Урок 21. Значение существительного как части речи

Задачи урока:

Закреплять умения определять:

– состав слова, опираясь на словообразование;

– значение суффиксов.

Формировать:

– расширенное представление об имени существительном, включающее и значение предмета, и

значение признака, и значение действия;

– умение определять слово как существительное на основе морфологических характеристик;

познавательные УУД:

– умения работать с учебником;

– развитие наблюдательности, умения проводить анализ языковых единиц, используя

инструкцию учебника.

регулятивные УУД:

– умение определять задачи урока, анализировать достигнутые результаты.

Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.1 (с. 39–42); Рабочая тетрадь 1.

 

I. Формулирование задач урока.

II. С. 39–41. Упражнение 34. Цели этого упражнения: а) расширить представления детей об имени существительном (расшифровать научный смысл слова ≪предмет≫; познакомить с существительными, имеющими кроме предметного значения значение признака и значение действия; б) учить определять часть речи по формально-грамматическим признакам (на какие вопросы отвечает, какими морфологическими характеристиками обладает); в) через словообразование поработать со структурой (составом) слов; г) обратить внимание на значение уменьшительно-ласкательных суффиксов. II.1. Начальная форма существительных в тексте стихотворения: собачка, хвостик, носик, нос, хвост, лапка, шерстка, ушко, глазик 1, красота.

1 Обратите внимание детей: глазик, а не глазок; если бы начальной формой была форма глазок, тогда в форме Р.п. мн.ч. была бы форма глазков.

II. 1-й вариант: Если дети не назовут слово красота, спросите:

К какой же части речи относится слово красота?

2-й вариант: Если ответят правильно, то нужно посеять сомнение и спросить:

– Неужели все думают, что это имя существительное? Нет ли других мнений?

И уже после этого разбираться в тех сомнениях, которые высказал Миша.

 

II.3. Необходимо разобрать смысл всех слов, которые перечисляет Анишит Йокоповна.

Дети должны почувствовать сами, что все существительные со значением признака действительно обладают значением признака. Это-то и надо вскрывать, предъявляя каждое слово. Попробуем догадаться, какой признак скрывается за каждым существительным, названным Анишит Йокоповной.

– Когда о каких-то явлениях природы или предметах искусства мы говорим красота, какой их признак мы имеем в виду? Эти предметы и явления КАКИЕ?

– Правильно, красивые. Красивый – это то слово-название признака, то прилагательное, которое дало жизнь существительному красота.

– А когда мы говорим синева неба, белизна снега, какие признаки неба и снега мы имеем ввиду?

– Правильно, небо – синее, снег – белый. Слова, называющие признаки, – синий, белый – дали жизнь существительным синева, белизна.

– О каком человеке мы говорим, что он обладает большой силой?

– Правильно, о сильном человеке. Сильный – это тот признак, который дал жизнь слову сила.

– Как мы называем человека, обладающего храбростью или трусостью?

– Правильно: храбрый человек, трусливый человек.

II.4. Точно такие же рассуждения необходимы, чтобы дети обнаружили значение действия в

словах: крик, бег, пение, чтение, плавание.

Учитель спрашивает:

– Когда мы слышим или читаем словосочетания крик чайки или крик ребенка, как мы это

понимаем?

– Правильно, мы понимаем, что чайка кричит, ребенок кричит.

– Когда речь идет о быстром беге, что это значит?

– Это значит, что кто-то быстро бежит. И так далее.

Важно разобрать каждый случай, чтобы дети сначала почувствовали значения признака и

действия, которыми могут обладать существительные, а затем поняли, что по формальным признакам каждое из этих слов – имя существительное.

ФИЗМИНУТКА.

II.5. Прочитав каждый список таких слов, дети должны сказать, что все слова отвечают на вопрос (что?), все имеют собственный род (причем здесь представлены слова всех трех родов) и что изменяться по родам эти слова не могут.

II.6. Учебник требует, чтобы дети назвали первое изменение каждого слова.

Это важно сделать для того, чтобы способность слова изменяться по падежам запомнилась детям как важная морфологическая характеристика слова.

II.7. После возвращения к тексту стихотворения дети записывают слова, выделенные жирным шрифтом, в начальной форме (собачка, лапка, шёрстка) и показывают, как образовано каждое из этих слов:

собак/а → собак/; собак/ + к +… = собач/к/а;

лап/а → лап/; лап/ + к + … = лап/к/а;

шерсть/ → шерсть/; шерсть/+ к + … = шёрст/к/а.

Затем дети показывают, как образованы слова хвостик и носик: хвост/ → хвост/; хвост/ + ик + … = хвост/ик/;

нос/ → нос/; нос/ + ик + … = нос/ик/.

Завершающим моментом является сравнительный анализ значений суффиксов -к- и -ик-: дети должны сказать, что у обоих суффиксов в данном стихотворении уменьшительно-ласкательное значение.

Примечание. Хотелось бы заметить, что учитель не должен бояться много времени тратить на устный анализ материала, объяснения и рассуждения: дети пишут грамотно не благодаря тому, что много пишут на уроках, а благодаря тому, что понимают смысл того, что делают.

III. С. 42. Упражнение 35. Цель упражнения – создать условия для того, чтобы школьники сами сумели определить существительные со значением действия. Для этого им надо выделить из контекста, состоящего из 13 существительных, 9 существительных со значением не только предметности, но и действия.

III.1. Методика выделения таких слов состоит в том, что дети каждое слово из списка примеряют к возможному родственному ему глаголу.

Например:

– Храп – что это такое? Это результат того, что человек храпит.

– А скрип? Это результат какого действия?

– Результат того, что что-то скрипит.

– Хрип – это результат какого действия?

– Значит, кто-то хрипит и т. д.

Слова, которые должны выписать дети, и глаголы, давшие жизнь этим словам:

храп – от храпеть,

скрип – от скрипеть,

хрип – от хрипеть,

III.2. шип (одно из слов-омонимов!) – от шипеть (у учителя, конечно же, остался учебник русского языка 2 класса, часть 2, где в Толковом словаре на с. 131 представлены два разныхслова ШИП; это можно напомнить детям и спросить их, какое из двух слов ШИП обладает не только значением предмета, но и значением действия),

выкуп – от выкупать,

потоп – от потопнуть,

приступ – от приступать,

отступ – от отступать,

выступ – от выступать.

Задумываясь над лексическим значением и образованием слов, определяя их грамматическое значение, дети учатся видеть структуру (состав) слова, что чрезвычайно повышает уровень грамотности письменной речи.

ФИЗМИНУТКА.

IV. С. 42. Упражнение 36. Цель этого упражнения точно такая же, что и цель предыдущего упражнения, с той лишь разницей, что дети среди существительных с основой на -ость должны найти существительные со значением признака. (Не берите только слово РАДОСТЬ!!! Скажите детям, что с этим словом работать не нужно!)

IV.1. Для этого надо сделать такую же примерку каждого слова из списка к возможным родственным прилагательным. Сделать это необходимо в процессе рассуждения.

Например: Что такое новость? Это те сведения, которые являются – какими? Новыми!

– О каком человеке скажут, что для него характерна строгость? О строгом. Значит, это какой человек? Строгий!

– Молодость – это то, что характерно для каких людей: пожилых или…?

– Правильно, для молодых! Значит, какое прилагательное дало жизнь существительному молодость? Правильно, молодой!

– О каких предметах мы говорим, что они обладают твердостью? О твердых.

– О каком человеке можно сказать, что для него характерны: гордость? ловкость? зоркость? уткость? смелость?

– Правильно: это гордый (ловкий, зоркий, чуткий, смелый) человек.

– Если мы, глядя на прутик, говорим, что ему свойственна гибкость, значит, прутик какой? – Гибкий.

– Если о рисунке или чертеже говорим, что для него характерна четкость, значит, рисунок чертеж) какой?

– Четкий.

И так далее.

IV.2. Образование существительных со значением признака от прилагательных во всех случаях (кроме слова радость!) аналогично тому, как это показано на образце.

V. Домашнее задание: тетрадь для самостоятельной работы 1, упражнение 20 (с.26– 27).

VI. Итог урока.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: