Я – … Я продаю фрукты.
Ты – … Ты продаёшь фрукты.
Он – … Он продаёт фрукты.
Мы – … Мы продаём фрукты.
Вы – … Вы продаёте фрукты.
Они – … Они продают фрукты.
— Замечательно, дети! Слово изменяли, новое предложение сочиняли.
Ситуация общения «Писатели о фруктах»
(с детьми 5 – 7 лет).
Задачи. Формировать умение детей распространять предложения с помощью определений. Поддерживать интерес детей к фруктам.
Разговор.
— Дети, кто такие писатели? (ответы детей).
— Писатель – это человек, который рассказывает о разных событиях, делиться своими мыслями с читателями. А помогают ему в этом слова. Мы с вами сегодня писатели. Придумываем красивые слова, чтобы наш рассказ был интересным.
Предложение. Мы собрали яблоки и положили их в корзину.
Ø К слову «яблоки» какие красивые слова мы придумаем? (Красные, жёлтые, зелёные, крупные, круглые, спелые, сочные, сладкие, душистые, ароматные, …).
Педагог называет слова, которые не назвали дети.
|
|
Ø К слову «корзина» подберём красивые слова? (Большая, маленькая, небольшая, плетёная, пластмассовая, металлическая, светлая, тёмная, коричневая, жёлтая, красивая, изысканная, удобная, лёгкая, тяжёлая, …).
Педагог называет слова, которые не назвали дети.
— Предложение украшаем, красивые слова добавляем. Например. Мы собрали необычные яблоки и положили их в ивовую корзину.
— Дети, повторите, пожалуйста, предложение: Мы собрали яблоки и положили их в корзину. Но не забудьте украсить предложение красивыми словами.
Дети произносят распространённые предложения. Педагог контролирует, чтобы дети не повторяли предыдущие предложения, а использовали свои определения.
— Замечательно, дети! Вы превосходно справились с этим заданием.
Ситуация общения «Почему я люблю фрукты»
(с детьми 5 – 7 лет).
Задачи. Формировать умение детей составлять по образцу сложные предложения. Поддерживать интерес детей к фруктам.
Игровой материал: флажок.
Разговор.
Дети, стоят (сидят) по кругу.
— Дети, вы любите фрукты? (ответы детей).
— Одни фрукты нравятся вам больше, другие меньше. Расскажите нам, пожалуйста, одним предложением, какой фрукт вы любите и почему. Вот у меня в руке флажок, я рассказываю одним предложением о своём любимом фрукте. Затем передаю флажок рядом сидящему ребёнку. Он рассказывает о своём любимом фрукте, и передаёт флажок дальше. Остальные дети внимательно слушают товарищей и стараются не повторять их предложения, а придумать своё.
— Итак, игра начинается! Я люблю бананы, потому что они питательные.
Педагог передаёт флажок ребёнку-соседу. Контролирует, чтобы дети полностью произносили сложное предложение, не повторяли предложения за другими детьми, а придумывали свои.
|
|
— Прелестно, дети! У нас получился удивительный рассказ о фруктах.
Речевая игра «Какое растение лишнее?»
(с детьми 5 – 7 лет).
(Индивидуально или подгруппа детей до 7 человек).
Задачи. Формировать умение детей строить сложноподчинённые предложения с союзом «потому что». Развивать логическое мышление детей, умение анализировать и обобщать. Поддерживать интерес детей к растениям.
Игра.
— Дети, в игру играем, лишнее растение определяем.
Игровые правила.
Ø Внимательно слушаем, слова запоминаем.
Ø Лишнее слово быстро определяем.
Ø Потому что объясняем.
Ø Полным предложением отвечаем.
— Например, помидор, банан, огурец, морковь. Лишний банан, потому что он фрукт, а не овощ. Дети, отвечает тот, на кого я рукой покажу. Внимание! Игра начинается.