Если детям слишком часто приходится откатываться назад, терять бонусы, а на следующий уровень перейти невероятно сложно, то, скорее всего, интерес к игре будет быстро потерян.
Упражнения перед началом игрового урока
В мире компьютерных игр и в соцсетях у ребят, как правило, легче строится общение. Им не приходится общаться «вживую», работать в команде. Но конфликты, возникающие в процессе прохождения этапов урока-игры, – другое дело. Дети ссорятся, и успех мероприятия оказывается под угрозой.
Приведем несколько упражнений из книги Д. Кавтарадзе «Обучение и игра», которые помогут наладить коммуникацию между ребятами. Эти упражнения можно включить и в общий игровой сценарий.
Испорченный телефон
В процессе игры участники становятся друг за другом и передают по цепочке слово, произнесенное шепотом. В конце проводится сравнение: что услышал первый, а что последний участник. Вместо слова можно передавать целое предложение.
Рисование по описанию
Ведущий описывает известный всем предмет, используя слова: «прямая», «закругление», «влево», «вправо», «вверх», «вниз», «точка», «прерывистая линия», а команда должна этот предмет нарисовать.
Кто я?
Известная игра с приклеиванием на лоб листочков со словами. Разбившись по парам, участники задают друг-другу косвенные вопросы, по которым нужно определить, за кого их принимают. На листочках можно написать имена известных людей или литературных персонажей, названия животных и растений – все зависит от того, по какому предмету проводится урок-игра.
Приложения, игры и программы-помощники
Множество приложений можно использовать для обучения. Портативная лаборатория Chemist отлично подойдет под игровой сюжет на уроке химии в средней школе. EarthViewer может стать отличным помощником на уроках географии и истории в 9-11-х классах. Уроки искусства можно разнообразить работой с программами, в которых дети учатся писать музыку и рисуют. Ролики Just dance на Youtube, где надо повторять танцевальные движения, послужат хорошей физкультминуткой, множество игр, помогающих изучить буквы, письмо, цифры и счет, разработаны и доступны в Сети для уроков в начальных классах.
Онлайн приложения для обучения в игровой форме:
· LinguaLeo — изучайте английский язык онлайн. Множество уровней сложности, подойдёт для разных классов.
· «Обучтение» — обучайте учеников начальных классов чтению, с функцией распознавания речи.
· «Король математики» — решайте задачи по математике, для 5–9 классов.
· «Как легко рисовать героев игр» — подойдёт для урока ИЗО. Ученики пошагово рисуют героев игр Minecraft.
· «Отличник по географии» — викторина по городам и странам, дополнительный инструмент для учителя географии.
Органично вписываются в образовательный процесс компьютерные игры в жанре стратегий. Игры серии Civilization уже используется учителями истории как интерактивный способ познакомить детей с культурой Древнего мира. А популярный у школьников симулятор The Sims помогает изучить быт Средневековья, психологию поведения людей, их эмоций, семейные ценности.
Исследователь геймификации Джордан Шапиро в своей книге The new childhood рассказывает, что такие платформы, как Gamestar Mechanic и Scratch могут быть использованы на уроках математики, ИЗО и литературы. Чтобы создать свою игру, учащимся нужно мыслить логически, делать расчеты, продумывать дизайн и легенду игрового мира.
Некоторые примеры из практики внедрения игровых технологий в учебно-воспитательный процесс:
Прием «Нью-Хогвардс». Не секрет, что все ребята любят приключения волшебника Гарри Поттера и хотят в чем-то быть похожими на героев легендарной истории. Их мечты можно превратить в реальность, если организовать в обычной школе соревновательные элементы знаменитого Хогвардса. Например, на уроках и в общественной жизни класса за достижения, кроме обычных оценок, начислять дополнительные очки. Результаты отражать на стендах класса. Каждый семестр проводить подведение итогов. В конце учебного года объявить победителем класс с б о льшим количеством очков. Поощрение, к примеру, экскурсия класса на шоколадную фабрику. Внедрение элементов зависит от фантазии педагогов.
Прием «Бейдж»
Достижения каждого учащегося должны быть визуализированы, с привязкой к ученическим заслугам, освоенным технологиям, саморазвитию и активности. Предлагается ввести систему бейджей и зафиксировать отдельный стенд внутри каждого класса, повесив на стены таблицы с результатами достижений учащихся. Бейджи не у всех одинаковые, но есть и общие. Так, к примеру, бейджи «вундеркиндов» и «олимпийцев» различны, но «активистов» — одни для всех:
· Учебные успехи: число проектов в портфолио/кейсах, освоенные методики, учебные поощрения, образовательный уровень, роль в оказании помощи товарищам.
· Общественные успехи: общественная активность (например, образцовое выполнение общественных поручений, участие в смотрах общешкольных, районных, республиканских мероприятиях и конкурсах), спортивные достижения, число прочитанных в библиотеках книг, наличие эвристических идей.