Средневековая философия

 

Средневековая восточно-христианская философия зарождается в восточной части Римской империи примерно в II-III вв. н.э. Именно, в это самое время в языческой Римской империи постепенно зарождается, крепнет и развивается совершенно другая форма человеческого восприятия окружающего мира и человека – раннее христианство, с характерной для него бунтарской позицией и идеологией («Апокалипсис»). До определенного времени в число представителей первых «христианских общин» входили только бедные (низшие) или, в крайнем случае, средние слои Римской империи, но с течением времени практически все руководство «христианскими общинами» перешло в руки высших слоев Римской империи. 

 

Никейский (Вселенский) собор

Никейский собор – это своеобразный переломный момент в истории развития философии (собственно языческая античная философия сменяется на средневековую теологическую философию) или в истории развития, и становления христианства (раннее христианство сменяется на зрелое и затем позднее христианство).

Никейский собор был созван в 325 г. н.э. (IV в. н.э.) в г. Никее (столица Вифинии).

Данный     Собор        был организован        императором Константином. На него прибыло примерно 300 епископов, как из восточной части, так и из Западной части Римской империи. Цель созыва Никейского собора: 

- разрешить сложные противоречия между языческой античной философией и христианством;

- преодолеть назревающий «церковный раскол»;

- адаптировать «христианство», с     его проповедьюсмирения,    как        будущую   «идеологическую силу»,воздействующую на широкие массы римского населения.

Основные заседания Собора преимущественно проходили в императорском дворце.

На Соборе были представлены две противоположные точки зрения: 

1. точка зрения епископа Александра – Сын рожден Богом и одновременно вечен, не есть творение Бога. Поэтому, Сын во всем подобен сущности Отца, неизменен и совершенно знает своего Отца;

2. точка зрения Ария (впоследствии «арианство») – Сын рожден, а поэтому не вечен; было время, когда его не было; а следовательно, Сын не подобен сущности Отца, изменчив, как всякое творение, не может понять ни сущности Отца, ни своей собственной.

 

Результаты Никейского собора:

1. Христианство становится государственной религией Римской империи, наравне с языческой религией;

2. Создается вселенская государственная церковь;

3. Утверждаются основные догматы христианства (в основном «Символ веры» - «Никео-константинопольский символ веры».



Предхристианский платонизм и христианский неоплатонизм

 

Филон Александрийский (середина I в. н.э.) Дионисий Ареопагитили Псевдо-Дионисий Ареопагит (V в. н.э.)
Особенности философии – - Единое – это Бог, чистое, отрешенное от мира бытие; - Логос – орудие творения, мировой порядок (через Логос познается Бог).   Особенности философии – - Бог – это Единое, включающее все сущее; - у Бога нет имени (Он безымянен), но, в то же время, Ему присущи следующие имена – сверхблаго, сверхжизнь, сверхсущность, сверхмудрость; - Бог творит бытие триадически: небесная иерархия, церковная иерархия и земная иерархия; - познать Бога можно только сверхразумно.

 



III. Западноевропейская философия Средних веков

Постепенно, с течением времени, утверждающееся христианство продвигалось с востока на запад Римской империи. Западноевропейская философия Средних веков представлена следующими знаменитыми философами:

Патристика Августин Аврелий (Блаженный) Августинизм Схоластика  Фома Аквинский (Аквинат) Томизм 
1. Родился в Тагасте (Нумидия), являлся Епископом Гиппонийским (IV-V вв. н.э.) – Северная Африка, Римская империя 2. Христианский теолог и выдающийся «миссионер» христианской церкви 3. Теизм – Бог является единственным началом философии («Вне теологиифилософия – ничто»). Бог сотворил мир и участвует в делах этого мира   1. Доминиканский монах, принадлежал к знатному роду в Неаполитанском королевстве 2. Идеолог    римско- католической церкви 3. Рациональное объяснение существования Бога(5 доказательств бытия Бога) 4. Теодицея(человек несет ответственность за «зло» в мире)    

 

4. Основные произведения – «О граде Божьем», «Исповедь», «О прекрасном и пригодном», «Против академиков», «О порядке» 5. Подчинение светской власти духовной власти (теократия) 6. Экземпляризм– Бог является первым образцом реальности 7. Креационизм– Бог сотворил мир из «ничего» (новая категория) 8. Идея социального конформизма(смирение с бедностью и властью) 9. Эсхатологическая концепция истории 10. Теодицея(зло происходит только из-за того, что человек не выбрал «добро») 11. Внутреннее созерцание как вид знания 12. Сомнение – это свидетельство существования человека («Даже если язаблуждаюсь, я есмь») 13. Фидеизм   – понимание проистекает из «веры» («Верь, чтобы понять») 5. Сближение теологии и философии 6. Томизм стал официальной доктриной римско-католической церкви 7. Систематизатор схоластики 8. Основные произведения         –        «Сумма теологии»,        «Сумма философии» 9.Проводит различие между «эссенцией» (сущностью)                             и «экзистенцией» (существованием) 10.Познание Бога через благодатьили божественное откровение (через любовь – «агапэ»)и рационально 11. Вещь – это единство материи и формы  

Философия западноевропейского средневековья известна следующими философскими направлениями, школами, разрешающими вопросы   «сущности» (эссенции) и

«существования» (экзистенции) универсалий (родов и видов, общего):

Реализм  Номинализм  Концептуализм
универсалии – это особые субстанции,существующие «до вещей» в божественном разуме. И. С. Эриугена, Ф. Аквинский универсалии – это имена или понятия,которые люди дают вещам   Росцелин из Компьеня универсалиивозникают еще до вещей божественном разуме, а прет- воряются как имена вещей Пьер Абеляр

Представим философские        взгляды     мыслителей, объясняющих тему «универсалий»:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: