double arrow

Лизинг в развитых странах мира.


Развитие лизинга в России требует не только обобщения теории и практики, накопленной в различных регионах страны, но и всестороннего анализа форм и методов организации лизинговой деятельности в зарубежных странах и особенно промышленно развитых. Потребность в этом в настоящее время возрастает еще и потому, что многие десятилетия издаваемой в нашей стране литературе проблемы аренды лизинга не освещались вообще.

Анализ мирового опыта показывает что в последние годы лизинговые операции стали неотъемлемой частью стабилизации и развития экономики во многих странах. Темпы прироста объема лизинга в них значительно превышает темпы прироста частных капиталовложений в производство машин оборудования. Лизинг широко используется при сбыте продукции как на внутреннем, так и на внешних рынках. В 2000 г. в мире в форме лизинга было профинансировано сделок с новым оборудованием, машинами и механизмами на сумму свыше 400 млрд. долл. США, что равняется по величине прямым иностранным инвестициям. Кроме автомобилей, гражданских самолетов и морских судов, предметами международного лизинга часто становятся строительное оборудование, вычислительная техника, станки и оборудование.

В настоящее время 25—30% инвестиций в развитых странах приходится на лизинговые операции, около 80% новых видов продукции производится на оборудовании, взятом в аренду.

Современный мировой рынок лизинговых услуг сосредоточен в мировых экономических центрах: США, Западной Европе и Японии, на долю которых приходится примерно 93% объема лизинговых сделок в мире.

Динамично лизинг развивается также в Гонконге, Индонезии, Тайване, Сингапуре и особенно в Южной Корее, которая вышла на пятое место в мировой классификации.

Но лизинговое законодательство во многих странах имеет существенные различия. Так, французская модель лизинга с опционом покупки оборудования в конце контракта в Англии считается не лизинговой сделкой, а арендой-продажей. В США опцион также не считается обязательным условием лизинга. Роль опциона на покупку при лизинге вообще имеет прямо противоположные оценки: от признания его необходимой и неотъемлемой части лизинга до полного отрицания положительного значения в лизинговых операциях.




Например, бельгийское, французское и итальянское законодательство рассматривает опцион на покупку как один из обязательных элементов лизингового договора.

Нет единства и в правилах бухгалтерского учета лизингуемого имущества. Англосаксонская система бухгалтерского учета предусматривает отражение объекта лизинга на балансе арендатора, а по нормам, действующим во Франции и некоторых других странах, он учитывается на балансе лизинговой компании.

До настоящего времени в мировой практике не установилась даже единая трактовка самого понятия лизинга. Причем чем это связано не только с использованием различных терминов для описания лизинговых операций (кредит-аренда Франции, финансовая аренда в Бельгии и т. д.), но и с правовыми и экономическими особенностями. Более того, во многих странах (в том числе в США) отсутствует специальное законодательство, регулирующее лизинговые сделки, а отношения, вытекающие из договора лизинга, регулируют общими положениями гражданского и торгового права, с определяющими отношения сторон при передаче имущества во временное пользование, налоговым законодательством, в котором регламентированы амортизационные и налоговые льготы и порядок бухгалтерского учета. Главную роль в этих странах играет лизинговая и судебная практика.

В некоторых странах, в частности Франции, Бельгии, Испании, существует специальное лизинговое законодательство. В нормативных актах этих странах дается определение лизинга, перечисляются признаки, наличие которых свидететельствует о заключении договора финансового лизинга (финансовой аренды), формулируются требования, которым должен отвечать лизингодатель, а также соотношение между сроком лизинга и нормативным сроком службы имущества, регламентируются отношения между лизингодателем, лизингополучателем и продавцом имущества[32].



Причем независимо от наличия или отсутствия специального правового обеспечения лизинга экономические и юридические понятия сущности финансового и оперативного лизинга ставятся на первое место по сравнению с используемыми методами бухгалтерского учета.

Обобщение практики регулирования лизинговых отношений в зарубежных странах позволяет выделить три уровня правового обеспечения:

— страны, имеющие специальные законы, регулирующие лизинговые сделки (Франция, Бельгия, Италия и др.);

— страны, имеющие специальные законодательные акты Англия, Австралия);

— страны, не имеющие специальных законов и подзаконных актов (США, Германия).

В специальных законах стран первой группы сочетается стремление к регулированию всего комплекса трехсторонних отношений, возникающих при лизинге, с отсутствием подробной регламентации многих важных вопросов. В соответствии с этими актами в лизинговом соглашении на трехсторонней основе обязательно указывается, что оборудование приобретается с целью последующей сдачи в аренду и что оно может использоваться только производственных целях, а также ограничиваются условия о праве на покупку и цена, по которой оборудование приобретается после окончания срока договора. Вместе с тем в этих странах вопросы риска и возникновения ответственности решаются общими нормами гражданского и торгового права.

Во второй группе стран правовое регулирование лизинга осуществляется исходя из двух принципов — в зависимости от стоимости имущества, передаваемого во временное пользование, и в зависимости от субъектов лизингового соглашения. Например, в законодательной практике Англии при условии, что стоимость объекта лизинга не превышает 2000 фунтов стерлингов, а пользователем является юридическое лицо, применяются нормы Закона об аренде-продаже 1965 г.

Для третьей группы стран характерно право США, где отсутствие специального законодательства не препятствует развитию лизинга. Это объясняется тем, что до недавнего времени в США главным побудительным мотивом обращения лизингу выступали амортизационные налоговые льготы.

Они, в свою очередь, регламентировались в законодательных актах по вопросам налогообложения. В странах этой группы применительно к лизинговым сделкам также широко пользуются общие положения гражданского и торгового права.

По-разному решается во многих странах и вопрос и субъектах лизинговых отношений. Так, во Франции лизинговые сделки могут осуществлять банки и связанные с ними специализированные финансовые организации, а в США запрещено коммерческим банкам выполнять определенные виды финансовых услуг. Лизинговые компании обычно отделены от банков. Интересная тенденция отмечается в США: в последние годы ХХ в. в лизинге стали принимать участие и пенсионные фонды, что объясняется увеличением их роли в системе кредитно-финансовых учреждений, что в некоторых случаях приводит к вытеснению ими страховых компаний. В Бельгии заниматься лизингом могут только организации, получившие специальное разрешение Министерства экономики. В Италии лизингодатель должен иметь определенный размер капитала. В США получили распространение четыре вида лизинговых компаний: — банки или их отделения;

— специализированные отделения по лизингу фирм-— производителей техники; — независимые лизинговые фирмы;

— другие организации (страховые, брокерские, инвестиционные и др.).

Активное внедрение банков в сферу лизингового бизнеса определяется рядом условий:

— практически во всех странах банкам было разрешено сдавать в лизинг имущество, т. е. выступать в роли непосредственных арендодателей. В результате, когда на рубеже 60— 70-х гг. у компаний возникла острая нехватка ликвидных средств, банки не замедлили воспользоваться этим правом и стали сдавать в лизинг оборудование;

— законодательство ряда стран запрещает банкам предоставлять кредиты одному заемщику в размере, превышающем 10% их уставного капитала, в то время как на лизинг подобные ограничения не распространяются;

— поскольку лизинговые операции представляют собой по форме варианты кредитования и в ряде случаев их основным содержанием является финансирование (в первую очередь, финансовый лизинг), банки становятся необходимым участником в организации и выполнении лизинговых проектов. Сегодня уже ни одна достаточно крупная операция не обходится без непосредственного участия банка.

Одной из причин быстрого развития лизинга в США являлись налоговые льготы: ускоренная амортизация и инвестиционная налоговая льгота (до 10% стоимости новых инвестиций вычиталось из суммы налога). Например: расходы покупке оборудования — 100 000 долл., инвестиционная льгота — 10%, 10 000 вычтут из суммы налога. Но право на налоговые льготы возникало только тогда, когда договор соответствовал правилам, устанавливаемым для аренды Управлением внутренних доходов Министерства финансов США

— продолжительность лизинга должна быть меньше лет;

— в конце срока лизинга объект должен иметь остаточную стоимость не менее 20% его первоначальной стоимости

— период лизинга не превышает 75% срока службы оборудования;

— минимальные инвестиции лизингодателем в объект лизинга должны быть не менее 20% его стоимости;

— лизингополучатель не может инвестировать в объект лизинга, кроме отдельных улучшений;

— лизинг не должен предусматривать график платеж где они вначале будут больше, а затем меньше. Это было свидетельством того, что лизинг используется как средство уйти от налога;

— лизингодатель должен рассчитывать на получение прибыли по лизингу независимо от налоговых льгот;

— возможность продления лизинга должна учитывать нормальную рыночную стоимость оборудования.

Если лизинговый контракт не соответствует этим стандартам, то при определении финансового лизинга исходят из его толкования судами, которые применяют критерий "выгоды и бремя права собственности". Суды обычно считают важными следующие факты:

• форма соглашения — лизинг;

• помимо налоговых льгот лизинг имеет коммерческую цель;

• лизингополучатель обладает правомочиями собственника в части рисков потерь и получения доходов.

Поскольку лизинг предоставляет сторонам существенные налоговые льготы, то фискальные органы в первую очередь определяют, не является ли он замаскированной куплей-продажей, которой стороны придали форму договора лизинга лишь для того, чтобы воспользоваться этими льготами. При этом практика опирается на ряд нормативных актов. Служба внутренних доходов США периодически публикует правила, в которых регулируются те или иные вопросы лизинга, в них излагаются основные критерии для проведения различий между договором лизинга и договором условной купли-продажи.

Договор заключается как лизинговый в целях льготного налогообложения (и лизинговая компания рассматривается как собственник имущества), если арендодатель не эксплуатирует имущество в течение практически всего срока его службы. На практике основная часть судебных дел, в которых "оговор не был признан лизинговым, касается тех договоров, где имущество использовалось в течение почти всего экономического срока его службы.

Договор рассматривается как купля-продажа, если в нем предусмотрен обязательный переход права собственника к арендатору.

Договор не будет рассматриваться как договор лизинга, если периодические платежи значительно превышают существующие справедливые ставки платежей за временное пользование данным видом имущества. За точку отсчета берутся в этом случае платежи по договору, который, без сомнения, является лизинговым. Предпосылкой для принятия такого критерия явился тот факт, что при условной продаже продавец, как правило, быстрее возвращает себе стоимость имущества и получает прибыль, нежели лизинговые компании. Поэтому завышенные периодические платежи могут свидетельствовать о том, что заключен договор условной купли-продажи, а не лизинга. Если цена опциона на покупку является низкой по сравнению с остальными платежами, то договор также квалифицируется как купля-продажа.

Большое число договоров лизинга, заключаемых в США, содержат оговорку о праве арендатора купить используемое им имущество по окончании срока договора. Однако для того, чтобы лизинг был действительным, цена, которую обязан уплатить арендатор за имущество, должна равняться цене, по которой арендодатель продал бы это имущество любому лицу (т. е. должна быть "справедливой рыночной ценой").

Наиболее распространенным в США является лизинг автотранспортных средств, который осуществляется в открытой и закрытой форме. Открытый лизинг имеет следующие признаки:

• срок лизинга — 24—36 месяцев;

• лизингополучатель принимает на себя: — риск утраты или повреждения взятого в лизинг транспортного средства;

— страхование автомобиля в пользу лизингодателя выгодоприобретателя;

— ответственность по ремонту и поддержанию автомобиля в рабочем состоянии;

— обязательство выплачивать ежемесячно лизинговые платежи;

• лизингополучатель не имеет преимущественного права на приобретение автомобиля по окончании договора лизинга.

После окончания срока открытого лизинга возможно одно из его четырех событий:

• лизингополучатель гасит остаток стоимости и получает автомобиль в собственность;

• автомобиль предлагается дилеру, у которого он приобретался;

• лизингодатель продает транспортное средство по оптовой цене;

• если возможно, вновь передает автомобиль в лизинг.

• если возможно, вновь передает автомобиль в лизинг.

Закрытый лизинг отличается от открытого одной важной деталью: лизингополучатель не гарантирует остаточную стоимость арендованного транспортного средства в конце срока лизинга, лизингодатель допускает этот риск.

В Бельгии:

— имущество должно использоваться арендатором только в профессиональных целях;

— имущество должно быть приобретено арендодателем целях его последующего лизинга и соответствовать требованиям будущего арендатора;

— срок лизинга не должен превышать срок эксплуатации имущества;

— устанавливается такой размер арендной платы, который бы позволил арендодателю окупить затраты арендованного имущества в течение срока действия контракта;

— в контракте должно быть предусмотрено право арендатора стать собственником арендуемого имущества по окончании срока лизинга за согласованную в договоре цену, соответствующую остаточной стоимости имущества.

В Англии контракт считается лизинговым, если:

 — он заключен на срок, составляющий не менее 75% от срока эксплуатации имущества;

— в нем предусмотрена полная (или существенная) выплата стоимости имущества в течение срока действия контракта; — в нем предусмотрена возможность возобновления лизинга - на льготных условиях (по сравнению с кредитом в банке).

В Австрии:

— основной срок лизингового контракта составляет 40—80% от экономического срока службы имущества;

— стоимость опциона на покупку должна соотноситься со стоимостью имущества на момент реализации опциона;

— периодические платежи на срок продолжения договора лизинга (если такое происходит) должны быть номинальными;

— если предметом лизингового контракта является специальное имущество, необходимое только пользователю, то экономическим собственником такого имущества считается пользователь.

В Великобритании лизинг сильно развился только после 1970 г., т.е. после введения налоговых льгот. Компании могли вычитать 100% инвестиций из налогооблагаемой прибыли в году, в котором они производились. Эти льготы были только для компаний с большой доходность, но были доступны и арендаторам. Компания могла воспользоваться налоговыми льготами только в конце года.

Лизинговые компании в Великобритании облагаются следующими налогами:

налог на прибыль корпораций (прогрессивный в размере 35% с прибыли 500 тыс. фунтов стерлингов и выше и минимальный в размере 25% с прибыли в 100 тыс. фунтов стерлингов и ниже), который распространяется на прибыль с прироста капитала;

— налог на капитал (обычно в размере 1%; взыскивается с суммы, вырученной компаниями с ограниченной ответственностью от выпуска акций);

— налог на добавочную стоимость (его стандартная ставка равна 15%);

— местные налоги (преимущественно на недвижимость). Английские компании или филиалы иностранных компаний на территории Великобритании являются объектом подоходного налога с юридических лиц в отношении их чистого дохода и реализованного прироста капитала. Компании имеют право самостоятельно определять отчетный период (который может превышать 12 месяцев), заканчивающийся в любое время в течение года. А подоходный налог уплачивается в течение девяти месяцев после окончания отчетного периода. Лизинговые компании могут иногда вести учет на текущей основе, а не по принципу наращивания (начисления). Исходя из правил налогообложения используются следующие условия (если иное не предусмотрено в контракте):

а) международные лизинговые операции осуществляются компанией (или группой компаний, образующих товарищество), подпадают под налогообложение Великобритании, а не другой страны — участника лизинговой сделки;

б) компания осуществляет "торговлю" лизингом, т. е. компания, предоставляющая оборудование в аренду на постоянной основе, похожа на торговую компанию;

в) лизингополучатель, использующий арендованные активы, облагается налогами в соответствии с законодательством Великобритании.

Обложение налогами при лизинге без права покупки и при лизинге с правом покупки производится следующим образом.

Лизинговая сделка (контрактный наем) без права покупки: — лизингодатель имеет право на налоговые скидки на стоимость актива и принимает во внимание при подсчете налогооблагаемой прибыли полную стоимость лизинговых платежей в качестве торговых поступлений в том отчетном периоде, к которому они относятся (или, в некоторых случаях, когда они получены);

— лизингополучатель имеет право вычесть полную стоимость арендных платежей. Лизинг с правом покупки объекта: — лизингополучатель имеет право покупки объекта номинальной сумме в конце оговоренного периода. Плате арендатора состоят из двух элементов:

— капитальные затраты — плата за приобретение объекта (за право его приобретения) часто равна покупной цене лизингодателя;

— финансовые расходы — сумма процентов, а точнее это лизинговые платежи за наем объекта до осуществления права покупки.

Лизингодатель не имеет права на налоговые скидки в отношении арендованного объекта, а также при определении налогооблагаемой прибыли принимает во внимание финансовый элемент платежей арендатора в качестве торговых поступлений в том отчетном периоде, к которому они относятся. Капитальные затраты будут облагаться налогами, только если они превосходят затраты лизингодателя.

Лизингополучатель имеет право на налоговые скидки в отношении капитального элемента платежей, как если все капитальные расходы были понесены вначале — часто в эквиваленте стоимости актива, а также имеет право на вычет финансового элемента при подсчете налогооблагаемой прибыли за весь период действия соглашения.

При прямом лизинге право на налоговые скидки им лизингодатель, а при лизинге с правом покупки объекта право на налоговые скидки имеет лизингополучатель.

При лизинге машин и оборудования предусмотрены определенные скидки (до 25% стоимости оборудования), которые списываются ежегодно на амортизацию на основе метода снижающего остатка.

Основное правило состоит в том, что лицо может списать скидки на машины и оборудование там, где оно ведет торговлю (или осуществляет другие виды деятельности) понесло расходы капитального характера для приобретения машин и оборудования для целей торговли.

В течение первого года лизинговые платежи не облагаются налогами. Особенно это выгодно для лизинга в электронной промышленности. Компания может воспользоваться налоговыми льготами только в конце отчетного года. Поэтому если она производила инвестиции в начале года, то ей приводилось ждать некоторое время до получения выгод от этих льгот. Но если компания продавала оборудование лизинговой компании и затем брала его в аренду, то косвенные льготы получали быстрее, так как можно указывать разное окончание года. Для этого лизинговые компании открывают филиалы с разным окончанием финансового года.

Большинство лизингодателей оборудования приобретают для сдачи в лизинг транспортные средства; компьютеры и другую офисную оргтехнику, офисную мебель; краны и другое строительное оборудование.

В Германии определяющим при налогообложении лизингового имущества является экономический подход:

 — в случаях финансового лизинга налоги за имущество обычно платит арендатор, если нормальный срок его использования значительно больше основного времени аренды, и арендатор имеет право на его продление и опцион, при реализации которого он должен уплатить только сбор, значительно меньший арендной платы или покупной цены.

— при примерном совпадении срока использования и основного времени аренды действует то же правило;

 — обязанность арендатора платить налог означает, что только арендатор как хозяйственный собственник может воспользоваться правом на инвестиции с налоговыми льготами;   

— оплата налогов за имущество производится лизингодателем или арендатором в зависимости от обстоятельств каждого случая.

В Германии правовые условия лизинговых отношений формируются судебной практикой и постановлениями налоговых служб. В соответствии с общим Налоговым кодексом 1 активы приписываются к юридическому собственнику, а при определенных условиях, когда юридический собственник не может влиять на использование актива у третьего лица, он может учитываться у экономического собственника.

Лизинговые компании в Германии уплачивают следующие налоги:

— налог на капитал (1% величины уставного капитала при создании общества или при увеличении уставного капитала от суммы разницы);

— налог на прибыль (36% распределенной между акционерами прибыли и 50% нераспределенной прибыли);

— местный промысловый налог (на капитал и доход базовой ставке 5% нераспределенной прибыли плюс приме 0,2% капитала);

— налог на добавленную стоимость (текущая ставка 14%).

Независимо от того, кто является экономическим собственником арендованного объекта, аренда облагается НДС, уплачиваемым лизингодателем. Последний взимает соответстующую сумму с лизингополучателя, который может вычесть такой НДС как входящий НДС;

— поимущественный налог (0,45—0,6 % величин чистых активов фирмы, т. е. за вычетом ее задолженности). Если экономическим собственником является лизингополучатель, то лизингодатель может не включать объект в свои активы, а оценить только свои требования по лизинговым платежам. Лизингополучатель может вычесть дисконтированную сумму лизинговых платежей как обязательства;

— торговый налог взимается с прибыли и с чистой стоимости используемого капитала по ставкам от 15 до 20% налога на прибыль и от 0,5 до 1% для налога на капитал.

В 1997—1998 гг. в стране произошло некоторое уменьшение величины налогообложения компаний.

В германское законодательство с 1 января 1999 г. введена норма, в соответствии с которой в случае, если лизингополучатель оказывается несостоятельным, лизингодатель имеет преимущественное право перед другими кредиторами как собственник сдаваемых в лизинг активов.

Многие потенциальные российские лизингополучатели уже сориентировались на различные виды оборудования, производимого в Германии. При совершении сделок надо учитывать следующие требования по гарантийному обеспечению, предъявляемые германскими лизинговыми компаниями к потенциальному российскому лизингополучателю.

1. Российское предприятие должно заключить нерасторжимые контракты по экспорту произведенной им продукции с западными покупателями на период, сопоставимый с продолжительностью лизингового соглашения. Это означает, что при проектировании лизинговой сделки предпочтение отдается российскому лизингополучателю с определенным экспортным потенциалом.

2. В случае если контракты гарантируют лизингополучателю поступление фиксированных объемов платежей, следует:

— переуступить свои соответствующие платежные требования по этим контрактам лизинговой компании;

— позаботиться, чтобы покупатели продукции лизингополучателя перечисляли средства на счет в западном банке, где минимальное предварительное количество средств должно оставаться постоянно;

— давать указания банку выплачивать лизинговые платежи лизинговой компании, когда наступает срок;

— до начала действия лизингового соглашения выплатить на счет и в распоряжение лизинговой компании сумму, равную двум лизинговым платежам, которая будет служит обеспечением. Зачет этой суммы в качестве лизингового платежа от лизингополучателя может быть произведен одновременно с двумя последними по графику платежами.

Во Франции различают лизинг движимого имущества права выкупа и с правом выкупа (кредит-аренда) или финасовый лизинг, который имеет место в случае, если:

— лизингодатель покупает оборудование до его последующей сдачи в аренду;

— лизингодатель предоставляет лизингополучателю возможность выкупа имущества по заранее оговоренной цене учитывающей размер предварительно сделанных лизинговых платежей;

— лизингополучатель использует оборудование для производства или в коммерческой деятельности.

Соглашение будет признано как кредит-аренда, если оборудование будет куплено лизингодателем у третьей стороны. Производитель оборудования не может сдать его в лизинг по договору кредит-аренды, т. е. не допускается прямой лизинг. Если пользователь не имеет возможности выкупа имущества, но взамен обладает правом на покупку оборудования, то соглашение будет классифицироваться как продажа в рассрочку, а не как лизинг.

Согласно французскому Налоговому кодексу, только арендодатель может амортизировать сдаваемые в аренду активы. Амортизация может осуществляться по прямому методу и в некоторых случаях, разрешенных законодательством, методу сокращающегося остатка. Сроки амортизации некоторых видов активов, которые чаще всего сдаются в лизинг следующие (лет):

— сложное технологическое оборудование — 3;

— подвижные составы — 7;

 — тяжелое оборудование — 8—0;

 — другие виды оборудования — 5.

Лизингополучатель должен включить арендуемые активы в свои налоги в качестве "профессиональных налогов" на заработную плату, имущество и другие статьи.

Лизинговые платежи иностранных лизингополучателей могут производиться как в евро, так и в иностранной валюте.

В Японии финансовый лизинг должен удовлетворять двум основным условиям:

• срок лизинга фиксируется, а общая сумма лизинговых платежей примерно равна всем затратам на приобретение объекта лизинга;

• договор лизинга нерасторжимый, его нельзя аннулировать в течение срока, на который он заключен.

Финансовый лизинг рассматривается в качестве сделки по реализации продукции, если удовлетворяется один из следующих критериев:

— по истечении периода лизинга лизинговое имущество будет передано лизингополучателю за нулевое или номинальное денежное вознаграждение;

— в лизинг передается оборудование, вмонтированное здание и поэтому неперемещаемое с места на место;

— в лизинг передаются завод, машины или оборудование, произведенные для специальных целей, указанных лизингополучателем, так что в результате лизинговое имущество трудно использовать в каких-либо других целях;

— срок лизинга короче 70% законодательно оговоренного срока службы лизингового имущества (60%, если этот средство службы составляет 10 лет и более), и лизингополучатель имеет право покупки.

В Индонезии финансовый лизинг должен отвечать следующим основным требованиям:

— стоимость оборудования по договору финансового лизинга выплачивается в течение оговоренного срока в полном объеме;

— минимальный срок финансового лизинга:

 — два года для оборудования, попадающего под Категорию 1 (движимое оборудование, станки);

— три года для оборудования, попадающего под Категории 2 и 3 (тяжелое оборудование), и семь лет для зданий;

— право досрочного выкупа должно быть оговорено заранее.

При выполнении следующих условий договор будет считаться договором оперативного лизинга:

— стоимость оборудования выплачивается не в полном объеме;

— при заключении сделки не было оговорено право досрочного выкупа оборудования.

Лизинговая компания не имеет права принимать заявки от физических лиц, но может выпускать векселя в качестве имущественного налога, под которые можно получить денежные средства в банках. Лизингодатель предоставляет оборудование в лизинг только в случае наличия у лизингополучателя налогового номера. Лизингодатель обязан отмаркировать оборудование, сдаваемое в лизинг, своим логотипом.

 



Заключение.

 

Лизинг становится гибким и многообещающим экономическим рычагом, способным привлечь инвестиции, способствовать подъему отечественного производства, привлечь капитал в жизненно важные отрасли экономики страны, обеспечить реальную поддержку малому бизнесу, увеличить занятость населения, обеспечить долгосрочный и надежный доход для коммерческих банков и т. п. На лицо огромный потенциал лизинга в России.

Анализ действующего лизингового законодательства позволяет сделать следующие выводы. Гражданский кодекс РФ заложил основу нормативного регулирования лизинга. Принятие Закона о лизинге стало более совершенным, и это непременно должно сказаться на улучшении инвестиционного климата в России.

Будем надеяться, что разработанная Федеральная программа развития лизинга, целью которой являются благоприятные правовые, экономические, организационные и методические условия для развития лизинга, включая нормативно-правовую базу, совершенствование налогообложения, внедрение типовых методических документов по лизинговым операциям, введение лицензирования лизинговых компаний, организация Фонда содействия развития лизинга в Российской Федерации постепенно будет все больше наращивать свои обороты и играть все более весомую роль в экономике России.

К бесспорным преимуществамлизинга относятся:

· гибкость системы лизинговых платежей (возможны отсрочка первого платежа, постепенное увеличение или снижение выплат с авансом и др.);

· отнесение лизинговых платежей на себестоимость производства;

· сохранение кредитной линии на весь период действия лизингового договора.

· возможностьдосрочного завершения срока действия лизингового договора в случае полной выплаты всех лизинговых платежей;

· уменьшение зависимости от обычных источников финансирования (банковские и коммерческие кредиты);

· более длинный период действия лизингового договора(1,5-3 года) по сравнению с коммерческим кредитованием на приобретение оборудования (3-6 месяцев)

· сохранение за Клиентом права выбора поставщика, сроков поставки и комплектности оборудования (имущества), приобретаемого по договору лизинга;

· расширение свободы экономического выбора предпринимателя по истечении срока действия лизингового договора: объект лизинга можно выкупить, можно продлить договор лизинга, а можно взять в лизинг новое, более современное оборудование;

· возможность оперативного решения производственных задач путем временного использования, а не покупки дорогостоящих и быстро морально стареющих машин;

· перенесение риска морального и физического износа оборудования на лизинговую компанию;

· как и в случае покупки объекта лизинга, лизингополучатель с момента поставки имущества получает также право предъявления претензий поставщику в отношении качества, сроков поставки, комплектности и других случаев ненадлежащего исполнения поставщиком договорных обязательств;

· получение доступа к разнообразным сервисным услугам, включающим техническое обслуживание, страхование. А при полном лизинге еще и обеспечение сырьем, рабочей силой и т.д.

                                                                                                                  

 

Отраслями, наиболее привлекательными для развития российского лизинга, эксперты считают сельское хозяйство, строительство, тяжелое машиностроение, транспорт (авиа - и судоперевозки), а также малое предпринимательство. Именно здесь, по их мнению, следует ожидать активизации лизинговой деятельности.

Одним из наиболее эффективных способов привлечения необходимого инвестиционного капитала является лизинг, как внутренний, так и международный.
На мой взгляд, нашей стране не хватает комплексной программы в рамках которой был бы из следующих элементов:
- была бы продуманна и создана более развитая инфраструктура рынка лизинговых услуг, которая включала бы: подготовку квалифицированных кадров, информационное освещение предоставляемых услуг;
- предоставление банкам более широкого спектра льгот при долгосрочном кредитовании лизинговых сделок (более 3-х лет);
- развитие системы гарантий, чтобы избежать 100 % залога при лизинге (например, страхование).
- наряду с уже принятыми мерам, усилить комплекс мер по привлечению иностранных инвестиций в рамках лизинга.
Обеспечение этих условий способствует развитию в России действительно крупных лизинговых компаний, причём не только в Европейской части страны, но и на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке, то есть в регионах, где сосредоточена значительная часть промышленности.

 

 

                                   

                                           Список литературы.

 

1. Нормативные документы.

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая (постатейный), глава 34, параграф 6 Главный редактор О.Н. Садиков – 4-е изд. – М.: Издательство “ИНФРА-М” 2000.

2. Федеральный закон РФ «О финансовой аренде (лизинге)» от 29.01.02. N 10 – ФЗ.

3. Постановление Правительства РФ от 29.06.95. N 633 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности» (с учётом изменений и дополнений).

 

                                   2.Учебная и научная литература.

1. В.А. Горемыкин – Лизинг – М.: Изд-во «Дашков и К»,2003

2. А.В. Малявина, С.А. Попова – Лизинг и антикризисное управление – М.: Изд-во «Экзамен», 2002.

3. Н.А.Коршунова – Лизинг – М.: Изд-во «Юнити», 2001.

    5 . М. Ю. Савранский Правовое регулирование международного

финансового лизинга: М., 2002.

6. В.В. Витрянский Договор аренды и его виды. – М.: Статут, 2000.

7. А.А. Иванов Договор финансовой аренды (лизинга). – М.: Изд-во “Проспект”,2001.

8. М.И. Кулагин Избранные труды. М.: Статут, 1997.

9. Газманов В.Д, Закон «О лизинге»: достоинство и недостатки. Аудиторские ведомости, 1999 г.,№ 7

11. .Газман В.Д. Российский лизинг нуждается в законодательной

поддержке. Хозяйство и право, 2001 г., № 1.

 

     12. Човушян Э.О. Лизинг в России. – М., 1999.

13. Коннова Т.А. Договор финансовой аренды (лизинга). – Законодательство, 1998, №9

14.Павлодский Е.А. Договоры организаций и граждан с банками. М., 2000.

15. Чекмарева Е.Н. Правовое обеспечение лизинга. – Хозяйство и право, 1994, №6

13. Иванов А.А. Аренда// Гражданское право. Часть 2. М., 1997г.

14. Асташкика А.В. Правовое положение российских лизинговых компаний в современном гражданском праве. М., 2001.

15. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Договоры о передаче имущества. М., 2000.

16. Васильев Н.М. Лизинг как механизм развития инвестий и предпринимательства. – М., 1999.

17. Мероприятия по развитию лизинга в РФ на 1997-2000 гг., утв. Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1997 г.№ 915.

18. Решение арбитражного суда Рязанской области от 13 апреля 2000г. и постановление апелляционной инстанции от 9 июня 2000 г. по делу №А54-206/00-С7.

19. Витрянский В.В. Договор аренды и его виды: прокат, фрахтование на время, аренда зданий, сооружений и предприятий, лизинг. М., 1999г.

 

20. Рыбалкин В.Е. Международные экономические отношения. – М. 3-е издание; 1999.

21.  Кабатова Е.В. Лизинг: правовое регулирование, практика – М: ИНФРА-М, 1998.

22. В. Газманов Изменения в законодательстве о лизинге. Хозяйство и право №12, 2002.

23. Е. Ищенко Правовая природа договора финансовой аренды. Законность №3, 2002.

24. С.С. Шаталова Лизинг как композитарная конструкция. Юрист №3 2002.

25. В.Д, Газиан Закон о лизинге: финансовые и правовые аспекты. Консультант. №18 2002.

26. В.Д. Газман Лизинг в главе Налогового кодекса РФ. Консультант № 3 2003.

27. Г. Бакланов Новое в законодательстве о лизинге. Нотариальный Вестник. №4 2002.

28. 28. Е.В. Угольникова Понятие и признаки договора лизинга. Гражданин право. №9/10. 2002.

29. С.В. Викторов Лизинг во внешней торговле России. Внешнеэкономический бюллетень №8 2001.

30. С.А.Грибоедова Лизинг. Закон №12, 2002.

31. Коннова Т. А. Финансовая аренда (лизинг)// Гражданское право. Часть  

    2. М., 2000г.

32. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 11 апреля 2000г. № Ф03-А51/00-1/467// Бизнес-адвокат. 2001.№24

33.Решение арбитражного суда Нижегородской области по делу № А43-491/99-2-16

34. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 19 февраля 2001г. № Ф03-А59/01-1/91 // Бизнес-адвокат. Постановление Правительства РФ от 17 ноября 01 г. № 792 «О предоставлении за счет средств федерального бюджета кредитов на приобретение дорожной техники и другого имущества, обходимых для обеспечения функционирования федеральных автомобильных дорог» // СЗ РФ. 2001. № 48. Ст. 4516.

35. Решение Арбитражного суда Астраханской области от 9 июня 1999 г. и постановление апелляционной инстанции от 3 августа 1999 г Законность и обоснованность решения и постановления Астраханского арбитражного суда подтверждена постановлением ФАС Поволжского округа от 12 октября 1999 г. № А06-879-16/99.

36. Решение арбитражного суда Нижегородской области по делу № А43-491/99-2-16

37. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 19 февраля 2001г. № Ф03-А59/01-1/91 // Бизнес-адвокат. 2001. №24.

38. Постановление Правительства РФ от 17 ноября 01 г. № 792 «О предоставлении за счет средств федерального бюджета кредитов на приобретение дорожной техники и другого имущества, обходимых для обеспечения функционирования федеральных автомобильных дорог» // СЗ РФ. 2001. № 48. Ст. 4516.

39. Решение Арбитражного суда Астраханской области от 9 июня 1999 г. и постановление апелляционной инстанции от 3 августа 1999 г Законность и обоснованность решения и постановления Астраханского арбитражного суда подтверждена постановлением ФАС Поволжского округа от 12 октября 1999 г. № А06-879-16/99.

40. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 3 апреля 2001 г. № ФОЗ-А37/01-1/442 // Бизнес-адвокат. 2001. № 24.

41. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 3 апреля 2001 г. № Ф03 – А37/01-1/442// Бизнес-адвокат.2001.№ 24

42. Мероприятия по развитию лизинга в РФ на 1997-2000 гг., утв. Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1997 г.№ 915.

 

 

3. Справочные издания.

 

Под ред. Сухарева А.Я., Зорин В.Д., Крутский В.Е. Большой юридический словарь – М.: ИНФРА-М, 1998.

 

 

 


    

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


[1] Кулагин М.И. Избранные труды. М.: Статут, 1997.

[2] Газманов В.Д. Лизинг автотранспортных средств. Хозяйство и право, 1997 г., № 11.

[3] Газманов В.Д, Закон «О лизинге»: достоинство и недостатки. Аудиторские ведомости, 1999 г.,№ 7

[4] Газман В.Д. Российский лизинг нуждается в законодательной поддержке. Хозяйство и право, 2001 г., № 1.

 

[5] Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы утверждена постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 и применяется с 1 января 2002 г.

[6] Васильев Н.М. Лизинг как механизм развития инвестий и предпринимательства. – М., 1999.

[7] Човушян Э.О. Лизинг в России. – М., 1999.

[8] Ранее был разработан проект ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О лизинге» (в части уточнения определения предмета лизинга) принятый к рассмотрению Государственной Думой Федерального Собрания РФ 23 мая 2000г., в котором предлагалось указать в качестве объекта лизинга ядерное топливо. Однако внесение указанной поправки противоречило бы всей концепции правового регулирования лизинга как вида аренды.

[9] Газманов В.Д. Рынок лизинговых услуг. С.304

[10] Мероприятия по развитию лизинга в РФ на 1997-2000 гг., утв. Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1997 г.№ 915.

[11] Решение арбитражного суда Рязанской области от 13 апреля 2000г. и постановление апелляционной инстанции от 9 июня 2000 г. по делу №А54-206/00-С7.

[12] Кабатова Е.В. Лизинг: правовое регулирование, практика. М., 1996г.

[13] Коннова Т.А. Договор финансовой аренды (лизинга). – Законодательство, 1998, №9

[14] Павлодский Е.А. Договоры организаций и граждан с банками. М., 2000.

[15] Чекмарева Е.Н. Правовое обеспечение лизинга. – Хозяйство и право, 1994, №6

[16] Иванов А.А. Аренда// Гражданское право. Часть 2. М., 1997г.

[17] Витрянский В.В. Договор аренды и его виды: прокат, фрахтование на время, аренда зданий, сооружений и предприятий, лизинг. М., 1999г.

[18] Коннова Т. А. Финансовая аренда (лизинг)// Гражданское право. Часть 2. М., 2000г.

[19] Козырь О.М. аренда (глава 34) // Гражданский кодекс РФ Ч.2М., 1996 г.

[20] Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Договоры о передаче имущества. М., 2000.

[21] Решение арбитражного суда Нижегородской области по делу № А43-491/99-2-16

[22] Постановление ФАС Дальневосточного округа от 11 апреля 2000г. № Ф03-А51/00-1/467// Бизнес-адвокат. 2001.№24

[23] Постановление ФАС Дальневосточного округа от 19 февраля 2001г. № Ф03-А59/01-1/91 // Бизнес-адвокат. 2001. №24.

[24] Асташкика А.В. Правовое положение российских лизинговых компаний в современном гражданском праве. М., 2001.

[25]Постановление Правительства РФ от 17 ноября 01 г. № 792 «О предоставлении за счет средств федерального бюджета кредитов на приобретение дорожной техники и другого имущества, обходимых для обеспечения функционирования федеральных автомобильных дорог» // СЗ РФ. 2001. № 48. Ст. 4516.

 

[26] Решение Арбитражного суда Астраханской области от 9 июня 1999 г. и постановление апелляционной инстанции от 3 августа 1999 г Законность и обоснованность решения и постановления Астраханского арбитражного суда подтверждена постановлением ФАС Поволжского округа от 12 октября 1999 г. № А06-879-16/99.

 

[27] Постановление ФАС Дальневосточного округа от 3 апреля 2001 г. № ФОЗ-А37/01-1/442 // Бизнес-адвокат. 2001. № 24.

 

[28] Постановление ФАС Дальневосточного округа от 3 апреля 2001 г. № Ф03 – А37/01-1/442// Бизнес-адвокат.2001.№ 24

[29] Газманов В.Д. Рынок лизинговых услуг.

[30] Газманов В.Д. Рынок лизинговых услуг.

[31] Савранский М. Ю. Правовое регулирование международного финансового лизинга: М., 2002.

[32] Смирнов А.Л. Лизинговые операции. – М., 1995.











Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: