Нарастание кризисных явлений в советском обществе (середина 1960-х – начало 1980-х гг.)

Приход к власти Л.И. Брежнева. В октябре 1964 г. состоялся Пленум ЦК КПСС. На нем Хрущев был освобожден от всех занимаемых должностей и отправлен на пенсию. Произошли перестановки в высшем партийно-государственном руководстве. Первым (с 1966 г. - генеральным) секретарем ЦК КПСС был избран Леонид Ильич Брежнев. Председателем Совета Министров был назначен Алексей Николаевич Косыгин.

Экономические реформы середины 60-х гг. и их провал. Новое руководство высказалось за продолжение реформ. Их проведение связывают с именем Косыгина. С конца 1964 г. было устранено разделение партийных органов на промышленные и сельские.

Мартовский (1965 г.) Пленум ЦК КПСС принял решение о реформах в сельском хозяйстве:

- увеличение капиталовложений в сельское хозяйство;

- повышение закупочных цен и поощрение сверхпланового производства – сверхплановую продукцию государство приобретало по повышенным ценам;

- списание долгов колхозам и совхозам;

- ослабление государственного контроля над колхозами и совхозами – до них доводился 5-летний план реализации продукции по стабильным ценам;

- укрепление материально-технической базы села – увеличение производства сельхозтехники, улучшение ремонтной базы, широкая электрификация и химизация, дальнейшее развитие мелиорации.

Все эти меры могли дать лишь кратковременный эффект, радикального улучшения дел в сельском хозяйстве не произошло. Причины:

- цены на сельскохозяйственную технику, удобрения, услуги обслуживающих организаций росли быстрее, чем на сельхозпродукцию, и затраты не покрывались даже субсидиями;

- замена трудодней денежными окладами уменьшила материальную заинтересованность колхозников;

- отставала социальная сфера, поэтому молодежь стремилась в города;

- из всех видов мелиорации упор делался на орошение, что привело к засолению почв и снижению урожайности.

На сентябрьском (1965 г.) Пленуме ЦК КПСС было принято решение о реформах в промышленности:

- восстанавливался отраслевой принцип управления, создавались министерства с широкими полномочиями;

- произошли изменения в планировании – сократилось число обязательных плановых показателей; первичное составление планов было перенесено на места, на предприятия;

- экономическое стимулирование производства – часть доходов предприятий отчислялась в три фонда: фонд развития производства и совершенствования техники; фонд материального поощрения работников; фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства.

Однако и реформы в промышленности не дали ожидаемого эффекта. Частичная самостоятельность предприятий была несовместима с широкими полномочиями министерств. Министерства вскоре вновь «подмяли» под себя предприятия. Увеличилось число обязательных плановых показателей, вернулись к практике планирования «от достигнутого». Техническое обновление предприятий шло крайне медленно. Проходило 6-8 лет от разработки новой техники до ее внедрения, за это время техника морально устаревала. Фонд материального стимулирования был невелик и не мог по-настоящему стимулировать работников.

Немалое значение для неудачи экономических реформ имел и идеологический фактор. После событий 1968 г. в Чехословакии усилился партийно-государственный надзор за всеми сферами жизни, укрепилась командно-административная система:

- жесткий централизм;

- директивное планирование;

- детальная регламентация работы предприятий;

- строгое бюджетное финансирование.

Нарастание диспропорций, кризисных явлений в экономике и социальной сфере.

Неудача реформ привела к нарастанию кризисных явлений в экономике. Они стали следствием ряда факторов:

- неблагоприятная демографическая ситуация, поддерживать экономический рост за счет массового привлечения рабочей силы стало невозможно;

- истощение традиционной сырьевой базы и постоянное смещение добывающей промышленности на восток, что вело к росту себестоимости, обостряло транспортные и социальные проблемы;

- физический износ и моральное старение оборудования;

- кризис организации труда, то есть неспособность эффективно использовать даже имеющийся трудовой потенциал.

К началу 1970-х гг. СССР достиг военно-стратегического паритета с США. Необходимо было поддерживать этот паритет. Это предопределило приоритетное финансирование военно-промышленного комплекса, тяжелой промышленности в ущерб другим отраслям экономики. Как следствие отставание легкой промышленности и социальной сферы, что вело к диспропорциям в экономике. С 1970-х гг. хронический дефицит продовольственных товаров и предметов потребления стал обычным явлением. В социальной сфере действовал так называемый остаточный принцип. Доля государственных расходов на просвещение и здравоохранение упала ниже уровня 1940 г. Диспропорции наблюдались не только по отдельным отраслям экономики, но и по регионам: появились «колбасные электрички» и «колбасные поезда» (из Москвы везли колбасу, мясо и другие продукты и товары).

В первой половине 1970-х гг. разразился мировой энергетический кризис, повысились цены на энергоносители. СССР воспользовался благоприятной конъюнктурой и увеличил экспорт нефти и газа. Доходы от экспорта позволяли некоторое время сохранять видимость благополучия, поддерживать экономику «на плаву».

Состояние сельского хозяйства. Обострение продовольственной проблемы в конце 1970-х – начале 1980-х гг. было связано с кризисным состоянием сельского хозяйства. Причины:

- с 1969 по 1984 г. 8 неурожаев;

- огромные потери урожая, до 20-40%, при перевозках и из-за плохих условий хранения;

- неэффективность сельскохозяйственного производства, основанного на коллективной собственности.

С 1978 по 1984 г. урожайность упала на 60 млн. тонн при постоянном росте населения.

Правительство пыталось исправить положение дел на селе:

- В 1979 и 1983 гг. повышались закупочные цены на сельхозпродукцию.

- Были увеличены капиталовложения в сельское хозяйство.

- Предпринимались попытки структурных изменений. Больше внимания уделялось частному сектору. Были сняты ограничения на поголовье домашнего скота, увеличены размеры приусадебных участков и т.д. Но ставка по-прежнему делалась на колхозы и совхозы, большинство которых работало в то время неэффективно. С начала 1980-х гг. начали создавать агропромышленные комплексы (АПК), которые интегрировали все предприятия, занятые производством, переработкой, перевозкой сельхозпродукции, вспомогательные службы. Но и эта мера не дала ощутимого эффекта. Возникли лишь новые бюрократические структуры.

Ситуация в сельском хозяйстве продолжала ухудшаться. Принятая в 1982 г. продовольственная программа так и осталась на бумаге. Ее суть – не повышение эффективности сельского хозяйства, а ограничение потребления основных продуктов питания, воспитание «культуры потребления».

Основные черты общественно-политической жизни. Главным тормозом развития советского общества являлась политическая система. Основными чертами общественно-политической жизни были:

- Сосредоточение власти в руках коммунистической партии. Партийные организации имели право контроля за деятельностью администрации на предприятиях, в учебных заведениях, учреждениях культуры и здравоохранения и т.д.

- Формальный характер демократии. В различные государственные и общественные организации избиралась примерно треть взрослого населения страны, но важные государственные решения принимались узкой группой лиц. Выборы были безальтернативными и превращались в пустую формальность.

- Замкнутый характер советской политической системы. Ее составляли КПСС, советы, профсоюзы, комсомол, колхозно-кооперативные объединения, общественные организации, не преследовавшие политических целей (ДОСААФ, ОСВОД и т.п.). Другие политические партии не имели права на существование.

- Приспособление политической системы к выполнению указаний сверху, а не к организации жизни общества в рамках закона. Появился термин «телефонное право», отражавший подобное положение вещей.

- Во главе КПСС в это время стоял Брежнев. С 1977 г. он занял и высший государственный пост – председателя Президиума Верховного Совета СССР. Он же являлся и председателем Совета обороны. При Брежневе прекратился пересмотр дел жертв репрессий, фактически началась реабилитация Сталина, вновь ужесточилась цензура. В СМИ доминировал беспроблемный показ жизни, пропагандировались подлинные и мнимые достижения советского общества, замалчивались негативные стороны жизни – рост алкоголизма, преступности, наркомания, усиление социальной апатии. В конце 1960-х гг. начинается кампания по возвеличиванию Брежнева, пик которой приходится на рубеж 1970-1980-х гг. Брежнев был единственным в СССР, кто имел 5 золотых звезд героя (Герой Социалистического Труда и четырежды Герой Советского Союза), он был лауреатом Ленинской премии мира и Ленинской премии по литературе. Его произведения – «Малая земля», «Возрождение», «Целина» - вышли 15 млн. тиражами каждое. Закончив войну генералом, он в мирное время стал маршалом. Брежнев не стремился к серьезным политическим переменам, стабильность при нем превратилась в стагнацию, застой. Большинство партийных работников, особенно высшего звена, многие годы занимали свои посты. В 1980 г. средний возраст членов Политбюро составлял 71 год.

Сложившийся к середине 1970-х гг. общественно-политический строй был закреплен в новой советской Конституции.

Конституция 1977 г. Еще в начале 1960-х гг. был сделан вывод о полной и окончательной победе социализма в СССР. Тогда же началась работа над проектом новой конституции, призванной закрепить изменения, произошедшие в стране после 1936 г. Работа завершилась только к середине 1970-х гг. Весной 1977 г. Пленум ЦК КПСС одобрил проект новой конституции и она была вынесена на всенародное обсуждение. Было внесено около 400 тысяч поправок, не затрагивавших основных положений конституции.

7 октября 1977 г. внеочередная сессия Верховного Совета СССР приняла новую конституцию. В конституции содержалась преамбула, в которой говорилось о построении в СССР развитого социалистического общества и перечислялись его основные черты. Ключевой была статья 6 конституции. КПСС провозглашалась руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы.

Нарастание оппозиционных настроений. Застой в экономической и общественно-политической жизни вел к росту оппозиционных настроений. Они берут свое начало еще в 1960-е гг. Так, часть творческой интеллигенции открыто выступила против осуждения писателей Синявского и Даниэля. В 1968 г. 8 человек в знак протеста против ввода советских войск в Чехословакию вышли на Красную Площадь.

Оппозиционные настроения проявлялись в разных формах. Это и нарастание социальной апатии, и отказ от карьеры (лица с высшим образованием шли в дворники, лифтеры); своеобразной формой протеста были «разговоры на кухне», авторская песня. Наиболее активной формой выражения оппозиционных настроений было участие в диссидентском и правозащитном движении. В 1969-1970 гг. возникли инициативная группа защиты прав человека и комитет в защиту гражданских прав (Сахаров, Ковалев, Плющ, Горбаневская). В 1975-1976 гг. создана группа содействия выполнению Хельсинских соглашений (Орлов). Власти боролись с диссидентами и правозащитниками по-разному: отправляли в лагеря (Ковалев), помещали в психиатрические больницы (Григоренко), сажали под домашний арест или ссылали (Сахаров), лишали гражданства и выгоняли из страны (Солженицын).

 

В 1982 г. умер Брежнев. Его преемником стал Андропов. Он попытался реформировать социалистическую систему, но мало что успел сделать. После смерти Андропова в 1984 г. высшие партийно-государственные посты занял старый и больной Черненко. Преодоление застоя во всех сферах жизни возможно было только с приходом нового руководства.

3

    Внешняя политика СССР во второй половине 1960-х – начале 1980-х гг. Хрущев оставил непростое внешнеполитическое наследство: не было единства в социалистическом лагере (разрыв с Китаем, фронда Румынии); натянутые отношения с Западом из-за Карибского кризиса.

Внешняя политика СССР во второй половине 1960-х гг. Во второй половине 1960-х гг. СССР был занят проблемами внутри социалистического лагеря. Серьезными испытаниями стали события в Чехословакии и конфликт с Китаем.

В январе 1968 г. первым секретарем ЦК КПЧ стал Александр Дубчек. Он выступил инициатором реформ в Чехословакии: упразднение цензуры, альтернативные выборы внутри КПЧ, возможность существования оппозиционных социалистических партий, экономическая самостоятельность предприятий и их самоуправление и т.д. Начиналась «пражская весна», Дубчек собирался строить «социализм с человеческим лицом».

В советском руководстве с тревогой следили за событиями в Чехословакии. Идеологи КПСС считали, что последовательное осуществление реформ может привести там к кризису социалистической системы. К тому же пример мог оказаться заразительным. В период «чехословацкого кризиса» родилась так называемая «доктрина Брежнева» об ограниченном суверенитете социалистических стран: если в какой-либо стране восточноевропейского блока социалистические устои оказываются под угрозой, остальные страны должны встать на их защиту (то есть коллективная ответственность за судьбы социализма). В ночь с 20 на 21 августа 1968 г. войска 5 стран Варшавского договора были введены в Чехословакию (Румыния отказалась участвовать в этой акции). Дубчека сменил промосковски настроенный Гусак.

Весной-летом 1969 г. произошли столкновения на советско-китайской границе, в районе о. Даманский. Китайцы попытались проникнуть на советскую территорию, но получили достойный отпор. В ходе этого конфликта погибло несколько сот человек. СССР даже вынужден был предупредить Китай, что может нанести превентивный удар по китайским ядерным установкам. Отпор, полученный китайцами, отрезвил их. В дальнейшем Китай совершал провокации на границе, но они не были столь масштабны.

Ослабление международной напряженности в начале 70-х гг. Хельсинкское соглашение по безопасности и сотрудничеству в Европе. Договоры СССР и США об ограничении вооружений.

В начале 1970 -х гг. начался объективный процесс ослабления международной напряженности. К этому времени СССР и США достигли военно-стратегического паритета и стали в одинаковой степени уязвимы друг для друга. Это заставило СССР и США сесть за стол переговоров по проблемам разоружения, что повлекло известное сближение с Западом. Оно было уже подготовлено. Так, в 1966 г. в Москве побывал президент Франции де Голль, в 1970 г. СССР посетил канцлер ФРГ Брандт, в 1971 г. Брежнев нанес ответный визит во Францию.

Сближению с Западом способствовало ухудшение отношений с Китаем. После конфликта с СССР Китай сам пошел на сближение с Западом. Была достигнута договоренность о визите в Китай американского президента Никсона. Для СССР важно было перехватить китайскую инициативу.

Весной 1972 г. президент США Никсон посетил Москву. Были подписаны договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1). Ограничивалось число межбаллистических ракет и ракет, запускаемых с подводных лодок.

Летом 1973 г. Брежнев посетил США, а через год Никсон вновь побывал в Москве. Был подписан ряд соглашений о сотрудничестве в различных сферах: по защите окружающей среды, использованию ядерного оружия в мирных целях, совместная космическая программа и др.

Осенью 1974 г. во Владивостоке состоялась встреча Брежнева и президента Форда. Было достигнуто соглашение о подписании ОСВ-2. (У этого договора была трудная судьба. Он охватывал большее число вооружений: стратегические бомбардировщики, разделяющиеся боеголовки. Американцы не хотели распространять действие этого договора на новые крылатые ракеты, СССР – на новый бомбардировщик, известный на Западе как «Бэкфайер». ОСВ-2 был подписан в июне 1979 г. в Вене Брежневым и Картером, но не был потом ратифицирован.)

Таким образом, с 1972 г. началась разрядка международной напряженности. Увеличился товарообмен с Западом, с США в 8 раз. В 1975 г. осуществлен совместный космический полет на кораблях «Союз» и «Аполлон». В это же время происходили встречи на высшем уровне руководителей СССР с руководством Англии, Франции, ФРГ.

Венцом разрядки стало совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. В 1973 г. в Хельсинки и Женеве прошли первые подготовительные заседания. 1 августа 1975 г. в Хельсинки был подписан Заключительный акт совещания. Его подписали 33 европейские страны, США и Канада. От имени СССР Акт подписал Брежнев. В нем определялись принципы взаимоотношений между государствами: уважение независимости и суверенитета, территориальная целостность и нерушимость границ, отказ от применения силы и угрозы ее применения, невмешательство во внутренние дела друг друга и др. В Заключительный акт были внесены статьи о защите прав человека, свободе информации и передвижения. Правда, конкретные формы реализации этих прав и свобод не были определены, поэтому СССР не выполнял эти обязательства.

Обострение международных отношений в конце 1970 – начале 80-х гг. и его причины. Ввод советских войск в Афганистан.

Но мир оставался биполярным, этого не могла изменить никакая разрядка. Продолжалось противостояние государств с различным общественным строем, двух сверхдержав, которые стремились привлечь на свою сторону страны третьего мира. Это была глубинная причина обострения международных отношений в конце 1970-х гг.

В середине-второй половине 1970-х гг. СССР в той или иной форме способствовал установлению социалистических режимов в Анголе, Мозамбике, Эфиопии, Южном Йемене, Вьетнаме, Лаосе и др. странах. К началу 1980-х гг. 15 стран Азии и Африки с населением более 100 млн. человек заявили о выборе социалистического пути развития. США реально ответили только на Ближнем Востоке. В 1970 г. умер президент Египта Насер – большой друг СССР. Его преемник Садат разорвал отношения с СССР и при поддержке США пошел на сближение с Израилем: в 1978 г. было заключено сепаратное американо-египетско-израильское соглашение.

Самым серьезным ударом по политике разрядки стал ввод советских войск в Афганистан. Весной 1978 г. в Афганистане был совершен государственный переворот и к власти пришли коммунисты во главе Тараки. США не особенно встревожились: Афганистан и без того находился под влиянием СССР; позиции США в регионе были достаточно сильны, так как в соседнем Иране у власти был американский союзник – шах Пехлеви. В апреле 1979 г. в Иране был совершен переворот. Иран стал Исламской республикой во главе с духовным лидером Хоммейни. США предоставили убежище шаху, чем испортили отношения с Ираном. Позиции США в регионе ослабли.

В Афганистане Тараки был оттеснен Амином, который не устраивал СССР. В декабре 1979 г. СССР ввел в Афганистан ограниченный воинский контингент, Амин был убит, на его место был посажен ставленник Москвы Кармаль. После вмешательства СССР в дела ряда азиатских и африканских стран ввод советских войск в Афганистан был воспринят в Америке как апогей советского экспансионизма.

США развернули кампанию против ратификации договора ОСВ-2. В 1980 г. США и ряд западных стран бойкотировали Олимпийские игры в Москве. Американский президент Картер выдвинул доктрину ограниченной ядерной войны, усиления американского военного присутствия в различных районах, которые провозглашались зоной жизненных интересов США. В связи с установкой в Восточной Европе новых советских ракет средней дальности, США и их союзники приняли решение разместить в Западной Европе свыше 500 своих ракет аналогичного класса (ракеты «Першинг» и крылатые ракеты «Круиз»).

В 1980 г. американским президентом стал Рейган. Он подтвердил приверженность доктрине Картера. СССР был назван «империей зла». В 1982 г. Рейган призвал страны Запада к крестовому походу против коммунизма. Новая военная программа США предусматривала дальнейшее развитие всех видов вооружений и милитаризацию космоса (так называемая стратегическая оборонная инициатива, СОИ, или, как окрестили эту программу журналисты, «звездные войны»).

Все усилия дипломатии Брежнева, потом Андропова предотвратить размещение американских ракет в Западной Европе были безуспешны. СССР готов был демонтировать часть своих ракет, чтобы их численность сравнялась с численностью английских и французских ракет. Казалось, можно было начать переговоры по этому вопросу. Но 1 сентября 1983 г. советские ПВО сбивают южнокорейский пассажирский самолет «Боинг-747», залетевший в воздушное пространство СССР. Погибло более 270 человек. Запад был в шоке. В Европе началось размещение американских ракет средней дальности. СССР заявил о размещении своих ракет.

 

Таким образом, к середине 1980 -х гг. разрядка была окончательно похоронена. Международная обстановка была очень напряженной. Конфронтация достигла пика. Опасность заключалась еще и в том, что накопленного ядерного потенциала было достаточно, чтобы 15 раз уничтожить планету.

СССР вновь втянулся в гонку вооружений, которая была ему не по силам. Изменений во внешней политике, так же как и во внутренней, можно было ожидать только со сменой политического руководства.







Подборка статей по вашей теме: