Формула успеха деловой переписки: Внимание => Интерес => Просьба => Действие.
К любому деловому письму предъявляются требования точности и убедительности. При этом убедительность достигается 2мя качествами текста: аргументированностью и грамотностью.
Законы логического построения речи:
· Высказывание не должно быть противоречивым;
· Утверждение не должно быть голословным (мысли должны быть обоснованы);
· Высказывание (мысль) при трансформации/видоизменении в тексте не должно менять определенного содержания;
· Аксиома стратегии текста делового письма – изложение в начале письма позиции предприятия отправителя по рассматриваемому вопросу;
· Далее следует определить интересы фирмы-адресата и отразить их в тексте письма; творчество в бизнесе – изобретение взаимовыгодных вариантов. Ступенями, которые могут привести к успеху в деловых отношениях являются:
ü Рациональность
ü Понимание
ü Общение
ü Надежность
ü Убеждение
ü Признание
Тактические приемы, которыми достигаются взаимопонимание и признание:
|
|
v Уточняйте позиции другой стороны;
v Пишите так, чтобы вас поняли, объясняйте свои решения и поступки;
v Признавайте интересы другой стороны в части проблем;
v Настойчиво предлагайте свои решения;
v В случае неудачи сформулируйте проблему по-другому, предложите свое решение еще раз.
Телеграммы, телексы, телефонограммы, факсы
Телеграмма – документ, передаваемый по телеграфной сети общего пользования. Могут быть различных категорий: срочная, обычная и т.д. Как правило, оформляются на специальных бланках. Адрес короче почтового, часто является условным.
Текст документов предельно краток, без союзов предлогов и знаком препинания. Объем телеграммы не должен превышать 300 слов. Текст телеграммы (служебной) заверяется печатью организации.
Телекс – разновидность телеграммы, которая передается по абонентской телексной сети.
В телексах отсутствуют категории и виды, но могут использоваться знаки пунктуации, а также различные шрифты.
Телефонограмма – документ, содержащий оперативную информацию, передаваемую устно по каналам телефонной связи. Излагаются от первого лица, объем не должен превышать 50 слов.
Факс – копия документа на бумажном носителе, полученная по каналам факсимильной связи. Документы, передаваемые по факсу должны быть оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данному виду документа.
Акты
Акт – документ, составляемый несколькими лицами (комиссией), подтверждающий установленные факты, события или действия (результаты ревизий, инвентаризаций). Акт оформляется на общем угловом бланке. Название вида документа (слово «акт») печатается с двойной разрядкой (пробелы между буквами). Состав реквизитов аналогичен письму. Дата акта – дата события. в необходимых случаях акт включает в себя реквизит 16 – гриф утверждения.
|
|
Текст акта состоит из 2х частей:
· Вводная – включает изложения основания для составления акта и перечень лиц, присутствовавших при этом.
· Констатирующая – в ней излагаются цели, задачи, сущность и характер проведенной комиссией работы, фиксируются установленные факты, делаются выводы о полученных результатах.
Акт составляется в том количестве экземпляров, которые определяются потребностью заинтересованных лиц.
Протокол
Протокол – документ, в котором фиксируется последовательность и содержание обсуждения коллегиальным органом поставленных вопросов и принятых решений. Протоколы:
· Развернутые (полные) – содержат запись всех выступлений;
· Краткие – краткая тема выступлений, подписи.
Дата протокола – дата протоколируемого события (принятия решения). Первая страница протокола оформляется на угловом (если протокол утверждается)/продольном(протокол не требует утверждения) бланке формата А4. Последующие страницы печатаются на обычной бумаге.
Текст протокола состоит из вводной и основной частей. В вводной части приводятся данные о председателе, секретаре и присутствующих членах коллегиального органа и излагается повестка дня. Основная часть строится в последовательности: слушали, выступили, постановили (решили). Перед словом «слушали» ставится номер пункта повестки дня.
Докладные, служебные и объяснительные записки
Докладная – документ, адресованный вышестоящему руководителю с изложение конкретной проблемы или постановкой вопроса и содержащий выводы и предложения. В зависимости из содержания докладные записки бывают информационные и отчетные. Они могут быть составлены как по инициативе автора, так и по указанию руководителя. Докладные:
· Внутренние – м.б. оформлены на чистом листе бумаги;
· Внешние – оформляются на общем угловом бланке формата А4.
Служебная записка – документ внутренне-деловой переписки между структурными подразделениями организации или должностными лицами, не находящимися в прямом подчинении. Структура текста служебной записки аналогична структуре делового письма.
Объяснительная записка – документ, объясняющий вышестоящему непосредственному руководителю причины невыполнения какого-либо поручения, нарушение трудовой/технологической дисциплины. М.б. оформлена рукописным способом на стандартном листе бумаги.
Обязательные реквизиты докладной, служебной и объяснительных записок:
1. Наименование структурного подразделения
2. Наименование вида документа
3. Дата
4. Номер
5. Заголовок к тесту
6. Адресат
7. Текст
8. Подпись
Справки
Справка – документ, содержащий текстовую или табличную обобщению информацию по определенному вопросу. 2 группы:
· Справки по запросам граждан и учреждений (удостоверяющие какой-либо юридический факт); - как правило, применяются унифицированные трафаретные бланки (наименование учреждения, вида документа, дата, номер, могут иметь отпечатанный типовой текст). На справке ставится дата ее подписания и выдачи, текст справки заверяется подписью и печатью.
· Справки с информацией о фактах и событиях служебного характера. Составляются по запросу и представляются в установленные сроки, в них могут быть приведены таблицы, даваться приложения. Внутренние справки оформляются на чистом листе бумаги, а внешние на общеуголовом бланке формата А4. Подписывают справку лица ее составляющие и несущие ответственность за представленные данные.
|
|
Конфиденциальные документы – документы, содержащие сведения известные только определенному кругу лиц, не подлежащие огласке, доступ к которым ограничен. К ним относятся документы, имеющие грифы «Конфиденциально» (синоним секретности, используется для обозначения информационных ресурсов, которые не относятся к государственной тайне), «Коммерческая тайна», «Для служебного пользования» и другие.
Коммерческая тайна – научно-техническая коммерческая организационная или иная информация, обладающая экономической ценностью. Работа с конфиденциальной информацией регламентируется следующими основными документами:
· ГК РФ (Часть 1)
· Указ президента РФ об утверждении перечня сведений конфиденциального характера от 06.03.1997 г. №188
· ФЗ о коммерческой тайне в ред. от 02.02.2006 г. №19ФЗ
Руководствуясь нормативными документами каждое предприятие само разрабатывает перечень сведений, составляющих коммерческую тайну и мероприятия по их охране (вводится в действие приказом с соответствующим приложением).
Примерный перечень сведений, составляющих коммерческую тайну:
Коммерческая тайна |
Научно-техническая информация |
Сведения о программах научных исследований |
Оригинальные идеи, ноу-хау и т.д. |
Конструкции машин и оборудования |
Конкретные материалы, схемы рецепты и другие характеристики продукции |
Сведения об используемых технологиях и специфике их применения, модернизация известных процессов |
Программное обеспечение компьютеров и организация системной безопасности предприятия |
Структура производства, Методы управления, Планы развития предприятия, Планы производства продукции, инвестиций, закупок, продаж, рекламной деятельности и т.д., Сведения о совещаниях, переговорах и их результатах, Сведения о рынках и маркетинговой деятельности, Сведения о партнерах (заказчики, поставщики), Условия контрактов, Финансовая информация (размеры прибыли, себестоимости, ценных бумагах), Деловая переписка. |
Деловая информация |
|
|
В соответствии с законом, не могут являться коммерческой тайной следующие сведения:
· Информация, содержащаяся в учредительных документах и документы, дающие право на предпринимательскую деятельность
· Информация о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов
· Информация о загрязнении окружающей среды, состояние противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и т.д.
· Информация о численности и составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в т.ч. об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, о наличии свободных рабочих мест
· Информация задолженности по выплате з/п и иным социальным выплатам
· Информация о размере и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, численности об оплате труда их работников и другое.
Доступ к конфиденциальной информации осуществляется с согласия работника, при этом, если работник согласен он должен подписать соглашение, и оно хранится в личном деле работника.
Хранится в архиве - отдельном помещении, уничтожаются специальные машины (шредеры) и в присутствии определенных лиц. По результатам уничтожения должен составляется акт.
Документооборот
Документооборот - движение документов в учреждении с момента их получения до завершения исполнения или отправки.
Основные принципы организации документооборота:
· прохождение документов должно быть оперативным
· каждое перемещение документа должно быть оправданным; необходимо исключить или ограничить возвратное перемещение документа
· порядок прохождения и процесс обработки основных видов документов должны быть единообразными
Т.о. основная задача организации документооборота – прямоточность движения документов и однократность их обработки. В документообороте выделяют 3 документа-потока:
§ Входящие
* отметка о поступлении должна быть проставлена на всех входящих документах
Документы сортируются на регистрируемые и нерегистрируемые в соответствии с перечнем, утвержденным руководителем организации. Передача документов на рассмотрение должна осуществляться в день получения. Регистрация придает юридическую силу документу, т.к. фиксирует факт его создания или получения. Регистрация преследует 3 цели: учет документов, контроль за их исполнением, справочная работа по документам. Процесс регистрации – снятие с документов реквизитов и занесение их в определенную регистрационную форму (журнал, картотека, компьютер). Для входящего документа в процессе регистрации в регистрационную форму вписываются, как правило, следующие сведения: дата получения; регистрационный номер, присваиваемый документу учреждением-получателем; дата документа; регистрационный номер документа, присвоенный ему учреждением-автором; автор (корреспондент); заголовок; резолюция; срок исполнения; исполнитель(и); ход исполнения; номер дела (куда документ помещен после исполнения). Контроль исполнения документов можно разделить на:
v Контроль по существу решения вопроса – оценка руководителя на сколько правильно, удачно, полно решен вопрос.
v Контроль за сроками исполнения задания (сроковый контроль) – для его введения в ручном режиме используется сроковая картотека, состоит из 33 отделений (по числу дней в месяце + 2 дополнительных).
После их фактического исполнения документы снимаются с контроля, а соответствующие карточки помещаются в картотеку «исполненных документов». Когда работа над документом полностью завершена, на инициативном документе проставляется отметка об его исполнении, и документ со всеми другими, относящимися к нему материалами, подшивается в дело.
Схема прохождения входящей документации:
Процедура нерегистрируемой корреспонденции |
Передача писем с пометкой «лично» |
Простановка отметки (штампа) о поступлении на документе * |
Вскрытие конвертов и проверка вложений |
Прием почты, проверка правильности адресности |
Предварительное рассмотрение (сортировка, разметка) |
Регистрация (журнал, картотека или компьютер) |
Передача (доклад) документов руководителю |
Передача документов в структурные подразделения |
Передача документов заместителям руководителя |
Внесение сведений из резолюции в регистрационную форму |
Рассмотрение документов руководителем (нанесение резолюции) |
Передача документов исполнителю |
Контроль исполнителя документов |
Подшивка документов в дело |
§ Исходящие
Исполнитель должен знать требования (+ стандарт). Документы должны быть отправлены в день их подписания. Копии документов, на которые должны быть получены ответы, помещают в специальную папку «Регистратор» или сроковую картотеку, имеющую 31 ячейку. Закон об электронной подписи должен быть соблюден.
Схема прохождения исходящей документации:
Составление проекта исходящего документа |
Регистрация документа |
Подшивка второго (последнего) экземпляра (копии) в дело |
Проверка правильности оформления проекта документа |
Согласование проекта документа |
Подписание документа руководителем |
Отправка документа адресату |
§ Внутренние
Маршруты прохождения внутренних документов на этапах подготовки оформления совпадают с маршрутами исходящих документов, а на этапе исполнения с маршрутами входящих документов.
Входящие, исходящие, внутренние документы подлежат раздельному учету. Копии документов также учитываются отдельно. Входящие и исходящие документы учитываются на участке приема и отправке корреспонденции, внутренние документы учитываются по месту их регистрации и подготовки. Каждый документ учитывается один раз.