double arrow

Урок 24. МНОГОЗНАЧНОСТЬ СЛОВА. ПРЯМОЕ И ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА

Задачи урока:

Формировать – представления о прямом и переносном значении слова;

познавательные УУД:

определять

– нужное значение многозначного слова с помощью Толкового словаря;

– по Толковому словарю прямое и переносное значение слова;

Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.1 (с. 48–51); Рабочая тетрадь 1.

I. Определение задач урока.

II.Словарное слово КОМПЬЮТЕР (У. № 24; Т.1)

III.С. 48. Упражнение 41. Цель упражнения – проверить, насколько понята детьми разница

между прямым и переносным значением слова.

Школьники должны прийти к выводу, что одно и то же выделенное слово в разных словосочетаниях обозначает разное.

Затем им предстоит объяснить, почему же разные предметы, признаки и действия могут обозначаться одним и тем же словом, причем объяснить в каждом конкретном случае. Начнем с каши.

Чем каша отличается от других продуктов? Почему не говорят: суп в голове? Компот в голове? колбаса в голове?

Каша – это совершенно однородная масса, на фоне которой ничего не выделяется, где все крупинки перемешаны. А суп или компот, например, состоят из разных продуктов и кусочков.

Говоря каша в голове, хотят сказать, что человек ничего не может выделить, сформулировать, что у него в сознании все размазано и перемешано. Таким образом, словом каша называют такое состояние ума, когда все перемешано и размазано, как в тарелке с кашей.

Говоря хвост самолета, имеют в виду его заднюю часть.

Приторно-угодливую улыбку называют сладкой, потому что лицо человека с такой улыбкой

изображает удовольствие. Это выражение лица сходно с тем, когда человек ест что-либо сладкое.

Голос называют бархатным в том случае, если он мягкий и приятный. Именно такими качествами обладает ткань с таким названием (бархат).

О ручье можно сказать, что он мурлычет, в том случае, если его журчание напоминает кошачье мурлыканье.

Обобщая сказанное, учитель подводит детей к выводу: переносное значение – это значение, оторванное от одного предмета и примененное к другому

предмету. При этом два предмета (с одним из которых употребляется прямое значение слова, а с другим – переносное значение) должны иметь между собой какое-то сходство, что-то общее. Дети должны выписать словосочетания в таком порядке: каша манная – каша в голове;

хвост собаки – хвост самолета;

сладкие пирожки – сладкие улыбки;

бархатный костюм – бархатный голос;

мурлычет кошка – мурлычет ручей.

ФИЗМИНУТКА.

IV.С. 48. Упражнение 42. Цель упражнения – формирование умения определять нужное

значение многозначного слова с помощью Толкового словаря.

Методический ход здесь меняется:

1) дети из самого словаря выписывают значения слова ТРУБА под разными цифрами;

2) находят в стихотворении для каждого из значений родственное слово. Так, для слова

ТРУБА в первом значении родственным будет слово трубочист; а для слова ТРУБА во втором значении – трубач;

3) после этого дети выписывают из текста два предложения со словом ТРУБА в разных значениях и в конце каждого из них ставят ту цифру, которая соответствует словарному значению этого слова. В конце первого предложения дети должны поставить цифру 1, а в конце второго – цифру 2.

V. С. 49. Упражнение 43. Цель этого упражнения – формировать умение определять по Толковому словарю прямое и переносное значение слова, а также умение практически применять полученные знания (употреблять слово в переносном значении). Прочитав словарные статьи, дети убедятся в том, что сначала в Толковом словаре указывается прямое, а затем – переносное значение слова. Поскольку в словаре даны примеры на каждый случай, школьникам будет несложно придумать свои примеры по аналогии. Варианты предложений: Не надо сразу ершиться; Прислушайся к совету старшего брата, не ершись!; Лепестки у цветка были нежные, перламутровые; Вода в лучах заката казалась перламутровой.

VI. 1. С. 49–50. Упражнение 44.

Выясняется по учебнику, как нужно списать текст, после чего дети списывают текст стихотворения. Поскольку при списывании невозможно сохранить стихотворный размер (у детей стихотворная строчка не умещается в строке), им предлагается списывать текст так, будто он прозаический. Поэтому до письменного выполнения упражнения предупредительно комментируется:

1) переход с третьей строки на четвертую; 2) переход с восьмой строки на девятую.

Выясняется, что четвертая и девятая строчки записываются с маленькой буквы.

Текст содержит большое количество орфограмм и несколько трудных для написания глаголов настоящего времени, стоящих в форме ед.ч. во 2-м и 3-м лице.

На эти глаголы необходимо обратить внимание детей до начала списывания.

VI. 2. Когда списывание закончено, учитель предлагает:

– Поменяетесь тетрадями для взаимной проверки.

– После проверки текста сделаем работу над ошибками с помощью Обратного словаря.

VI. 3. Распределение существительных по родам – это важная процедура, имеющая своей целью не только обучение детей различению рода существительных, но и обучение постановки слов в начальную форму.

Существительные женского рода: звезда, вода, заря, тишь, тропинка, роса.

Существительные мужского рода: огонь, пар, луг, лозняк, свет, камыш, куст, лист.

Существительные среднего рода: облако, безлюдье, плечо, лицо.

Существительное КУДРИ имеет только форму множественного числа, поэтому определить род у него нельзя.

VII.С. 50–51. Упражнение 45. Цель упражнения – пропедевтика работы со словарными словами троллейбус и аллея (слова иноязычного происхождения с удвоенной буквой согласного изучаются в системе только во 2-м полугодии); поработать с разными значениями слова ПАРК, которое может быть и самостоятельным словом, и частью сложного слова; поработать со

Словарем происхождения слов; вспомнить простейшие случаи словообразования.

Дети должны обнаружить, что ПАРК как самостоятельное слово используется в стихотворении во втором значении, а как часть сложного слова – в первом значении. Должны быть выписаны такие пары родственных слов в начальной форме: троллейбус – троллейбусный; автобус – автобусный.

Образование существительных должно быть показано так:

автобус/ → автобус/; автобус/ + н + … = автобус/н/ый;

троллейбус/ → троллейбус/; троллейбус/ + н + … = троллейбус/н/ый.

VIII. Домашнее задание: тетрадь для самостоятельной работы 1, упражнение 27 (c. 32–33).

IX. Итог урока.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: