Приставка со- – … собрать.
Приставка за- – … забрать.
Приставка пере- – … перебрать.
Приставка вы- – … выбрать.
Приставка у- – … убрать.
— Удивительно! Вместе с приставками слово «брать» по-новому зазвучало, новым смыслом наполнилось. Фрукты нужно собрать, из сада домой забрать, дома перебрать,выбрать плохие, а хорошие убрать в холодильник.
— Дети, приставки пристали к слову «садим». Слово с приставкой назовите, новый смысл слову подарите. (Пересадим, засадим, высадим, насадим, отсадим, посадим).
Педагог называет слова, которые не назвали дети.
— Превосходно, дети! Приставки к слову правильно подобрали, слова новые сочиняли.
Ситуация общения «Маленькие слова»
(с детьми 5 – 7 лет).
Задачи. Формировать умение детей правильно использовать предлоги в речи согласовывать слова в словосочетании. Поддерживать интерес детей к фруктам.
Разговор.
— Дети, мы с вами говорим слова. Слова, что-то называют, или что-то объясняют. Вспомните, пожалуйста, слова – названия фруктов. (Ответы детей).
|
|
— Но есть в русском языке маленькие слова, которые ничего не называют, но служат помощниками другим словам. Например, маленькие слова указывают место, где что находится. Яблоко лежит внутри чего-либо. Нам поможет маленькое слово в. Где яблоки? (Яблоки … в корзине, в шкафу, в коробке, в холодильнике, в вазе и т.д.).
Педагог контролирует, чтобы дети произносили словосочетание полностью, правильно использовали предлог, согласовывали слова в словосочетании, называет несколько своих словосочетаний.
— Груши лежат на чём-то. Маленькое слово на. Где груши? (Груши … на столе, на полке, на тарелке, на дереве, на окне и т.д.).
Педагог контролирует, чтобы дети произносили словосочетание полностью, правильно использовали предлог, согласовывали слова в словосочетании, называет несколько своих словосочетаний.
— Отлично, дети! О маленьких словах узнали, правильно слова объединяли.
Ситуация общения «Сливовый»
(с детьми 5 – 7 лет).
Задачи. Помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове, предоставлять возможность самостоятельно её исправить. Развивать слуховое внимание детей.
Разговор.
— Дети, как вы считаете, сок сли́вовый или слиивóвый. Подскажите, помогите, слово правильно скажите. Дети предлагают свои варианты, произношения слова. Если они выбирают неверный ответ, педагог предлагает обратиться к источнику правильной информации: орфографическому словарю.
— В словаре все слова собрали, правильно написали. Посмотрим! Правильно сказать «сли́вовый». Слово «сли́вовый» произнесите, за речью своей следите.
|
|