Социальное обеспечение безработных. Пособие по безработице

В результате изучения темы 13 студент должен:

· знать

- понятие безработного;

- условия признания гражданина безработным;

- виды социального обеспечения безработных;

- источники финансирования социального обеспечения безработных;

- условия и порядок назначения пособия по безработице;

- порядок исчисления и размеры пособия по безработице;

- период выплаты пособия по безработице;

- основания прекращения и приостановления выплаты пособия по безработице, сокращения его размера;

· уметь

- оперировать базовыми понятиями темы;

- анализировать юридические факты, являющиеся основаниями для предоставления пособия по безработице;

- давать квалифицированные юридические консультации и заключения по теме;

· владеть

- юридической терминологией по теме;

- навыками анализа условий, дающих право на получение пособия по безработице;

- навыками применения процедурных отношений, необходимых для назначения пособия по безработице.

 

13.1. Одним из свойств человека является выражение своих способностей (физических и умственных) посредством труда – целенаправленной деятельности, направленной на создание материальных и иных благ. На основе закрепленного Конституцией РФ (ст. 37) принципа свободы труда такая деятельность может осуществляться в различных формах (наемного труда, предпринимательства, натурального хозяйства и др.). Преимущественно посредством труда человек приобретает основной источник своего дохода, необходимый для его существования и членов его семьи.

В целях содействия занятости населения государство определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики по реализации конституционных прав граждан на труд и социальную защиту от безработицы.

Правовую основу социального обеспечения безработных образуют Конституция РФ, Закон о занятости РФ, иные федеральные законы (в отношении отдельных категорий населения), подзаконные правовые акты федерального уровня, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Безработным признается трудоспособный гражданин, который не имеет работы и заработка, зарегистрирован в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищет работу и готов приступить к ней.

Для приобретения статуса безработного вышеуказанное лицо должно дополнительно соответствовать следующим условиям:

1) достигнуть возраста общей трудовой правосубъектности (16 лет);

2) не иметь статуса занятого гражданина. Ст. 2 Закона о занятости дает перечень таких граждан. К ним, например, отнесены: лица, работающие по трудовому или гражданско-правовому договору; индивидуальные предприниматели; лица, являющиеся участниками организаций, деятельность которых предполагает принесение дохода; проходящие военную и приравненную к ней службу; обучающиеся по очной форме обучения;

3) ему не должны быть назначены некоторые виды пенсий (в частности, страховая пенсия по старости (в том числе досрочно),  пенсия за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению);

4) не выражать в течение 10 дней со дня его регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы отказа от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера;

5) являться в течение 10 дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения ему подходящей работы, а также в срок, установленный органами службы занятости для регистрации его в качестве безработных. Неявка допускается только по уважительным причинам;

6) не быть осужденным по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы;

7) представлять документы, не содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также другие недостоверные данные для признания лица безработным.

Порядок регистрации безработных устанавливается Правительством РФ. В настоящее время такой порядок утвержден Постановлением Правительства от 7 сентября 2012 г. № 891.

Правоотношения по признанию гражданина безработным возникают при наличии сложного юридического состава. Данная процедура состоит из двух этапов:

1) регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы, и

2) регистрации гражданина в качестве безработного (в случае невозможности предоставления подходящей работы). Критерии подходящей работы определены ст. 4 Закона о занятости.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости необходимых документов. Гражданин должен предъявить паспорт, трудовую книжку (документы, их заменяющие), документы о квалификации, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы). Впервые ищущие работу и не имеющие квалификации предъявляют только паспорт и документ об образовании и (или) о квалификации.

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.

13.2. Система социального обеспечения безработных в современных условиях действует только в рамках одной организационно-правовой формы – государственного обеспечения (за счет средств бюджетов). Механизм обязательного социального страхования на случай безработицы в начале 2000-х гг. был отменен.

Система социального обеспечения безработных включает в себя несколько видов социального обеспечения, предоставляемых в различных формах: денежной и неденежной (в виде услуг и иных гарантий социальной поддержки).

В денежной форме безработным гражданам предоставляются: пособие по безработице, финансовая поддержка при переезде (переселении) в другую местность, стипендии (в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости) и материальная помощь.

В виде услуг – бесплатные социальные услуги по содействию занятости, которые могут быть различных видов. Например, услуги по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию, при содействии безработным в переезде (переселении) в другую местность для трудоустройства - по направлению органов службы занятости. Кроме того, безработные лица имеют право и на получение бесплатной медицинской услуги - медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования.

В виде иных гарантий социальной поддержки безработных – предоставлении права на досрочное назначение страховой пенсии по старости для безработных лиц предпенсионного возраста.  К этой категории лиц отнесены лица, имеющий возраст в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно. Право на досрочное назначение страховой пенсии по старости предоставляется безработным, не достигшим возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, и имеющим страховой стаж не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно либо имеющим указанный страховой стаж и необходимый стаж работы, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, и уволенным в связи с ликвидацией организации (прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем), сокращением численности или штата работников организации (индивидуального предпринимателя), по предложению органов службы занятости при невозможности для трудоустройства с согласия таких безработных, но не ранее чем за 2 года до наступления соответствующего возраста.

В отношении детей-сирот и лиц из их числа в рамках дополнительных гарантий социальной поддержки этой категории граждан некоторые из вышеуказанных видов социального обеспечения безработных предоставляются на особых (льготных) условиях и в более высоких размерах.

Мероприятия по социальной поддержке безработных, предусмотренные Законом о занятости, признаются расходными обязательствами РФ.

13.3. Условия и порядок назначения пособия по безработице, его размеры и сроки выплаты определены Законом о занятости.

По общему правилу пособие по безработице назначается после признания лица безработным. Решение о назначении пособия принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным и начисляется гражданам с первого дня признания их безработными.

Безработным, уволенным в связи с ликвидацией  или сокращением численности или штата работников организации (индивидуального предпринимателя), но не трудоустроенным в период, в течение которого за ними по последнему месту работы (службы) сохраняется средняя заработная плата (с зачетом выходного пособия), пособие по безработице начисляется, начиная с первого дня по истечении указанного периода.

Порядок и условия назначения и выплаты пособия по безработице определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В настоящее время такой порядок определен приказом Минтруда России от 29 июня 2012 г. № 10н.

Пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям (за некоторыми исключениями) начисляется в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы (службы), если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель. В таких случаях пособие по безработице начисляется в первые 3 месяца в размере 75 процентов среднемесячного заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а в следующие 3 месяца - в размере 60 процентов указанного заработка. При этом размер пособия по безработице не может быть выше максимальной величины и ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.

Пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным за виновные действия; уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, а также гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице.

Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице ежегодно определяются Правительством РФ. Начиная с 1 января 2019 г., минимальный размер данного пособия составляет 1 500 руб., максимальный – 11 280 (для предпенсионеров) и 8 000 руб. (для остальных).

13.4. Период выплаты пособия по безработице зависит от категории безработного лица и по общему правилу он не может превышать 6 месяцев в суммарном исчислении в течение 12 месяцев.

Это период сокращается и не может превышать 3 месяца в суммарном исчислении в течение 12 месяцев в отношении:

- граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших),

- граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва,

- граждан, уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ,

- граждан, уволенных по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоявших в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель,

- граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия.

В целях обеспечения повышенной социальной защиты лиц предпенсионного возраста, уволенных по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, период выплаты пособия по безработице наоборот увеличивается и составляет до 12 месяцев в течение 18 месяцев. Исключение составляют  граждане, стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, граждане, уволенные за виновные действия, а также граждане, направленные органами службы занятости на обучение и отчисленные за виновные действия.

Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки. Такая перерегистрация должна происходить не более двух раз в месяц.

13.5. При наличии определенных оснований Закон о занятости предусматривает возможность прекращения и приостановления выплаты пособия по безработице, а также сокращения его размера.  Принятие решения о вышеуказанных действиях осуществляется органами службы занятости с уведомлением безработного.

Так, основаниями прекращения выплаты пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного являются: признание гражданина занятым; длительная (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин; переезд или переселение безработного в другую местность; попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем; назначение страховой пенсии по старости (в том числе досрочно), пенсии за выслугу лет.

Приостановление выплаты пособия на срок до одного месяца осуществляется в случаях: отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы; отказа по истечении месячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах; явки безработного на перерегистрацию в состоянии алкогольного (иного) опьянения; увольнения с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия; нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного; самовольного прекращения гражданином обучения по направлению органов службы занятости и др.

Кроме того, выплата пособия по безработице не производится в периоды отпуска по беременности и родам; выезда безработного из места постоянного проживания в связи с обучением; привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей. Такие периоды не засчитываются в период выплаты пособия по безработице и продлевают его.

Сокращение размера пособия по безработице на 25 процентов на срок до одного месяца допускается в случаях:

- неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости;

- отказа без уважительных причин явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (обучение).

Правила прекращения, приостановки выплаты пособия по безработице и снижения его размера устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В настоящее время такие правила установлены Приказом Минтруда России от 29 июня 2012 г. № 10н.

 

Практикум


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: