято рассматривать отдельно друг от друга, в постконфликтных ситуациях их элементы постоянно взаимодействуют. Все четыре упомянутые резолюции о женщинах, мире и безопасности предусматривают ряд конкретных обязательств и руководящих принципов по реализации реформы системы правосудия в отношении: мер, направленных на социальную и правовую защиту женщин; стратегий по обеспечению потребностей женщин и девушек, включая доступ к правосудию, исходя из гендерной специфики, уголовного преследования лиц, виновных в совершении насилия в отношении женщин и девушек во врмя МВК, актов геноцида, преступлений против человечности, военных преступлений Улучшению ситуации способствуют меры по учету гендерной специфики в реформе системы правосудия, осуществление конституционной реформы, ратификация международных и региональных документов, включапя КЛЖД и упомянутые ранее 4 резолюции, осуществление конституционной реформы в целях закрепления уважения к правам человека и гражданина, меры по увеличению присутствия женщин в системе правосудия, запрещение любых форм дискриминации со стороны работников судебной системы, преодоление правовой неграмотности, проведение мероприятий с целью информирования населения, оказание бесплатной юридической помощи, уголовное преследование не только международных преступлений, совершенных в отношении женщин во время вооруженных конфликтов, но и всех форм насилия в отношении женщин. Уполномоченными на осуществление правосудия могут быть не только государства, на территории которых были совершены преступления, но и международное сообщество, государства, на территории которых преступники проживают. Например, один из судов Канады приговорил виновного в изнасиловании во время геноцида 1994 года гражданина Руанды, проживавшего в Канаде.[88]
Когда преступление уже совершено, и превентивные меры бесполезны, возникает необходимость реабилитации жертв насилия. Очень важными инструментами данной политики могут стать публичные кампании в защиту прав женщин, обеспечение мер безопасности и конфиденциальности информации для жертв насилия, специализированное обучение сотрудников судебной системы, миротворческих миссий методам практики в отношении женщин, пострадавших от насилия, соответствие практики расследований международно-правовым стандартам и нормам. Психологическая и медицинская помощь также должны быть приняты во внимание. Особое место составляет так называемое “разрушение табу”: многие женщины, ввиду массовой стигматизации в обществе, скрывают факты совершенного над ними насилия, что затрудняет работу следственных органов. Неправительственная организация «Medica Kosova» ставит целью разрушить табу на освещение фактов сексуального насилия, совершавшегося в период войны в Косово, используя для этого такие меры, как информационные кампании, публикации в СМИ, радио- и телевизионные программы, в которых рассказывается о положении женщин, изнасилованных во время войны. Кроме того, НПО «Medica Kosova» вместе с другими организациями, входящими в Сеть женщин Косово, добивается создания фонда компенсаций для жертв изнасилований во время войны в Косово.[89]






