Функциональное назначение: о ценка адекватности питания ребенка; оценка физического развития.
Показания: контроль физического развития детей, выявление заболеваний, связанных с изменением массы тела ребенка
Противопоказания: нет
Оснащение:
1. Медицинские весы, резиновые перчатки
2. Бумажная салфетка одноразового применения
3. Емкость с дез. раствором, ветошь
4. Бумага, ручка
Обязательное условие: взвешивать ребенка натощак, в одно и то же время, после акта дефекации.
№п/п | Алгоритм действий | 0 | 1 | 2 |
Подготовка к процедуре | ||||
1 | Объяснить ребенку/родственникам цель исследования | |||
2 | Установить весы на ровной устойчивой поверхности | |||
3 | Подготовить необходимое оснащение | |||
4 | Проверить, закрыт ли затвор весов. | |||
5 | Вымыть и осушить руки, надеть перчатки. | |||
6 | Обработать площадку весов дез. р-ром с помощью ветоши | |||
7 | Постелить на площадку весов салфетку | |||
8 | Установить гири на нулевые деления. Открыть затвор. Уравновесить весы с помощью вращения противовеса (уровень коромысла должен совпадать с контрольным пунктом). Закрыть затвор | |||
Выполнение процедуры | ||||
1 | Помочь ребенку встать (без обуви) на центр площадки весов. | |||
2 | Открыть затвор. Передвинуть "килограммовую" гирю, расположенную на нижней части весов, до момента падения штанги вниз, затем сместить гирю на одно деление влево. Плавно передвигать гирю, определяющую граммы и расположенную на верхней штанге, до положения установления равновесия | |||
Закрыть затвор и помочь ребенку сойти с площадки весов. | ||||
3. | Помочь ребенку встать (без обуви) на центр площадки весов. | |||
Завершение процедуры | ||||
1 | 3аписать показатели массы тела ребенка (фиксируются цифры слева от края гирь) | |||
2 | Сообщить результат ребенку/маме | |||
3 | Инфекционный контроль: 1. Убрать салфетку с весов, протереть рабочую поверхность весов дез. р-ром. 2. Снять перчатки, вымыть и осушить руки. |
Б. Техника измерения окружности головы, груди, размеров родничка
|
|
I. Измерение окружности головы.
Функциональное назначение: оценка физического развития.
Показания: подозрение на гидроцефалию.
Противопоказания: нет.
Оснащение:
1.Сантиметровая лента,
2.70% этиловый спирт,
3.Марлевая салфетка,
4.Ручка,
5.Бумага.
№п/п | Алгоритм действий | 0 | 1 | 2 | ||
Подготовка к процедуре | ||||||
1 | Объяснить маме цель исследования; | |||||
2 | Подготовить необходимое оснащение; | |||||
3 | Обработать сантиметровую ленту спиртом с двух сторон; | |||||
Выполнение процедуры | ||||||
1 | Уложить или усадить ребенка; | |||||
2 | Наложить сантиметровую ленту на голову ребенка по ориентирам: | |||||
3. | а) сзади - затылочный бугор; б) спереди - надбровные дуги; | |||||
Примечание: следить, чтобы палец исследователя не находился между лентой и кожей головы ребенка
| ||||||
Завершение процедуры | ||||||
1 | Записать результат. |
II. Измерение окружности грудной клетки.
Показания: оценка физического развития
Противопоказания: нет.
Оснащение: сантиметровая лента, 70% этиловый спирт, марлевая салфетка
№п/п | Алгоритм манипуляции | 0 | 1 | 2 |
Подготовка к процедуре | ||||
1. | Объяснить маме цель исследования; | |||
2. | Подготовить необходимое оснащение; | |||
3. | Обработать сантиметровую ленту спиртом с двух сторон с помощью салфетки | |||
Выполнение процедуры | ||||
1. | Наложить сантиметровую ленту на грудную клетку по ориентирам: | |||
2. | а) сзади - нижний угол лопаток; | |||
3. | б) спереди - нижний край около сосковых кружков или у девочек пубертатного возраста - верхний край 4-го ребра под молочными железами; | |||
Завершение процедуры | ||||
1. | Записать результат. |
ΙΙΙ. Определение размеров большого родничка.
Функциональное назначение: оценить физическое развитие.
Показания: контроль изменения размеров родничка.
Противопоказания: нет.
Оснащение:
1. Сантиметровая лента или прозрачная линейка;
2. 70% этиловый спирт,
3. Марлевая салфетка;
4. Ручка,
5. Бумага.
Техника безопасности: не оставлять ребёнка на пеленальном столе без присмотра.
№п/п | Алгоритм действий | 0 | 1 | 2 |
Подготовка к процедуре | ||||
1. | Познакомить маму с ходом исследования, установить доброжелательные отношения | |||
2. | Вымыть и осушить руки | |||
3. | Обработать сантиметровую ленту (линейку) с двух сторон спиртом с помощью салфетки | |||
4. | Уложить или усадить ребенка | |||
Выполнение процедуры | ||||
1. | Наложить сантиметровую ленту на голову ребенка в области большого родничка и измерить расстояние от стороны к стороне | |||
Завершение процедуры | ||||
1 | Записать результат. | |||
2 | Вымыть и осушить руки |
В. Техника измерения длины тела детей
Первого года жизни
Функциональное назначение: оценить физическое развитие ребенка
Показания: наблюдение за динамикой физического развития; выявление заболеваний, сопровождающихся изменением роста.
Противопоказания: нет
Оснащение:
- Горизонтальный ростомер;
- Пеленка; резиновые перчатки;
- Емкость с дезинфицирующим раствором,
- Ветошь;
- Бумага,
- Ручка;
- Клеенка
№п/п | Алгоритм действий | 0 | 1 | 2 |
Подготовка к процедуре | ||||
1. | Объясните маме/родственникам цель исследования | |||
2. | Установите горизонтальный ростомер на ровной устойчивой поверхности шкалой «к себе» | |||
3. | Подготовьте необходимое оснащение | |||
4. | Вымыть и осушить руки, надеть перчатки | |||
5. | Обработайте рабочую поверхность ростомера дез. раствором с помощью ветоши | |||
6. | Постелите пеленку (она не должна закрывать шкалу и мешать движению подвижной планки) | |||
Выполнение процедуры | ||||
1. | Уложить ребенка на ростомер головой к неподвижной планке | |||
2. | Выпрямить ноги малыша легким нажатием на колени. Придвинуть к стопам, согнутым под прямым углом, подвижную планку ростомера. По шкале определить длину тела ребенка | |||
Завершение процедуры | ||||
1. | Убрать ребенка с ростомера |
|
|