Платон – крупнейший философ Древней Греции, основатель знаменитой философской школы – Академии и основоположник идеализма в истории философии.
Платон выдвигал мысль о том, что существуют «два противоположных мира» - мир идей, эйдосов (идеальный мир) или мир предметов, вещей (материальный мир); верил в реальность потустороннего мира (загробная жизнь); любая вещь или предмет – это только некоторое отображение (отблеск) «первоначальной идеи» (эйдоса) этой вещи или предмета.
Философ известен большим количеством разнообразных философских произведений, которые написаны в формедиалогов: «Государство», «Апология Сократа», «Парменид», «Горгий», «Законы», «Федон» и т.д.
Согласно древнегреческому философу, все «сущее» состоит из «трех субстанций»: «Единое», «Ум» и «Душа». «Единое» - основа всякого сущего (бытия), не имеющая ни начала, ни конца, ни частей, ни целостности. В то же самое время «единое» является неким «ничто». «Ум» возникает в результате каких-то действий «Единого», противоположен ему, но его можно назвать «материей» всех вещей или предметов. «Душа» - подвижная материя (субстанция), благодаря которой объединяются и связываются «Единое» и «Ум». Существуют два вида души: мировая душа и душа отдельного (конкретного) человека.
Впервые в истории древнегреческой философии Платон начал разрабатывать проблему государства, государственного устройства, проблему власти и т.д.
Он выдвинул шесть (6) типов существующих государств: монархия (справедливая власть одного человека); тирания (несправедливая власть одного человека); аристократия (справедливая власть меньшинства); олигархия (несправедливая власть меньшинства); демократия (справедливая власть большинства); тимократия
(несправедливая власть большинства).
Государственное устройство, по мнению Платона, заключается в следующем: население государства делится на три сословия – философы-мудрецы, воины и работники; нет частной собственности, нет семьи и нет рабов.
Универсальные принципы философии Платона
Модель устройства космоса
(Мастер-Демиург перерабатывает бесформенное вещество (Хаос) в четыре
стихии, а затем образуется Космос)
Иерархичность бытия
(идеальный мир – совершенный, материальный мир – несовершенный) Особенности философии Платона
Аристотель выдающий древнегреческий философ, воспитатель Александра Македонского.
Аристотель Стагирит, будучи учеником Платона, известен высказыванием: «Платон мне друг, но истина дороже». В своей философской системе Аристотель во многом переосмыслил фундаментальные положения философии своего учителя (Платона); критиковал учение о «двух мирах»; внес значительный вклад в развитие «логики» (учения о правильных умозключениях – дедуктивных умозаключениях); сформулировал «идеальный тип государственного устройства» - «политию»; любая вещь, предмет и даже человек являются соединением материи и идеи; определил различные виды философского знания (теоретическая, практическая, поэтическая философия и логика); выразил с помощью десяти категорий суть бытия (сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие, страдание).
Аристотель определил окружающий мир – материальным миром. Материя – это потенция, ограниченная формой.
Разрабатывал учение о душе – носителе сознания. Философ выделил три уровня человеческой души: растительная, животная и разумная души.
Человек, по убеждению мыслителя, является «высокоорганизованным животным», то есть для него характерно наличие мышления и разума. Кроме этого, только человек стремится жить вместе с другими людьми (себе подобными), поэтому его можно охарактеризовать как
«политическое животное».
Особенности философии Аристотеля
IV. Эллинистическая (римская) философия
Философия в период эллинизма изменила содержание и цели своего «философствования». Эти изменения были обусловлены социально-экономическими и политическими процессами в развивавшемся эллинистическом обществе. Их вызвал и самый факт отделения от философии ряда специальных наук. Философы периода эллинизма главное внимание обратили на решение проблем этики и морали, проблемы поведения отдельного человека в мире.
В эпоху эллинизма самыми значимыми наряду с платониками и перипатетиками стали школы стоиков, эпикурейцев и скептиков. В этот период основное назначение философии видят в практической жизненной мудрости. Главенствующее значение приобретает этика, ориентированная не на общественную жизнь, но на внутренний мир отдельного человека. Теории мироздания и логика служат этическим целям: выработке правильного отношения к действительности для достижения счастья.
Стоики представляли мир как божественный организм, пронизанный и полностью управляемый огненным разумным началом; считали, что идеалом человека выступает «мудрец», поднявшийся над суетой окружающей жизни, освободившийся от влияния внешнего мира благодаря своей просвещенности, знанию и добродетели; цель каждого человека – это постоянное и неустанное самосовершенствование; признавали счастье высшей добродетелью человека и человечества.
Сенека ЛуцийАнней: «Прежде чем сказать что-либо другим, прежде скажи это себе»