Сок из яблок – … яблочный сок.
Сок из груш – … грушевый сок.
Сок из гранат – … гранатовый сок.
Сок из абрикосов – … абрикосовый сок.
Сок из ананасов –… ананасовый сок.
Сок из апельсинов – … апельсиновый сок.
Сок из бананов – … банановый сок.
Сок из персиков – … персиковый сок.
Сок из лимонов – … лимонный сок.
— Обворожительно, дети! Слова правильно подобрали, сок по-другому назвали. Дети, какой сок вам больше всего нравится? (ответы детей).
— Дети, пейте соки, наслаждайтесь, и здоровьем наливайтесь.
Ситуация общения «Родственные слова»
(с детьми 6 – 7 лет).
Задачи. Формировать умение детей слышать общую часть однокоренных слов. Развивать фонематический слух. Поддерживать интерес детей к фруктам. Воспитывать в детях чуткость к художественному слову.
Беседа.
— Дети, овощи растут в огороде, а фрукты где? (ответы детей).
Как хорош фруктовый сад,
Фруктами всегда богат.
Вишен стройных целый ряд —
Рубином ягоды горят.
Рядом здесь растёт и слива,
|
|
Плодами сочными красива.
Груш и яблок аромат,
Фрукты кушать каждый рад.
— В фруктовом саду собирают фрукты. Дети, вы знаете, что в мире слов есть родственные слова. Я назову слова, а вы определите, от какого слова произошли эти родственные слова.
Педагог произносит слова, голосом выделяя общую морфему (корень).
Лексический материал.
Фрукт овница — фрукт овый — сухо фрукт ы — фрукт оза … (фрукт).
Сад овник — сад овый — сад ить — сад ик … (сад).
Лист очек — листв енный — лист венница — лист ья … (лист).
Овощ евод — овощ ерезка — овощ ной — овощ есушилка … (овощ).
Корне плод — плод ородный — плод оносит — плод овая … (плод).
Гриб ной — гриб очек — гриб ница — гриб ник… (гриб).
— Потрясающе, дети! Родственные слова узнали, главное слово правильно назвали.
Ситуация общения «Приставки садовые»
(с детьми 5 – 7 лет).
Задачи. Упражнять детей в образовании глаголов с приставками. Поддерживать интерес детей к фруктам.
Разговор.
— Дети, в некотором царстве, в речевом государстве, жили да были приставки. Приставки маленькие, незаметные! Слова у них не получаются! Вот они и пристают к другим словам. Да не просто пристают, а ещё и впереди слова встанут. Поиграем вместе с приставками, пристанем к словам. Я вам подскажу, какая приставка к слову пристаёт, а вы новое слово с приставкой придумаете. Итак, увидели приставки слово «брать», и стали к нему приставать.
Педагог называет приставку, а дети слово с приставкой.