Подготовка урока-игры – дело сложное и трудоемкое. Сам процесс игры еще не геймификация. Игровая механика предполагает несколько ключевых условий:
1. Поощрение.
2. Простые правила участия. На начальном этапе правила очень просты, участник может сразу приступать к работе.
3. Постепенное появление новых правил. Усложнение правил игры происходит на этапе уверенного ориентирования участников в игре.
4. Наличие конкуренции.
5. Командная работа.
6. Возможность достижения победы для любого участника.
7. Добровольное участие.
8. Возможность возвращения для ушедшего участника.
9. Статус участника. Статус является сильным мотиватором для последующего участия в играх.
10. Анализ.
Предлагаю несколько рекомендаций для внедрения игровых технологий в образовательный процесс.
Придумайте сюжет
Понаблюдайте, что занимает ребят в вашем классе: фильм, компьютерная игра, может быть, книга, которую ученики обсуждают на переменах. Подберите соответствующий актуальный игровой сюжет для изучения темы по предмету. В подборе сюжета поможет анализ трендов и предпочтений детей в целом, одногодок ваших учеников.
|
|
Пример из учительской практики
С моим классом (начальная школа) после похода в кинотеатр на «Пиратов Карибского моря» мы провели игру, где каждый мог придумать себе пиратское имя и биографию. В финале игры все участники отказывались от грабежа и выбирали себе новую профессию, вынимая символические предметы из сундука с сокровищами: маску (актер), расческу (парикмахер), перо (писатель).
Определите цель игры
Изучение истории Египта (урок истории), морфологических признаков человека (урок биологии) или, к примеру, освоение навыков ориентирования (урок ОБЖ) можно превратить в игру. Но если цель игры в точности совпадет с целью урока, вряд ли ученикам будет интересно. Придумайте интригующую формулировку: «Разгадать тайну Фараона», «Узнать, кто из одноклассников на самом деле инопланетянин», «Выжить на необитаемом острове».
Раздайте роли, разделите детей на группы по задачам
В уроке-игре цель всегда носит характер миссии и является общей для всех учеников класса. Однако очень важно, чтобы каждый ученик чувствовал свою значимость, необходимость своего вклада в общее дело.
Необязательно придумывать персональные роли – дети могут работать в группах над решением одной из задач миссии. Одна группа будет заниматься у интерактивной доски, другая − за компьютером, третья − с раздаточным материалом, четвертая − в приложениях в смартфонах. При этом важно подчеркнуть, что, только объединив результаты работы всех групп, можно достичь цели.
|
|
Пример из учительской практики
Пример разделения на группы в игровом уроке «Путешествие на Марс» (миссия – починить ракету): группы космонавтов, марсиан, ученых, специалистов-техников.
Обозначьте правила
В сценарии игрового урока должна легко прослеживаться логика, причинно-следственные связи между его этапами должны быть очевидны. Каждое новое задание − шаг на пути к цели. Понимание этого факта рождает у детей азарт и энтузиазм.
В игровой сюжет урока легко интегрируются обычные учебные задания - упражнения, задачи, лабораторные опыты по физике, химии, биологии. Главное − придать им значимость, умело вписать в контекст. Хорошо, если они будут чередоваться с заданиями, которые крайне редко или вообще не используются в школьном обучении: шарадами, анаграммами, юмористическими задачками на логику и креативность.
Важно помнить, что примитивные или, наоборот, слишком сложные для учеников правила игры одинаково быстро снижают мотивацию детей в ней участвовать.
Продумайте систему поощрений и мотивации
Одной из важных особенностей образования в виде игры является система оценок, основанная на следующих тезисах:
· существует бальная система;
· в начале семестра ученика начинают с точки в 0 баллов;
· каждое задание оценивается в определенное количество баллов.
Поэтому, независимо от своих способностей, каждый ученик знает, что он находится в равных условиях с остальными и у него есть только один вариант – путь к хорошей оценке. Он может ошибаться сколько угодно раз, и, понимая, что каждый заработанный балл ведет к успеху, ученик перестанет бояться ошибаться и будет сосредоточен на обучении.
Ученики видят результаты на каждом из отрезков урока-игры. За выполнение задания можно выдавать артефакт или супер-силу, которые понадобятся на следующем этапе.
Пример из учительской практики
В одной из игр мы собирали кусочки пазла, где картинка была ключом к отгадке.
Включайте в игру современные технологии
Интерактивные доски, ноутбуки, планшеты и, конечно же, смартфоны отлично впишутся в игровой сюжет. Дети будут приятно удивлены, что им не говорят: «Уберите ваши гаджеты!», а просят ими пользоваться.
Не обязательно погружать учеников в телефон, используйте его лишь как часть игры, например: смартфон прочтёт QR-код, с помощью которого дети получают подсказку и решат задачу на доске.
Частые ошибки
Иногда кажется, сценарий хорошо продуман и все нюансы учтены. Но вот игра начинается, а дети воспринимают ее как обыкновенный урок, не испытывают никакого азарта, ссорятся и конфликтуют. Итог − воспитательные и образовательные цели не достигнуты. Почему так происходит? Рассмотрим самые частые ошибки в подготовке урока-игры.
Основной акцент делается на соревновательную часть
Если единственная мотивация детей − победить любой ценой, вряд ли это будет создавать благоприятную атмосферу для сотрудничества и усвоения знаний.
Переизбыток наград
Очки, бонусы, грамоты, медали - все это очень скоро обесценится, если наград слишком много и получить их легко.
Игра в ущерб обучению
Можно так стараться заинтересовать детей и вовлечь их в игру, что образовательные цели отойдут на второй план. В итоге дети весело проведут время, но ничему не научатся.