Лабораторная диагностика у детей

ТЕХНОЛОГИЯ ВЗЯТИЕ МАТЕРИАЛА ИЗ НОСОГЛОТКИ НА МЕНИНГОКОКК И КОКЛЮШ

 

Функциональное назначение: собрать материал для бактериологического ис­следования.

Показания: обследование детей с подозрением на менингококковую инфекцию, коклюш; обследование контактных в период карантина; выявление

бактерионосителей.

Противопоказания: нарушение целостности слизистых оболочек верхних дыхательных путей.

Оснащение:

  1. Резиновые перчатки, маска
  2. Стерильная пробирка с сухим ватным изогнутым тампоном (если тампон не изогнут, извлеките его на 2/3 длины и слегка изогните о внутреннюю стенку про­бирки под углом 135° на расстоянии 3—4 см от нижне­го конца и вновь поместите в стерильную пробирку)
  3. Штатив для пробирок
  4. Стерильный шпатель в лотке
  5. Бланк-направление в лабораторию.

Обязательное условие:

— пробирки с тампонами на металлической петле хранить в холодильнике и использовать в течение 2-3 дней (на пробирке должна быть указана дата изготовления);

— забор материала из носо­глотки проводить натощак, до орошения или полоска­ния горла.

№п/п Алгоритм действий 0 1 2
  Подготовка к процедуре      
1 Объяснить маме / ребенку цель и ход проведения процедуры, получить согласие      
2 Подготовить необходимое оснаще­ние. Выписать направление в бактериологическую лабораторию      
3 Вымыть и осушить руки, надеть мас­ку, перчатки      
4 Поставить на инструментальный столик необходимое оснащение (расположив по правую руку)      
5 Усадить ребенка лицом к источни­ку света и при необходимости за­фиксировать его с помощью помощника: а) ноги ребенка помощник обхваты­вает своими ногами; б) руки и туловище фиксирует од­ной рукой;  в) голову держит, положив ладонь другой руки на лоб ребенку      
  Выполнение процедуры      
1 Попросить ребенка широко открыть рот и шпателем нажать на корень языка. Примечание: ребенку младшего возраста открыть рот с помощью шпателя, взяв его как писчее перо левой рукой, ввести в ротовую по­лость до зубов, повернуть ребром и провести по боковой поверхности десен до места окончания зубов, пос­ле чего перевернуть его плашмя, по­местить на корень языка и резко на­жать на него      
2 Извлечь ватный тампон из пробир­ки, взяв его правой рукой за пробку, в которую он вмонтирован      
3 Осторожно, не касаясь языка, зу­бов, слизистой оболочки полости рта, ввести тампон по шпателю - изогнутым кон­цом вверх, под мягкое нёбо (за язычок) в носоглотку при обследовании на менингококк - изогнутым концом вниз по задней стенке при обследовании на коклюш      
4 Двумя-тремя легкими движения­ми собрать слизь с задней стенки глотки      
                                 Завершение процедуры      
1 Вымыть и обработать антисепти­ческим материалом руки в перчат­ках. Снять маску, перчатки. Вымыть и осушить руки      
2 На менингококк - немедленно отправить материал в бактериологическую лаборато­рию в сопровождении направления при температуре 36-39°С (в контейнерах с грелками) На коклюш – доставить в бактериологическую лабораторию не позже 5 часов после забора материала      

Примечания: наиболее часто возбудитель высевается в первые дни болезни при менингококковой инфекции и впервые 2 недели - при коклюше. Взятие материала производят натощак или через 2-3 часа после еды, полоскания полости рта антисептическими растворами. При доставке в лабораторию его необходимо беречь от охлаждения, поэтому пробирки транспортировать срочно между слоями пеленки в биксе, на дне которого находится грелка с водой температуры 36-37оС. Результат посева получают через 72 часа

 

 

МАНИПУЛЯЦИЯ № 128

ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА У ДЕТЕЙ

ТЕХНОЛОГИЯ ВЗЯТИЯ МАТЕРИАЛОВ НА ПАЛОЧКУ БОРДЕ-ЖАНГУ

 (МЕТОД КАШЛЕВЫХ ПЛАСТИНОК)

Функциональное назначение:

Показания: выделение возбудителя у лиц с подозрением на коклюш.

Взятие материала осуществляют:

а) натощак;

б) используют методы:

I метод - с помощью ватного тампона;

II метод - "кашлевых пластинок".

Техническая подготовка:

1.герметично закрытые стерильные пробирки с ватными тампонами на металлическом стержне

2.чашка петри с питательной средой

3.шпатель в крафт-пакете

4.штатив, бикс для транспортировки пробирок, термометр, грелка

5.стеклограф

6.перчатки.

№п/п Алгоритм действий 0 1 2
  Подготовка к процедуре      
1 Вымыть и просушить руки, надеть перчатки.      
2 Стеклографом поставить номер на чашке Петри или пробирке, соответствующий номеру в направлении      
3 Установить пробирку в штатив.      
4 Усадить ребенка к источнику света. Детей младшего возраста фиксирует помощник      
  Выполнение процедуры      
1 I метод - взятие материала с помощью ватного тампона. Открыть пробку, не вынимая тампон из пробирки изогнуть его о край пробирки под углом 35 гр. на расстоянии 3-4 см от его конца. Предложить ребенку широко открыть рот. Левой рукой взять шпатель и фиксировать язык. Ввести тампон в полость рта и взять слизь с задней стенки глотки. Не касаться десен, зубов, языка. Извлечь тампон, поместить его в пробирку, пробку плотно закрыть. Поставить в термостат (тем. 37 гр.).      
2 П метод - "кашлевых пластинок". Чашку Петри с питательной средой открыть на расстоянии 5-10 см. от рта, больного просят 5-6 раз покашлять в течении 10-20 секунд (при отсутствии кашля надавить на гортань). Быстро закрыть чашку. Поместить в термостат (37-38 гр.).      
  Завершение процедуры      
1 Вымыть и обработать антисептиком руки в перчатках, снять перчатки, вымыть руки.      
2 Оформить направление в лабораторию.      

МАНИПУЛЯЦИЯ № 129

ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА У ДЕТЕЙ

ТЕХНОЛОГИЯ СБОРА МОЧИ НА ОБЩИЙ АНАЛИЗ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: