Содержание дисциплины

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ

По специальной дисциплине

Теория и методика профессионального образования

Направление подготовки: 44.06.01 Педагогические науки

Профиль подготовки: «Теория и методика профессионального образования»

 

Квалификация выпускника: Исследователь. Преподаватель-исследователь

Форма обучения: заочная

 

Петропавловск-Камчатский 2019 г.


Настоящая программа составлена с учетом федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки высшего образования 44.06.01 «Педагогические науки»,(уровень подготовки кадров высшей квалификации), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «30» июля 2014 года № 902.

 

Разработчик:

доцент кафедры педагогики

______________________ О.Е. Бурова

(подпись)




СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения…………………………………………………………………….. 4
2. Содержание дисциплины…………………………………………………………….. 4
3. Перечень вопросов к вступительному испытанию ………………………………… 7
4. Рекомендации по выбору темы вступительного реферата ………………………... 8
5. Требования к содержанию и оформлению вступительного реферата …………… 8
6. Основная литература …………………………………………………..…………….. 9
7. Формы и критерии оценивания вступительного испытания………………………. 10


Общие положения.

В основу настоящей программы вступительного испытания в аспирантуру по специальной дисциплине, соответствующей направленности (профилю) «Теория и методика профессионального образования», программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (далее – программа вступительного испытания) положены следующие основные разделы:

1. Методология и общая теория педагогики.

2. История педагогики и профессионального образования.

3. Теория профессионального образования.

4. Методика профессионального образования.

5. Управление системами профессионального образования.

Под уровнем научной подготовленности по направленности (профилю) «Теория и методика профессионального образования» следует понимать способность решать задачи ценностно-ориентационной, гностической, рефлексивной и преобразовательной деятельности в сфере профессионального образования, опираясь на освоенный социально-педагогический опыт. Уровни научной подготовленности различаются классами задач, которые способен решать соискатель. Требуемый уровень характеризуемся готовностью к самостоятельной постановке педагогических проблем в сфере профессионального образования и поиску новых способов их решения. В этой связи поступающему в аспирантуру важно не столько показать наличие у себя конкретных знаний по педагогике, сколько продемонстрировать развитость у себя педагогической культуры, а также владение определенными способами проективной, преобразующей, исследовательской деятельности.

Это и определяет систему требований к владению знаниями для поступающих в аспирантуру по данной специальности:

• знания о сфере общего и профессионального образования, сущности, содержании и структуре образовательных процессов;

• знания об истории и современных тенденциях развития основных педагогических теорий и систем;

• знания о человеке как субъекте образовательного процесса, его возрастных, индивидуальных особенностях, профессиональных склонностях и интересах, социальных факторах развития;

• знания о закономерностях воспитания и обучения в целостном педагогическом процессе, о современных педагогических технологиях в сфере профессионального образования;

• знания об организации образовательного процесса в различных организациях профессионального образования;

• знания в области разработки учебно-программной документации и основ формирования содержания профессионального образования;

• знания об основах управления организациями профессионального образования;

• знания в области организации опытно-экспериментальной и исследовательской работы в сфере профессионального образования.

Вступительное испытание проводится в устной форме с использованием билетов экзаменационной комиссией, созданной в Университете на основе приказа ректора. К испытанию допускаются лица, получившие положительную оценку по реферату.

Уровень знаний поступающего оценивается экзаменационной комиссией по пятибалльной системе.

Предложенный список литературы для подготовки к вступительному испытанию может быть расширен по желанию поступающего

 

Содержание дисциплины.

 

Модуль  1. МЕТОДОЛОГИЯ И ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПЕДАГОГИКИ.

Феномен человека. Человек как природное существо и общественное явление. Человек в проекциях научно-философского и вненаучного знания. Человек в специальных науках.

Структура современного человекознания. Методологические основания человекознания. Системный подход в изучении явлений и процессов, связанных с развитием, социализацией и воспитанием человека. Особенности системного подхода в построении педагогических теорий, концепций и систем.

Педагогика как область гуманитарного знания. Обыденное (житейское) и научное понимание человека и способов подготовки его к жизни в обществе. Соотношение научной и житейской педагогики.

Педагогика в системе наук о человеке, её связь с психологией, философией, социологией, физиологией, медициной, правом, экономикой и другими науками.

Объект, предмет и функции педагогики. Методология педагогики и её уровни. Основные особенности педагогики как науки: специфика предмета, категориального аппарата, методов исследования.

Структура педагогики, её ведущие отрасли. Процессы интеграции и дифференциации в педагогической науке и практике. Становление новых отраслей педагогической науки.

Понятийно-терминологический аппарат педагогической науки. Педагогические понятия как вывод, итог познания реальных процессов и явлений, как отражение системы педагогических идеалов, принципов и методов. Понятийные ряды педагогики.

Общее и особенное в понятиях. Специфика использования педагогикой общенаучных междисциплинарных понятий: развитие, личность, активность, деятельность, формирование, общение и др.

Взаимодействие педагогической теории и образовательной практики, их взаимообогащение. Прогнозирование в сфере образования. Инновационные и интеграционные процессы в образовании.

Педагогическая антропология, её сущность и теоретические истоки.

Человек как биосоциальный феномен. Взаимообусловленность природных и социальных свойств человека в процессе онтогенетической эволюции. Целостность и неделимость биологической и духовной природы человека.

Человек как субъект социальных отношений. Многообразие сторон и особенностей бытия человека в мире и богатство субъективно-личностного мира человека.

Онтогенез развития личности, его источники и факторы. Детерминанты и основные закономерности развития личности. Социально-педагогический контекст проблемы взаимоотношений личности и общества. Актуальность и значение педагогического взгляда на развитие личности с точки зрения преобразования системы сё отношений с окружающим миром, обществом и самой собой. Социальная ситуация развития личности.

Деятельность и общение как условия развития личности. Освоение деятельности. Формирование навыков и умений. Педагогические возможности деятельности в развитии личности. Игра, общение, труд, учение как развивающие виды деятельности.

Особенности развития личности студента. Социальная и психологическая характеристика студенческого возраста.

Современные подходы к пониманию сущности социализации. Процессы и стадии социализации. Феномены (результаты) социализации. Механизмы социализации. Основные факторы социализации: макрофакторы, мезофакторы, микрофакторы.

Стихийность и целенаправленность процесса социализации. Задачи, решаемые целенаправленной социализацией: естественно-культурные, социально-культурные, социально-психологические.

Воспитание как процесс целенаправленной и контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание и т.д.). Основные функции воспитания.

Образование как вид социализации. Образование как общечеловеческая ценность, его культурно-гуманистические функции и средства.

Система развития, социализации и воспитания личности и её уровни.

Педагогическая система как открытая, развивающаяся социальная система, её сущность, функции и структура. Компоненты педагогической системы. Виды педагогических систем. Эволюция и движущие силы развития педагогических систем.

Понятие цели образования и воспитания в педагогической науке и социальной практике. Факторы, определяющие формирование цели образования и воспитания личности. Объективные и субъективные факторы.

Проблема генезиса цели образования и воспитания. Диалектика соотношения цели, средств и результата в образовании и воспитании в истории становления педагогических систем.

Современные педагогические системы как отражение специфического и универсального в разработке целей воспитания.

Современная цель образования и воспитания. Проблема разработки педагогической системы, способной реализовать данную цель.

Авторская педагогическая система, особенности её разработки и реализации. Примеры авторских педагогических систем.

Кризис образования в современном мире и особенности его проявления в России. Поиски педагогических путей преодоления кризиса образования. Ведущие идеи и основные направления реформирования образования.

Философские основания различных направлений зарубежной и отечественной педагогики (прагматизм, неопозитивизм, экзистенциализм, неотомизм, бихевиоризм, марксизм и др.) и их анализ.

Аксиологические основания современной педагогики. Сущность аксиологического подхода и его применение в педагогике. Понятие о педагогических ценностях. Классификация педагогических ценностей. Философско-педагогический смысл гуманизма. Аксиологическая характеристика личности в гуманистической педагогике.

Авторитарная педагогика: сущность и основные признаки.

Гуманистическая педагогика: сущность, основные признаки и направления в развитии. Реализация личностно-деятельностного подхода. Авторитарное воздействие и гуманистическое взаимодействие в различных видах социально-педагогических отношений: «педагог-учитель», «преподаватель-студент», «руководитель-подчиненный».

Понятие о принципах. Принципы образования и воспитания.

Аксиологические ориентации системы профессионального образования. Образ профессии и аксиологическая характеристика профессий. Проблема овладения аксиологическим содержанием профессиональной деятельности.

Методологические принципы педагогических исследований: единство исторического и логического в познании педагогических явлений; системный и структурно-номинативный подходы; личностно-ориентированный и деятельностный подходы; этнопедагогический и антропологический подходы; культурологический и диалогический подходы; единство теории, эксперимента и практики.

Источники педагогической проблематики. Процесс и структура научно-педагогического исследования, его основные элементы. Методы педагогического исследования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: