Словообразование: основные понятия

Крымский инженерно-педагогический университет

Факультет английского языка и литературы, русского языка и литературы

Кафедра русской филологии

ДОКЛАД

на тему:

«Способы словообразования числительных»

                                                                  Выполнила:

                                                                  студентка группы АР-18

                                              Белялова Эмине Руслановна                                                       

                                                   Принял ст. преподаватель

                                                         кафедры русской филологии:

                                                     Бахича Эльнара Арифовна

 

Симферополь, 2020

Введение

Развитие языка обусловлено в значительной степени развитием его словообразовательной системы, становлением новых словообразовательных моделей слов, изменением существующих, увеличением или уменьшением их продуктивности и многими другими факторами словообразовательного процесса.
Создание новых слов осуществляется, прежде всего, как отражение в языке потребностей общества в выражении новых понятий, постоянно возникающих в результате развития науки, техники, культуры, общественных отношений и т.д.
Актуальность темы обусловлена её научным и практическим интересом. Характеризуя степень научной разработанности проблематики темы, следует учесть, что данная тема уже анализировалась у различных авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях и в интернете. Тем не менее, при изучении литературы и источников отмечается недостаточное количество полных и явных исследований данной темы.
Объект работы: лексическая подсистема русского языка (языковая реальность).

Цель работы: изучение словообразовательных моделей числительных русского языка.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические подходы к словообразованию.
2. Выявить закономерности словообразования в русском языке.

При проведении исследования использованы следующие методы:
анализ существующей источниковой базы по рассматриваемой проблематике
обобщение и синтез точек зрения, представленных в источниковой базе

Во введении обоснована актуальность выбора темы, определены предмет, объект, цель и соответствующие ей задачи, охарактеризованы методы исследования и источники информации.

 


 















Словообразование: основные понятия

Словообразование является одним из компонентов общей системы языка и одним из важнейших источников пополнения лексического запаса.
Словообразованием называется как процесс образования производных слов, так и раздел языкознания, в котором изучается производность, средства и способы образования слов. Имеющиеся общие исследования словообразования ставят целью описание инвентаря словообразовательных моделей и типов, средств словообразования и их функции. (14. С.1)
Понятие словообразовательной модели является основным в теории словообразования. Под этим термином подразумевается закономерное расположение элементов слов (морфем или эквивалентов морфем), которому соответствует типовое лексическое значение.

 Модель - это «образец», «шаблон», «типовая структура». М.Ф. Степанов дает следующее определение словообразовательной модели: словообразовательная модель - это стабильная структура, обладающая лексико-категориальным значением и способная наполняться различным лексическим материалом. Словообразовательная модель отражает двойственную природу слова - языкового знака, включающего план выражения (означающее) и план содержания (означаемое). (13. С.15)
Итак, словообразовательная модель представляет собой морфологически и лексико-семантически обусловленную структурную схему, по которой могут быть образованы серии словообразовательных конструкций с одинаковой структурой.
Словообразовательная модель может включать разнородные, разнофункциональные элементы - знаменательный и служебный. В производном слове «каменщик» знаменательным элементом является корневая морфема камен, которая выражает лексическое значение, служебным же элементом является суффикс -щик, выражающий грамматические категории рода и числа, а также обобщенное лексико-категориальное значение «производитель действия».
Слова в языке образуются серийно, для этого используются определенные схемы, формулы. Слова приобретают типовые словообразовательные значения. Для синхронного словообразования важно определить, что такое словообразовательное значение, тип, модель и формант.
Словообразовательное значение - это комплексное явление, которое определяется:
значением части речи мотивирующего слова;
значением словообразовательного элемента;
значением части речи мотивированного слова.

Словообразовательный формант в узком понимании термина - это формальный элемент, с помощью которого образуется мотивированное слово. В широком же понимании данный термин обозначает все элементы, все явления, которые отличают мотивированное слово от мотивирующего (не только морфы, но и порядок следования компонентов, единое ударение, морфонологические явления). Таким образом, если в слове лесок словообразовательным формантом будет суффикс - ок.
Основные понятия словообразования:
производная основа;
средство словообразования;
способ словообразования;
процессы, сопровождающие словообразование.
Понятия средства и способа словообразования используются для описания того, как от основы одного слова (или нескольких основ) образуется основа другого слова. Первая основа называется производящей, вторая - производной. Производящая основа - ближайшая по форме к производной основе, через которую мотивируется, истолковывается производная основа. Производная основа - основа, формально образованная и мотивированная по смыслу другой основой (критерий мотивированности): стол-ик> стол, столик - «маленький стол».
Средством образования нового слова может служить словообразующая морфема (приставка, суффикс или постфикс), и их сочетание - одновременное присоединение к производящей основе приставки и суффикса и т.п. (15. С.1)
Но есть и другое средство образования нового слова: с производящей основой (основами) проделываются некоторые операции, которые и являются средством создания нового слова, словообразующие же морфемы при этом не используются.
Характеристика средства словообразования, используемого для образования новых слов, лежит в основе классификации способов словообразования:
1. Аффиксальные способы, использующие в качестве средства словообразования словообразующие морфемы

2. Неаффиксальные способы, использующие операционные средства словообразования:

3. Смешанные способы, при которых одновременно используются словообразующие морфемы и операционные средства словообразования

Все перечисленные признаки: общая часть речи у производящей основы, способ словообразования, одинаковое словообразовательное значение между производящим и производным словами - и составляют словообразовательный тип.
Словообразовательный тип - это формальная схема, образец, абстрагированный от лексического значения единиц, который характеризуется общностью.

2.Образование числительных

Количественные сложные числительные образованы при помощи суффиксов (два —два дцать); сложением (три и сто = триста), составные числительные состоят из нескольких слов (тридцать два)

Собирательные числительные образованы при помощи суффикса -оj- (два — двое) и -ер- (четыре — четверо)

Порядковые числительные (кроме первый, второй) образуются от количественных: три — третий, пять — пятый

Большинство простых и сложных порядковых числительных образуется от соответствующего порядкового числительного путём прибавления к основе нулевого суффикса и родовых окончаний: пять – пятØ ый, двенадцать – двенадцатØ ый. Исключения: числительные первый, второй (ср. один, два).

При образовании сложных порядковых числительных появляется внутреннее окончание (триста -тр ех сот ый), а при образовании составных изменяется только последнее слово (триста двадцать — триста двадцат ый)

Составные порядковые числительные образуются путём прибавления нулевого суффикса и родовых окончаний к последнему числительному (двадцать пять – двадцать пятØый, триста двенадцать – триста двенадцатØый

Сложные числительные от одиннадцати до двадцати, а также двадцать и тридцать имеют общую часть — дцатъ. По своему происхождению дцать есть сокращённое и изменённое в произношении числительное десять. Одиннадцать обозначало один на десяте(и), тринадцать – три на десяте(и) и т. п. Числительные двадцать, тридцать произошли от два десяти, три десяти (т. е. два раза десять, три раза десять). Числительные пятьдесят, шестьдесят, семьдесят и восемьдесят обозначали пять десятков, шесть десятков, семь десятков, восемь десятков. Вторая часть десят является старым род. пад. множ. числа от десять.

Порядковые числительные образуются от корней количественных числительных: пять пятый, семь седьмой, двадцать двадцатый, двадцать три двадцать третий, двести двухсотый, девяносто тысяч девяностотысячный. Только порядковые числительные первый и второй образованы от других корней, чем соответствующие им количественные числительные (один, два).

 


 























Список литературы

1. Кузьмина Н.А. Современный русский язык. М., «Дрофа»,2002г.

2. Иссерс О.С. «Русский язык» М., «Дрофа», 2004г.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: