Урок 23. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова

Задачи урока:

– вспомнить, что такое многозначные слова и как они записываются в толковом словаре,

Формировать

– представления о прямом и переносном значении слова;

личностные УУД:

– самоопределение (связано с коммуникацией как взаимодействием);

– ориентация на учет чужой точки зрения.

Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.1 (с. 44–48); Рабочая тетрадь 1.

 

I. Определение задач урока с помощью анализа названия главы учебника.

С. 44–45. Открыв Толковый словарь на букву Д, дети обнаружат семь многозначных слов:

дневник, долгий, доля, дом, древоточец, дух (1), дух (2).

– Найдите все многозначные слова на эту букву.

– Докажите на примере любого слова, что значения данного слова действительно разные.

Дойдя до слов дух (1), дух (2), обратите внимание детей на то, что это два разных слова, причем

каждое из них является многозначным.

Рассмотрите первое слово дух (1) с его тремя значениями более основательно: это нам понадобится в дальнейшем, во время выполнения упражнения 40. II. С. 45–46. Упражнение 39. Цель упражнения – учить детей определять по словарю, в каком значении используется многозначное слово в тексте. Открыв Толковый словарь на с. 146, дети обнаружат, что у слова ПЕРО четыре разных значения. Сопоставив эти значения со словом из стихотворения, дети должны прийти к выводу: в тексте стихотворения слово ПЕРО использовано в 4-м значении. Частная задача упражнения – учить обнаруживать в тексте определенную орфограмму (орфограмма никак не выделена).

Дети должны подчеркнуть эту орфограмму и записать проверочные слова:

в огород – огорода; на грядках – грядочка; лук – лука; ошибка – ошибочка.

ФИЗМИНУТКА.

III.1. С. 46. Упражнение 40. Цель этого упражнения такая же, как и предыдущего. Школьник должен, в конце концов, научиться пользоваться Толковым словарем полностью, то есть научиться определять, в каком из значений употреблено в тексте интересующее его слово. Что касается самостоятельного (без обращения к словарю) определения разных значений

слова ХЛЕБ в стихотворении, то в этом детям помогает дидактическая картинка, на которой хлебобулочные изделия изображены на фоне колосков. В Толковом словаре указаны три начения слова ХЛЕБ.

Зачитывая каждое из них, школьники должны найти строчки из текста стихотворения, с помощью которых можно проиллюстрировать данное значение.

Первому значению соответствуют первые две строчки текста.

Второму значению соответствуют последние две строчки.

Дети обнаружили, что третье значение этого слова осталось без иллюстрации.

III.2. В учебнике приводится известное библейское выражение: Не хлебом единым жив человек. («Второзаконие», «Евангелие от Матфея», «Евангелие от Луки»)). Его зачитывают и работают над его значением.

– В каком значении использовано слово ХЛЕБ в этом выражении?

После того как дети выяснят, что слово использовано в третьем значении, то есть является синонимом слова ПРОПИТАНИЕ, задается несколько наводящих вопросов:

– Если не только хлебом, пищей, пропитанием живет человек, тогда чем же еще? Что же делает человека человеком?

(После такой подсказки детям совершенно ясно, что человек живет духовной пищей, духом (мы же уделили слову дух (1) особое внимание при выполнении упражнения без номера на с. 44 в начале главы), то есть своими привязанностями, дружбой, любовью, мечтами).

ФИЗМИНУТКА.

IV.Учитель сам зачитывает детям рассуждения Анишит Йокоповны о том, что такое

прямое и переносное значение слова (с. 47).

Лучше всего, если они не будут следить по тексту, а будут просто слушать.

Учитель делает остановки в нужных местах и спрашивает:

– А вы тоже думаете так, как Миша?

– А может быть, Маша права? Что же она имела в виду?

Разговор о прямом и переносном значении слова требует именно такого подробного и внятного объяснения.

Примечание: Попытка создать материал для наблюдений и побудить детей самих вывести прямое и переносное значение слова экспериментально не удалась. Именно поэтому мы предлагаем учителю следовать ходу интриги: этот методический прием оправдал себя – дети поняли, что такое прямое переносное значение слова.

V. Домашнее задание: тетрадь для самостоятельной работы 1, упражнение 25 (с. 31).

VI. Итог урока.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: