План действий в военное время и в период введения чрезвычайного положения

Совет Безопасности прежде всего, уделяет пристальное внимание ситуациям вооруженного конфликта (активной фазы). Все 4 рассмотренные резолюции имеют целью обеспечение всех форм защиты гражданского населения от всех форм насилия, а также следование всем нормам международного права.

Вопрос обеспечения и защиты прав гражданского населения в вооруженных конфликтах имеет довольно длительную историю. Женевские и Парижские конвенции нацелены на регулирование методов ведения войн, а Международный Комитет Красного Креста проводит специальное обучение сотрудников. ООН, как «глобальный гарант мира и безопасности» играет ключевую роль в данном процессе.

Причинами эскалации насилия в вооруженных конфликтах могут служитьдисциплина и коррупция, иногда – злоупотребление алкоголем, наркотиками, стремление к наживе путем грабежа и попытка сломить сопротивление гражданского населения.[90] Однако, насилие так же может являться методом доминирования, элементом борьбы за выживание, актом политического подчинения, может быть мотивировано желанием отомстить.[91]

Также представляется важным отметить проблемуконтроля за соблюдением норм международного права со стороны негосударственных акторов. Опыт миротворческих операций ООН показывает, что для работы с группами вооруженной оппозиции и с негосудар- ственными субъектами необходимо осуществить адаптацию конкретных стратегий убеждения и разубеждения, разрабатываемых специально с учетом особенностей культуры и системы верований данной группы.[92] Например, в ДРК на мирной конференции в ГОМА в 2008 году 22 вооруженных группировки приняли на себя обязательства о прекращении насилия в отношении гражданского населения; в Кот-д’Ивуаре в 2009 году коалиция «Новые силы» приняла НПД по борьбе с сексуальным насилием, а также выработала систему мониторинга (МИО).

Иногда необходимость целевого реагирования на проявления сексуального насилия отражается в военных доктринах. Например, в настоящее время доктрина НАТО требует, чтобы при планировании, осуществлении и анализе операций войска рассматривали вопрос о том, следует ли принимать меры для защиты женщин и девушек от сексуального насилия. Вместе с тем, в национальных армиях отсутствует надлежащая доктрина или основанная на отработке учебных сценариев подготовка, направленная на предупреждение сексуального насилия, в результате чего они могут быть не готовы предпринимать соответствующие действия в условиях проведения реальных операций.[93]

Многие меры предотвращения насилия были выработаны в лагерях для беженцев.[94] Это такие действия, как: установка освещения в опасных местах, отдельных санитарно-гигиенических объектов для женщин и мужчин, стратегическое размещение объектов пользования уязвимыми группами лиц, выкашивание травы вдоль маршрутов, по которым передвигаются женщины, информирование женщин о средствах самозащиты, предоставление им средств самозащиты, использование помощи лидеров общин, формирование «соседских дружин», либо патрулирование территории военнослужащими и сопровождение женщин отрядами миротворцев при выполнении ими мирных работ. Например, подобные патрули весьма успешно защищали гражданское население при заготовке дров в Дарфуре в 2008-2009 гг.[95] «В соответствии с нормами прав человека, полномочия военных трибуналов следует ограничивать исключительно воен- ными правонарушениями, совершаемыми военнослужащими, и не распространять их на нарушения прав человека, в том числе на преступления сексуального характера, которые должны подлежать лишь юрисдикции обычных уголовных судов. В странах, где преступления сексуального характера, совершенные военнослужащими, относятся к юрисдикции военных судов, военным трибуналам в основном не удается провести расследование и обеспечить уголовное преследование виновных», - согласно докладу Генерального Секретаря ООН от 2008 года.[96]

По примеру ООН, НАТО приняла руководящие принципы для расследования заявлений о случаях сексуального насилия (и о других нарушениях кодекса поведения) со стороны военнослужащих. В том числе они устанавливают: 1) Предельный срок для назначения следователя по проведению предварительного расследования/установления фактов. 2) Цепь инстанций для представления отчетов о результатах предварительного расследования. 3) Ответственных за передачу результатов предварительного расследования соответствующему национальному органу власти для принятия надлежащих дисциплинарных мер. 4) Порядок представления отчетности об окончательном решении по делу о совершении насилия.[97]

Как и в ООН, в НАТО предусматривается, что дисциплинарные меры против собственных военнослужащих должны принимать соответствующие государства-члены организации. Введение для вооруженных четких инструкций о порядке реагирования на заявления о насилии, допущенном их личным составом в отношении гражданских лиц, включая осуществление тщательного расследования и, при необходимости, уголовного преследования.[98]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: