ТЕХНОЛОГИЯ ВЗЯТИЕ МАТЕРИАЛА ИЗ НОСОГЛОТКИ НА МЕНИНГОКОКК И КОКЛЮШ
Функциональное назначение: собрать материал для бактериологического исследования.
Показания: обследование детей с подозрением на менингококковую инфекцию, коклюш; обследование контактных в период карантина; выявление
бактерионосителей.
Противопоказания: нарушение целостности слизистых оболочек верхних дыхательных путей.
Оснащение:
- Резиновые перчатки, маска
- Стерильная пробирка с сухим ватным изогнутым тампоном (если тампон не изогнут, извлеките его на 2/3 длины и слегка изогните о внутреннюю стенку пробирки под углом 135° на расстоянии 3—4 см от нижнего конца и вновь поместите в стерильную пробирку)
- Штатив для пробирок
- Стерильный шпатель в лотке
- Бланк-направление в лабораторию.
Обязательное условие:
— пробирки с тампонами на металлической петле хранить в холодильнике и использовать в течение 2-3 дней (на пробирке должна быть указана дата изготовления);
— забор материала из носоглотки проводить натощак, до орошения или полоскания горла.
№п/п | Алгоритм действий | 0 | 1 | 2 |
Подготовка к процедуре | ||||
1 | Объяснить маме / ребенку цель и ход проведения процедуры, получить согласие | |||
2 | Подготовить необходимое оснащение. Выписать направление в бактериологическую лабораторию | |||
3 | Вымыть и осушить руки, надеть маску, перчатки | |||
4 | Поставить на инструментальный столик необходимое оснащение (расположив по правую руку) | |||
5 | Усадить ребенка лицом к источнику света и при необходимости зафиксировать его с помощью помощника: а) ноги ребенка помощник обхватывает своими ногами; б) руки и туловище фиксирует одной рукой; в) голову держит, положив ладонь другой руки на лоб ребенку | |||
Выполнение процедуры | ||||
1 | Попросить ребенка широко открыть рот и шпателем нажать на корень языка. Примечание: ребенку младшего возраста открыть рот с помощью шпателя, взяв его как писчее перо левой рукой, ввести в ротовую полость до зубов, повернуть ребром и провести по боковой поверхности десен до места окончания зубов, после чего перевернуть его плашмя, поместить на корень языка и резко нажать на него | |||
2 | Извлечь ватный тампон из пробирки, взяв его правой рукой за пробку, в которую он вмонтирован | |||
3 | Осторожно, не касаясь языка, зубов, слизистой оболочки полости рта, ввести тампон по шпателю - изогнутым концом вверх, под мягкое нёбо (за язычок) в носоглотку при обследовании на менингококк - изогнутым концом вниз по задней стенке при обследовании на коклюш | |||
4 | Двумя-тремя легкими движениями собрать слизь с задней стенки глотки | |||
Завершение процедуры | ||||
1 | Вымыть и обработать антисептическим материалом руки в перчатках. Снять маску, перчатки. Вымыть и осушить руки | |||
2 | На менингококк - немедленно отправить материал в бактериологическую лабораторию в сопровождении направления при температуре 36-39°С (в контейнерах с грелками) На коклюш – доставить в бактериологическую лабораторию не позже 5 часов после забора материала | |||
Примечания: наиболее часто возбудитель высевается в первые дни болезни при менингококковой инфекции и впервые 2 недели - при коклюше. Взятие материала производят натощак или через 2-3 часа после еды, полоскания полости рта антисептическими растворами. При доставке в лабораторию его необходимо беречь от охлаждения, поэтому пробирки транспортировать срочно между слоями пеленки в биксе, на дне которого находится грелка с водой температуры 36-37оС. Результат посева получают через 72 часа |
МАНИПУЛЯЦИЯ № 128
ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА У ДЕТЕЙ
ТЕХНОЛОГИЯ ВЗЯТИЯ МАТЕРИАЛОВ НА ПАЛОЧКУ БОРДЕ-ЖАНГУ
(МЕТОД КАШЛЕВЫХ ПЛАСТИНОК)
Функциональное назначение:
Показания: выделение возбудителя у лиц с подозрением на коклюш.
Взятие материала осуществляют:
а) натощак;
б) используют методы:
I метод - с помощью ватного тампона;
II метод - "кашлевых пластинок".
Техническая подготовка:
1.герметично закрытые стерильные пробирки с ватными тампонами на металлическом стержне
2.чашка петри с питательной средой
3.шпатель в крафт-пакете
4.штатив, бикс для транспортировки пробирок, термометр, грелка
5.стеклограф
6.перчатки.
№п/п | Алгоритм действий | 0 | 1 | 2 |
Подготовка к процедуре | ||||
1 | Вымыть и просушить руки, надеть перчатки. | |||
2 | Стеклографом поставить номер на чашке Петри или пробирке, соответствующий номеру в направлении | |||
3 | Установить пробирку в штатив. | |||
4 | Усадить ребенка к источнику света. Детей младшего возраста фиксирует помощник | |||
Выполнение процедуры | ||||
1 | I метод - взятие материала с помощью ватного тампона. Открыть пробку, не вынимая тампон из пробирки изогнуть его о край пробирки под углом 35 гр. на расстоянии 3-4 см от его конца. Предложить ребенку широко открыть рот. Левой рукой взять шпатель и фиксировать язык. Ввести тампон в полость рта и взять слизь с задней стенки глотки. Не касаться десен, зубов, языка. Извлечь тампон, поместить его в пробирку, пробку плотно закрыть. Поставить в термостат (тем. 37 гр.). | |||
2 | П метод - "кашлевых пластинок". Чашку Петри с питательной средой открыть на расстоянии 5-10 см. от рта, больного просят 5-6 раз покашлять в течении 10-20 секунд (при отсутствии кашля надавить на гортань). Быстро закрыть чашку. Поместить в термостат (37-38 гр.). | |||
Завершение процедуры | ||||
1 | Вымыть и обработать антисептиком руки в перчатках, снять перчатки, вымыть руки. | |||
2 | Оформить направление в лабораторию. |
МАНИПУЛЯЦИЯ № 129
ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА У ДЕТЕЙ
ТЕХНОЛОГИЯ СБОРА МОЧИ НА ОБЩИЙ АНАЛИЗ