Урок 25. Работа с картиной

Задачи урока:

– Произвести сравнительный анализ двух живописных произведений, посвященных разным

темам, но проникнутых сходными впечатлениями и переживаниями авторов.

– Формировать понимание содержательности названия живописного произведения.

Пособия для урока: Учебники «Русский язык», ч. 2 (с.21–23), «Литературное чтение».

 

I. Упражнение 8. Учитель просит детей найти в учебнике «Литературное чтение» в «Музейном Доме» картину Аркадия Рылова «Зеленый шум».

Ученики рассматривают репродукцию. II. Вместе с учителем дети обсуждают вопросы к репродукции.

Приведем примерные ответы на вопросы.

1. Художник видит только то, что перед его глазами, или и то, что очень далеко от него?

Школьники обнаружат, что вдалеке за рекой (на заднем, дальнем плане картины) видны

речные притоки, островки суши между ними и угадывается линия горизонта. Таким образом, понятно, что взгляд художника простирается вдаль.

2. Какое время года изобразил художник? Какие деревья он написал?

Судя по густой листве деревьев, художник изобразил разгар лета. На переднем плане картины

изображена, по одной версии, сосна (мы видим только ее коричневато-оранжевый ствол). По другой версии, изображена не сосна, а береза: нижнюю часть ее ствола освещение окрашивает в сиренево-коричневый цвет, а верхняя часть ствола этого дерева и его правая боковая ветка показывают, что это все-таки береза. Поодаль от этого большого дерева – молодые тонкие белоствольные березки, чуть дальше влево – большая береза с пятнистым черно-белым стволом, а еще дальше в центре – елочки.

 

Примечание. Важно, чтобы дети внимательно рассматривали картину, зрительно путешествовали по ее пространству, вглядывались в детали и старались дать как можно более подробную характеристику каждому образу. Нужно объяснить школьникам, что использовать такие понятия, как передний, средний и дальний план картины желательно только при необходимости (для того чтобы все могли представить местоположение того или другого объекта). В устном или письменном сочинении по картине этими терминами лучше не пользоваться.

3. Как тебе кажется, день солнечный или пасмурный, жаркий или прохладный, ветреный или тихий?

Школьники скажут, что день солнечный, жаркий, но ветреный. Попросите их обосновать свой ответ. Важно, чтобы дети еще раз внимательно вгляделись в детали картины и заметили, как ярко, контрастно освещена трава и облака.

4. Что помогает тебе ощутить ветер? (Обрати внимание на ветви и листья деревьев, на плывущие по небу облака.)

5. «Попутешествуй» по картине. Для этого представь себе, как полетит березовый листочек, подхваченный ветром.

 

Урок 75.Развитие речи. ПИСЬМЕННОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

Задачи урока:

Работать над письменным пересказом текста.

Выявлять особенности текста-повествования.

Развивать внимательное отношение к слову с точки зрения его смысла и написания.

Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.2 (с. 66–68).

I. Определение задач урока.

II. Учитель читает текст (упражнение 30), дети следят по учебнику.

Вопросы к тексту позволяют еще раз обратить внимание школьников на такую особенность

текста-повествования, как преобладание в нем слов-названий действий.

III. Последующие вопросы помогают проследить логику развития событий в тексте,

определить основную мысль каждой части текста и составить его план.

Примерные названия частей плана могут быть такие:

1. Первая встреча кошки и ежа.

2. Кошка начинает игру.

3. Чем закончилась игра кошки и ежа.

4. Чему научилась кошка.

IV. Далее школьники устно пересказывают текст по плану.

V. По цепочке дети обсуждают все случаи трудных написаний в тексте (многие из них подчеркнуты).

VI. После подготовительной работы дети читают текст еще раз вслух вполголоса, закрывают его листом бумаги и письменно излагают своими словами.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: